Конспект урока 8 класс составное именное сказуемое способы его выражения

Конспект и презентация к уроку русского языка «Виды сказуемых. Составное именное сказуемое»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе «Виды сказуемых. Составное именное сказуемое». Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом. Задачи: совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения; развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки; воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.На уроке использованы различные приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся, диагностики знаний. Предусмотрена словарная работа, работа с учебником, тренировочное тестирование, дифференцированная самостоятельная работа, анализ текста. При подборе материала к уроку использованы произведения А.С. Пушкина.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_8.rar 2 МБ

Предварительный просмотр:

Федичкина Юлия Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области

Тема: Виды сказуемых. Составное именное сказуемое.

Цель: повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом.

— совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения;

— развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки;

— воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.

Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред.

М.Н. Шанского, интерактивная доска Elit Panaboard book.

Здравствуйте. Сядет тот, кто ответит на вопрос:

— Что такое грамматическая основа предложения?

— Что называется подлежащим?

— Какие виды сказуемых существуют в русском языке?

— Что объединяет простое и составное глагольное сказуемое?

— Что их различает?

-Что такое составное именное сказуемое?

Запишите тему урока. Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока, его цели.

  1. Зрительный диктант (слова заранее написаны на доске):

стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина)

ментор (учитель, наставник, воспитатель)

недоросль (молодой барин, достигший совершеннолетия, нигде не служащий)

кибитка (крытая повозка)

погребец (дорожный сундучок)

целовальник (продавец вина в питейном заведении)

жаловать (награждать, дарить)

бастион (один из видов крепостных укреплений)

— Из какого произведения русской литературы IX века взяты данные слова? Кто автор этого произведения?

— Как называются эти слова с точки зрения употребления в современном русском языке?

— Объясните значение этих слов (по цепочке).

  1. Задание 1. Составить схемы из карточек «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых

ПГС = глагол в форме одного из наклонений

СГС = вспомогательное слово + инфинитив

СИС = глагол-связка + именная часть

  1. Составить предложения, используя слова для зрительного диктанта:

1 вариант – с простым глагольным сказуемым

2 вариант – с составным глагольным сказуемым

3 вариант – с составным именным сказуемым

  1. Лучшего ментора я не желал.
  2. Герой хотел попасть на бастион.
  3. Я был недорослем.

Известный литератур о вед и критик Владимир Яковлевич Лакшин, долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир», вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом соверше нн ого иску сс тва.

— Объяснить орфограммы, пунктограммы; указать вид сказуемых.

В это время 2 ученика выполняют индивидуальное задание по карточке в тетради, 1 ученик работает на интерактивной доске, выполняет задание 2:

Задание 2 Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого.

1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.

3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

  1. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу.
  2. Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.
  3. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом.
  4. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом свою комнату тихую девическую жизнь.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

  1. Смиряй себя молитвой и постом и сны твои видений легких будут исполнены…
  2. Как весело провел свою ты младость!
  3. Исполнен долг, завещанный от бога мне, грешному…

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

После выполнения заданий по карточкам учащиеся озвучивают результаты своей работы.

  1. Физкультпауза. Игра «Разминка»

— Послушайте условия игры. Внимательно слушайте команды и выполняйте лишь те из них, в которых есть слово «пожалуйста». Если этого слова в команде нет, то выполнять ее не следует.

— Выйдите, пожалуйста, из-за парт.

— Наклоните голову, пожалуйста.

— Поднимите, пожалуйста, голову.

— Поднимите руки вверх, пожалуйста.

— Опустите, пожалуйста, руки.

— Сделайте глубокий вдох.

— Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

— Протяните правую руку вперед.

— Протяните, пожалуйста, левую руку вперед.

— Пожалуйста, протяните правую руку вперед.

— Поставьте руки на пояс.

— Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

— Опустите руки, пожалуйста.

— Поздравляю тех, кто ни разу не ошибся.

В «Капитанской дочке» комендант говорит Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Называя Пугачева вором, комендант вовсе не хочет сказать, что тот занимается кражами, воровством. Словом вор называли в те времена преступника вообще, всякого злоумышленника.

В «Руслане и Людмиле» читаем:

Но между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Если мы не будем знать, что слово позор употреблено в старом значении «зрелище», мы не точно поймем А.С. Пушкина.

В стихотворении «Сожженное письмо» А.С. Пушкин пишет:

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит…

И чтобы эти стихи нам были полностью понятны, мы должны знать, что слово впечатленье обозначает здесь «отпечаток, втиснутое печаткою в сургуч изображение».

Подобных слов и выражений в произведениях Пушкина немало. Язык развивается, слова со временем приобретают иной смысл. Но это не значит, что мы уже не понимаем поэта. Просто всегда нужно иметь в виду, что хотя писателей справедливо считают творцами и законодателями языковых норм, но сами нормы со временем развиваются. Исследования стилистов, ученых – историков литературы как бы снимают со слова «пыль веков», позднейшие наслоения, переосмысления и помогают нам точнее и правильнее понимать произведения великого русского поэта.

Читая А.С. Пушкина, и хочется и следует понять каждое его слово именно в том значении, в котором его употребил поэт.

З. Люстрова, Л. Скворцов, В. Дерягин.

Беседы о русском слове

— Прочитайте текст. Определите его стиль и тип.

— Какова тема текста? Основная мысль?

— Как этимология (происхождение) слова впечатление помогает объяснить его правописание?

— Найдите предложения, соответствующие схемам:

2. , .

3. , (что ).

— Определите виды сказуемых в предложении: Если мы не будем…

— В каком сложном предложении присутствуют все три вида сказуемых? ( И чтобы эти стихи… )

— Выпишите предложения (по рядам):

I – с простым глагольным сказуемым

II – с составным глагольным сказуемым

III – с составным именным сказуемым

Задание по выбору.

1. Составить мини-текст на одну из тем: «Мои впечатления от прочтения первых глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»», «Язык – развивающееся явление» (по материалу текста для анализа)

2. Упр. 107 (Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013)

3. Упр. 108 (Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013)

  1. Тест.
  1. Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка)
  1. Простым предложением является:

А 1,2. Б 2,3. В 1. Г 3,4

  1. Причастный оборот есть в предложении:

А 2. Б 2,3. В 3. Г 4

III. Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 1. Б 2. В 3. Г 4

IV. Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 4. Б 2,3, 4. В 1, 2. Г 2.

V. Сказуемое в 1 предложении является:

А простым глагольным

Б составным именным

В составным глагольным

I. В II. В III. Г IV. Б V. В

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие сведения мы повторили на уроке?

— Каким знаниям, полученным на уроке, вы найдете применение?

— На каком этапе урока ваша работа была самой плодотворной?

— Какой вид работы на уроке показался наиболее интересным?

— Чьи ответы были наиболее точными и исчерпывающими?

— Во сколько баллов по 10-тибалльной шкале вы оценили бы свой вклад в урок?

  1. Домашнее задание (повыбору) :
  1. параграф №21, упр. 111
  2. параграф № 21, подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип урока — закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче.

Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе. Тип урока — освоение новых знаний.

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у.

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР.

Разработка представляет собой конспект интерактивного урока русского языка в 8 классе «Повторение по теме «Двусоставные предложения». Цель урока — повторить знания о двусоставном предложении. Задачи: .

Данный урок проводится при изучении нового материала. Цели урока: познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками; рассмотреть основные отличия слов категории состояния о.

Материал, который позволяет с интересом знакомиться со сложной темой.

Источник

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое».

Скачать:

Вложение Размер
sostavnoe_imennoe_skazuemoe.doc 101.5 КБ
sostavnoe_imennoe_skazuemoe.ppt 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе. МБОУ «Аллабердинская СОШ» учитель Хисамова Фания Фаузятовна

Тема урока: Составное именное сказуемое.

  • познакомить детей с составным именным сказуемым;
  • знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
  • формировать культурную компетентность.
  • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
  • развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
  • расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов
  • универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
  • специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)
  • воспитание патриотизма, любви к родному слову.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

— Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.(1 минута)

II. Повторение пройденного на предыдущем уроке по теме «Составное глагольное сказуемое».

-Ребята, какую тему изучили на том уроке? Какие сказуемые мы называем составными глагольными? ( ответы детей).(5 минут)

— Ребята, это правило вы должны запомнить, потому что на региональном экзамене будет вопрос под номером А4: Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.

1) Весною я усиленно начал готовиться к экзаменам.

2) За ночь намело сугробы выше окон.

3) Ее зонтик был расшит цветными узорами.

4) Нам ближе и понятнее отечественная литература.

III. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, слайд 2

— Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

-Перед вами отрывок из стихотворения С.Есенина. Ваша задача, переписать отрывок в тетради, вставляя пропущенные орфограммы. Перед этим запишите сегодняшнее число и классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

(выполняют 2 минуты).

— Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы. Слайд 3.(1 минута)

— Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? Компьютер, слайд 4.Значение слов.

— Итак, перед нами – паронимы. Компьютер, слайд 5.

-Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. (2 минуты)

— О чем это стихотворение? (о любви к Родине) -Каждый человек обязан любить и охранять свою Родину, свою родную землю.

— Найдите грамматические основы в предложениях, подчеркните их. Определите знакомые вам виды сказуемых. Какое незнакомое сказуемое вам встретилось?

1 предл. – люблю / ПГС

2 предл. – разгадать не могу / СГС

3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?(3 минуты)

V. Определение темы урока. Слайд 6

— Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”.Запишите в тетради.

— Какую цель ставим к нашему уроку?

• познакомиться с составным именным сказуемым;

• знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.(2 минуты).

VII. Объяснение новой темы.

— Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 6.

— Теперь выясним, какими словами может выражаться вспомогательный глагол:

1. Молодой человек весёлый. – на доске записано.

— Найдите сказуемое. Глагол быть в наст. времени отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Попробуйте сказать в прошедшем и в будущем времени.

2. глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой.

3. глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая.

VIII. Физминутка. (1 минута)

Продолжение изучения темы.

— А чем выражается именная часть? Слайд 7

  1. Это был трудный путь.
  2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
  3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.
  4. Туфли мне впору.
  5. Правда светлее солнца.
  6. Да ты кто?
  7. На таком заводе два инженера – капля в море.

— Выпишите основы предложений и определите, чем выражены именные части. Работаем в паре.

— Самопроверка. Слайд 8

— Молодцы, ребята. Капля в море что вы скажете об этом сочетании? ( правильно, это фразеологизм)

— Как вы понимаете выражение капля в море? ( мало).

-Какие фразеологизмы синонимы можете подобрать? (кот наплакал; по пальцам (можно) пересчитать; раз-два (да) и обчелся; с гулькин нос)

— Какие фразеологизмы антонимы? (хоть отбавляй; хоть пруд пруди)

Выводы: Чтение правила по учебнику стр. 64.

IX. Закрепление изученного.

1. Самостоятельная работа.

— Ребята, задания на карточках взяты из произведений, которые вы изучили на уроках литературы.

Работа по карточке. Разноуровневые задания.

1. Младший вес. пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)

2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)

3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)

5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

2. Проверка задания. (2 минуты)

3. А теперь мы поиграем в игру “Третий лишний”. (слайды 15, 16, 17, 18) (5 минут)

Перед вами три предложения под буквами А), Б), В).

Давайте выделим грамматическую основу в 1 предложении – помогает сохранить слайд 11

Во 2-ом – начинают собираться.

Значит третий лишний какой? (В)

4. Выполнение упражнения по учебнику (резерв)

X. Рефлексия . А теперь сделаем итог урока. Вернемся к целям, которые поставили в начале урока. ( ответы детей) (5 минут)

-Какую оценку ставите себе за урок?

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

Источник

Читайте также:  Способ как полегче сделать самолет
Оцените статью
Разные способы