- Конспект урока по шахматам «Защита фигур и пешек от нападения» план-конспект урока (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок по шахматам 2 год обучения план-конспект урока (2 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 2 класс. Урок 5. Защита в шахматной партии. уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры
- Просмотр содержимого документа «2 класс. Урок 5. Защита в шахматной партии. уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры»
Конспект урока по шахматам «Защита фигур и пешек от нападения»
план-конспект урока (2 класс) на тему
В конспекте наглядно показано как защитить фигуры от нападения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_shahmaty_2_klass.docx | 402.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Школа №1393 «Школа РОСТ»
Конспект урока по шахматам » Защита фигур и пешек от нападения»
Тема курса «Организация и проведение учебных занятий по шахматам в начальной школе (2 класс)
учитель начальных классов
Лотоцкая Анжела Алифовна
Цели и задачи: познакомить обучающихся с такими приемами защиты как:
- уход атакованной фигурой;
- её поддержка другой фигурой;
- перекрытие действия атакующей фигуры;
- ответное нападение;
- развитие внимания и логического мышления;
- воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, шахматные фигуры, демонстрационная доска.
Основные виды деятельности: рассказ учителя, объяснение, обсуждение, работа у демонстрационной доски.
-Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке, мы познакомились с такими понятиями как атака, нападение и контрнападение. А что делать, когда нас атаковали? Какие предпринять меры для защиты? Оказывается в игре «Шахматы» есть не только приемы нападения, но и приемы защиты. Сегодня, я покажу вам, как уйти от фигуры, которая вас атаковала, как поддержать другую фигуру, как перекрыть действия атакующей фигуры или сделать ответное нападение. А как вы думаете, что обозначает слово защита?
— Защита – принятие мер против нападения противоположного войска. При защите редко удаётся нанести ответное двойное или комбинированное нападение.
- Уход от нападения. Самый простой способ. Белая ладья нападает на черного коня. Он уходит на безопасное поле. Пример:
K:a7
Чёрный конь ушёл от атаки белой ладьи.
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
- Защита фигуры другой фигурой. Мы защищаем атакуемую фигуру или пешку другой фигурой или пешкой, чтобы противнику было невыгодно её брать. Белая ладья нападает на черного коня. Как вы думаете:
-Какие действия могут предпринять черные фигуры? (Ответы детей)
Kp:a6
Чёрные защитили коня королём.
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
- Взять атакованную фигуру под защиту другой фигурой. На слона d3 напали. Какой фигурой его можно защитить? (Ответы детей)
Его можно защитить ладьей с поля е1.
Почти при любом нападении, есть хоть один из способов защиты.
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
- Закрыться, если атаковала линейная фигура, по линии атаки другой своей фигурой. Ребята, какая фигура напала? (Ответы детей)
Какой фигурой можно закрыться от Лc8? (Ответы детей)
От ладьи с8, что напала, можно закрыться ладьей а2, на поле с2.
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
Такой способ не всегда может работать, если между атакующей и атакуемой фигурой нет свободных полей или конь — единственная атакующая фигура.
Может случиться, что на одну фигуру или пешку нападают сразу несколько вражеских фигур. В таком случае количество защит должно как минимум равняться количеству нападений. Например:
На чёрного коня нападают белые слон и ладья, а защищает один король. Чёрные могут сыграть С:с6 , уравнивая количество защит и нападений.
Однако при использовании такого метода следует учитывать относительную ценность фигур .
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
- Уничтожение атакующей фигуры. Если есть возможность избавиться
от атакующей фигуры можно, просто ее взять. Пример:
Чёрные могут сыграть Kp:h5
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
Особыми атакующими фигурами являются пешка и конь – это нелинейные фигуры и от них нельзя закрыться. А значит при их атаке, уменьшается число возможных защит. Особенно это ощутимо при защите короля, остается всего два варианта защиты: бежать от шаха или побить фигуру.
Черный ферзь нападает на белого короля. Белые могут сыграть: Л:d1 или Кр:d1
(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)
Ребята, сегодня мы познакомились с приемами защиты. Давайте, повторим, как они называются.
Вы, молодцы. Вам понравилось занятие? Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за внимание.
Источник
Урок по шахматам 2 год обучения
план-конспект урока (2 класс)
Конспект урока шахмат во 2 классе по теме:
«Тактический прием «сквозной удар».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty2.doc | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Тематический прием «сквозной прием»
Цель урока : познакомить учащихся с понятием с новым тактическим приемом «сквозной удар», выполняемым слоном, ладьей, ферзем.
Образовательные — познакомить с понятием «сквозной удар», повторить тактический прием «ловля фигуры»;
Развивающие – развивать умение дидактические задания, умение находить правильные ходы, развивать внимание и наблюдательность;
Воспитательные – воспитание интереса к шахматам.
Оборудование : учебник Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. «Шахматы в школе . Второй год обучения.» М, « Просвещение», 2017 г.; демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски ( по одной на парту).
Долгожданный дан звонок,
Он пойдет ребятам впрок…
2. Актуализация знаний учащихся.
— Ребята, начинаем наш урок!
Шахматы – это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы – это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей! (Даниленко Н.А.)
— Поможем друг другу — вспомним : какие шахматные фигуры мы знаем.
— Поиграем в «Волшебный мешочек».
— Ваша задача, ощупывая предмет в мешочке, узнать шахматную фигуру, рассказать всё, что вы знаете о ней. Остальные слушают, добавляют или исправляют информацию о фигуре ( название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске).
( Учитель располагает названные фигуры на шахматном поле большой демонстрационной доски, а ученики на индивидуальных досках.)
3. Постановка цели урока.
— Ребята, какя фигура на шахматной доске главная? ( Король)
— Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом нападения – это нападение на короля.
4. Знакомство с новым материалом.
— Откройте учебники на стр. 102.
— Прочитайте, как называется такой вид нападения? ( Шах)
— Шах – это нападение на неприятельского короля. Король находится под шахом, означает, то есть — под боем фигуры противника. Король в этом случае должен защититься.
— Уважаемые дети, запомните, что шах дают, а не ставят . Выражение « поставить шах » — опытные игроки не применяют.
— В шахматной нотации шах обозначается знаком « +».
— Рассмотрим диаграмму № 1 ( см. Приложение)
(Учитель располагает фигуры на демонстрационной доске, учащиеся — у себя на индивидуальных досках).
. Шах можно поставить любой фигурой , кроме короля.
Под шахом король не может оставаться.
— Что же нам надо делать? («Спасать» короля).
— Правильно! Сегодня мы узнаем, какими способами будем защищаться от шаха.
— Спастись от шаха можно тремя способами:
1) Король уходит из-под шаха.
2) Берется атакующая фигура (Конечно, если это возможно).
3) Короля закрывает другая фигура (Это защита не годится при шахе конём и пешкой).
-Рассмотрим все способы.
— Диаграмма № 2 (см. Приложение) Рассмотрение начинаем с очереди хода. От этого зависит правильность решения.
(Учитель располагает фигуры на демонстрационной доске, учащиеся — у себя на индивидуальных досках).
— Так можно увести короля из – под шаха .
— Диаграмма № 3 (см. Приложение)
— Побить ( «взять») атакующую фигуру.
— Диаграмма № 4 ( см. Приложение).
— Перекрыть линию удара ( закрыть короля).
Динамическая пауза ( под музыку).
Руки вверх по вертикали,
Руки вверх по диагонали,
Руки в стороны по горизонтали,
Руки вниз по диагонали,
Руки вниз по вертикали.
5. Первичное закрепление.
Расставим позицию так же, как на диаграмме № 5 (см. Приложение). Надо найти лучшую защиту от шаха.
— Чей ход на диаграмме? ( Ход чёрных).
— Покажем первый способ – увести короля из- под шаха.
Чёрный король может отойти из – под шаха на поле b 8.
( Учитель показывает на демонстрационной доске, ученики – у себя на индивидуальных досках).
— Вернём чёрного короля на поле a8. Второй способ защиты- «побить» фигуру, которая нападает на короля.
— Какой фигурой сможем побить ферзя белых? ( Ферзем и конём).
— Третий способ. Вернём чёрного короля на поле a8.
— Какой фигурой можем перекрыть линию удара? ( Только чёрный ферзь может защитить своего короля и пойти на поле b7).
— Запомним три способа защиты от шаха:
— Какая защита будет лучшей в этой позиции? (Работа в парах, обсуждение вариантов: Kpb8- уйти? Фb7- закрыться? Ф:c6 или К:c6- съесть?)
— Лучший вариант- К:c6.
Шахматам учусь я в школе
Наш учитель мной доволен
Проиграть я не боюсь
Все умнее становлюсь.
Я пока и не гроссмейстер
И не чемпион страны
Но играю каждый день я
Мне ведь шахматы нужны.
Шахматам учусь я в школе
Тренирую памятью волю
В дождь, и в ветер и в мороз
Выхожу я, бегать кросс.
Если зря не зазнаваться
Каждый день тренироваться
Бегать, прыгать, в шахматы играть
Сильным чемпионом можно стать!
6. Закрепление и самостоятельная работа .
— А теперь задача, которую вы должны решить !
Диаграмма № 6 ( см. Приложение)
(Учитель располагает фигуры на демонстрационной доске, учащиеся — у себя на индивидуальных досках).
— Как могут защитить своего короля черные от нападения?
Выберем лучший способ. ( Работа в парах, обсуждение способов защиты).
2) ЗАКРЫТЬСЯ (Сf8)
3) СЪЕСТЬ ( С:b8)- самый удачный способ
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Король с королём не… ( не встречаются).
Шах – это нападение… (короля).
— Назовите три способа защиты от шаха
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какое задание было самым интересным?
— За что вы можете похвалить себя?
Я хочу рассказать родителям ———————-
Источник
2 класс. Урок 5. Защита в шахматной партии. уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры
Данная презентация для второго года обучения, управляема учителем по своему усмотрению. С анимацией. Время для работы с ней хватает на целый урок. Детям нравятся презентации, они более им более понятны, т.к. с анимацией и видно, куда ходят фигуры. На основе методички, учебника и рабочей тетради, 2-ой год обучения.
Просмотр содержимого документа
«2 класс. Урок 5. Защита в шахматной партии. уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры»
Защита в шахматной партии:
уход из-под нападения,
уничтожение атакующей фигуры
Играя в шахматы с партнёром, ты постоянно нападаешь или защищаешься, у вас происходят равноценные и неравноценные размены.
Рассмотрите диаграммы и определите, на какую фигуру на каждой из них напали чёрные.
Рассмотрите диаграммы и определите, на какую фигуру на каждой из них напали чёрные.
Рассмотрите диаграммы и определите, на какую фигуру на каждой из них напали чёрные.
Что делать, когда на твою фигуру напали?
Её нужно защищать.
Так что же такое
Защита в шахматной партии — принятие
мер против угроз (нападений) партнёра.
Один из приёмов защиты
В позиции на диаграмме белые напали на коня.
Чёрные могут отойти из-под удара ходом 1. . Kf6 и тем самым защитить свою
Рассмотрите диаграмму 5 и определите, на какую фигуру
напали. Отойдите фигурой из-под нападения.
Отойти на d7 или сделать любой другой возможный ход, кроме Лс3, Ле7.
Рассмотрите диаграмму 6 и определите, на какую фигуру
напали. Отойдите фигурой из-под нападения.
Ладья может отойти на ас1
Другой приём защиты — уничтожение атакующей фигуры.
В позиции на диаграмме 7 чёрные напали на ферзя белых. Белые могут уничтожить атакующую фигуру ходом 1. Сс6 и тем самым защитить своего ферзя.
Рассмотрите диаграмму 8 и определите, на какую фигуру напали. Уничтожьте атакующую фигуру.
Рассмотрите диаграмму 9 и определите, на какую фигуру напали. Уничтожьте атакующую фигуру.
Ещё один приём, применяемый в защите, — защита своей фигуры.
В позиции на диаграмме 10 чёрные напали на коня белых. Белые не могут отойти конём, так как чёрный слон в этом случае «съест» белую ладью.
Белые должны защитить коня ходом 1. Крg2 или 1. Лd3.
Рассмотрите диаграмму 11 и определите, на какую фигуру напали. Защитите её своей фигурой.
Рассмотрите диаграмму 12 и определите, на какую фигуру напали. Защитите её своей фигурой.
Рабочая тетрадь, стр. 14, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 1 и определите, на какую фигуру напали. Выберите самую лучшую защиту.
Рабочая тетрадь, стр. 14, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 2 и определите, на какую фигуру напали. Выберите самую лучшую защиту.
Рабочая тетрадь, стр. 15, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 3 и определите, на какую фигуру напали. Выберите самую лучшую защиту.
Рабочая тетрадь, стр. 15, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 4 и определите, на какую фигуру напали. Выберите самую лучшую защиту.
Чёрные напали на обе ладьи белых, белые защищают
Есть 2 способа защиты.
Рабочая тетрадь, стр. 15, задание 1.
На диаграмме 5 поставьте мат в два хода. Запишите решение.
Рабочая тетрадь, стр. 15, задание 1.
На диаграмме 6 поставьте мат в два хода. Запишите решение.
Источник