Урок информатики в 6 классе: «Способы познания окружающего мира»
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему
Тема урока: «Способы познания окружающего мира»
Планируемык образовательные результаты:
- предметные – представление о способах познания окружающего мира;
- метапредметные – ИКТ-компетентность (умение работать в текстовом редакторе); понятия информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;
- личностные – способность «связывать» учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимать значение знаний, полученных на уроках информатики в условиях развития информационного общества.
Задачи урока:
1) показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;
2) рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;
3) расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;
4) сформировать представления об основных категориях чувственного познания;
5) сформировать представления об основных категориях логического мышления;
6) расширить спектр эффективных приѐмов создания текстовых документов.
Оборудование: компьютеры, проектор, карточки с заданиями для учащихся в группах, листы самооценки (Приложение 2), стикеры для рефлексии, наглядность для экпериментов: 2 стакана с водой (горячая, холодная), нитки (2-х разных цветов), апельсин и лимон (целый, нарезанный), ложки (2 металлические, две деревянные.
Источник
Конспект урока «Как мы познаем окружающий мир» (информатика, 6 класс)
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
«Как мы познаем окружающий мир»
Практическая работа «Создаем компьютерные документы»
ЦЕЛЬ УРОКА – создать условия для того, чтобы учащиеся могли получить представления о способах познания окружающего мира, а также расширить спектр эффективных приёмов создания текстовых документов.
Тип урока — урок актуализации знаний и умений
Планируемые образовательные результаты :
Предметные – представления о способах познания окружающего мира;
Метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;
Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Решаемые учебные задачи:
показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;
рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;
расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;
сформировать представления об основных категориях чувственного познания;
сформировать представления об основных категориях логического мышления;
расширить спектр эффективных приемов создания текстовых документов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
Электронное приложение к уроку:
презентация «Как мы познаем окружающий мир»;
2. Объяснение нового материала
Слайд 4. Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нём информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников.
-Приведите примеры источников? (ответы учащихся) слайд 5
Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.
Слайд 6 Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Вместе с тем совершенно понятное сообщение «Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны»
— Информативно данное сообщение? (ответы учащихся)
Слайд 7. Таким образом , информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.
Получение знаний, или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое , которое ещё называют абстрактным мышлением .
Слайд 8 . Переходим к теме нашего урока. Открываем тетрадь, записываем число, классная работа, Как мы познаем окружающий мир.
Давайте познакомимся с целями нашего урока. (Слайд 9.)
С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека — средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг
Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения . Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.
Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Примеры: — жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;
— зелёная, колючая, пахнет смолой — ёлка.
С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием . Возможности чувственного познания ограничены
Слайд 10-12. Ра бота с учебником. С. 44-45.
Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.
Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление . Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.
Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.
Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации»,
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.
Примеры суждений: «У квадрата все стороны равны», «Масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».
Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.
3. Закрепление материала
Слайд 14 Практическая работа
— повторить правила в компьютерном классе
Практическая работа «Создаем компьютерные документы»
Учебник с.158 Задание 1. Копирование и вставка фрагментов
4. Рефлексия. Слайд 15
Внимание на экран.
— «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению
(Учитель просматривает самооценку учеников).
Ребята, вы сегодня поработали хорошо. И каждый из вас в начале урока для себя ставил цели и задачи. Выскажитесь, достигли ли вы планируемых результатов?
Выставление оценок за практическую работу
5. Задание на дом: Прочитать §7, с.42-45 ответить на вопросы на с.46№8 письменно
Источник
Разработка урока «Как мы познаем окружающий мир» 6 класс
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
«Как мы познаем окружающий мир»
Практическая работа «Создаем компьютерные документы»
Учитель Жигалова Ирина Александровна Дата 9.11.2016
ЦЕЛЬ УРОКА – создать условия для того, чтобы учащиеся могли получить представления о способах познания окружающего мира, а также расширить спектр эффективных приёмов создания текстовых документов.
Тип урока — урок актуализации знаний и умений
Планируемые образовательные результаты :
Предметные – представления о способах познания окружающего мира;
Метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;
Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Решаемые учебные задачи:
показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;
рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;
расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;
сформировать представления об основных категориях чувственного познания;
сформировать представления об основных категориях логического мышления;
расширить спектр эффективных приемов создания текстовых документов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
Электронное приложение к уроку:
1) презентация «Как мы познаем окружающий мир»;
2) файлы-заготовки Дом.doc, Мир.doc, Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc
2. Объяснение нового материала
Слайд 4. Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нём информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников.
-Приведите примеры источников? (ответы учащихся)
Слайд 5 . Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.
Слайд 6. Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Вместе с тем совершенно понятное сообщение «Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны»
— Информативно данное сообщение? (ответы учащихся)
Слайд 7. Таким образом , информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.
Получение знаний, или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое , которое ещё называют абстрактным мышлением .
Слайд 8. Чувственное познание окружающего мира
Слайд 9-10. С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека — средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг
Слайд 11. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения . Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Слайд 12. Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.
Слайд 13. Работа в парах . Каждой паре даны понятия (апельсин, ёлка, яблоко, фейхоа, персик, огурец) ( Приложение 1 .) Ваша задача: ответить на вопрос: Какой он, этот объект? Заполните карточки. 2 минуты
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос по группам.
Слайд 14. Возможно группа, которой досталось слово фейхоа, не сможет описать объект или опишет неправильно.
Слайд 15. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Примеры: — жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;
— зелёная, колючая, пахнет смолой — ёлка.
С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием . Возможности чувственного познания ограничены
1-я группа – описать картинку с точки зрения художника.
2-я группа – с точки зрения биолога
3-я группа – с точки зрения водителя
Слайд 16. Надо сделать вывод: От чего зависит восприятие? (Ответ: от прежнего опыта и знаний.)
Ученикам предлагается самим дать определение, а затем сравнить его с тем, что представлено на слайде презентации.
Слайд 17. Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.
Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление . Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.
Слайд 21 . Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Слайд 22 . Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.
Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации»,
Слайд 23 . Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.
Слайд 24-25. Примеры суждений: «У квадрата все стороны равны», «Масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».
Слайд 26 . Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.
Слайд 27-28 . Пример умозаключения :
Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн. Масса африканского слона достигает 7,5 тонн. Таким образом:
Вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов.
Слайд 29 . Правила в компьютерном классе
3. Закрепление материала
Слайд 30 Электронный тест с вопросами (Приложение 2)
Слайд 31 Практическая работа «Создаем компьютерные документы»
Учебник с.158 Задание 1. Копирование и вставка фрагментов
Слайд 32 Итоги урока
Внимание на экран.
— «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению
(Учитель просматривает самооценку учеников).
Ребята, вы сегодня поработали хорошо. И каждый из вас в начале урока для себя ставил цели и задачи. Выскажитесь, достигли ли вы планируемых результатов?
Выставление оценок за практическую работу
Слайд 34 5. Задание на дом: Прочитать §7, с.42-45 ответить на вопросы на с.46№8 письменно
Источник