Конспект урока 8 класс составное глагольное сказуемое способы его выражения

Урок в 8 классе. Тема: Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Скачать:

Вложение Размер
sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe.docx 18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе.

Тема: Составное глагольное сказуемое

На доске запись:

Капли дождя начали стучать по земле.

Медленно тянутся дни.

Солнце стояло над головой и жгло траву.

Воздух перестал струиться.

— Прочитайте предложения. Найдите в них общее.

(можно характеризовать общие синтаксические признаки предложений)

— Расположите предложения в порядке увеличения в них количества членов предложения.

(задание выполняется письменно в парах)

— Сравните между собой сказуемые написанных вами предложений.

— Найдите известный вам вид сказуемого и расскажите о нём.

(дети должны выделить простое глагольное сказуемое)

3.Определение темы и цели урока

— Назовите сказуемые в 2 оставшихся предложениях.

— Обратите внимание, из скольких слов они состоят, какой частью речи выражены

— В связи с этим скажите, как они могут называться и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(В этих предложениях сказуемые «начали стучать» и «перестал струиться», они состоят из 2 слов, выражены глаголами. Это составные глагольные сказуемые. Значит, тема сегодняшнего урока: «Составные глагольные сказуемые»)

-Тему урока пишу на доске.

— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель

Цель: познакомиться с определением составного глагольного сказуемого; узнать , чем оно выражается; научиться отличать от других видов сказуемого.

4.Изучение нового материала .

— Мы выяснили, что составное глагольное сказуемое состоит из 2 глаголов.

— Проанализируйте ещё раз предложения с составным глагольным сказуемым. Скажите, в какой форме глагола выражается его основное лексическое значение, а какой глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого?

(в результате формируется определение составного глагольного сказуемого)

-Уточните, какие именно грамматические значения выражают вспомогательные глаголы. (добавить сведения о значении наклонения и вре мени)

Музыкант продолжал играть.

Музыкант не мог играть.

Музыкант желал бы играть.

— Прочитайте предложения на карточке. Выделите вспомогательные глаголы составных глагольных сказуемых. Какие ещё значения, кроме наклонения и времени ,они могут выражать?( значение начала, конца действия)

— Какие глаголы часто употребляются в роли вспомогательных?

— Прочитайте предложения на карточке №2. Выделите в них сказуемые. Сделайте дополнительное сообщение о вспомогательном глаголе составного глагольного сказуемого

Мы рады с вами сотрудничать.

Мы должны с вами сотрудничать.

Мы готовы с вами сотрудничать.

Мы были бы рады с вами сотрудничать.

— Расскажите, что вы узнали сегодня на уроке о составном глагольном сказуемом?

Учёный готов годами искать истину.

Звёзды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать.

От горячих лучей солнца стал плавиться снег.

Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.

Однажды встретившись, мы не можем расстаться с произведениями искусства до конца жизни.

— Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению, учитывая тему урока и используя формулу.

Нужно сгруппировать предложения в зависимости от слов, которые использованы в составном глагольном сказуемом. В первую группу включить предложения, в сказуемых которых роль вспомогательного глагола выполняет краткое прилагательное. Во вторую группу – предложения, в сказуемых которых имеется вспомогательный глагол.

-Задание сначала выполняется коллективно, а затем в парах.

— Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.

(задание выполняется индивидуально)

— Солнце приблизилось к горизонту.

Туча покружилась и медленно удалилась.

Стучали ставни, ветер выл в трубе.

2. Через некоторое время небо начало наливаться чистой и слабой синевой.

Жара понемногу начала спадать.

Это заставляло бледнеть и мужчин, и женщин, и детей.

Лекарственный дух степных растений поселился в комнате. Его не смог вытеснить даже запах отцветающих за окнами лип.

— Прочитайте предложения под цифрами1 -2.

-Познакомьтесь с образцом.

— Установите, в какой смысловой последовательности находятся данные в нём предложения.

— Сформулируйте задание к упражнению

— Не забывайте о теме урока.

(В образце предложения находятся в причинно – следственной связи. Значит, из предложений 1 – 2 нужно составить пары с таким же видом связи. Выделить в них сказуемые. Задания выполняются в парах или группах.

— Назовите орфограммы, которые имеются в словах составных глагольных сказуемых. Предварительно их сгруппируйте. Задание выполняем коллективно.

— Выделите из предложений слова, в которых буква О выполняет разные функции.

(В слове небо буква О является окончанием; в слове медленно – суффиксом; в слове горизонту – непроверяемой безударной гласной в корне; покружились – безударной гласной в приставке.

Предлагаю детям репродукцию картины «Тройка». Провожу краткую беседу о художнике В.Перове, о Третьякове и Третьяковской галерее. Затем они знакомятся с текстом.

Однажды к Перову тихонько постучали. Он увидел на крыльце бледную усталую крестьянку. Она робко протянула ему в качестве подарка узелок с яйцами и заплакала: «Сыночек –то мой…»

Умер её сын, с которого Перов несколько лет назад писал известную картину «Тройка». Мать, продав всё, пришла купить эту картину.

Перов решил, что он должен отвести мать в Третьяковскую галерею, где к тому времени находилась картина, купленная известным собирателем Третьяковым. Едва вошли в зал, в котором была картина, женщина, увидев родного сына ахнула и упала на колени. Прийдя в себя, мать стала рассматривать картину.

Бедно одетые дети тянут тяжёлые сани. Впереди Вася. У него бледное усталое лицо, мы словно чувствуем его прерывистое дыхание. Долго мать не могла налюбоваться любимым сыночком. Потом сказала Перову, что она довольна встречей с сыном. Художник не мог быть взволнован. Его работа помогла смягчить материнское горе.

— Прочитайте текст. Рассмотрите формулу. Сформулируйте задание к упражнению.

(Из исходного текста нужно исключить предложения с простым глагольным сказуемым. Написать сжатый текст. Подчеркнуть составные глагольные сказуемые.)

— Добавьте к группам с орфограммами, выделенными в предыдущем упражнении, новые группы слов. Группы формируются из слов, входящих в составное глагольное сказуемое.

— С каким видом сказуемого вы познакомились на сегодняшнем уроке?

— Расскажите всё, что вы узнали о составном глагольном сказуемом.

Обсуждаем домашнюю работу, оцениваем работу учащихся на уроке

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме «Составное глагольное сказуемое»

Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, — проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател.

Конспект урока на тему «Составное глагольное сказуемое»

Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое». На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс.

Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.

Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г.

презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое

презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса.

План-конспект урока по русскому языку «Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи» Конспект урока русского языка в 6 классе.

Урок по теме «Составное глагольное сказуемое»

УМК: Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.

Презентации к уроку русского языка в 8 классе.Составное глагольное сказуемое. Инверсия.

Презентация «Составное глагольное сказуемое» содержит лаконичные формулы способов выражения СГС. Кроме этого, в презентации приведены примеры на каждый способ в.

Источник

Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

25 октября 2018 года в с.Яготино прошел окружной этап конкурса «Учитель года — 2019».

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 140.49 КБ
Презентация 185.91 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.

2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.

3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

Оформление: использование мультимедиа

Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. Новая тема урока «Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.

II. Повторение сведений о главных членах предложения.

  1. — Ребята, восстановите определения :

… и … — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

  1. Повторение признаков простого глагольного сказуемого :

— Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое? (слайд)

( выражается глаголом в одном из наклонений, т.е. состоит из одного глагола)

Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». (1924)

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

( В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата)

— Выразительно прочитайте записанное. В данном отрывке найдите и подчеркните грамматическую основу.

— Ребята, сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?

III. Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.

— Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?

— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА

грамматическое значение лексическое значение

(наклонение, время, лицо,

число, в форме пр. вр.- род)

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

— Чем отличаются сказуемые?

— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

— Какую роль играет вспомогательный глагол?

— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

IV . Физминутка. Разминка для глаз и кисти рук .

V. Работа по учебнику.

Упражнение 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и глагольные сказуемые.

Упражнение 104 (работа у доски).

Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?

Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека. Я обязан встретить этого человека. Я готов встретить этого человека. Я согласен встретить этого человека. Я должен встретить этого человека.

VI. Тестовые задания.

1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.

б) Я стал слабеть здоровьем.

в) Мой брат – студент.

г) В коридоре было три двери.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А) Сирень начинает отцветать в начале лета.

Б) Он казался образованным человеком.

В) В путешествии мы узнали много интересного.

Г) Мы предложили ему поиграть с нами.

VII. Домашнее задание.

Упр 106, стр.63. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.

VIII. Подведение итогов.

Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

Восстановите определения: 1) … и … — это грамматическая основа предложения. 2) По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . 3) Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . 4) Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . 5)Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

Чем выражается простое глагольное сказуемое? Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА грамматическое значение лексическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме пр. вр .- род) — Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

Основные вспомогательные глаголы Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания начать стать закончить приняться продолжить желать мечтать хотеть стараться любить

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составное глагольное сказуемое

Конспект урока для 8 класса по учебнику «Русский язык. 8 класс». Авторы: С.Т. Бархударов, С.Е. Крючков и др.

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме «Составное глагольное сказуемое»

Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, — проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател.

Составное глагольное сказуемое

Представлениа технологическая карта урока русского языка в 8 классе. Тема «Составное глагольное сказуемое».

Конспект урока на тему «Составное глагольное сказуемое»

Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое». На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс.

Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.

Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г.

презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое

презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса.

Источник

Читайте также:  Какие вы знаете способы организации css кода
Оцените статью
Разные способы