Конспект урока по русскому языку 8 класс подлежащее способы выражения подлежащего

Содержание
  1. Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  5. Конспект урока «Подлежащее и способы его выражения» 8 класс
  6. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  7. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  8. Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
  9. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  10. Краткое описание документа:
  11. Общая информация
  12. Похожие материалы
  13. Эссе Русский язык как язык мира.
  14. Текст. Главная мысль текста
  15. Сценарий урока по русскому языку на тему: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.»
  16. КИМы по русскому языку для 6 класса
  17. Конспект урока на тему «что такое текст»
  18. Конспект урока Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное как часть речи»
  19. Статья «Формирование орфографических навыков на уроках русского языка»
  20. «диалог и монолог» конспект русский язык 2 класс
  21. Вам будут интересны эти курсы:
  22. Оставьте свой комментарий
  23. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  24. Подарочные сертификаты

Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП

Скачать:

Вложение Размер
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» 18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»

— расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;

— повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами

— совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения;

— развитие познавательной активности учащихся;

— развитие внимания, памяти, критического мышления;

— развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);

— развитие речи учащихся;

— воспитание интереса к предмету;

— воспитание умения работать в группе.

Оборудование урока : карточки с информационным текстом, с предложениями; презентация,

– Откройте тетради, запишите число.

1 . Прием «Верите ли вы, что…»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный . – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.

– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

– Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.

2. Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

– Запишем тему в тетрадь.

3. Таблица З – Х – У

– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.

– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.

– Можно совещаться с товарищами.

5. Проверка записей. (по группам, по очереди)

– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

5. Прием «Корзина идей»

– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.

– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)

– Хорошо, идеи собрали, теперь их нужно проверить. Как будем проверять?

– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».

1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета . О чем говорится в предложении? — Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

– Что нового вы узнали из этого материала?

– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У

2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Анютины глазки растут в саду.

«Из» – это предлог.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

III РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 90 из учебника.

1. Упражнение 90

2. Проверка по слайду.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.

– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?

– А теперь составим синквейн на тему «Подлежащее»

3. Прием «Синквейн»

1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.

2) Два прилагательных, характеризующих тему.

3) Три глагола, показывающих действие темы.

4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

Называет, обозначает, отвечает.

Подлежащее – ключевое слово в предложении.

– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

IV Домашнее задание: упр. 93, составить рассказ по аналогии с текстом на карточке, в котором были бы различные способы выражения подлежащего.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся».

Презентация к уроку русского языка в 6 классе «Морфологический способ образования слов»

учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе.

Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения»

Урок русского языка для 8 класса «Дополнение. Способы выражения дополнения».

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно.

Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. — 272с.

Учебно-дидактический материал по русскому языку для 8-11 классов «Способы выражения грамматической основы предложения»

Аннотация. Данная разработка содержит учебно-дидактический материал для учащихся 8-11 классов в форме таблиц по теме «Грамматическая основа предложения», а также рекомендации по их ис.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям.

Урок русского языка в 8 классе «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям»- это урок открытия новых знаний, обретения новых умений и нав.

Источник

Конспект урока «Подлежащее и способы его выражения» 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе ( Авторы учебника: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др… Москва. Просвещение 2018.)

Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Цель: расширить понятие о подлежащем и способах его выражения.

Задачи: научить находить подлежащее и определять, какой частью речи оно может быть выражено.

Предметные: учащиеся научатся находить в предложении подлежащее, выраженное разными частями речи.

Личностные: учащиеся оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования, положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют необходимые действия.

Познавательные: осознают познавательную задачу, извлекают нужную информацию в материалах учебника, учебных тетрадях.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее.

Оборудование к уроку: учебник, раздаточный материал, дифференцированные задания, презентация

2. Проверка домашнего задания

Приветствую уч-ся, проверяю внешний вид, организацию рабочих мест, фиксирую отсутствующих.

№66, карточка «Хар-ка предложения». Индивидуальная работа у доски. Разбор словосочетания. Горные вершины (Согл.) – заменить синонимичным словосочетанием со связью управление (вершины гор).

Дать задание слабым учащимся: вспомнить части речи.

I .Прием «Верите ли вы, что…». Если верите, ставим +, если нет —

1.Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение и текст (+)

2.По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные (-).

3.Односоставное предложения – предложение, в котором есть лишь один главный член (+).

4. Ночь прекрасна – двусоставное предложение (+)

5. В предложении «Сережа вырастил цветок» подлежащим является существительное ЦВЕТОК (-).

6. Подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже (+).

Проверка. За каждый правильный ответ ставим на полях 1 балл. Почему некоторые утверждения не верны? Объясните.

3.Определение темы и цели урока

№66. Прочитайте двусоставные предложения, назовите грамматические основы. Чем выражено подлежащее в каждом предложении?

Прошу прочитать тему урока, записанную на доске, и сформулировать цель урока.

Что такое подлежащее?

На какие вопросы отвечает подлежащее?

— Что мы будем делать на уроке?

— Так какова цель нашего урока?

— Для чего нужны знания о подлежащем?

(Чтобы правильно находить грамматическую основу, знания о подлежащем и сказуемом будут проверяться на экзамене).

Самостоятельная работа по учебнику. Чтение теории параграф 10 стр.46, 48 Рубрика «Это интересно»

5.Первичное усвоение новых знаний

Чем может быть выражено подлежащее?

6.Первичная проверка понимания

(Место подлежащего может занять любая часть речи.) Проверим, верна ли эта информация.

Для этого проведем исследование. Возьмите карточку №1 с предложениями. Ваша задача – найти в этих предложениях подлежащее и определить, какой частью речи оно является. Не забывайте, что подлежащее – это о ком? или о чем? говорится в предложении.

— Работу выполняем на листочках.

1.По утрам Игорь нежится в кровати.

2. Я помню чудное мгновенье

3. Семь – любимое число Светы.

4. Курить – здоровью вредить.

4. Неопр. ф. глагола

5.Смелый победит труса.

5. Прилаг. в форме сущ.

6.Опоздавшие не увидели первое действие.

6.Прич. в форме сущ.

7.Светлое завтра в наших руках.

8.По лесу разносилось «ау».

9.Семь пятниц на неделе у ленивого.

10. Брат с сестрой вернулись порознь.

11.МГУ объявил набор студентов.

Обратите внимание на 5 и 6 предложения! Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в существительные. (Явление субстантивации – переход различных частей речи в существительные)

Вывод : подлежащее может быть разными частями речи

7.Самостоятельная работа (письменно)

Работа по карточке. Задание 1. Найти и подчеркнуть подлежащее, определить, какой частью речи оно выражено.

1. Незабудка – твой любимый цветок.

2. Врага уничтожить – большая заслуга.

3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

4. Семеро одного не ждут.

5. Он вернулся в дом.

6. Кто-то постучался в дверь.

Карточка. Задание 2.Заполнить примерами.

Способы выражения подлежащего

1. Именем сущ. В И. п.

2. Местоимением в И. п.

3. Именем прилагательным в И. п.

4. Причастием в И. п.

5. ИМ. числит. В И. п.

7. Синт. недел. сл./соч.

Взаимопроверка. Выставление оценок. 0 ош. – «5»,1-2 ош. –«4»,

П.10, выучить определение подлежащего.№ 70 или №71

9.Подведение итогов урока.

Подвожу итоги урока. Прошу ответить на вопросы:

— Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения?

Они выполняют самую главную функцию: подлежащее предназначено для введения предмета речи, т.е. того, о чем или о ком говорится в предложении; без него было бы неясно, о чем идет речь. Сказуемое несет информацию об этом предмете – что он делает? Каков он? Что с ним происходит? Кто он такой? Что он такое? Другими словами, в подлежащем заключена главная, основная информация речи.

— Что обозначает подлежащее?

(Обозначает предмет речи)

Самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.

— На какие вопросы отвечает?

— Какими частями речи может быть выражено?

Всеми частями речи .

— Понравился ли урок?

— Кто, по вашему мнению, активнее всех работал на уроке?

Благодарю всех за работу, называю особенно активных, поощряю, выставляю оценки.

Ребята, возьмите в руки анкеты и подчеркните нужное:

1. На уроке я был активен/пассивен

2. Урок показался длинным/коротким

3. Материал урока мне понятен/не понятен

4. Своей работой я доволен/не доволен

5. Я смогу применять полученные знания.

Карточка. Задание 2.Способы выражения подлежащего ( для сильных). Заполнить примерами вторую часть.

Именем сущ-ым в И.п.

Местоимением в И.п.

Причастием в И.п.

Неопр. формой глагола

Синтак. неделим. сл/соч

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 333 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Конспект урока русского языка в 8 классе. К уроку прилагается Карта наблюдения за учеником, разработанная с использованием педагогического подхода Lesson study для получения высоких образовательных результатов и успеха каждого ученика.

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Эссе Русский язык как язык мира.

Текст. Главная мысль текста

Сценарий урока по русскому языку на тему: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.»

КИМы по русскому языку для 6 класса

Конспект урока на тему «что такое текст»

Конспект урока Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Статья «Формирование орфографических навыков на уроках русского языка»

«диалог и монолог» конспект русский язык 2 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5306052 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способы повязки банданы для женщин
Оцените статью
Разные способы