Учебно — методический комплект. Математика. 3 класс Школа России. Тема: «Деление с остатком» план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение
Размер
delenie_s_ostatkom_2_urok.docx
26.47 КБ
matematika.ppt
571 КБ
раздаточный материал
13.33 КБ
Предварительный просмотр:
Тема урока: Приемы нахождения частного и остатка
Цели урока: учить находить результат деления с остатком способом подбора наибольшего делимого; закреплять табличные и внетабличные случаи умножения, а также навык решения задач, учить детей решать задачи на деление с остатком; совершенствовать вычислительные навыки.
познакомить учащихся с приемом подбора при делении с остатком;
закреплять табличные и внетабличные случаи умножения, а также навык решения задач
• Личностные: развивать самостоятельности в поиске решения различных задач.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Практический: математический диктант
Словесный: ответы на вопросы
— Начнем урок с повторения.
Сегодня у нас математический диктант .
Будьте внимательны, задание я читаю только 2 раза.
Делимое 54, делитель 6. Чему равно частное?
Разделите 42 на 7.
Найдите частное чисел 28 и 4;
Уменьшите 18 в 3 раза;
Найдите делимое, если делитель равен 8, а частное равно 9?
Сумму чисел 34 и 30 разделите на 8.
Разность чисел 60 и 24 разделите на 6.
— Отгадайте зашифрованное слово, используя ключ:
— Вспомним, какую тему мы начали изучать? (деление с остатком)
Выполнять математический диктант
Л: мотивация к новому
П: овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Решение частных задач
Практический: решение примеров
Словесный: ответы на вопросы
Словесный: повторение правила
Практический: решение задачи
Практический: составление краткой записи
Практический: запись решения в тетрадь
Практический: выполнение задания
Практический: решение задач
Практический: составление краткой записи
Словесный: ответы на вопросы
Практический: решение задач
— Сегодня мы продолжим эту тему, будем учиться выполнять деление разными способами. Но сначала немного потренеруемся и вспомним.
Посмотрите на слайд, какие примеры решены не правильно, почему?
— Почему последние два примера решены не правильно? (потому что остаток всегда должен быть меньше делителя)
На доске пример: 29 : 5 =
— Как выполнить деление? (Нужно вспомнить самое большое число до 29 из таблицы умножения, которое делится на 5 без остатка)
— Какое это число ? (25)
— Как найдем частное ? (25 : 5 = 5)
— Как найдем остаток? (29 – 25 = 4)
— Давайте прочитаем объяснение на стр. 28.
— Какое правило мы должны помнить? (остаток должен быть меньше делителя)
— Выполним № 1 с рассуждением.
17 не делится на 4 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 17 делится на 4 без остатка. Это 16.
Найдем частное: 16:4 = 4
Найдем остаток: 17 – 16 = 1
— Что подсказывает, что мы решили пример верно? (остаток меньше делителя)
— Выполним № 2. Прочитайте задачу. О чем она? Что известно? (брат собрал 18 стаканов клюквы, а сестра 6. Мама брала на каждый стакан ягод по два стакана сахара)
— Что нужно узнать? (сколько стаканов сахара понадобилось маме)
— Можем ли мы записать краткую запись?
Б. – 18 ст. по 2 ст. сахара
— Что мы можем узнать первым действием? (сколько всего стаканов ягод собрали) Каким действием ? (сложением)
— Зная, сколько ягод собрали и то, что на каждый стакан ягод потребуется по 2 стакана сахара, что мы можем узнать? (Сколько сахара потребуется всего) Каким действием? (умножением)
Ответили ли мы на вопрос задачи? (да)
— Сколько будет действий в решении задачи? (2)
— Запишите решение, потом проверим.
— Дима, запиши решение на доске. Кто не согласен, у кого получилось не так?
— Выполним № 3. Какое самое большое число до 23 делится без остатка на №3 (21), на 4? (20) на 6? (18) на 8? (16) на 9? (18)
— Какими знаниями пользовались при выполнении этого задания? (знание таблицы умножения)
— Выполним № 4. Прочитайте первую задачу. Что нам известно? (Длина одной шестой отрезка АВ равна 15 мм.) Что значит одной шестой? Изобразим это на схеме. Как узнать чему равен весь отрезок? (15*6 = 90 (мм) Начертите этот отрезок.
Прочитайте вторую задачу. Что известно? (длина отрезка СД равна 28 мм) Что нужно узнать? (сколько мм в одной седьмой этого отрезка)
— Что значит одна седьмая? Изобразим это на отрезке.
— Каким действием узнаем сколько мм в одной седьмой этого отрезка? (делением 28 : 7 = 4)
Решим задачу № 5 . Прочитайте ее.
— Что известно из условия задачи? (с двух ульев за год собрали 78 кг меда. С одного из них получили 43 кг. )
— Что нужно узнать? (на сколько кг меда получили больше с одного меда, чем с другого)
Составим кр. Запись:
1 улье – 43 кг 78 кг
— Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи? (сколько меда собрали из второго улья)
— Каким действием узнаем? (вычитанием)
— Зная, сколько вмеда в первом и во втором улье, можем ли мы ответить на вопрос задачи? Каким действием? (вычитанием)
— Сколько будет действий в задаче? (2)
— Запишите решение в тетрадь.
— Проверим. Настя, запиши решение на доске. У кого получилось не так?
Предлагаю вам решить такую задачу:
Скоро праздник 8 Марта. На уроке технологии для мамы каждый из вас изготовит открытку. На ней будет цветок.
« Для изготовления такого цветка нужно 8 кружков . Сколько цветов получится из одного листа цветной бумаги, если на ней помещается 35 кружков ?»
Ответ: 4 цветка получится и останется еще 3 кружка.
Источник
Конспект урока по математике для 3 класса на тему «Деление с остатком»
Открытый урок по математике в 3 «В» классе
Тема урока: « Деление с остатком».
Тип урока: урок закрепления знаний.
1. Повторение приема деления с остатком, развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи.
2. Развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства.
3. Воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.
Закреплять умения решать задачи изученных видов. Совершенствовать вычислительные навыки (табличное, внетабличное умножение и деление, деление с остатком).
Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, стимулировать интерес к предмету.
Воспитывать культуру поведения на уроке, взаимоотношений, самоконтроль, самооценку.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
— формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение на основе работы материала урока;
— определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
— наблюдать и делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, в группах, вести диалог.
4. Личностные УУД:
— формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Познавательные : развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученные на модели, с реальностью (с текстами).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы работы : поисковый, исследовательский
Материально – техническое обеспечение: компьютер, предметные карточки , карточки с заданиями для работы в группах и для работы в парах, учебник «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантова.3 класс, 2 часть.
I.Организационный момент
Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать, Запомните все, что без точного счёта, Не сдвинется с места любая работа.
– Скажите, нужны нам все те знания, которые мы получаем на уроках математики?
-Где они могут пригодиться?
II. Актуализация опорных знаний.
-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир математики .Нас ждет много интересного в пути. Отправимся мы на … (слайд корабль)
Но чтобы отправиться в путь, мы должны выполнить первое задание. Это открыть свои тетради, записать число, классная работа.
-Посмотрите на наш корабль. Чего не хватает на корабле? (названия)
(Как корабль назовешь, так и поплывет).
-Для этого должны решить выражение 8:3 8:3=2(ост.2) –устное вычисление
— А как еще можно записать? (столбиком) –письменное вычисление
Алгоритм деления с остатком.
Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток.
Проверяем, остаток должен быть
-На какое правило наше выражение? Значит, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
III. Целеполагание и мотивация.
-Сегодня мы будем продолжать учиться выполнять деление с остатком разными способами.
-Отправляясь в путь, каждый путешественник должен уметь ориентироваться по звёздам. Посмотрите и выберете любую звезду 18 12 16 10 14 и скажите, на какие числа оно делится.
(каждая команда выбирает звезду –число и называет ,на какие числа оно делится)
18 (2,3,6,9) 16 (2,4,8) 24 (2,3,4,6,8,12)
-Что объединяет все эти числа? (они чётные). Какие числа мы называем чётными?
-Вот теперь мы отправляемся в путь!
Первая остановка – остров «Устный счёт».
1. Мы только с парохода,
Мы только из похода —
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Считай-ка поскорей! (77)
2. Посылали молодицу по холодную водицу.
А водица далеко и носить-то нелегко:
10 раз по 2 ведра.
Сколько вёдер? Не зевай, молодице помогай. (20)
3. Тюлень говорил рассуждая:
— Семейка моя небольшая —
Я, да 7 жён, да шестеро деток.
Сколько ж костюмов нужно на лето? (14)
(каждый ответ дети должны объяснить: а как ты получил ответ?)
Задание «Решить ребусы». (слайд)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
-Мы продолжаем наше путешествие.(слайд )
Вторая остановка —остров «Ошибок».
Мы попали на остров «Ошибок». Нам необходимо поработать в парах, чтобы корабль не сел на мель. У вас на столах карточки под номером №1
-Надо найти ошибки и исправить. (записать в тетрадях)
— Почему эти примеры решены не правильно? (потому что остаток всегда должен быть меньше делителя)
-О чем мы должны помнить? (остаток всегда меньше делителя)
-Посмотрите, а что это плывет навстречу?
Третье препятствие — «Айсберги»
Кто знает, что такое «айсберг»?Айсберги— это отколовшиеся от льдины массивы различной формы, могут быть неподвижными или плавать. Высота над поверхностью доходит до 70 м, а под водой в 2 или 3 раза больше. Айсберги очень опасны для кораблей.
-Чтобы не столкнуться с айсбергами, нужно решить примеры. А это мы можем сделать ,поработав в группах.
Каждой группе — экипажу дается задание. Решить примеры разными способами.
( карточки с примерами — каждому экипажу)
Из каждой команды объясняют ход решения одного примера.
-Какое правило мы должны всегда помнить?
Посмотрите на ряд чисел на вершине айсберга, найдите«лишнее»число. (Объяснить почему)
13 — не делится на 2 без остатка.
22 — не делится на 5 без остатка.
-На нашем пути новое препятствие
-Посмотрите, что это? Нужно разгадать ребус.
— Это кит. Что вы знаете о китах?(слайд )
-Он нас не пропустит, если мы не решим задачу:
-Для этого откройте учебник на стр.28Задача №2
-О чем говорится в задаче?
-Что известно в задаче?
-Что надо узнать ?
-Можем ли мы сразу узнать, сколько стаканов сахара потребовалось маме? Почему?
-А мы можем узнать, сколько стаканов клюквы пойдет на варенье? Каким действием?
-После того, как мы узнаем, сколько стаканов клюквы пойдет на варенье – мы сможем узнать, сколько стаканов сахара ей потребуется?
-Итак, записываем краткую запись и приступаем к решению задачи.
(Один ученик работает у доски на оценку, остальные в тетрадях).