- Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Способы выражения подлежащего план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе.
Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
— расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;
— повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами
— совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения;
— развитие познавательной активности учащихся;
— развитие внимания, памяти, критического мышления;
— развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);
— развитие речи учащихся;
— воспитание интереса к предмету;
— воспитание умения работать в группе.
Оборудование урока : карточки с информационным текстом, с предложениями; презентация,
– Откройте тетради, запишите число.
1 . Прием «Верите ли вы, что…»
– Итак, первое задание «Верите ли вы…».
1. Предложение – это единица синтаксиса.
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5. День чудесный . – двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено местоимением
– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.
– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.
– Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.
2. Формулирование темы.
– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
– Запишем тему в тетрадь.
3. Таблица З – Х – У
– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.
– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.
– Можно совещаться с товарищами.
5. Проверка записей. (по группам, по очереди)
– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?
5. Прием «Корзина идей»
– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.
– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)
– Хорошо, идеи собрали, теперь их нужно проверить. Как будем проверять?
– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».
1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»
Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.
Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета . О чем говорится в предложении? — Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.
Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».
Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.
А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.
Место подлежащего может занять любая часть речи.
Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.
Или причастие: Провожающие стояли у вагона.
Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.
– Что нового вы узнали из этого материала?
– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У
2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.
– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)
– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.
3. Исследование (разбор предложений)
– Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.
Двое уехали в столицу.
Курить – здоровью вредить.
Завтра не наступит никогда.
В воздухе прокатилось «ура».
Анютины глазки растут в саду.
«Из» – это предлог.
– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.
– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?
4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.
III РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.
– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 90 из учебника.
1. Упражнение 90
2. Проверка по слайду.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.
– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?
– А теперь составим синквейн на тему «Подлежащее»
3. Прием «Синквейн»
1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.
2) Два прилагательных, характеризующих тему.
3) Три глагола, показывающих действие темы.
4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.
5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.
Называет, обозначает, отвечает.
Подлежащее – ключевое слово в предложении.
– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.
IV Домашнее задание: упр. 93, составить рассказ по аналогии с текстом на карточке, в котором были бы различные способы выражения подлежащего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
Описание педагогического опыта «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся».
Презентация к уроку русского языка в 6 классе «Морфологический способ образования слов»
учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе.
Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»
Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения».
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно.
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. — 272с.
Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов «Способы выражения грамматической основы предложения»
Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их ис.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям.
Урок русского языка в 8 классе «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям»- это урок открытия новых знаний, обретения новых умений и нав.
Источник
Способы выражения подлежащего
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
конспект урока для 8 класса по учебнику «Русский язык. 8 класс.» Авторы6 С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_vyrazheniya_podlezhashchego.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Подлежащее и способы его выражения.
Цели урока: обучающая — расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения; развивающая — углубить знания о синонимических связях языковых единиц
Методические приемы: объяснения учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений.
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания.
- Что такое предложение
- Назовите типы предложений по цели высказывания
- Какие предложения называются простыми
- Чем простое предложение отличается от сложного
- Какие предложения называются односоставные, а какие двусоставные
- Какие предложения называются распространенными, а какие нераспространенными
- Может ли односоставное предложение быть распространенным? Приведите примеры.
- Объяснение нового материала.
- В саду горит костёр рябины красной.
К какой группе относится корень –гор-
Какое художественное средство используется
Дайте характеристику предложению
Выделите грамматическую основу
- Всё вокруг покрыто пеленой тумана.
Какое художественное средство используется
Дайте характеристику предложению
Выделите грамматическую основу
- Шестьдесят – это уже не двадцать .
Дайте характеристику предложению
Выделите грамматическую основу
- Жизнь прожить не поле перейти.
Дайте характеристику предложению
Выделите грамматическую основу
- Завтра может больше не прийти .
Дайте характеристику предложению
Выделите грамматическую основу
- Старый гораздо дороже ценит каждый миг жизни.
- Будущее уже ему не принадлежит .
- Мы с тобой осколки старой жизни.
Мы с вами выделили грамматические основы.
Что такое подлежащее. Составим сводную таблицу
Способы выражения подлежащего
Имя существительное в Им. п.
Местоимение в Им. п.
Имя числительное в Им. п.
Прилагательные и причастия занимая место подлежащего приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в существительные. Такие прилагательные или причастия называются субстантивированными.
- Постановка домашнего задания. Самостоятельно придумать примеры / или упр. 116
- Закрепление изученного
Посмотрите на предложения. Какой общей темой они объединены? Какова основная мысль этого текста.
Спишите. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее.
В Краснодарском крае живут и работают трудолюбивые люди.
Они выращивают пшеницу, фрукты и овощи.
Отдыхающие могут наслаждаться гостеприимными курортами краснодарского края.
Собрать урожай в срок — дело непростое.
Но завтра этого края будет светлым и радостным .
Пять — это оценка , на которую наработали кубанские агрономы во время весенней посевной.
Громкое ура сопровождало сообщение о рекордном урожае пшеницы.
Несколько станиц края поставляют своё сырье в Европу.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее.
В (К,к)расн_дарском кра_ живут и р_ботают труд_любивые люди. Они выр_щивают пш_ницу фрукты и овощи. Отдыхающи_ могут насл_ждаться гост_пр_имными курортами края. Собрать ур_жай в срок — дело (не)простое. Но завтра этого края буд_т светлым и радос_ным. Пять — это оценка на к_торую зар_ботали кубанские агр_номы за лето. Громкое ура сопр_вождало с_общение о р_кордном ур_жае пш_ницы. Несколько станиц края пост_вляют своё сырье даже в Европу.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее.
В (К,к)расн_дарском кра_ живут и р_ботают труд_любивые люди. Они выр_щивают пш_ницу фрукты и овощи. Отдыхающи_ могут насл_ждаться гост_пр_имными курортами края. Собрать ур_жай в срок — дело (не)простое. Но завтра этого края буд_т светлым и радос_ным. Пять — это оценка на к_торую зар_ботали кубанские агр_номы за лето. Громкое ура сопр_вождало с_общение о р_кордном ур_жае пш_ницы. Несколько станиц края пост_вляют своё сырье даже в Европу.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее.
В (К,к)расн_дарском кра_ живут и р_ботают труд_любивые люди. Они выр_щивают пш_ницу фрукты и овощи. Отдыхающи_ могут насл_ждаться гост_пр_имными курортами края. Собрать ур_жай в срок — дело (не)простое. Но завтра этого края буд_т светлым и радос_ным. Пять — это оценка на к_торую зар_ботали кубанские агр_номы за лето. Громкое ура сопр_вождало с_общение о р_кордном ур_жае пш_ницы. Несколько станиц края пост_вляют своё сырье даже в Европу.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее.
В (К,к)расн_дарском кра_ живут и р_ботают труд_любивые люди. Они выр_щивают пш_ницу фрукты и овощи. Отдыхающи_ могут насл_ждаться гост_пр_имными курортами края. Собрать ур_жай в срок — дело (не)простое. Но завтра этого края буд_т светлым и радос_ным. Пять — это оценка на к_торую зар_ботали кубанские агр_номы за лето. Громкое ура сопр_вождало с_общение о р_кордном ур_жае пш_ницы. Несколько станиц края пост_вляют своё сырье даже в Европу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме «Подлежащее. способы выражения подлежащего.»
Цель:· отработать умение находить грамматическую основу предложения;· знать способы выражения подлежащего разными частями речи и.
урок русского языка в 8 классе «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об.
Презентация «Подлежащее.Способы выражения подлежащего.»
Данная презентация — хорошее подспорье для изучения темы «Подлежащее». Представлен материал для изучения новой темы,для закрепления и рефлексии.
Урок «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Урок открытия новых знаний. Создание условий для формирования ключевых компетенций.
Подлежащее. Способы выражения подлежащего
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП.
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (с использованием технологии развития критического мышления)
Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего.Цели и задачи: рассмотреть основные способы выражения подлежащего;научить находить в разных типах предложений подлежащие и определять, .
Источник