Конспект урока русского языка способы передачи чужой речи

Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc 116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное специальное

учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа

для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

Кузнецова Елена Валерьевна,

учитель русского языка и

Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс

  • обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
  • систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
  • проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
  • конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
  • вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
  • формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
  • развивать интерес к изучению языка;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.

Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».

На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.

  • Теоретическая часть (коллективная работа).
  • Проблемно-творческая часть (работа в парах).
  • Тестовая часть (индивидуальная работа).
  • Рефлексия.

1. Теоретическая часть заседания .

– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?

Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).

2. Проблемно-творческая часть заседания

(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)

– Выполните задание, указанное на вашей карточке.

Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

  • «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
  • Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
  • Командир приказал: «Огонь!»
  • «Который час ?» – спросил я.
  • Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
  • Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
  • Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
  • Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
  • Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
  • Командир приказал, чтобы открыли огонь.
  • Я спросил, который час.
  • Врач спросил, какая у меня была температура.
  • Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
  • Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

(К доске выходит вторая пара обучающихся ).

Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.

2) Он добавил, что волки хитрее охотников.

3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.

4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.

5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.

6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.

(Третья пара учащихся)

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

  • Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  • Меня спросили, где я раньше работал?
  • Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
  • Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  • Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  • В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
  • Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Задание 5. Диалог

(У доски работают двое обучающихся)

Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

3. Подведение итогов урока

– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

4. Тестовая часть.

(Классу раздаются листки с матрицей)

Матрица. Способы выражения чужой речи .

I. Прямая речь – это

1. Составьте схемы предложений с прямой речью

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы

II. Косвенная речь – это

1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.

III. Диалог – это

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог.

Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
  • Слова, вводящие прямую речь, называются …
  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
  • Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
  • Слова, обращенные к собеседнику – это…
  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
  • Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

5. Рефлексия. «Заверши тезис»

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Самым интересным для меня было …
  • Самым трудным для меня стало….
  • Мне нужно ещё повторить…
  • Этот урок помог мне…

6. Домашнее задание

Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.

7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.

Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.

Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.

Тест по теме «Способы передачи чужой речи»

Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.

Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»

Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.

Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»

Открытый урок по теме «Способы разделения смесей&quot.

Источник

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи.

Скачать:

Вложение Размер
pryamaya_i_kosvennaya_rech.doc 102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе на тему

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь».

Урок повторения, углубления и систематизации знаний будет иметь ярко выраженную практическую направленность, т.к. базовые теоретические положения по этой теме были освещены в курсе основной школы.

Необходимые справочные материалы будут даваться в виде опорных схем с кратким пояснением.

Задания, упражнения и микротексты представлены в виде блоков. Используемый дидактический материал составлен не только по изучаемой теме, но включает слова и предложения на ранее рассмотренные правила и наиболее сложные случаи пунктуации, которые объясняются попутно на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Уровень А. Что такое чужая речь. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Уровень В, С. Понимать и объяснять, в чём отличие прямой речи от косвенной, постановку знаков препинания при передаче чужой речи.

1) выяснить, в чём сходство и различие прямой и косвенной речи;

2) знать структурные элементы прямой и косвенной речи;

3) уметь расставлять знаки препинания в прямой и косвенной речи.

1) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;

4) развивать умение работать парно.

Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу в том числе через видео-фрагмент «Зарисовка весеннего утра»

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихcя через напоминание о том, что при работе с частью С на ЕГЭ будет максимально необходим данный материал)

Д/з — параграф 102 упр. 480 по учебнику Гольцовой Н.Г.

I. Стадия вызова

В начале урока сообщаются тема урока и программа работы. Задания предъявляются с помощью мультимедийной презентации и отдельных карточек.

Проводится инструктаж по оценочным листам.

К уроку подготовлены справочные материалы (опорные таблицы, схемы, оценочные листы, словари, подключение к сети Интернет, тексты упражнений учебника).

1. Систематизация имеющихся знаний по изучаемой теме

На прошлом уроке мы повторили изученные в основной школе правила постановки знаков препинания при прямой речи. В качестве тренировки навыков постановки знаков препинания при прямой речи вы работали с предложениями упражнения 477.

Напомним ещё раз эти правила.

Перед вами на экране ряд предложений, которые надо записать, расставить знаки препинания и записать схемы этих предложений условными знаками, знакомыми вам ещё из курса основной школы. Оценивать вы будете друг друга, составляйте схемы чётко, с минимальным количеством исправлений.

ПРИМЕР (на слайде)

1. «Позвольте, — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».

1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//

2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.

3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян

4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов

5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди

6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться

Проверка (на экране) — ВЗАИМОПРОВЕРКА

1. Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!»

2. «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.

3. «Скажи, пожалуйста, Ерофей, – заговорил я, – что за человек этот Касьян?»

4. «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?»

5. Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?»

6. «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться».

За каждую абсолютно правильно выполненную схему – 1 балл (максимум – 6 баллов)

Делаем выводы , что в графических схемах хорошо видны основания для постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:

1) прямая речь как речь чужая (иного плана) выделяется кавычками;

2) прямая речь и слова автора отделяются двоеточием или тире.

3) предложения, являющиеся прямой речью, сохраняют интонационно-коммуникативные особенности, в конце их ставятся конечные знаки препинания (если прямая речь предшествует словам автора, вместо точки ставится запятая);

4) прямая речь сопровождается глаголами мысли и речи, глаголами говорения

Какими в наших примерах?

ВОСКЛИКНУЛА, ОТОЗВАЛСЯ, ЗАГОВОРИЛ, КРИКНУЛ

Одной из ошибок при написании части С на ЕГЭ является необоснованный повтор одного и того же слова. В частности, слова «СКАЗАЛ».

Посмотрите в словаре синонимов – какими синонимичными словами можно воспользоваться при передаче чужой речи.

СЛОВАРИ, ИНТЕРНЕТ используются для нахождения синонимов.

Выражать(ся), высказывать(ся), излагать, изъявлять, молвить, произносить, выговаривать, сказать, сказывать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, резонировать, развивать мысль, распространяться, рассуждать, витийствовать, ораторствовать, держать речь, проповедовать, гласить, вещать; барабанить, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать сквозь зубы, шептать, мямлить, тянуть, цедить сквозь зубы; галдеть, разговаривать, утверждать

II. Погружение в новый материал .

Итак, чужую речь можно передавать непосредственно – прямо, можно непрямо – КАК?

Кстати, что значит слово «косвенная»? КОСАЯ – не прямо.

Коридор – учительская: Учитель(Я) – Света(ученица)

Я: «Света, завтра в связи с мониторингом будет изменено расписание. Предупреди класс».

Света классу: «Валентина Владимировна велела предупредить, что завтра в связи с мониторингом будет изменено расписание»

Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) «Завтра ожидаются осадки», — сообщили по радио.

Прямая речь и слова автора

2) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки.

Использование вводного предложения

3) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки

Использование СПП с придаточным изъяснительным

4) По радио сообщили о возможных осадках.

Использование односоставного неопределённо-личного предложения

2) Проведём небольшое исследование.

Исследовательская работа (Приложение 1)

Сравните предложения с прямой и косвенной речью, данные вам на листах

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница.

Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней

«Возможно, я летом поеду в деревню», — сказала Мария.

Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню.

Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу».

Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу

«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. — Сейчас же неси сюда тулуп!»

Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп»

«Который час?», — спросил я у соседа.

У соседа я спросил, который час.

«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» — говорил Чичиков.

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!»

Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.

и ответьте на вопросы (можно дополнительно опираться на материла таблицы учебника в.Ф. Грекова стр. 235-236):

1. Прочитайте предложения, где присутствует дословно прямая речь.

2. Какую позицию могут занимать в предложениях прямая речь и слова автора.

3. Прочитайте предложения, где речь вводится как придаточное предложение

4. Какое место занимает (косвенная речь) это придаточное в сложном предложении

5. Какими средствами связи присоединяется косвенная речь, если:

— прямая речь — вопросительное предложение?

— прямая речь – побудительное предложение?

— прямая речь повествовательное предложение?

6. Каким членом предложения является обращение, употреблённое в прямой речи?

7. Как меняются личные и притяжательные местоимения?

7. Сохраняются ли междометия, экспрессивные повторы в косвенной речи?

8. Какой вид чужой речи: прямая или косвенная более выразительна и эмоциональна?

Заполняем таблицу. (Приложение 2)

Учащиеся самостоятельно заполняют часть «Выводы»

Основные параметры косвенной речи.

Место косвенной речи в предложении.

Всегда следует после авторских слов

Какое это предложение по структуре.

Представляет СПП с придаточным изъяснительным

Какие средства связи используются для присоединения косвенной речи в придаточном предложении

В повествовательном — союз ЧТО

В побудительном – союз ЧТОБЫ

В вопросительном – частица ЛИ, союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО

Какие изменения претерпевают обращения, междометия, экспрессивные повторы при замене прямой речи косвенной

Обращения становятся дополнениями, либо опускаются вовсе, как и междометия, и экспрессивные повторы.

Как меняются личные и притяжательные местоимения

Личные и притяжательные местоимения передаются от лица автора.

Строение косвенной речи – сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.

Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора.

Не сохраняются средства выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной).

Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.

Многие предложения полностью или частично утратили эмоциональную выразительность, стали холоднее, суше, логичнее. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа.

III. Этап закрепления. Упражнения для закрепления (раздаются учащимся дифференцированно)

  • Замените прямую речь косвенной речью:

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».

2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.

3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

  • Переведите прямые вопросы в косвенные

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»

2) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»

Упражнение для закрепления *

  • Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.
  1. Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».
  2. 2) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой.

3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать.

4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста.

5) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни».

(Из произведений А. Алексина).

Работа с упражнением 434 (Греков В.Ф.) стр 236 – устно.

Исправление речевых ошибок при употреблении косвенной речи

1. Чтение предложения

3. Исправленный вариант.

IV. Этап контроля усвоения материала

Выполняется тест. (Приложение 3)

Ключи к тесту: 1-3; 2-2; 3-2; 4-1; 5-2; 6-2; 7-3; 8-2; 9-1; 10-4; 11-4 на слайде

Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, в ваших оценочных листах отметьте в итоговой строке количество баллов и вашу оценку того, как вы справлялись с заданиями на всех этапах урока.

Приложение 3 ТЕСТ по теме «Способы передачи чужой речи»

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

1) простое предложение;

2) сложносочинённое предложение;

3) сложноподчинённое предложение;

4) простое осложнённое предложение.

2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:

3) вопросительного знака;

4) восклицательного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

1) Предложение с прямой речью;

2) предложение с косвенной речью;

3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

4 . При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:

2) союз-частицу ли;

5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват

3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»

2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».

3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.

4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»

2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.

3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».

4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.

9 . Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!

2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней.

3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».

4) И боец сказал: «Понятно!»

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.

2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»

3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».

4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Ура!» — кричали люди на площади.

2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется».

3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»

4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»

Оценочный лист ученика 11 а класса ________________________________

Источник

Читайте также:  Аналитический способ определения площадей земельных участков
Оцените статью
Разные способы