- Способы выражения грамматической связи в словосочетании. план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 5 класс ТЕМА: СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ.РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Урок в 5 классе по теме «Словосочетание. Смысловая и грамматическая связь»
- Презентация и конспект урока для 5 класса » Виды связи в словосочетании»и
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Комбинированный урок по теме: «Способы выражения грамматической связи в словосочетании».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_v_slovosochetanii.docx | 15.66 КБ |
svyaz_v_slovosochetanii.pptx | 130.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Цели урока: показать обучающимся различные виды связи слов в словосочетаниях, учить определять главное и зависимое слово в них; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к языку.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация.
Тип урока: комбинированный.
- Орг. Момент (1-2 минуты)
- Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами познакомились со словосочетанием, научились находить его в предложениях и тексте. Скажите, что такое словосочетание? Из чего оно состоит? (главное + зависимое слово)
Итак, для того, чтобы нам с вами настроиться на рабочий лад, давайте проведем небольшую лингвистическую разминку.
Запишите словосочетания (кто больше), где последнее слово будет первым в следующем словосочетании.
- Работа над темой урока
Тема нашего сегодняшнего урока – «Способы выражения связей в словосочетании».
Наша задача научиться различать разные виды связи в словосочетании и продолжить развивать навыки выделения главного и зависимого слов в словосочетании.
Итак, мы с вами знаем, что словосочетание состоит из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Для примера запишем словосочетание «читать книгу».
Как же найти и установить смысловую связь? Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому. Таким образом, мы с вами видим, что словосочетание несет в себе определенный смысл.
Но в словосочетании может быть более двух слов. Откуда же берется третье и зачем? Чаще всего третьим словом является предлог, который помогает, как и окончание, связывать слова между собой. Окончание показывает, что слово изменилось, что у него уже другая, не начальная форма, и оно готово дружить с другими словами. Предлог же помогает, показывая, в каком падеже должно стоять следующее за ним слово. Значит, грамматическая связь устанавливается с помощью окончаний и предлогов.
Иностранцам, приезжающим в Россию, бывает очень тяжело соединить слова в словосочетания. Они уже пополнили свой словарный запас, а как слова изменяются, не всегда знают. Подберите пары и запишите получившиеся словосочетания.
Упр.64 — I часть. Выписать все возможные словосочетания из предложений, указать главное слово и задать от него вопрос к зависимому.
Источник
5 класс ТЕМА: СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ.РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Предмет: русский язык Клас: 5 Урок:1/8 Дата:1210
Тема: Способы выражения грамматической связи в словосочетании.РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Цели : сообщить, что такое пунктуация; что изучает данный раздел, учить правильно выделять словосочетания из предложения; закрепить умение разбирать словосочетания.
Тип урока : урок усвоения навыков и умений;
Методы информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; : исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;
Оборудование: Учебник рабочая тетрадь , таблица, схемы разборов
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Медведь – ведающий медом ( слав .)
Словосочетанием не является:
1. Грамматическая основа предложения.
2. Существительное с предлогом.
3. Однородные члены предложения.
4. Не связанные по смыслу слова.
Задание . Запишите под диктовку предложения и выделите грамматическую основу. Стрелками покажите состав подлежащего и состав сказуемого. Получившиеся словосочетания выпишите в столбик.
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с материалами учебника, § 27.
2. Упражнение 123, разбор именных и глагольных словосочетаний.
IV. Выписать из предложений по три именных и глагольных словосочетания, провести разбор.
Я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.
Говорить их учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом ровным голосом повторять одну и ту же фразу – раз двадцать, а то и тридцать.
После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живет.
Вот и вся премудрость.
V. Работа по исправлению ошибок.
Ученикам задали выписать словосочетания из предложений. При выполнении задания были допущены ошибки. Найди их!
Слабые и робкие ручьи огибают каждый камень.
3. ручьи огибают
4. слабые и робкие
5. огибают камень
6. каждый камень
О т в е т ы: 3, 4.
VI. Выполнение упражнения 133 самостоятельно. Проверка.
Контрольный словарный диктант № 1
Помогать старушке, крылечко избы, красивая брошь, смотреть нежно, отплыть от причала, учебник сестры, чудное мгновенье, сшить аккуратно, старый календарь, написать картину, громко кричать, дом в деревне, ароматный персик, клубились на горизонте, калина красная, развести костер, говорить серьезно, чисто вымыть, книга на парте.
Домашнее задание: упражнение 131выучить правило
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 314 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 926 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-323500
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок в 5 классе по теме «Словосочетание. Смысловая и грамматическая связь»
СМЫСЛОВАЯ И ГРАММАТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: уметь находить главное и зависимое слово в словосочетании, уметь определять смысловую и грамматическую связь, знать, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.
Метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
— личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;
— регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;
— коммуникативные УУД: тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах
— познавательные УУД: систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию
Основные понятия: словосочетание, главное и зависимое слово, вопрос к зависимому слову, грамматическая, смысловая связь в словосочетании, синонимичные словосочетания
Источник
Презентация и конспект урока для 5 класса » Виды связи в словосочетании»и
Описание презентации по отдельным слайдам:
— Добрый день! Дети, вам тепло? — Да. — В нашем классе светло? — Да. — Прозвенел уже звонок? — Да. — Уже закончился урок? — Нет. — Только начался урок? — Да. — А хотите ль вы учиться? — Да. — Значит можно всем садиться!
Распредели в 3 столбика Волчий хвост, из-под камня, полет кукушки, мудрая мысль, рано проснуться, Журавли курлыкали, у дома. Слово Словосочетание Предложение
Слова Словосочетание Предложение У дома Из-под камня Волчий хвост Журавли курлычут Полет кукушки Рано проснуться Мудрая мысль
Виды связи в словосочетании 5 класс
что такое грамматическая связь в словосочетании — Различать виды связи в словосочетании
главное слово Зависимое слово
прил. сущ. Согласование Вид связи, при котором главное слово требует такого же рода, числа и падежа, как и главное
Управление глаг.или сущ Сущ в Т.п. Сущ. в П.п. Сущ в Р.п. Вид связи , при котором Г.С требует падежа З.С
Примыкание Вид связи , при котором Г.С связано по смыслу с неизменяемым З.С глагол. наречие.
Книжная обложка Какая? Сущ. Прилаг. Признак предмета Согласование
Согласование, управление или примыкание ? д г г б з Упражнение 133 Словарь: рапорт, салют, издалека, изредка
словосочетания — синонимы Лучи солнца – Опушка леса- Жители города – Собрание класса- Обитатели леса – Сельские жители- Водяная струя-
Выполните тест 1. Укажите словосочетание с согласованием 1) резкий звук 3) служить на флоте 2) съесть шоколад 4) светить ярко 2. Укажите словосочетание с управлением 1) читать книгу 3)кричать громко 2) узкая дорожка 4) летний день 3. Укажите словосочетание с примыканием 1) пойти вправо 3) звонкий голос 2) быстрая ходьба 4) решить задачу
Самопроверка 1 – 1 2 – 1 3 – 1 4 – 1
Упражнение 132, С/с разобрать Дома:
Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! ? — — Мне всё понятно, я всё усвоил — У меня есть вопросы — Мне надо ещё раз всё повторить
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 314 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 926 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Этот материал адресован тем, кто работает с опережающим обучением в 5 классе. Вводится в изучение раздела «Словосочетание» тема «Виды связи в словосочетании». Тема урока: Виды связи в предложении
Тип урока; урок «открытия» нового знания.
— знать строение словосочетания и виды связи в нем;
— выработать умение различать виды связи;
— развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
— Воспитание познавательного интереса
Предметные: Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Знают строение словосочетания, умеют определять главное и зависимое слова, составляют схемы словосочетаний, конструируют словосочетания по заданной схеме, соблюдая нормы грамматической сочетаемостиРабо тают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка.
Познавательные УУД: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выбирают знаково–символические средства для построения модели. Выполняют операции со знаками и символами. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Личностные УУД : Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности
Регулятивные УУД: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий.
Источник