- Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
Кузнецова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и
Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс
- обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
- систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
- проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
- конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
- вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
- формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
- развивать интерес к изучению языка;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.
Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».
На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.
- Теоретическая часть (коллективная работа).
- Проблемно-творческая часть (работа в парах).
- Тестовая часть (индивидуальная работа).
- Рефлексия.
1. Теоретическая часть заседания .
– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).
– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?
Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).
2. Проблемно-творческая часть заседания
(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)
– Выполните задание, указанное на вашей карточке.
Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
- «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
- Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
- Командир приказал: «Огонь!»
- «Который час ?» – спросил я.
- Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
- Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
- Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
- Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
- Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
- Командир приказал, чтобы открыли огонь.
- Я спросил, который час.
- Врач спросил, какая у меня была температура.
- Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
- Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.
(К доске выходит вторая пара обучающихся ).
Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.
1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.
2) Он добавил, что волки хитрее охотников.
3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.
4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.
6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.
(Третья пара учащихся)
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?
- Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
- Меня спросили, где я раньше работал?
- Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
- Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
- Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
- В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
- Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?
Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.
Задание 5. Диалог
(У доски работают двое обучающихся)
Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.
3. Подведение итогов урока
– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?
4. Тестовая часть.
(Классу раздаются листки с матрицей)
Матрица. Способы выражения чужой речи .
I. Прямая речь – это
1. Составьте схемы предложений с прямой речью
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы
II. Косвенная речь – это
1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.
III. Диалог – это
1. Как оформить диалог при записи?
2. Запишите диалог.
Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:
- Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
- Слова, вводящие прямую речь, называются …
- Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
- Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
- Слова, обращенные к собеседнику – это…
- Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
- Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
- Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
- Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
- Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.
5. Рефлексия. «Заверши тезис»
- Сегодня на уроке я узнал …
- Самым интересным для меня было …
- Самым трудным для меня стало….
- Мне нужно ещё повторить…
- Этот урок помог мне…
6. Домашнее задание
Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.
7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.
Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.
Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.
Тест по теме «Способы передачи чужой речи»
Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.
Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»
Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей".
Источник
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_i_kosvennaya_rech.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе на тему
«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь».
Урок повторения, углубления и систематизации знаний будет иметь ярко выраженную практическую направленность, т.к. базовые теоретические положения по этой теме были освещены в курсе основной школы.
Необходимые справочные материалы будут даваться в виде опорных схем с кратким пояснением.
Задания, упражнения и микротексты представлены в виде блоков. Используемый дидактический материал составлен не только по изучаемой теме, но включает слова и предложения на ранее рассмотренные правила и наиболее сложные случаи пунктуации, которые объясняются попутно на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Уровень А. Что такое чужая речь. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Уровень В, С. Понимать и объяснять, в чём отличие прямой речи от косвенной, постановку знаков препинания при передаче чужой речи.
1) выяснить, в чём сходство и различие прямой и косвенной речи;
2) знать структурные элементы прямой и косвенной речи;
3) уметь расставлять знаки препинания в прямой и косвенной речи.
1) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.
1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
4) развивать умение работать парно.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу в том числе через видео-фрагмент «Зарисовка весеннего утра»
Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихcя через напоминание о том, что при работе с частью С на ЕГЭ будет максимально необходим данный материал)
Д/з — параграф 102 упр. 480 по учебнику Гольцовой Н.Г.
I. Стадия вызова
В начале урока сообщаются тема урока и программа работы. Задания предъявляются с помощью мультимедийной презентации и отдельных карточек.
Проводится инструктаж по оценочным листам.
К уроку подготовлены справочные материалы (опорные таблицы, схемы, оценочные листы, словари, подключение к сети Интернет, тексты упражнений учебника).
1. Систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме
На прошлом уроке мы повторили изученные в основной школе правила постановки знаков препинания при прямой речи. В качестве тренировки навыков постановки знаков препинания при прямой речи вы работали с предложениями упражнения 477.
Напомним ещё раз эти правила.
Перед вами на экране ряд предложений, которые надо записать, расставить знаки препинания и записать схемы этих предложений условными знаками, знакомыми вам ещё из курса основной школы. Оценивать вы будете друг друга, составляйте схемы чётко, с минимальным количеством исправлений.
ПРИМЕР (на слайде)
1. «Позвольте, — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».
1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//
2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян
4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов
5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди
6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться
Проверка (на экране) — ВЗАИМОПРОВЕРКА
1. Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!»
2. «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
3. «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?»
4. «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?»
5. Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?»
6. «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться».
За каждую абсолютно правильно выполненную схему – 1 балл (максимум – 6 баллов)
Делаем выводы , что в графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:
1) прямая речь как речь чужая (иного плана) выделяется кавычками;
2) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.
3) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания (если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);
4) прямая речь сопровождается глаголами мысли и речи, глаголами говорения
Какими в наших примерах?
ВОСКЛИКНУЛА, ОТОЗВАЛСЯ, ЗАГОВОРИЛ, КРИКНУЛ
Одной из ошибок при написании части С на ЕГЭ является необоснованный повтор одного и того же слова. В частности, слова «СКАЗАЛ».
Посмотрите в словаре синонимов – какими синонимичными словами можно воспользоваться при передаче чужой речи.
СЛОВАРИ, ИНТЕРНЕТ используются для нахождения синонимов.
Выражать(ся), высказывать(ся), излагать, изъявлять, молвить, произносить, выговаривать, сказать, сказывать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, резонировать, развивать мысль, распространяться, рассуждать, витийствовать, ораторствовать, держать речь, проповедовать, гласить, вещать; барабанить, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать сквозь зубы, шептать, мямлить, тянуть, цедить сквозь зубы; галдеть, разговаривать, утверждать
II. Погружение в новый материал .
Итак, чужую речь можно передавать непосредственно – прямо, можно непрямо – КАК?
Кстати, что значит слово «косвенная»? КОСАЯ – не прямо.
Коридор – учительская: Учитель(Я) – Света(ученица)
Я: «Света, завтра в связи с мониторингом будет изменено расписание. Предупреди класс».
Света классу: «Валентина Владимировна велела предупредить, что завтра в связи с мониторингом будет изменено расписание»
Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?
1) «Завтра ожидаются осадки», — сообщили по радио.
Прямая речь и слова автора
2) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.
Использование вводного предложения
3) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки
Использование СПП с придаточным изъяснительным
4) По радио сообщили о возможных осадках.
Использование односоставного неопределённо-личного предложения
2) Проведём небольшое исследование.
Исследовательская работа (Приложение 1)
Сравните предложения с прямой и косвенной речью, данные вам на листах
Предложения с прямой речью
Предложения с косвенной речью
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница.
Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней
«Возможно, я летом поеду в деревню», — сказала Мария.
Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню.
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу».
Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. — Сейчас же неси сюда тулуп!»
Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп»
«Который час?», — спросил я у соседа.
У соседа я спросил, который час.
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» — говорил Чичиков.
Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!»
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.
и ответьте на вопросы (можно дополнительно опираться на материла таблицы учебника в.Ф. Грекова стр. 235-236):
1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.
2. Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора.
3. Прочитайте предложения, где речь вводится как придаточное предложение
4. Какое место занимает (косвенная речь) это придаточное в сложном предложении
5. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:
— прямая речь — вопросительное предложение?
— прямая речь – побудительное предложение?
— прямая речь повествовательное предложение?
6. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?
7. Как меняются личные и притяжательные местоимения?
7. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?
8. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?
Заполняем таблицу. (Приложение 2)
Учащиеся самостоятельно заполняют часть «Выводы»
Основные параметры косвенной речи.
Место косвенной речи в предложении.
Всегда следует после авторских слов
Какое это предложение по структуре.
Представляет СПП с придаточным изъяснительным
Какие средства связи используются для присоединения косвенной речи в придаточном предложении
В повествовательном — союз ЧТО
В побудительном – союз ЧТОБЫ
В вопросительном – частица ЛИ, союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО
Какие изменения претерпевают обращения, междометия, экспрессивные повторы при замене прямой речи косвенной
Обращения становятся дополнениями, либо опускаются вовсе, как и междометия, и экспрессивные повторы.
Как меняются личные и притяжательные местоимения
Личные и притяжательные местоимения передаются от лица автора.
Строение косвенной речи – сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.
Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора.
Не сохраняются средства выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной).
Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.
Многие предложения полностью или частично утратили эмоциональную выразительность, стали холоднее, суше, логичнее. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа.
III. Этап закрепления. Упражнения для закрепления (раздаются учащимся дифференцированно)
- Замените прямую речь косвенной речью:
1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».
2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.
3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».
- Переведите прямые вопросы в косвенные
1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»
2) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»
Упражнение для закрепления *
- Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.
- Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».
- 2) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой.
3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать.
4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста.
5) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни».
(Из произведений А. Алексина).
Работа с упражнением 434 (Греков В.Ф.) стр 236 – устно.
Исправление речевых ошибок при употреблении косвенной речи
1. Чтение предложения
3. Исправленный вариант.
IV. Этап контроля усвоения материала
Выполняется тест. (Приложение 3)
Ключи к тесту: 1-3; 2-2; 3-2; 4-1; 5-2; 6-2; 7-3; 8-2; 9-1; 10-4; 11-4 на слайде
Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, в ваших оценочных листах отметьте в итоговой строке количество баллов и вашу оценку того, как вы справлялись с заданиями на всех этапах урока.
Приложение 3 ТЕСТ по теме «Способы передачи чужой речи»
1. Предложение с косвенной речью представляют собой:
1) простое предложение;
2) сложносочинённое предложение;
3) сложноподчинённое предложение;
4) простое осложнённое предложение.
2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:
3) вопросительного знака;
4) восклицательного знака.
3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
1) Предложение с прямой речью;
2) предложение с косвенной речью;
3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;
4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
4 . При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:
2) союз-частицу ли;
5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват
3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.
6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».
3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.
4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.
9 . Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней.
3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
4) И боец сказал: «Понятно!»
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.
11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «Ура!» — кричали люди на площади.
2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется».
3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
Оценочный лист ученика 11 а класса ________________________________
Источник