Конспект урока 5 класс обстоятельство способы его выражения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Обстоятельство»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок изучения нового материала, построенный с использованием ТРКМЧП, сопровождающийся презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Обстоятельство» 413.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Украинская СОШ»

Косихинского района Алтайского края

Цели урока: создать условия для формирования лингвистической компетенции уч-ся через ознакомление уч-ся с одним из видов второстепенных членов предложения – обстоятельством, через формирование умений составлять алгоритм ответа и находить обстоятельства в предложении, ставить к ним вопросы, определять их роль в предложении, графически обозначать, через формирование умения обобщать полученные данные и делать выводы, самостоятельно употреблять обстоятельства в речи, что будет способствовать формированию познавательного интереса к русскому языку, формированию критического мышления учащихся

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

1. Организационный момент

— Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

1. Стадия «ВЫЗОВА»

— пробуждение интереса к изучаемой теме;

— обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

— побуждение уч-ся к активной деятельности

1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

— Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

— Подлежащее – это второстепенный член пр-я.

— Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

— Дополнение и определение — это второстепенные члены пр-я.

— Распространенные предложения состоят только из главных членов.

— Дополнение обозначает признак предмета.

— Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?

2. Проблемная ситуация. (слайд)

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

— Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)

— На какие группы можно разделить слова каждого столбика? ( 1 гр – склоняемые и несклоняемые части речи, 2 гр – главные и второстепенные чл пр)

— Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

— Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

— Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в пр-ии?

Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)

3. Этап целеполагания. «Корзина идей»

Постановка учебных задач.

— А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

— Учитель подводит итог. (Слайд ) Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.

— Попробуем вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству.

— Что, по-вашему оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражается?

2. Этап осмысления .

1. Прочитайте текст.(слайд)

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Запись на доске и в тетрадях : (на экране таблица открывается после записи)

3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. ( прикрепить распечатанные части правила)

– Что обозначают обстоятельства?

– На какие вопросы они отвечают?

– Чем выражаются обстоятельства?

4. Чтение правила в учебнике.

5. Работа с учебником.

— Ребята, откройте учебники на стр. 152 и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).

6. Обсуждение правила, выводов учащихся. Корзина идей (проверить предположения уч-ся)

Физкультминутка. (презентация «Зима в картинах художников» — звучит музыкальный файл – Вивальди «Времена года», прицепленный к слайду)

— А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.

7. СОСТАВИМ КЛАСТЕР

Существительное с предлогом

Когда? Как долго?

Где? Куда? Откуда?

Как? Каким образом?

Фронтальное обсуждение кластера.

— Сформулируйте ещё раз задачи нашего урока. (слайд)

Ученики проговаривают задачи урока. Какие мы уже выполнили?

— Какие будут соображения по дальнейшему ходу урока?

Нужно научиться находить обстоятельства в пр-ии и употреблять в речи, узнать, кеакую роль рни выполняют.

1) Чтобы правильно находить обстоятельства нужно составить алгоритм действий.

2. Работа с текстами.

Красива зима в России. Это время года любимо многими поэтами и писателями.

Найдите в поэтичеких текстах обстоятельства, пользуясь алгоритмом.

Мама! глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Иван Захарович Суриков

Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.

А теперь уберем обстоятельства из текста. Все ли вам понятно? Какую роль играют обстоятельства в пр-ии? ( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно ) – добавить распечатанный лист к кластеру

3. Творческая работа.

— Красоту родной природы воспевали не только писатели и поэты, но и художники. Откроем вкладку-вклейку № 3 иллюстрацию картины художника Константина Федоровича Юона «Русская зима».

— Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения, очень тщательно работая над словом, подбирая красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы. Попробуем и мы создать небольшие тексты –зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. На ваших столах лежат листочки с напечатанным текстом. Вы в паре должны дополнить уже напечатанные предложения подходящими по смыслу обстоятельствами.

Группа ребятишек шагает ….. …. бежит чёрный пёсик. Он тоже рад зиме. Вот он смотрит … и принюхивается. Утопая по колено в снегу, мальчики …. разговаривают, … размахивая руками. Они так … ждали снега.

Смотришь на эту репродукцию и становится … оттого, что за окном не видишь такого же снега, что пока не можешь покататься с горки и поиграть в снежки.

Да, у нас пока мало снега, но зима — хитрая и коварная волшебница-зима. Сегодня снега нет, а завтра завалит по самые ворота. Этим она и прекрасна, русская зима — кудесница, которую воспевает художник.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.

— Возвращаемся к задачам нашего урока (слайд) Все ли задачи выполнены?

— В одной из сказок Мороз спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

— Что вам понравилось?

— Какие задания были для вас трудными?

Прием «Толстый и тонкий вопросы».

— Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одно задание. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли в процессе изучения материала, составьте 2-3 тонких и толстых вопроса, связанных с темой урока.

А я напоследок предлагаю вам рифмованное правило. (слайд)

На вопросы: ГДЕ? КОГДА?

КАК? ОТКУДА? и КУДА?

даст тебе ответ.

— Итак, обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Когда? и обозначает ………….. . (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд

Домашнее задание: правило, стр. 152, упр. 455 (на «3») упр. 456 (на «4, 5»)

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Обстоятельство как второстепенный член предложения.
  2. Способы выражения обстоятельств.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 88 – 90.

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.

2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1.// Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 163.

3. Панов М. В. Русский язык. Учебник. – 5 класс.// Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 326 – 328.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 259 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Кроме подлежащего и сказуемого в предложениях бывают ещё второстепенные члены предложения. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Рассмотрим с вами несколько предложений и попробуем их распространить, используя вопросы.

Мы видим, что действия в предложениях происходят где-то, когда-то, каким-то образом и при каких-то обстоятельствах. Поэтому рядом с глаголом-сказуемым в предложениях часто находится второстепенный член, который называется обстоятельство.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». По значению выделяют несколько видов обстоятельств. В пятом классе мы знакомимся с тремя типами: места («где?», «куда?», «откуда?»), времени («когда?», «с каких пор?», «как долго?»), образа действия («как?», «каким образом?»).

Чаще всего обстоятельство присоединяется к сказуемому и выражается наречием или существительным с предлогом.

Вернёмся к нашим предложениям.

Вы видите, что в этих предложениях обстоятельства выражены наречиями, но они могут быть выражены существительным в косвенных падежах.

Вы скажете, что к слову под дождём можно задать вопрос под чем? И тогда это слово надо подчёркивать как дополнение. Как же отличить обстоятельство от дополнения?

Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обстоятельство выражает место, время, образ действия.

К обстоятельству можно задать вопрос, на который обычно отвечают наречия (даже несмотря на то, что обстоятельство может быть выражено и другой частью речи). Если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, если нет дополнение.

Это хорошо видно в следующих предложениях.

В первом предложении от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чём? (падежный). Смысловой вопрос в синтаксисе является главным, поэтому перед нами обстоятельство. Во втором примере можно задать только один вопрос: любитель (чего?) лесов. Второй вопрос здесь невозможен. Следовательно, перед нами дополнение.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Источник

Урок русского языка в 5 классе на тему:»Обстоятельство»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Русско – Акташская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок русского языка

на тему: «Обстоятельство»

Урок подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МБОУ «Русско – Акташская СОШ»

Миронова Татьяна Владимировна

Обучающая – Расширить представление обучающихся о второстепенных членах; ознакомить с обстоятельством, способами его выражения.

Развивающая – Развивать умение находить обстоятельства в тексте, ставить вопросы, употреблять в своей речи. Развивать память, мышление.

Воспитывающая – Воспитывать аккуратность, организованность, умение слушать, самостоятельность, интерес к русскому языку.

Тип: изучение нового материала

Методические приёмы : повторение пройденного, осмысление нового, самостоятельная работа, тренировочные упражнения

Оборудование: компьютор, карточки, иллюстрации

1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

а) Теоретическая разминка (Проверяются знания, полученные на предыдущих уроках «Чтобы знания были впрок, следует повторить урок»)

На доске опорные таблицы (Подлежащее, сказуемое, дополнение, определение)

— Что вы знаете о подлежащем? ( Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Отвечает на вопросы кто? или что? Выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже ).

— Что вы узнаете о сказуемом? ( Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? Что такое предмет? Кто такой? Выражается глаголом или именем прилагательным ).

— Что вы можете сказать о подлежащем и сказуемом? ( Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения ).

— Расскажите об определении и дополнении ( Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Обычно выражается прилагательным. Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнение выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже ).

— Какие это члены предложения? ( Дополнение и определение – второстепенные члены предложения ) Вывешиваются таблички «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения»

Синтаксическая минутка(Проверяются умения находить и выделять изученные члены предложения).

Разминка для рук:

Дождик песенку поет кап – кап – кап.

Только кто ее поймет? Кап – кап – кап.

Не пойму ни, ни ты кап – кап – кап.

Но зато поймут цветы кап – кап – кап,

И осенняя листва кап – кап – кап,

И осенняя трава кап – кап – кап.

В тетради записывается число, классная работа и под диктовку предложение: Свежий ветерок играет листьями .

Обозначить все изученные члены предложения( 1 ученик выполняет на доске )

3 «Вызов» ( Формирование новых знаний )

На доске (или на экране), у каждого ученика на отдельном напечатанном листке записаны предложения.

Мы ходили в лес.

Вчера мы ходили в лес.

Мы ходили в лес пешком.

Мы ходили в лес за грибами.

— Найдите в этих предложениях главные члены предложения (Учитель выполняет на доске, учащиеся на листочках)

— Есть ли в этих предложениях второстепенные члены? Задайте вопрос и определите какой это член предложения. Как он называется? О чем пойдет речь на уроке? Запишите в тетради тему урока.

На листочках на оборотной стороне заполняется таблица

— То, что обстоятельство – второстепенный член предложения, этого недостаточно. Что ещё нужно знать, чтобы найти в предложении?

— Мы с вами определили задачи урока. Решение этих задач мы сейчас будем заниматься. Возвратимся к предложениям и выполним работу с ними.

(Учитель на доске, учащиеся на листочках подписывают вопросы, определяют значение, подчеркивают)

— Что мы можем сказать об обстоятельстве?

Составляется структурно – логическая схема(кластер)

Обстоятельство Вопросы – Где? Куда? Как? Когда? Зачем?

Обозначает – место, время, способ действия, цель.

Чем выражено – существительным в косвенным падеже, существительным.

— Прочитайте определение в учебнике с.76.

— Что можно добавить к тому, что определили вы? (вопросы, подчеркивание).

5. «Размышление» (Закрепление изученного)

Работа в тетрадях, с учебником.

а) Словарная работа Отовсюду (значение из разных мест, со всех сторон)

б) Выполнение упражнений по учебнику.

С.76 упр.184(читается задание, выполняется по вариантам 1в. – 2,4 предложение, 2в. – 3,5 предложение).

Проверка(Предложение читается, объясняется правописание, читается слово, к которому относится обстоятельство с вопросом).

6. «Рефлексия» ( формирование умений, применение знаний)

Показывается портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к произведению

«Руслан и Людмила»

-Что вы знаете об А.С. Пушкине из уроков литературы?

Иллюстрация к какому произведению помещена здесь?

а) Найдите в тексте пролога обстоятельства (устно).

б) с.77 упр.185 выполняется самостоятельно (письменно).

в) Распространите предложения Я иду гулять (письменно, получится 5 предложений).

г) Закончите предложение (устно): Сегодня на уроке…

-Какие задачи ставились перед нами?

-Как мы выполнили их?

Оформление записи в тетради

Свежий ветерок играет листьями.

Деревья постепенно облетают. Краски забираются в ил.

Источник

Читайте также:  Самый наилучший способ отбеливания зубов
Оцените статью
Разные способы