Конспект урока код кодирование информации способы кодирования информации 5 класс

Кодирование информации. Урок информатики в 5 классе.
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Конспект урока информатики в 5 классе по учебнику Босовой Л.Л.. Код, кодирование, различные виды кодов, различные способы кодирования информации, практические задания, дополнительный материал по теме урока.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока по теме: Кодирование информации 5 класс 865.21 КБ
презентация к уроку в 5 классе Кодирование информации 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА : Загадочный мир кодов

Комбинированный урок в 5 классе. Приёмы: «Корзина идей», творческая рефлексия, практическая работа с взаимопроверкой в парах.

  1. Сформировать понятие кодирования информации, показав многообразие кодов.
  2. Научить применять различные способы кодирования информации

Требования к знаниям и умениям:

  • Знать понятия кодирование информации, код.
  • Знать различные виды кодирования информации
  • Знать понятие двоичного кода
  • Уметь кодировать сообщение с помощью простейших кодов

Актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний .(5 мин)

Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске (слайде презентации) можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Информация – что мы понимаем под этим словом?

С помощью чего воспринимаем?

Какими свойствами обладает?

Какие действия с ней выполняют?

«Корзина знаний» по теме информация наполняется

Что мы ещё хотим узнать об информации?

Новый материал (10-12 мин)

Даётся понятие кодирования информации, кода.

Даётся представление о различных формах кодирования информации:

  • Числовой
  • Текстовой
  • Музыкальной
  • Азбука Морзе
  • Кодирование сообщений с помощью флажков
  • Кодирование с помощью специальных символов
  • Штрих — коды
  • QR-коды
  • Двоичное кодирование

Виды наук и профессия, связанная с кодированием информации.

Криптография — это наука о том, как обеспечить секретность сообщения.

Криптоанализ — это наука о том, как вскрыть шифрованное сообщение

Шифровальщики — специалисты, занимающиеся шифровкой и расшифровкой.

Практическая часть(15 мин)

Выполняется на отдельных бланках ( можно оформить в соответствии с темой урока) с последующей взаимопроверкой в парах.

Закодируйте с помощью Азбуки Морзе ваше имя и фамилию

Закодируйте способом замены буквы её порядковым номером в алфавите своё имя.

Код Цезаря — замена буквы следующей за ней по алфавиту.

Закодируйте ваше имя и фамилию

Закодируйте с помощью двоичного кода слово «МАМА»,

если м –10001001 а — 10000000

Фраза на некотором иностранном языке

«каля маля» означает «красное солнышко»,

«фаля маля баля» — «большая красная груша»,

«цаля баля» — «большое яблоко».

Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко?

Дополнительные сведения из истории кодирования информации

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся .

Музыкальные, Математические, Технические

Что бы понять – надо договориться.

Всюду могут примениться!

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в загадочный мир кодов.

Придумай свой шифр и закодируй свою фамилию и имя.

Дополнительно: Доклад по теме «История Криптографии»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Загадочный мир кодов Презентация к уроку информатики в 5 классе

информация Сведения Органы чувств Формы представления свойства действия преобразование ?

Кодирование — это преобразование информации в удобную форму. Код — система условных знаков. Информация одинаковая —- форма разная. 12 – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами – число, записанное вавилонской клинописью Числа кодируются с помощью цифр

Что может означать запись «23 — 18» -для продавца в магазине -для машиниста поезда -для ученика на уроке математики?

КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – французский язык Текст кодируется с помощью букв и знаков препинания Азбука Брайля

Музыку кодируют с помощью нот Кодирование с помощью флажковой азбуки

Радист кодирует сообщение с помощью Азбуки Морзе

Сообщение кодируется с помощью специальных символов

Товар в магазине кодируется с помощью штрих-кода

Три квадрата в углах изображения позволяют нормализовать размер изображения , точки переводятся в двоичные числа QR-коды получили широкое распространение в Японии, их можно было встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товаров. Установив программу-распознаватель, абонент сотовой сязи может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, и т. д. QR-код

1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1100 0000 1100 0001 1100 0010 1111 1110 1 0 1 1 В компьютере информация кодируетсяс помощью 0 и 1 ДВОИЧНЫЙ КОД — МАШИННЫЙ КОД

Восстановите слово, если известно, что при кодировании применялся код Цезаря. МЁОЙОДСБЕ Де кодирование – восстановление текса по коду л

Задание 1 Закодируйте ваше имя с помощью Азбуки Морзе

Закодируйте своё имя способом з амены буквы её порядковым номером в алфавите Задание 2

Задание 3 Код Цезаря — замена буквы следующей за ней по алфавиту . Закодируйте ваше имя с помощью кода Цезаря

Фраза на некотором иностранном языке «каля маля» означает «красное солнышко» , «фаля маля баля» — «большая красная груша» , «цаля баля» — «большое яблоко» . Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко? Задание 5

Кодирование: Коды Древние,Загадочные, Музыкальные,Математические,Технические Что бы понять — договориться. Всюду могут прмениться! Синквейн

Придумай свой шифр и закодируй свою фамилию и имя. Дома:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодирование информации. Числовая информация. 2 класс

Презентация к уроку «Числовая информация» по учебнику Матвеевой Н.В. 2 класс. Презентация также содержит тест для самопроверки знаний учащихся по теме «Кодирование информации».

Технологическая карта к уроку «Кодирование информации». Информатика 5 класс УМК Босова

С введением ФГОС в 5-9 классах многое в работе учителя меняется. Так привычное для нас поурочное планирование заменяется технологической картой. Сейчас в интернете можно найти много таких карт. Я пред.

Изучение кодирования информации в 7 классе

Игра по информатике по теме «кодирование информации» может использоваться для обобщающего урока или как внекласное мероприятие.

Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе.

Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе.

урок по информатике «Кодирование информации». 5-й класс

урок по информатике»Кодирование информации». 5-й класс.

« Кодирование информации» информатика 7 класс НКР перед изучением новой темы

Составление индивидуального учебного маршрута для 1 ученика.

Источник

Конспект урока «Кодирование информации» 5 класс

Разработка урока информатики по теме

Формирование первоначальных знаний учащихся о кодировании, способах кодирования и декодировании.

Воспитательная : воспитание познавательной деятельности, развивать умение кодировать информацию, формировать активный словарный запас, развивать умения самостоятельно справляться с доступными информационными задачами

Развивающая : развивать навыки самостоятельной работы, развивать умение кодирование информации для ее хранения, развивать логическое мышление, развивать умения работать с цифровыми образовательными ресурсами

Образовательная : сформировать первоначальное представление о смысле слова «кодирование», научить учащихся определять, различать и описывать способы кодирования

Ключевые понятия: код, кодирование информации, символьное кодирование, графическое кодирование, числовое кодирование, звуковое кодирование, декодирование.

Тип урока : изучение нового материала

Вид урока : комбинированный

Форма проведения урока : беседа, рассказ, самостоятельная работа

Дополнительные формы работы на уроке : эксперимент (закодировать одно и то же выражение нескольким способами, сравнить)

Форма работы учащихся : коллективная работа, индивидуальная работа

Оборудование : ПК, проектор, экран

Обеспечение урока: дидактический материал, письменные принадлежности, мир информатики 3-4 год обучения (4год обучения «Кодирование как способ обработки информации»)

Организационный момент(1-2 мин)

Актуализация и проверка усвоения полученных знаний

Источник

Конспект урока «Кодирование информации»(5 класс)

Тема урока: Кодирование информации (5 класс)

Учитель: Долматова Екатерина Владимировна

Цель урока: формирование понятия: «код», «кодирование», формирование умения перехода от одной формы представления информации к другой, знакомство с методом координат.

Решаемые учебные задачи:

1) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;

2) сформировать общие представления о роли кодирования информации;

3) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

· способы кодирования информации

Планируемые образовательные результаты:

· предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

· метапредметные – умение перекодировать информацию из одной формы в другую;

· личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; развитие мотивации к учебной деятельности; развивают навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.

Тип урока: урок открытия и закрепления полученных знаний

Формы работы: фронтальная; групповая; индивидуальная

Образовательные ресурсы и технические средства обучения: учебник, ПК учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, экран, презентация «Кодирование информации» , раздаточный материал (карточки — задания и кодовые таблицы)

1. Организационный момент.

Дидактическая задача этапа — обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку.

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся.

2. Актуализация знаний, формулирование целей и темы урока.

Сегодня мы знакомимся с новой темой. Чтобы узнать тему нашего занятия, мы должны повторить знания, полученные на прошлых уроках.

Фронтальный опрос, отвечают по желанию на вопросы.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое информация? (Информация — это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)).
  2. Какие действия человек совершает с информацией? (Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.)
  3. Как человек хранит информацию? (Хранение информации в уме — собственная (внутренняя информация) — оперативная память; внешняя память (долговременная).Также существует память отдельного человека и память человечества.)
  4. Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные и лазерные диски, флеш-карты — обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны.Винчестер (жёсткий диск))

5. А скажите-ка мне, пожалуйста, как вы узнали, что начинается урок?

— Правильно! Это сигнал к началу урока. Как мы видим, информация от источника к приёмнику может поступать с помощью условных знаков, символов, жестов или различных сигналов.

-Ребята, посмотрите на слайд. Это наскальный рисунок древних людей. Как вы думаете, что они хотели сообщить этим рисунком? (Охоту, направление, где находятся животные, запретный знак)

Но мы не можем точно утверждать, что именно нам хотели передать эти люди. Информация осталась неизвестной (засекреченной), так как древние люди не дожили до наших времен.

3. Усвоение новых знаний

И действительно, история кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака (мои жесты на уроке).

Следовательно, что необходимо знать приемнику информации, для того, чтобы понимать ее смысл? (надо знать шифр, с помощью которого можно ее разгадать, нужно заранее договориться о значении знаков, с помощью которых она зашифрована).
— Итак, сформулируем открытие: Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Так, услышав звонок будильника — человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок — кому-то нужно с вами поговорить; в школе 5 – код отличных знаний, 4 – код хороших знаний, 3 – код удовлетворительных знаний, 2 – код плохих знаний.

Для общения друг с другом мы используем код – русский язык. При разговоре этот код передаётся звуками, а при письме – буквами.

-Итак, а что мы можем с вами кодировать? (Информацию)

— Тогда какова тема нашего занятия? (Записываем тему урока: Кодирование информации)

-Что вы видите на слайде? ( Где можно встретить эти знаки? Какие коды вы видите на слайде? Приведите примеры, где вы встречался с кодирование информации в своей жизни.)Дети отвечают на вопросы

Ответы учеников, фронтальный опрос :

— На улице (дорожные знаки, разметка, светофоры), в школе на уроках, работая с учебником, в магазине (штрих-код)

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

-А теперь давайте попробуем сформулировать, что же такое кодирование? (Учащиеся дают все возможные ответы, из которых необходимо обратить внимание на те, смысл которых сводится к следующему:
1. Это запись информации с помощью каких – то условных знаков.
2. Это представление информации с помощью некоторого шифра.)
— Верно! А каким еще словом можно заменить слово «знак»? (анализируя различные гипотезы учащихся, учителю необходимо вывести их на понятие «код»)
— Молодцы! Давайте вместе с вами попробуем сформулировать, что же является кодом?
Какое действие называется кодированием? (выводит учащихся на определение « код» и «кодирование»)

-Запишем в тетрадь:

Код это система условных знаков для представления информации.

Кодирование формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Итак, тема нашего урока- Кодирование информации

— Какова цель нашего урока? (Научиться кодировать и декодировать информацию). Проговорить вместе с детьми.

— Что нам необходимо знать и уметь, чтобы декодировать сообщение (знать кодовую таблицу с помощью, которой закодировано сообщение и уметь декодировать информацию с помощью нее).

Учитель знакомит с различными кодовыми таблицами.

При кодировании информации используется специальное средство кодирования – некоторая таблица, которая устанавливает соответствие между знаками разных кодов:

-Для передачи информации на большие расстояния по телеграфу ещё 170 лет назад начали использовать Азбуку Морзе, которую придумал американский изобретатель Самуэл Морзе — а позднее – в радиосвязи. До сих пор в военных радиостанциях используется код Морзе, метеорологические станции передают информацию в виде кода Морзе целью надёжности передачи информации, так как не всегда передаётся качественно.

Закодируйте своё имя и запишите в тетрадь с помощью Азбуки Морзе.

— в середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги.

флажковая азбука — с помощью неё корабли на флоте передают друг другу информацию.

Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер. Такое кодирование называется — двоичное кодирование.

Выполняется работа в группах для выявления способов кодирования информации.

Работа в группах. (делимся на 4 группы по 3 человека)

-Какое у нас сейчас время года: (дети отвечают)
— А теперь предлагаю закодировать различными способами слово Осень
Учитель: Внимание, вспомним правила работы в группах.
1. Работаем тихо.
2. Работаем дружно.
3. Внимательно выслушиваем мнение каждого.
4. Оцениваем ответы в группе.
По истечению времени работа завершается, на доску вывешиваются групповые работы. Учащиеся защищают работу своей группы. Класс оценивает работу каждой группы, задает вопросы.
Анализ групповых работ.
— Посмотрите на все эти работы и скажите, что вы увидели в них общего? (во всех группах была информация закодирована)
— Чем отличаются все эти работы? (в некоторых группах получились разные способы кодирования)
Можно объединить все способы в группы?
В какие? (Учитель вывешивает листы с ответами учащихся на доску, объединяя в группы: рисунки, числа, символы)
— Давайте попробуем обобщить все сказанное вами в схеме(вместе с учащимися заполняют схему)
Итак, сформулируем открытие(совместно с учащимися)

Способы кодирования информации делятся на:
Графический – с помощью рисунков или знаков;
Числовой – с помощью чисел;
Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст

-Закодированная информация – это данные. Например, текст – это текстовые данные, рисунок – это графические данные, число – это числовые данные.

-Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о десяти шариках.

4. Закрепление материала

Давайте разделимся на 2 команды. Каждая команда должна придумать название и выбрать капитана. За каждое задание команда получает определенные баллы. В соревновании победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Дана кодовая таблица азбуки Морзе.
Расшифруйте следующий текст: (информация)

••

Задание 2.
Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова:
1 команда – ИНФОРМАТИКА.
2 команда – КЛАВИАТУРА.
После выполнения задания команды обмениваются полученным результатам и расшифровывают слова.

Как назван 2016 год в России? (Год КИНО)

Каждая команда должна закодировать название одного фильма.

Закодируйте название фильма с помощьюкодовой таблицы, где каждой букве соответствует её порядковый номер в алфавите.(раздаются кодовые таблицы)

1 команда – Титаник. 2 команда ­– Бетховен.

Задание 4
Раскодируйте информацию с помощью клавиатуры

1 команда – JNNJGJNFRJGSN (от топыта копыт)

2 команда ­– GSKMGJGJK , KTNBN (пыль по полю летит)

— Ребус — это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов.

Разгадывают ребус вместе (Кодирование)

— Делают вывод: то есть разгадывая ребусы, головоломки и т.д. мы декодируем информацию, представляем ее в первичном виде.

— Разгадайте ребусы. (раздаются карточки с заданием для капитанов).

Покажите с помощью жестов:

· Поздоровайтесь (Китайцы пожимали руки самим себе; эскимосы легонько стучали кулаками по голове и по плечам; египтяне прикладывали ладонь ко лбу)

· Покажите важность темы

· Покажите, что вы не знаете

· Покажите, что у вас все хорошо

· Покажите восхищение (испанцы и мексиканцы подносят к губам сжатые пальцы и воспроизводят звук поцелуя; бразильцы держатся за мочку уха.)

· Подразните (Высунуть язык в Тибете – будь спокоен, я не замышляю ничего против тебя)

6. Компьютерный практикум (Раздаются карточки с заданием)

Работа за компьютером: получить графическое изображение, используя метод координат.

Вариант 1. Войдите через главное меню в Документы — папка 5 класс (Откройте с помощью графического редактора Paint файл Система координат) и выполните задание.

Известны координаты 11 точек: 1(3,1), 2(1,4), 3 (11,4), 4 (9,1), 5(6,4), 6(2,6), 7(2,8), 8(6,10), 9(6,10), 10(4,11), 11(6, 12). Отметьте эти точки на координатной плоскости, а затем соедините их отрезками в последовательности

В результате получится рисунок, закрасьте его.

Вариант 2. Войдите через главное меню в Документы — папка 5 класс (Откройте с помощью графического редактора Paint файл Система координат) и выполните задание.

Известны координаты 11 точек: 1(4,2), 2(4,7), 3 (8,7), 4 (8,2), 5(2,7), 6(6,11), 7(10,7), 8(4,9), 9(4,11), 10(5,11), 11(5, 10). Отметьте эти точки на координатной плоскости, а затем соедините их отрезками в последовательности

В результате получится рисунок, закрасьте его.

Получаются следующие рисунки:

7. Итоги урока, рефлексия

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, достигли ли поставленных целей?

Давайте ребята сейчас каждый продолжит хотя бы на один из вопросов:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. я выполнял задания…

6. теперь я могу…

8. у меня получилось …

10. меня удивило…

11. урок дал мне для жизни…

12. мне захотелось…

Отвечают на вопросы устно, выражают своё мнение об уроке.

Сделайте вывод о том, зачем люди кодируют информацию.(Приведите примеры)

· чтобы скрыть ее от других (военные шифровки),

· чтобы записать информацию короче (стенография, дорожные знаки),

· чтобы ее было легче обрабатывать и передавать (азбука Морзе, перевод в электрические сигналы – машинные коды).

За активную работу на уроке получают оценки : ______

П редлагает оценить настроение ученика на уроке. (с помощью смайликов)

Оцени свою работу на уроке

Я доволен собой, у меня

У меня не все получилось,

Многое не получилось,

Задает домашнее задание: §7 читать.

Творческое домашнее задание: Придумать свой год и закодировать название любимого школьного предмета

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Сырный крем суп способ приготовления
Оцените статью
Разные способы