Конспект урок 8 класс способы изменения внутренней энергии тела

Способы изменения внутренней энергии.
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

конспект урока» Способы изменения внутренней энергии.»

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_izmeneniya.docx 15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Способы изменения внутренней энергии.

1). Изучить способы изменения внутренней энергии.

2). Развивать умение описывать и обобщать результаты наблюдения опытов.

3). Воспитывать убеждённость в возможности познания законов природы.

1. Опыт по нагреванию жидкости в латунной трубке;

2. Опыт по выдавливанию пробки из сосуда при помощи воздушного насоса.

I. Организационный момент.

— Может ли тело, обладая внутренней энергией, не иметь механическую энергию? Приведите примеры.

— Может ли тело иметь механическую энергию, но не иметь внутренней?

— Всегда ли выполняется закон сохранения механической энергии? Полной энергии?

III. Изучение нового материала.

План изложения нового материала:

1. Демонстрация опытов:

2. Механическая работа как причина изменения внутренней энергии;

3. Изменение внутренней энергии путем теплообмена

1.Демонстрирую опыт по нагреванию эфира в латунной трубке при помощи суровой нити или прочной тканевой ленты. При этом не следует допускать вылета пробки из отверстия. Касаясь стенок трубки, легко заметить, что температура эфира увеличилась. Следовательно, при нагревании тела внутренняя энергия молекул увеличивается.

2. Данный опыт показывает, что внутреннюю энергию можно увеличить за счет совершения механической работы над телом.

Именно такой способ добычи огня использовали наши предки. За счет трения при быстром вращении сухой кусок дерева нагревался более чем на 250°С. и загорался.

Говоря о возможности увеличения внутренней энергии за счет совершения работы, следует особо отметить, что существует и обратный процесс. Если тело само совершает работу, то при этом его внутренняя энергия уменьшается.

Подкрепляя данный тезис, можно показать опыт, описанный и проиллюстрированный в учебнике на стр. 83. Появление тумана в сосуде в момент вылета пробки указывает на уменьшение температуры воздуха. Следовательно, воздух совершил работу по выталкиванию пробки за счет своей внутренней энергии.

3. Есть еще один способ изменения внутренней энергии.

Нагревание чашки, в которую налили горячую воду, камня, брошенного в огонь — все это увеличивает внутреннюю энергию тел. Работа при этом не совершается.

Изменение внутренней энергии тел без совершения над телами работы, называется теплообменом.

Физика этого процесса проста. При взаимодействии молекул горячей воды с молекулами стенок холодной чашки молекулы воды при ударах передают часть своей кинетической энергии. При этом скорость молекул чашки увеличивается, а скорость молекул воды падает.

Как только температуры чашки и воды станут равными, теплообмен прекращается.

Основной вывод: теплообмен между двумя телами возможен, если они имеют разные температуры.

Чтобы количественно оценивать изменение внутренней энергии, вводят понятие количества теплоты (Q).

Та энергия, которую тело отдает или получает в результате теплообмена, называется количеством теплоты.

Очевидно, что Q измеряется, как и энергия, в джоулях:

Подводя итог уроку, необходимо сделать вывод о том, что существует два способа изменения внутренней энергии:

а) за счет совершения механической работы;

б) за счет теплообмена.

Эти способы равноправны. Мы никогда не можем угадать, за счет чего увеличилась температура тела. Это может быть и результат теплообмена, и результат совершения работы над телом.

Таким образом, изменение внутренней энергии тела всегда происходит за счет энергии других тел: либо при теплопередаче (за счет изменения внутренней энергии), либо при совершении работы (за счет механической энергии).

V. Домашнее задание

1. §30 учебника; вопросы и задания к параграфу; выполнить экспериментальное задание (учебник, стр. 84);

2. Задачи и упражнения (учебник, стр. 126) № 118-120;

3. Сборник задач В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой: № 929, 934.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в восьмом классе по теме: «Способы изменения внутренней энергии»

Урок в восьмом классе с использованием оборудования лаборатории «L-микро»Тема:Способы изменения внутренней энергииУрок № 3.Тип урока:КомбинированныйЦель урока:Рассмотреть способы изменения внутр.

Интерактивный тест по физике «Способы изменения внутренней энергии тела»», 8 класс

Интерактивный тест по физике «Способы изменения внутренней энергии тела»», 8 класс, по учебнику А.В. Перышкина. Программу My TestX можно скачат: http://mytest.klyaksa.net/htm/download/.

Презентация «Способы изменения внутренней энергии» .

В презентации рассмотрены способы изменения внутренней энергии.

Конспект урока «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР.

«Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Урок изучения нового материала с применением ИКТ в 8 классе.

Урок физики в 8-м классе по теме: «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Комбинированный урок физики.

Тест по теме «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи»

Тест составлен для обучающихся 8 класса; включает в себя 2 варианта; в тесте имеются задания с выбором ответа, а также задания, предполагающие развернутый ответ.

Источник

Конспект урока по физике на тему «Способы изменения внутренней энергии» (8 класс)

Конспект урока физики в 8 классе

Тема: Способы изменения внутренней энергии тела.

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по данной теме.

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

I. Организационный этап (1 мин).

II. Повторение пройденного материала (10 мин).

III. Изучение нового материала (15 мин).

IV. Решение задач по новой теме (10 мин).

V. Закрепление (2 мин).

VI. Домашняя работа (2 мин).

— кратко о предстоящем уроке (постановка задачи).

II. Повторение пройденного материала.

Какие явления рассматриваются в физике? (механические, тепловые, световые, электрические и д.р.).

Какие два вида механической энергии вы знаете? (кинетическая и потенциальная).

Дайте определения кинетической и потенциальной энергии (Кинетическая энергия – это энергия, которой обладает тело в следствии своего движения. Потенциальная энергия – это энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела.).

Какие явления называются тепловыми? Приведите примеры.(явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры. Например: нагревание и охлаждение воздуха, таяние льда, плавление металлов и д.р.).

Что такое температура? В каких единицах она измеряется? (Цельсия)

Вам уже известно, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. А что это означает? (это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой).

Каким образом они связаны? Что происходит при повышении и понижении температуры? (при повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, при понижении – уменьшается).

Следовательно от чего зависит температура тела? (зависит от скорости движения молекул).

Чем отличается движение молекул в газах, жидкостях и твёрдых телах?

Вам уже известно, что все тела состоят из молекул, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом. Они обладают одновременно кинетической и потенциальной энергией. Эти энергии составляют внутреннею энергию тела). (слайд 2) Что такое внутренняя энергия? (это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело).

Зависит ли внутренняя энергия тела от его движения и положения относительно других тел? (не зависит) Приведите примеры (примеры из учебника)

От чего зависит внутренняя энергия тела? (зависит от температуры тела, агрегатного состояния вещества и других факторов).

III. Изучение нового материала.

Внутренняя энергия тела не является какой-то постоянной величиной. У одного и того же тела она может изменяться. При повышении температуры внутренняя энергия тела увеличивается, так как увеличивается средняя скорость движения молекул. Следовательно, возрастает кинетическая энергия молекул этого тела. С понижением температуры, наоборот, внутренняя энергия тела уменьшается. Таким образом, внутренняя энергия тела меняется при изменении скорости движения молекул. Попытаемся выяснить, каким способом можно увеличить или уменьшить скорость движения молекул. Для этого рассмотрим следующий опыт:

Укрепим на подставке тонкостенную латунную трубку. Нальем в нее немного эфира и плотно закроем пробкой. Теперь обовьем трубку веревкой и начнем натирать ею трубку, быстро вытягивая в веревку то в одну, то в другую сторону. Через некоторое время внутренняя энергия трубки с эфиром возрастет настолько, что эфир закипит и образовавшийся пар вытолкнет пробку.

Опыт показывает, что внутренняя энергия эфира увеличилась: ведь он нагрелся и даже закипел. Увеличение внутренней энергии произошло в результате совершения работы при натирании трубки верёвкой. Нагревание тел происходит также при ударах, разгибании и сгибании, т.е. при деформации. Внутренняя энергия тела во всех приведённых примерах увеличивается. Следовательно, внутреннюю энергию тела можно увеличить, совершая над телом работу. Если же работу совершает само тело, то его внутренняя энергия уменьшается. Рассмотрим следующий опыт:

Возьмем толстостенный стеклянный сосуд и плотно закроем его резиновой пробкой с отверстием. Через это отверстие с помощью насоса начнем накачивать в сосуд воздух . Через некоторое время пробка с шумом вылетит из сосуда, а в самом сосуде появится туман. Появление тумана означает, что воздух в сосуде стал холоднее и, следовательно, его внутренняя энергия уменьшилась. Объясняется это тем, что находившийся в сосуде сжатый воздух, выталкивая пробку, совершил работу за счет уменьшения своей внутренней энергии. Поэтому температура воздуха и понизилась. Итак, внутреннюю энергию тела можно изменить путём совершения работы. Внутреннюю энергию тела можно изменить и другим способом, без совершения работы. Например, вода в чайнике, поставленном на плиту, закипает. Воздух и различные предметы в комнате нагреваются от радиатора центрального отопления. Внутренняя энергия в этих случаях увеличивается, так как повышается температура тел. Но при этом работа не совершается. Значит, изменение внутренней энергии может происходить не только в результате совершения работы. Рассмотрим следующий опыт:

В стакан с водой опустим металлическую спицу. Кинетическая энергия молекул горячей воды, больше кинетической энергии частиц холодного металла. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам холодного металла. Таким образом, энергия молекул воды будет определенным образом уменьшаться, тем временем как энергия частиц металла будет повышаться. Температуры воды понизится, а температуры спицы не спеша, будет увеличиваться. В дальнейшем, разница между температурой спицы и воды исчезнет. За счет этого опыта мы увидели изменение внутренней энергии различных тел. Делаем вывод: внутренняя энергия различных тел изменяется за счет теплопередачи. Итак, внутреннюю энергию тел можно изменить путём теплопередачи. Запишем с Вами определение теплопередачи: Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется теплопередачей. Теплопередача всегда происходит в определённом направлении: от тел с более высокой температурой к телам с более низкой. Когда температуры тел выравниваются, теплопередача прекращается.

Внутреннюю энергию тела можно изменить двумя способами: совершая механическую работу или теплопередачей.

Теплопередача в свою очередь может осуществляться тремя способами: 1) теплопроводностью; 2) конвекцией; 3) излучением. А он них мы с Вами поговорим более подробно на следующих уроках.

IV. Решение задач.

Задачи из задачника А. В. Пёрышкин (7-9 классы)

Что ж, наш урок подходит к завершению, давайте закрепим наш сегодняшний урок.

Что происходит с внутренней энергией при повышении и при понижении температуры?

При изменении чего меняется внутренняя энергия тела? (при изменении скорости движения молекул).

Каким путём можно изменить внутреннюю энергию тела? (путём совершения работы, теплопередачи).

Что такое теплопередача?

Какими способами может осуществляться теплопередача?

VI. Домашняя работа.

§ 3, ответить на вопросы в конце параграфа устно, выполнить задание 1, записать вывод.

Источник

Читайте также:  Способы борьбы с роением пчел
Оцените статью
Разные способы