Конспект урока речевой этикет речевые привычки способы выражения вежливой оценки утешения 4 класс

Конспект урока русского языка 4 класс «Речевой этикет. Стили речи.»

В ходе урока учащихся расширят представление о речевом этикете как системе правил речевого общения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 4 класс «Речевой этикет. Стили речи.»»

ТЕМА: Речевой этикет. Стили речи.

ЦЕЛЬ: Расширить представления учащихся о речевом этикете как системе правил речевого общения. Учить выбирать этикетную формулу в зависимости от речевой ситуации. Совершенствовать умение связно высказывать свои мысли. Развивать память, внимание, интерес к изучению русского языка. Обогащать лексический запас учащихся.

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся.

Фронтальная работа с классом. Лексическое задание.

Как называются близкие по значению слова или выражения?

Взаимопроверка выполнения письменного задания к упражнению № 94.

Мотивация учебной деятельности.

Подберите к нему однокоренные слова. (Телефон, телефонный, телефонист, телефонистка.)

Назовите и запишите другие слова со значимой частью теле. (Телеграф, телеграмма, телевизор, телескоп.)

Сообщение темы и задач урока

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Этимологическая работа на материале упражнения № 101 (с. 48-49)

Знакомство со значимостью мимики и жестов в речевом общении.

а) Выполнение упражнения № 99 (с. 47-48);

б) Анализ ситуативных рисунков. Упражнение № 100 (с. 48)

Что означают жесты, изображенные на них?

В каких случаях мы ими пользуемся?

Какими словами они могут сопровождаться?

Какое значение имеет слово жест? (Жест – движение тела человека или какой-либо его части, которое сопровождает речь для усиления ее выразительности или имеет значение сигнала, знака.)

Что означает слово мимика? (Мимика – способность человека выражать свое внутреннее душевное состояние, чувства и настроения соответствующими движениями мышц лица.)

Закрепление и осмысление знаний.

Установление зависимости выбора языковых средств речевой ситуации (при прощании).

К вам обратились с просьбой, но вы по какой-либо причине не можете ее выполнить. Подберите форму вежливого отказа при обращении.

Слова для справки:

не буду и не просите;

к сожалению, у меня нет времени;

скорее всего я не успею;

я бы с радостью сделал, но…;

я не могу вам дать обещание;

как-нибудь в другой раз;

не вижу необходимости в том…;

а кому это нужно?;

что-то мне не хочется;

я вынужден отказаться;

Обобщение и систематизация знаний.

Определение смысловой нагрузки жестов и мимики. Индивидуальная работа.

Какими словами, высказываниями могут сопровождаться изображенные на рисунках и фотографиях жесты и мимические движения?

Что такое речевой этикет?

Что устанавливает речевой этикет? (Правила общения людей между собой, формулы приветствия, прощания, поздравления…)

Источник

Этикет
план-конспект урока (4 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприяти по теме «Этикет

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_meropriyatiya.docx 46.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 568

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка внеурочного занятия.

Автор: учитель начальных классов

Чистякова Алена Михайловна

Квалификационная категория: первая

2016– 2017 учебный год

Планируемые образовательные результаты

Цель: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

  • развивать эстетические чувства как регулятор морального поведения;
  • помочь школьникам анализировать и моделировать жизненные ситуации;
  • формировать умение высказывать суждения;
  • формировать умения и готовность слушать и вести диалог;
  • обобщить и расширить знания о правилах этикета.

Знание и понимание этикета и этикетных норм, значение его в обществе, освоение практического применения правил этикета.

Познавательные: формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение информации.

Регулятивные: развитие навыка постановки правильной цели урока, умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: развитие умения правильно излагать мысли, работать в группах и парах.

Формирование мотивации учеников на изучение и выполнение этикетных норм в обществе.

Воспитание этических чувств как регуляторов нравственного поведения.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Этикет, этикетные правила, этикетная ситуация, этикетный жанр, этикетные роли.

Формы и виды деятельности:

Чтение, беседа комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге, работа в группе, просмотр видеороликов, ИКТ – презентация.

Содержание учебного материала занятия

  • Ожегов С. И Толковый словарь.. М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
  • Даль В И., Словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Рус. Яз., 1980.
  • Шушков А. А. Толково-понятийный словарь русского языка. М.: Астрель, 2003).
  • Электронный толковый словарь

Отрывок из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

Отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна»

Отрывок из журнала «Ералаш» «Гости»

4. Документ Word. ( раздаточный материал для работы в группах)

Формирование у школьника представлений о правильном поведение в обществе идет с опорой на примеры из литературы, также через работу с терминами и понятиями осуществляется связь с русским языком, так как происходит обогащение из словаря новой лексикой.

Этап I. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Класс разделен на 4 группы.

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

— Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

— Проходите, пожалуйста, на свои места.

Стоят у доски, взявшись за руки.

Проходят и садятся на свои места.

Этап II. Актуализация знаний.

УУД (универсальные учебные действия)

Образовательные технологии, методы и приемы

Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда). Слайд №1 по щелчку

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

Разгадывают кроссворд. Дети по одному выходят и вписывают правильный ответ на электронный доске в кроссворд.

Информационно – коммуникационная технология

Традиционные технологии (классно-урочная система)

Этап III. Целеполагание.

1. Учитель : Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

2. Работа со словарем. Каждая группа получает толковые словари разных издателей, в которых они ищут определение слову Этикет

Найдите в словарях определение, что такое этикет?

В форме беседы дети дают ответы.

1.Ученики Этикет – это…

2. Ищут определения в словарях, затем сравнивают эти определения. 3 группы ищут в словарях на бумажном носителе, а 4 группа пользуется электронным словарем (компьютер учителя с выходом в интернет.)

  • I – группа. Ожегов С. И Толковый словарь.. М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
  • II – группа Даль В И., Словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Рус. Яз., 1980.
  • III – группа Шушков А. А. Толково-понятийный словарь русского языка. М.: Астрель, 2003 ).
  • IV – группа Электронный толковый словарь

Технология развивающего обучения.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сохраняют интерес.

Коммуникативные: умеют совместно выполнять задание.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, которую дает учитель.

Личностные: самостоятельно ищут пути решения поставленной задачи.

Этап V. Введение в новую тему. Беседа по теме.

А сейчас давайте послушаем стихотворение, которое подготовил для нас Саша.

Работа с PPTпрезентацией

— Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях. Слайд №2,

про которые нам сейчас расскажут: Наташа и Аня

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Что такое этикет?

Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то – нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет!

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской “Одиссее” говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.

Слайд 3. Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Слайды 4, 5. Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Первые письменные правила поведения были даны в “Поучениях” Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: “Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях. где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего. чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — . угостите пищей или питьем. Больного посещайте, мертвого пойдите проводить. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово. ”.

Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

Слайд 6. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Информационно – коммуникационная технология;

Регулятивные: принимают учебную задачу, сохраняют интерес к теме урока.

Коммуникативные: умеют совместно выполнять задание.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, которую дает учитель.

Личностные: самостоятельно ищут пути решения поставленной задачи, развивают навыки сотрудничества.

Этап V. Проверка полученных результатов и коррекция

О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

— Почему мы так говорим?

— Все ли вам было понятно в его речи?

— Что вам показалось смешным?

— Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай?

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

— Какие еще правила общения вы знаете?

Учитель обобщает материал из групп. Слайд 8

Этикет в школе (разыгрывание школьных ситуаций).

Вы учитесь в 4 классе ивы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах.

Правильно ли поступают дети?

Учитель обобщает. — Какие правила поведения вы можете назвать? Слайд 9

Этикет за столом.

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”. Слайд 10

— Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

— Что было необычного в поведении мальчика?

— Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

— А как вы ведете себя за столом?

Какие правила вы можете предложить? Слайд 11

. Этикет в гостях.

— У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. Как вы себя ведете?

— Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент о том, как хозяйка встречала гостей. В чем она была неправа?

Просмотр фрагмента из журнала “Ералаш”. Слайд 12

Какие правила этикета вы можете предложить? Слайд 13

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?” Слайд 7

Обсуждение просмотренного отрывка.

Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни

Работа в группах. Каждая группа обсуждает и придумывает свои правила общения. Затем представитель от группы рассказывает эти правила.

I и II группы разыгрывают ситуации.

1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем ( сценка ).

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: «Здравствуйте, Татьяна Ивановна!».

2. Мальчик здоровается с девочкой, ( сценка )

Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: «Здорова, Ларина!»

IIIиIV группы – анализируют ситуации и на основе анализы выводят правила поведения в школе.

Работа в группах.

Выведение правил поведения за столом. Представитель из группы обобщает мысли детей.

Ученики анализируют просмотренный отрывок, затем предлагают правила этикета в гостях.

Технология развивающего обучения.

Регулятивные: выделяют то, что уже усвоено, и, то, что еще непонятно.

Познавательные: анализируют ситуации, осуществляют поиск необходимой информации, для выполнения задания.

Личностные: индивидуальное выполнение задания, желание выполнить его правильно.

Коммуникативные: умение совместно выполнять задание.

Этап VI. Подведение итогов.

. Работа в группах.

Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Подберите подходящие картинки

и пословицы к вашему виду этикета.

Как понимаете смысл пословиц?

  • Что такое этикет?
  • Какие правила этикета запомнили?
  • Нужны ли сейчас знания этих правил?

Учащиеся работают в группах. Каждая группа вывешивает памятку для своего вида этикета и защищает эту памятку. Даёт анализ проделанной работе.

Ученики дают толкование пословицам

Правила этикета: Обобщают правила, которые висят на доске.

Этап VI. Рефлексия.

Стихотворение (читает учитель)

Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Цитата: “Поведение — это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте)

Источник

Читайте также:  Асбестоцементные изделия сырье способы получения свойства области применения
Оцените статью
Разные способы