- Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Как написать сжатое изложение?» план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ» план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Как написать сжатое изложение?»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Как написать сжатое изложение?» (в формате подготовки к ОГЭ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Как написать сжатое изложение? (2 часа)
Цель: познакомить учащихся с различными способами компрессии текста.
- формировать структурированное восприятие и содержание текста;
- формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;
- формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;
- развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);
- мобилизация памяти;
- воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).
Всем еще раз добрый день!
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Ребята! Поприветствуем! Я приглашаю вас всех в мастерскую художника. Да-да, я не оговорилась. У нас не урок ИЗО, а урок русского языка, но нам предстоит заняться творчеством. Если художник использует при создании картины свои средства такие, как краски, мольберт, холст, кисти. То мы будем использовать при создании своего шедевра (ТЕКСТА) языковые средства и такие инструменты, как ручка, карандаш с резинкой, карточки, бланк записи, памятки. Все у каждого в наличии?
Ребята! Творчество – это, пожалуй, самый сложный вид деятельности. Не вдруг рождаются такие мастера, как Айвазовский, Шишкин, Брюллов, а в литературе – Толстой, Достоевский. Нужно постепенно осваивать мастерство. Начинающие художники часто работают с готовыми шедеврами, пытаясь их повторить, либо если картина со временем что-то утратила, то ее подправляют, т.е. реставрируют. Мы тоже будем работать с готовыми картинами – Текстами, но в зависимости от поставленной задачи будем их корректировать, так как тема нашего урока «Как написать сжатое изложение?» (Слайд 1)
- Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока. (Объявляет тему, цель, задачи урока, план)
Я не обещаю вам чуда, т.е вряд ли вы вдруг станете Толстым или Гоголем, (ошибаются даже волшебники) но, думаю, посмотрев ролик, вы сформулируете цель и задачи нашего урока развития речи (ролик «Толстой»)
— Итак, зачем нам необходимо научиться писать сжатое изложение?
-Верно, мы готовимся сдать выпускной экзамен по русскому языку, а именно написание сжатого изложения с творческим заданием Т.е. сочинительной частью по проблеме текста изложения. Чем мы должны руководствоваться при написании сжатого текста?
-Правильно критериями. К ним вернемся чуть позже…(Слайд К1)
-Почему экзаменаторы, на ваш взгляд поменяли предлагаемое задание «написание подробного изложения на сжатое»
- Мотивация УД. Введение в работу.
Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.
Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок, многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: «звону много, да толку мало»; «язык без костей»; «лучше ногою запнуться, чем языком»…
Эпиграф нашего занятия:
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
«Краткость – сестра таланта»
Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия (компрессии) текста.
Что значит «сжать текст»?
Словарная работа (Слайд …)
Лаконизм – краткость и четкость изложения;
Краткий – предельно сжатый;
Короткий – небольшой по размеру;
Ключевые слова – наиболее важные для понимания текста слова или словосочетания;
Тема, микротема – то, о чем говорится в тексте, части текста
Абзац смысловая часть текста;
Главная мысль – раскрывает цель текста, его назначение, смысл; то, чему учит текст.
«Сжать» текст — это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей». Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.
Итак, подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.
Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации , при котором исключаются подробности.
- Актуализация опорных знаний.
— Раскройте содержание понятия «тезис».
( тезис = микротема + основная мысль; тезис — это мысль или положение, истинность которого требуется доказать) тезисы?
(Тезисы встречаются в научном и публицистическом стилях, тип речи — рассуждение)
— При написании сжатого изложения нам необходимо уметь составлять тезисы.
— В каких текстах по стилю и типу речи встречаются
— Итак, мы уточнили понятие «тезис». Обратим внимание на его структурные составляющие. Любой тезис начинается с микротемы. Так что же такое микротема?
(Микротема — это то, о чём говорится в определённом отрезке текста.)
-Как формулируется микротема?
(Формулировка микротем может быть в виде утвердительных предложений или в виде вопросов.)
— Замените одним словом выражение «перечень микротем в определённой последовательности» (план)
— Что такое основная мысль?
(Идея; в основной мысли выражено то, к чему призывает автор).
— Мы повторили, что такое тезис, обратили внимание на его структурные составляющие, чтобы перейти к следующему этапу работы над текстом.
Известны следующие способы сжатия текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Замена (упрощение)
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
- выделить главное (существенное) и детали (подробности);
- убрать детали;
- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
- объединить существенное;
- составить новый текст.
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕРЫ: (карточка 1, 2.3)
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений;
- связанных одной мыслью, частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕР: (карточка 4,5, 6)
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения — простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи — косвенной;
- части текста — одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
При ЗАМЕНЕ необходимо:
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную;
- найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
- сформулировать получившееся предложение.
Примеры (Карточка 7,8,9)
Определите приемы сжатия данных текстов (Карточка)
Вывод: не всегда применяется или определяется прием в чистом виде, происходит соединение приемов сжатия. Но важно на протяжении всего текста применять компрессию!
Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.
Памятка «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль. Определите тему, проблему.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему (план).
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения.
1. Этап определения темы текста.
Ответ на вопрос: «О чем текст?»
Как определить тему?
Тема определяется различными способами:
- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по поступкам или размышлениям героев (автора)
- по заглавию текста
2. Этап определения идеи текста.
Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,
«Какую мысль хотел выразить?»
Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
3. Этап определения структуры текста.
Назовите композиционные части текста.
Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы
Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.
Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.
5. Этап моделирования сжатого изложения
Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
Написание сжатого изложения (Исходный текст изложения )
Богата наша земля Кузнецкая не только углем, железной рудой, цветными металлами, природой, но богата, прежде всего, замечательными, талантливыми людьми. Гордость нашего края — герои войны Вера Волошина, Юрий Двужильный, спортсмены Владимир Мартемьянов, Александр Воронин, известные актеры Андрей Панин, Виктор Логинов, не менее известные врачи Михаил Подгорбунский, Леонид Барбараш. (47 слов)
Но сегодня особенно хочется вспомнить дважды Героя Советского Союза, космонавта Алексея Архиповича Леонова. 18 марта 1965 года впервые он, человек Земли, вышел в открытый космос. Сегодня многим молодым людям это кажется чем-то обыденным, повседневным, привычным. Но тогда этот первый шаг во Вселенную был подвигом, поступком истинного Героя. (47 слов)
Немногие знают, что во время полета и приземления трижды возникали нештатные ситуации, которые могли закончиться трагически. Только трехгодичная подготовка, смелость, воля, готовность к нестандартным ситуациям нашего прославленно земляка решили будущее космонавтики. (31 слово)
Сжатый текст: 40-45 слов.
Палиндром ( Произведи компрессию и получишь палиндром)
1. Аргентина ему снится, манит, зовет его, того чернокожего африканца.
Аргентина манит негра
2. Лёша долго перебирал всё на полке, но ничего существенного не нашел. Зато нашел клопа.
Источник
Конспект урока русского языка в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель урока-сформировать у учащихся знания и умения по сжатию исходного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом изложения, памятки по написанию сжатого изложения.
1. Формирование знаний и умений сжимать текст;
2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;
3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.
Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом:
- выделение главной и второстепенной информацию;
- сжатие текста разными способами;
- запись связного и логически верного сжатого текста, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного.
2.Погружение в тему урока.
— Что такое сжатое изложение.
— Какими способами мы можем сжать текст? ( слайд 1)
подробностей и деталей
УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур
— исключение повторов слов или словосочетаний
— исключение одного или нескольких из синонимов
— исключение уточняющих и поясняющих конструкций
— исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;
— исключение одного или нескольких предложений
— исключение предложений с описаниями и рассуждениями
— замена однородных членов
— замена предложения или
его части определительным
местоимением с обобщающим
— слияние нескольких предложений в одно
— замена предложения или его части указательным местоимением
— замена сложноподчиненного предложения простым
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением
Формирование целей и задач урока ( формулируют учащиеся ).
— Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?
3. Работа по основной теме урока
— Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
— Ещё раз рассмотрим критерии оценивания изложения. ( слайд 2)
4. Оформляем страницу в рабочей тетради . ( слайд 3 )
— Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:
1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.
2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.
3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.
4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.
— Но самое главное — это понять тему, идею текста. Давайте вспомним основные сведения о тексте: (слайд 4)
— Что такое текст?
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
— Что такое тема текста?
Тема – то, о чём говорится в тексте.
— Что такое идея текста?
Идея — передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»
-Что такое микротема?
Микротема – часть одной общей темы.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем
5. Чтение и анализ текста ( слайд 5 )
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
6. Беседа по тексту.
— О чём этот текст?
— Сколько в нем абзацев ? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.
— 3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.
— Сформулируйте и запишите на ваших листочках тезисы каждой микротемы ,
подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).
В итоге должны появиться примерно следующие записи:
1 абзац – Жестокая школа войны.
2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.
3 абзац – Память о войне должна жить.
— Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
7. Работа с текстом
Редактируем 1 абзац:
Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:
Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни. ( слайд 7 )
Редактируем 2 абзац:
Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:
Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости. ( слайд 8 )
Редактируем 3 абзац:
Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:
Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. ( слайд 9 )
— В оставшемся тексте замените повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.
— Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.
— Перепишите полученный текст в тетрадь.
— А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.
- Определяем тему и формулируем основную мысль.
- Определяем структуру текста.
- Выделяем микротемы (узкие темы текста).
- Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.
- Записываем тезисы каждой микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.
- Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.
- Объединяем микротемы «связочными словами».
- Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.
9. Домашнее задание.
Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.
Задания по типу ГИА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан.
Конспект урока русского языка в 8 классе «Обучение сжатому изложению»
Тип урока: урок развития речи. Цели: Продолжить подготовку обучающихся к написанию часть С1 ОГЭ по русскому языку; обобщить знания о способах сжатия текста; развивать правильную монологическую и диало.
Конспект урока русского языка для 7 класса Тема: «Сжатое изложение по очерку К.Г. Паустовского «Обыкновенная земля»
На данном уроке педагог учит формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания, учит приемам сжатия текста и редактировать написанное, .
Методическая разработка урока в 9 классе«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Подготовка к написанию сжатого изложения -9 кл. ОГЭ.
Методическая разработка урока в 9 классе « Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Тип урока: урок общеметодической направленности.Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, о.
Урок русского языка в 9 классе «Написание сжатого изложения»
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме»Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ» (с применением современных технологий)
Данная разработка предназначена для подготовки учащихся 8 класса к предстоящему экзамену по русскому языку ОГЭ, а именно, сжатому изложению. На данном уроке были использованы современные средства, мет.
Источник