- Урок в 8 классе. Тема: Составное глагольное сказуемое план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Составное глагольное сказуемое план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе. Тема: Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе.
Тема: Составное глагольное сказуемое
На доске запись:
Капли дождя начали стучать по земле.
Медленно тянутся дни.
Солнце стояло над головой и жгло траву.
Воздух перестал струиться.
— Прочитайте предложения. Найдите в них общее.
(можно характеризовать общие синтаксические признаки предложений)
— Расположите предложения в порядке увеличения в них количества членов предложения.
(задание выполняется письменно в парах)
— Сравните между собой сказуемые написанных вами предложений.
— Найдите известный вам вид сказуемого и расскажите о нём.
(дети должны выделить простое глагольное сказуемое)
3.Определение темы и цели урока
— Назовите сказуемые в 2 оставшихся предложениях.
— Обратите внимание, из скольких слов они состоят, какой частью речи выражены
— В связи с этим скажите, как они могут называться и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(В этих предложениях сказуемые «начали стучать» и «перестал струиться», они состоят из 2 слов, выражены глаголами. Это составные глагольные сказуемые. Значит, тема сегодняшнего урока: «Составные глагольные сказуемые»)
-Тему урока пишу на доске.
— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель
Цель: познакомиться с определением составного глагольного сказуемого; узнать , чем оно выражается; научиться отличать от других видов сказуемого.
4.Изучение нового материала .
— Мы выяснили, что составное глагольное сказуемое состоит из 2 глаголов.
— Проанализируйте ещё раз предложения с составным глагольным сказуемым. Скажите, в какой форме глагола выражается его основное лексическое значение, а какой глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого?
(в результате формируется определение составного глагольного сказуемого)
-Уточните, какие именно грамматические значения выражают вспомогательные глаголы. (добавить сведения о значении наклонения и вре мени)
Музыкант продолжал играть.
Музыкант не мог играть.
Музыкант желал бы играть.
— Прочитайте предложения на карточке. Выделите вспомогательные глаголы составных глагольных сказуемых. Какие ещё значения, кроме наклонения и времени ,они могут выражать?( значение начала, конца действия)
— Какие глаголы часто употребляются в роли вспомогательных?
— Прочитайте предложения на карточке №2. Выделите в них сказуемые. Сделайте дополнительное сообщение о вспомогательном глаголе составного глагольного сказуемого
Мы рады с вами сотрудничать.
Мы должны с вами сотрудничать.
Мы готовы с вами сотрудничать.
Мы были бы рады с вами сотрудничать.
— Расскажите, что вы узнали сегодня на уроке о составном глагольном сказуемом?
Учёный готов годами искать истину.
Звёзды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать.
От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.
Однажды встретившись, мы не можем расстаться с произведениями искусства до конца жизни.
— Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению, учитывая тему урока и используя формулу.
Нужно сгруппировать предложения в зависимости от слов, которые использованы в составном глагольном сказуемом. В первую группу включить предложения, в сказуемых которых роль вспомогательного глагола выполняет краткое прилагательное. Во вторую группу – предложения, в сказуемых которых имеется вспомогательный глагол.
-Задание сначала выполняется коллективно, а затем в парах.
— Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.
(задание выполняется индивидуально)
— Солнце приблизилось к горизонту.
Туча покружилась и медленно удалилась.
Стучали ставни, ветер выл в трубе.
2. Через некоторое время небо начало наливаться чистой и слабой синевой.
Жара понемногу начала спадать.
Это заставляло бледнеть и мужчин, и женщин, и детей.
Лекарственный дух степных растений поселился в комнате. Его не смог вытеснить даже запах отцветающих за окнами лип.
— Прочитайте предложения под цифрами1 -2.
-Познакомьтесь с образцом.
— Установите, в какой смысловой последовательности находятся данные в нём предложения.
— Сформулируйте задание к упражнению
— Не забывайте о теме урока.
(В образце предложения находятся в причинно – следственной связи. Значит, из предложений 1 – 2 нужно составить пары с таким же видом связи. Выделить в них сказуемые. Задания выполняются в парах или группах.
— Назовите орфограммы, которые имеются в словах составных глагольных сказуемых. Предварительно их сгруппируйте. Задание выполняем коллективно.
— Выделите из предложений слова, в которых буква О выполняет разные функции.
(В слове небо буква О является окончанием; в слове медленно – суффиксом; в слове горизонту – непроверяемой безударной гласной в корне; покружились – безударной гласной в приставке.
Предлагаю детям репродукцию картины «Тройка». Провожу краткую беседу о художнике В.Перове, о Третьякове и Третьяковской галерее. Затем они знакомятся с текстом.
Однажды к Перову тихонько постучали. Он увидел на крыльце бледную усталую крестьянку. Она робко протянула ему в качестве подарка узелок с яйцами и заплакала: «Сыночек –то мой…»
Умер её сын, с которого Перов несколько лет назад писал известную картину «Тройка». Мать, продав всё, пришла купить эту картину.
Перов решил, что он должен отвести мать в Третьяковскую галерею, где к тому времени находилась картина, купленная известным собирателем Третьяковым. Едва вошли в зал, в котором была картина, женщина, увидев родного сына ахнула и упала на колени. Прийдя в себя, мать стала рассматривать картину.
Бедно одетые дети тянут тяжёлые сани. Впереди Вася. У него бледное усталое лицо, мы словно чувствуем его прерывистое дыхание. Долго мать не могла налюбоваться любимым сыночком. Потом сказала Перову, что она довольна встречей с сыном. Художник не мог быть взволнован. Его работа помогла смягчить материнское горе.
— Прочитайте текст. Рассмотрите формулу. Сформулируйте задание к упражнению.
(Из исходного текста нужно исключить предложения с простым глагольным сказуемым. Написать сжатый текст. Подчеркнуть составные глагольные сказуемые.)
— Добавьте к группам с орфограммами, выделенными в предыдущем упражнении, новые группы слов. Группы формируются из слов, входящих в составное глагольное сказуемое.
— С каким видом сказуемого вы познакомились на сегодняшнем уроке?
— Расскажите всё, что вы узнали о составном глагольном сказуемом.
Обсуждаем домашнюю работу, оцениваем работу учащихся на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме «Составное глагольное сказуемое»
Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, — проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател.
Конспект урока на тему «Составное глагольное сказуемое»
Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое». На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс.
Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.
Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г.
презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое
презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса.
План-конспект урока по русскому языку «Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи» Конспект урока русского языка в 6 классе.
Урок по теме «Составное глагольное сказуемое»
УМК: Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.
Презентации к уроку русского языка в 8 классе.Составное глагольное сказуемое. Инверсия.
Презентация «Составное глагольное сказуемое» содержит лаконичные формулы способов выражения СГС. Кроме этого, в презентации приведены примеры на каждый способ в.
Источник
Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
25 октября 2018 года в с.Яготино прошел окружной этап конкурса «Учитель года — 2019».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 140.49 КБ |
Презентация | 185.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе
Тема урока: Составное глагольное сказуемое
1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.
2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный
Оформление: использование мультимедиа
Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. Новая тема урока «Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.
II. Повторение сведений о главных членах предложения.
- — Ребята, восстановите определения :
… и … — это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .
- Повторение признаков простого глагольного сказуемого :
— Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое? (слайд)
( выражается глаголом в одном из наклонений, т.е. состоит из одного глагола)
Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». (1924)
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
( В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата)
— Выразительно прочитайте записанное. В данном отрывке найдите и подчеркните грамматическую основу.
— Ребята, сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?
III. Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.
— Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?
— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА
грамматическое значение лексическое значение
(наклонение, время, лицо,
число, в форме пр. вр.- род)
Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.
— Чем отличаются сказуемые?
— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.
— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
— Какую роль играет вспомогательный глагол?
— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.
Основные вспомогательные глаголы
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Эмоциональная оценка действия
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
IV . Физминутка. Разминка для глаз и кисти рук .
V. Работа по учебнику.
Упражнение 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и глагольные сказуемые.
Упражнение 104 (работа у доски).
Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?
Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека. Я обязан встретить этого человека. Я готов встретить этого человека. Я согласен встретить этого человека. Я должен встретить этого человека.
VI. Тестовые задания.
1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.
б) Я стал слабеть здоровьем.
в) Мой брат – студент.
г) В коридоре было три двери.
2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А) Сирень начинает отцветать в начале лета.
Б) Он казался образованным человеком.
В) В путешествии мы узнали много интересного.
Г) Мы предложили ему поиграть с нами.
VII. Домашнее задание.
Упр 106, стр.63. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.
VIII. Подведение итогов.
Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Составное глагольное сказуемое
Восстановите определения: 1) … и … — это грамматическая основа предложения. 2) По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . 3) Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . 4) Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . 5)Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .
Чем выражается простое глагольное сказуемое? Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА грамматическое значение лексическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме пр. вр .- род) — Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.
Основные вспомогательные глаголы Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания начать стать закончить приняться продолжить желать мечтать хотеть стараться любить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составное глагольное сказуемое
Конспект урока для 8 класса по учебнику «Русский язык. 8 класс». Авторы: С.Т. Бархударов, С.Е. Крючков и др.
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме «Составное глагольное сказуемое»
Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, — проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател.
Составное глагольное сказуемое
Представлениа технологическая карта урока русского языка в 8 классе. Тема «Составное глагольное сказуемое».
Конспект урока на тему «Составное глагольное сказуемое»
Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое». На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс.
Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.
Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г.
презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое
презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса.
Источник