Конспект урока по физике 8 класс влажность воздуха способы определения влажности воздуха

Урок по теме «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха» (Физика. 8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8

Одно из главных требований, предъявляемых как развивающейся личностью, так и современным обществом к образованию, заключается в том, чтобы школа делала каждого человека способным учиться всю жизнь, а ключевым фактором становится самостоятельная работа обучающихся, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.

Современный ученик должен самостоятельно находить нужную информацию, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать ее. Поэтому развивать у подрастающего поколения самостоятельность мышления, готовить к творческому труду — важнейшая задача современного образования.

Исходя из выше сказанного, я для себя определила тему самообразования: «Самостоятельная работа как средство формирования способностей к самоорганизации». Опираясь на Деятельностный подход (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, М.Б.Волович и т.д.), имею описанный опыт работы по данному направлению.

Принятие цели урока мною связано с решением задачи по развитию познавательного интереса учащихся. С этой целью была организована эвристическая беседа, что позволило подойти к совместно поставленной цели.

По типу урок усвоения новых знаний и учебных умений. В виду того, что приоритетными были задачи ОУУН в содержание учебного материала включены не только теоретические и фактические знания, но и знания о способах деятельности и организации самостоятельной работы. Эти знания были даны в виде памяток, работы с прибором и организации рефлексии. На уроке не ставится задача организации контроля и учета знаний, поэтому нет этапа проверке усвоения и оценки обучающихся. Однако деятельность отдельных учащихся при усвоении новых знаний и умений была оценена. Обратной связи способствовало проведение рефлексии, что позволяет учащимся оценить свою деятельность на уроке и выделить затруднения, наметить пути преодоления затруднений. Обучающиеся ? часть урока погружены в самостоятельную деятельность.

Цель урока:

  • формирование у обучающихся представлений о влажности воздуха;
  • развитие способностей к анализу и обобщению;
  • развитие умений выделять главное в тексте, самостоятельно анализировать информацию, пользоваться справочным материалом, систематизировать информацию путем составления конспекта.

I. Организационный этап

Учитель (после взаимных приветствий). У каждого из вас на столе лежит листочек с заготовкой – схемой будущего опорного конспекта. Точно такая схема на интерактивной доске. По ходу изучения новой темы мы с вами эту схему заполним и получим конспект, который поможет вам подготовиться к следующему уроку.

II. Подготовка к восприятию нового

Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания. Результаты работы будем один за другим записывать в схему. Итак, первое задание: узнайте явление природы. (Учитель показывает мультимедиа ряд)
– Бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый? (Дождь)
– «… Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце…» (снег лежит)
– «… Придя на рассвете на склон косогора, над зябкой рекою дымиться прохлада». Это строки из стихотворения Константина Бальмонта «Безглагольность». О каком явлении идет речь? (Туман)
– О каком явлении сейчас пойдет речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым: «Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это…»(роса)
– Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром..» Кто это написал? Про что? (С. Есенин «Белая береза», про иней)
– Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали её вестницей богов. В честь неё названа одна из оболочек глаза. Кто она? (радуга)

Учитель: Второе задание – ответьте на основной вопрос: что объединяет эти явления?
(Учащиеся высказывают свои предположения, обязательно кто – нибудь догадается, что все эти явления объединяет вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха)
Итак, тема сегодняшнего урока: «Влажность». (Учащиеся записывают тему в тетради)

III. Целеполагание

Учитель.А, что именно мы можем узнавать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?

Учащиеся. Что такое влажность воздуха? В чём причина появления влажности? Как она себя проявляет? На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности? Какие величины её характеризуют? Как её можно определить?

(Учитель задает наводящие вопросы, предлагает озвучить цель урока)

IV. Систематизация знаний

Учитель: Сформулируйте самостоятельно, что такое влажность воздуха?

(Учащиеся формулируют определение влажности, учитель корректирует формулировку, учащиеся записывают определение в конспект).

Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере.
Причина появления водяного пара в атмосфере является испарение.

Читайте также:  Способы осуществления исключительного права

V. Проверка усвоений знаний. Обобщение

Учитель: Как вы думаете, влажность воздуха – важное для нас явление или нет?

(Учащиеся отвечают и аргументируют ответ на основе сделанных записей).

Да, влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться её определять. В воздухе содержаться водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м 3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Учащиеся самостоятельно, индивидуально выясняют единицу измерения абсолютной влажности.

№2 Вопрос Ответ
Запишите единицы измерения массы?
Назовите единицы объёма?
В каких единицах измерения удобнее выразить массу водяных паров в единицы объёма?
В чём будет измеряться влажность?

Учащиеся: Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м 3 и обозначается так же, как и плотность. Результаты работы заносят в конспект.

Учитель: Найдите в учебнике на с. 46 определение этой величины и прочитайте его. Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м 3 . Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает? (Уучащиеся затрудняются). Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом? (Деление).
Верно, нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться относительной. (Конструируем определение относительной влажности и сравниваем с тем, которое дано в учебнике на с. 46, формулу записываем в конспект).
Для измерения относительной влажности используют прибор. (Учащиеся самостоятельно в парах изучают принцип действия прибора, используя раздаточный материал)

Памятка №3. Как работать с прибором

1) Рассмотрите рис.22 и прочтите текст с 47. Выясните устройство, принцип действия и правило пользования прибора.

– назначение прибора
– из чего состоит прибор перечислить
– его особенность.

2) Принцип действия

– объясните различие в показании сухого и влажного термометра

3) Правило пользования

– определить показания сухого термометра
– определить показания влажного термометра
– произвести расчет разности показаний сухого и влажного термометров
– приложите линейку к показанию сухого термометра и найдите столбец, соответствующей найденной разности
– на пересечении выделенной строки и столбца находим значение относительной влажности

VI. Закрепление

Учитель: Для тренировки определите значение относительной влажности для следующих показаний термометров.

Текстильное предприятие
Tc = 26 о C
Овощная база
Tc = 18 о C
Tвл = 25 о C Tвл = 10 о C
– ? – ?

Учащиеся выполняют действия и получают ответ: 92% и 34 % и дают пояснение, почему на текстильном предприятии влажность должна быть выше, чем на овощной базе.
Учащимся предлагается проанализировать оптимальное значение влажности

Оптимальное значение относительной влажности
Для человека 50% – 75%
В библиотеке 55% – 60%
На овощной базе 34% – 50%
В зоне жилых и административных помещений До 65%

VII. Итог урока

Учитель: Вернёмся к вопросам, которые мы обсудили, и кратко ответим на них.

  • В чем причина появления влажности?
  • Как она себя проявляет?
  • Что такое влажность воздуха?
  • На что влияет влажность?
  • Зачем нам нужны знания о влажности?
  • Какие величины её характеризуют?
  • Как её можно определить?

Учитель объявляет и комментирует оценки за урок.

VIII Домашнее задание

1. §19 учебника
2. Опорный конспект
3. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку доклад по теме: «Значение влажности воздуха в жизни природы и человека»

IX Рефлексия

  • Что нового узнали?
  • Что является важным?
  • Оцените степень своей самостоятельности на уроке?
  • Что было сложным?

Благодарю всех за активную работу. До свидания.

Литература:

  1. Бойкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2000.
  2. Шилов «Организация самостоятельной работы учащихся с учебником (Физика в школе, 1996, 4)
  3. С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике – М, 2003.
  4. А.П. Перышкин Физика.8 класс М.:Дрофа, 2008.
  5. «Физика», приложение к газете «Первое сентября», 2001 г. «Влажность».

Источник

конспект урока и презентация 8 класс » Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха»
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

урок 8 класс » Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_8_klass.docx 649.76 КБ
vlazhnost_vozdukha_8_klass2.pptx 2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель физики Лаврентьева Оксана Викторовна

Открытый» урок по ФИЗИКЕ для 8 класса на тему:

«Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. »

Цели урока: познакомить учащихся с новыми понятиями — абсолютная и относительная влажность, точка росы; со способами измерения влажности; ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.

  1. Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
  2. Продемонстрировать различные способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра.
  3. Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний.
  4. Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер.
  1. Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
  2. Развивать умение анализировать информацию, пользоваться таблицами, справочниками.
  3. Развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.

Показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование : компьютер и мультимедиа-проектор, презентация к уроку «Влажность воздуха», психрометрическая таблица, таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре, изображение гигрометра и психрометра, психрометр, губка, миска с водой ,пипетка, термометры для эксперимента.

Используемые НОТ на уроке : ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5279-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

ИКТ, презентация, здоровьесберегающая, технология развивающего обучения, развитие ассоциативно-образного мышления, технология критического мышления.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Объяснение нового материала.

4. Практическая работа «Определение относительной влажности в кабинете физики».

5. Первичное закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашние задание.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Учитель: Добрый день уважаемые ребята Послушайте загадку , и скажите, о каком явлении идёт речь

Он белёсый и сырой,

Опустился над землёй.

Словно облако упало,

И домов не видно стало.

Над рекою он плывёт,

А с рассветом пропадёт

Ответ учащихся: Речь идёт о тумане.

Учитель: Что такое туман?

Туман представляет собой скопления мелких капелек воды.

Туман часто образуется в низинах, оврагах, болотистых местах, где воздух достаточно влажный.

Сегодня мы будем говорить о влажности воздуха.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число… и тему «Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха».

Учитель : Как вам известно, воздух состоит из смеси различных газов и некоторого количества водяных паров. Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим.

Проделаем следующий эксперимент: возьмите губку и сожмите ее. Ничего не произошло. Теперь капните на нее из пипетки и сожмите опять. Результат тот же. Положите губку в кювету с водой, подождите чуть – чуть и сожмите снова. Что вы видите? из губки капает вода. Положите губку опять в кювету и переверните ее несколько раз .

Как вы думаете, что произойдет, если сейчас поднять губку? (Выслушиваются ответы учащихся).

Проверим. Поднимите губку и посмотрите на дно .

Почему из нее начала капать вода ? Попробуйте объяснить данный эксперимент (Выслушиваются ответы учащихся).

Воздух можно сравнить с губкой в том смысле, что оба могут запасать воду. Сухая губка – сухой воздух, не содержащий водяных паров. Одна капля воды для губки – это слишком мало, однако после того, как губка полежала в воде, она намокла сильнее и впитала в себя больше воды, в последнем же случае губка намокла до насыщения. Когда губка не смогла больше запасать в себе воду, то вода сама начала капать из нее. Как и губка, воздух тоже может запасать в себе воду в виде пара, и чем больше водяных паров находится в определенном объеме воздуха, тем ближе пар к состоянию насыщения.

Какой пар называют насыщенным?

Какой пар называют ненасыщенным?

Что подразумевают под « динамическим равновесием между паром и жидкостью»?

  1. Изучение нового материала

– А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?

Итак, цель нашего урока: рассмотреть понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомиться с приборами для измерения влажности воздуха, научиться пользоваться психрометром для измерения относительной влажности.

Если есть какой-нибудь предмет, который представляет интерес для всех, то это, вероятно погода. Говорят, что погода является самым величественным спектаклем на Земле, в котором участвуют только три актера: солнечная радиация, влага и воздух.

Сегодня мы будем говорить о главном природном актере – влажности воздуха (слайд 2) , т.к. именно от этой физической величины зависит погода, зависят многие физические явления и процессы:

– процесс испарения;
– конденсации;
– теплообмена;
– количество осадков;
– появление узоров на окнах, запотевание окон, появление тумана, росы, инея, количество разнообразных осадков (снега, града, дождя).

Что же такое ВЛАЖНОСТЬ воздуха?

Начнем наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой .

Вода занимает около 70,8 % земного шара.

Живые организмы содержат от 50 до 99,7 % воды.

В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды.

С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар (в среднем в атмосфере содержится 24*10 16 м 3 водяного пара). Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, тем ближе пар будет к состоянию насыщения.

Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере .

Как же определить влажность воздуха?

При определении содержания влаги в воздухе используют понятия абсолютной и относительной влажности.

Абсолютная влажность ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м 3 при данных условиях, т.е. плотность водяного пара, измеряемого в г/м 3 . (слайд 4) ,

Существуют специальная таблица в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара. Такая таблица находится в сборниках задач по физике авторов Лукашик и Рымкевич.

Для суждения о степени влажности важно знать, близок или далёк водяной пар, находящийся в воздухе, от состояния насыщения. Для этого вводят понятие относительной влажности (слайд 5) ,

Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ 0 насыщенного водяного пара при той же температуре. φ выражается в процентах.

Относительную влажность можно определить по формуле:

Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре пар, находящийся в воздухе можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса. (слайд 6) ,

Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют точкой росы.

По точке росы с помощью специальных таблиц можно определить абсолютную влажность ρ. По заданной температуре воздуха можно определить с помощью этих же таблиц плотность насыщенного пара ρ 0 , а затем по формуле (1) определяют относительную влажность воздуха.

От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной.

Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля.

Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, т.к. конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты в атмосферу. И наоборот, испарение сопровождается поглощением теплоты.

В ткацком, кондитерском, печатном и других производствах для нормального течения процессов необходима определённая влажность.

Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне. (слайд 7) ,

Учитель: Для измерения относительной влажности используют такие приборы как гигрометр и психрометр( слайд8) ,

1. Гигрометры (волосной и конденсационный) ( слайд 9). Внимательно посмотрите на экран, назовите и покажите основные элементы гигрометра. Действие волосного гигрометра основано на том, что обезжиренный человеческий волос в условиях большой влажности удлиняется, а при низкой влажности его длина уменьшается( слайд 10). . К концу волоса прицеплен груз, при изменении длины он поворачивает блок со стрелкой. Конец стрелки показывает относительную влажность по шкале. В учебнике прочитайте принцип работы конденсационного гигрометра и кратко расскажите об этом. ( слайд 11).

Психрометр состоит из двух термометров, шарик одного из них обмотан тканью, нижние концы которой опущены в сосуд с дистиллированной водой. Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный — температуру испаряющейся воды. При испарении жидкости ее температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже ее температура. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальным психрометрическим таблицам.

По значению относительной влажности мы можем судить о состоянии окружающего нас воздуха.

Учитель: А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр?

Оборудование: Термометр лабораторный, кювета с водой, кусочек бинта.

Определите самостоятельно относительную влажность воздуха в кабинете, пользуясь термометром. Для этого проделайте следующее:

  1. Измерьте температуру воздуха в классе и запишите в тетради.
  2. Смочите кусочек бинта и оберните им резервуар термометра. Следите за понижением температуры. Как только оно прекратится, запишите показания.
  3. Найдите разность температур сухого и влажного термометра и, пользуясь психометрической таблицей, определите относительную влажность воздуха в кабинете.

Помните, что термометр – стеклянный, с ним нужно обращаться осторожно и бережно. После выполнения задания обязательно положите термометр в футляр. Для более точного определения температуры расположите термометр так, чтобы столбик термометра оказался на уровне глаз.

Выполните тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5279-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Подведем итоги ( слайд 13).:

  1. В воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара.
  2. Плотность водяного пара в данных условиях называют абсолютной влажностью воздуха
  3. В зависимости от температуры воздух может удерживать различное количество водяных паров; чем больше температура воздуха, тем больше водяного пара требуется воздуху для насыщения.
  4. Степень насыщенности воздуха водяными парами называют относительной влажностью, или отношение …………
  5. Если ненасыщенный воздух охлаждать, то он становится насыщенным при некоторой температуре и начинает конденсироваться – выпадает роса; температура в этом случае называется точкой росы.

VI . Итог урока: урок завершен, всем огромное спасибо за работу (комментирую оценки за урок).

Рефлексия: У вас на столе у каждого есть табличка

Источник

Читайте также:  Простой способ проращивания семян
Оцените статью
Разные способы