- Урок русского языка в 9 классе на тему «Придаточные предложения сравнения». план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока русского языка в 6 классе «Учимся сравнивать»
- Орг. момент. Тема урока
- Ожидание
- Понятие сравнения
- Работа с текстом
- Работа в группах
- Работа в парах
Урок русского языка в 9 классе на тему «Придаточные предложения сравнения».
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pridatochnye_predlozheniya_sravneniya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9-м классе по теме: «Придаточные предложения сравнения»
- Дать понятие о сложноподчиненном предложении (СПП) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как .
- Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умений определять значения придаточных СПП, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.
- Содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока: Изучение нового материала и повторение пройденного ранее.
I. Организационный момент.
П. Повторение изученного.
- Что называется сложным предложением?
- Какие разновидности сложных предложений мы изучили?
- Что называется СПП?
- Какие виды СПП мы уже знаем? Например.
- Как определить значение СПП? Например.
- Могут ли быть два значения у СПП? Например.
Ш. Постановка цели.
Сегодня мы изучим еще один вид СПП и должны научиться отличать его от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложения, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения в тексте.
IV. Проверка домашнего задания.
Определить значение СПП. Выполнить синтаксический разбор понравившегося предложения.
1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л. Толстой)
2. Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. (В. А. Сухомлинский).
3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).
4. Радость жизни была бы недоступна, если бы сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не было захвачено грустью…(В. А. Сухомлинский)
5. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский)
6. Только лентяй или ни на что не способный человек может говорит, что он не нашел занятия. (Л. Толстой)
7. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой)
8. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)
9. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов)
10. Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он забудет меня. (И. Росляков)
11. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)
12. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький)
13. И нет ничего проще, как заблудиться в себе. (В. Распутин)
14. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее. (Л. Толстой)
2. Условия + противопоставления
7. Времени + условия
Что полезного узнали из данных высказываний, предложенных для определения вида придаточных?
V. Повторение изученного.
Тест (по рассказам М. Пришвина, кроме предложения “Д”) (записан на доске):
А. Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка.
Б. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут.
В. Охотник, конечно, не видит бекаса, но по собаке знает где он.
Г. Трудно узнать, каких жучков- паучков вылавливала наша трясогузка.
Д. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
Е. А как раз против места, где я сел на лодку, на том берегу очень крутом и высоком в маленькой избушке жил один промысловый охотник.
Ключ: 1. ВЕ 2. БЕ. 3. А 4. ВГ 5. БЕ.
VI. Подготовка к восприятию.
Какое предложение здесь оказалось “ лишним”? Почему? (“Д”. другое значение – сравнение)
Как определили? (по смыслу)
VII Изучение нового материала.
В чем состоит особенность СПП с придаточным сравнением. (выступление подготовленного учащегося)
Как; подобно тому,
как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем ….
Мы спешили изо всех сил, (как будто за нами кто-то гнался).
- Но мы знаем, что вопрос как? задается к СПП образа действия. Как отличить придаточное сравнение от придаточного образа действия?
- Объяснение учащегося:
1. Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался. (есть указательное слово так, придаточное поясняет глагол – сказуемое и наречие образа действия образ действия)
2. Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался.
(отсутствует указательное слово, придаточное поясняет глагол – сказуемое, значение сравнения) сравнение.
- Устная работа по учебнику. Выполнение упражнения (определить значение придаточных, средство связи). Выписать одно предложение со значением сравнения и одно – образа действия.
- Какова роль в тексте СПП с придаточным сравнения ? (Сравнение – одно из художественных средств выражения мысли. )
- Какие еще способы выражения сравнения мы знаем?
1. Придаточные предложения со значением сравнения.
2. Сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что.
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье. (М. Цветаева)
3. Имя существительное в творительном падеже.
Например: Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. (А. Фет)
4. Имя прилагательное, наречие в сравнительной степени.
Ты прекрасна – спору нет,
Но царевна всех милее
И румяней, и белее. (А. С. Пушкин)
5. Фразеологический оборот.
Например: Живет – небо коптит. (Пословица)
6. Метафора – слово в переносном значении, скрытое сравнение.
Например: Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона. (С. Есенин)
Например: Вьется улица- змея.
- Приведите свои примеры предложений с выразительным средством сравнения.
- Хотелось бы обратить внимание на постановку знаков препинания в предложении с союзом как . (Выступление подготовленного учащегося).
|
|
Объяснить постановку знаков препинания и некоторые орфограммы в данных предложениях. (Предложения записаны на доске)
- Луг как бархат.
- Луг, как бархат, зеленеет.
- Дождь мелкий, как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
- Надо беречь Родину как зеницу ока.
- Меня представили как старого знакомого.
- Море все в живых белых пятнах, как будто бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.
- Самостоятельная работа (упражнение заранее распечатано).
Задание: сначала выписать СПП с придаточными образа действия, затем – сравнительными, потом простые предложения со сравнительными оборотами. Расставить пропущенные знаки препинания.
1. В птич(?)ем ряду Кольку как в весе(н,нн)ем лесу оглушили щелк. . нье чирик. . нье свист. (Г. Березко).
2. На ветках словно серебр. . (н,нн)ые колокольчики зв. . нят зяблики. (Д. Зуев).
3. Волны звучат так ласково точно просят пустить их погрет(?)ся к костру. (М. Горький).
4. На заре Звенигород звенит будто пчелы обн. . вляют соты. (С. Марков)
5. Ему очень пр. . ятно на нас см. . треть точно он в. . рнулся домой после длит. . льной команд. . ровки. (Ф. Кнорре).
6. Словно золотые нити прониз. . вают жаркий воздух жу. . ащие пчелы. (Д. Зуев).
7. Невский так широк что дома по об. . им его сторонам кажутся ниже чем на самом деле. (С. Маршак).
8. И цепью русские п. . латки как на н. . члеге журавли белеют смутно уж (в) дали. (М. Лермонтов).
9. Озеро было так густо засып. . но палыми листьями что даже в кабину прон. . кал их сладк. . ватый запах. (К. Паустовский).
10. Этот свежий осе(н, нн)Ий ветер умеет нежно разговар. . вать с охотником как сами охотники часто болтают между собой от избытка радо. . ных ожиданий. (М. Пришвин).
11. Прохор (не)уклюже взмах. . вает руками и словно (не)опытный канат. . ходец ловит моменты р. . вновесия. (В. Шишгков).
12. Аня перекинула косу за плечо и вдруг покраснела так как умеют краснеть (пятнадцати)летние девушки. (Ю. Герман)
13. Сп. . ша к пр. . чалу словно к дому с теченьем спорит пароход. (В. Семернин). 14. Я по развалинам хожу и по осколкам ржавым как будто в летопись гляжу моей родной д. . ржавы. (Н. Букин)
Что нового узнали на уроке?
Как отличить придаточное сравнения от придаточного образа действия?
Ставится ли знак препинания при придаточном сравнения?
Оценивание работы учащихся на уроке.
Х. Домашнее задание.
“Сильные учащиеся” подбирают из художественных произведений 10 СПП образа действия и 10 СПП сравнения.
Остальные учащиеся выполняют упражнение на закрепление из учебника (по заданию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема «Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре.
Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.
Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:» Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях».
Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения
Урок изучения и закрепления материала.
Урок русского языка «Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения» 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса «Готовимся к ГИА».
Урок русского языка (7 класс) по теме «Степени сравнения наречий» по программе С.И. Львовой.
Презентация к уроку русского языка (7 класс) по теме «Степени сравнения наречий» по программе С.И. Львовой.
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Источник
Конспект урока русского языка в 6 классе «Учимся сравнивать»
Для проведения в 6 классе.
Цели урока:
- Знать: определение сравнения, способы выражения сравнения, их роль в тексте;
- Уметь: находить сравнения, использовать в своей речи.
Орг. момент. Тема урока
Включите «волшебный фонарь воображения»:
На круглый глаз
Я – на тебя, А ты –
— О чем вы подумали, что представили, когда я читала стихотворение?
— Получается, что предметы могут быть похожи, а могут различаться.
— Какой прием использован в этом стихотворении?
— Как вы думаете, какова тема урока? Чему мы будем учиться? (Учимся сравнивать)
Ожидание
— Что вы ждете от данной темы, от сегодняшнего урока?
— А для чего нам нужны знания по этой теме?
— Как мы будем это достигать? (Нам нужно узнать, что такое сравнение, как сравнивать предметы между собой, какие задания будут на уроке)
Работа в тетради. Запишем число, тему урока.
Понятие сравнения
— Как вы считаете, что такое сравнение?
— Вернемся к нашему стихотворению: всегда ли кот похож на пижаму, а луна на огромный круглый шар?
— Как вы думаете, только ли важно выяснить чем похожи друг на друга разные явления, действия, предметы, чтобы их сравнивать между собой? (важно не только видеть сходство, но и отличать его от других предметов, явлений, действий)
Итак, мы с вами теперь знаем, что такое сравнение, но достаточно ли этих знаний для того, чтобы использовать сравнения в своей речи и находить их в различных текстах?
— Конечно же нет, нам необходимо знать, правильно сравнивать предметы, явления, действия?
Работа с текстом
Эта лошадь была прекрасна,
Как бывает прекрасна лошадь.
Шея – словно рука балерины,
Уши словно чуткие листья,
Ноздри – словно из серой земли,
И глаза азиатской рабыни.
Давид Самойлов
— Найдите сравнения, что придают эти средства выразительности тексту?
— Можно ли благодаря сравнениям догадаться как Давид Самойлов относится к лошадям?
«Он был бледен, как драная корова, он дрожал, как засаленный колпак, из глаз его текла смола», так рассказала о герое, пережившем великие душевные муки маленькая девочка Маня.
— Понравился ли вам этот текст, сравните его с первым и сделайте выводы.
Выполнение упр. 243. (по вариантам: 1 вар. — 1 предл., 2 вар. – 2 предл.)
Итог: Что же нужно знать в первую очередь, чтобы уметь правильно использовать сравнение. (чтение учебника стр. 195)
Работа в группах
— Мы выяснили, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы сравнивать предметы, действия и явления, а знаем ли мы какие способы выражения сравнений существуют? Давайте это выясним.
Задание группе № 1
- В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
- Ответьте на вопрос: при помощи каких союзов происходит сравнение?
- Сделайте вывод.
Примеры из текстов для анализа
- Как океан разверзлись небеса,
И спит земля – и теплится, как море… - С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.
- Горы, словно могучие великаны, окружили долину.
- Точно старушонки, накренились избы на бок.
Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно получили наибольшее свое распространение в художественной литературе, в частности, в поэзии. Исследователи отмечают, что сравнительные обороты чаще всего встречаются в произведениях Лермонтова, Есенина, Блока и Цветаевой.
Задание группе № 2
- В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
- Ответьте на вопрос: при помощи каких слов происходит сравнение?
- Сделайте вывод.
Примеры из текстов для анализа
- Подобно ласковому зверю метель во двор к нам забралась.
- Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.
- Огромные деревья похожи на лесных великанов.
- Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч.
Дополнительное сообщение учащихся:
Сравнительные конструкции со словами подобный, похожий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. «Гора похожа на медведя», «лает подобно собаке», «он похож на пугало».
Однако и эта форма сравнения нашла свое место в художественной литературе. Чаще всего она встречается в произведениях Тургенева и Короленко.
Задание группе № 3
- В данных примерах найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
- Ответьте на вопрос: при помощи чего происходит сравнение?
- Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.
- Выглянуло солнышко, и рассыпались повсюду его лучи-копья.
- Белая кувшинка раскинула по чистой воде свои листья-лодочки.
- Шарообразная молния яростно ударила в землю, брызнула дождем слез и растаяла.
- Тропинка, петлявшая между деревьями, казалась змееподобной.
Люди стараются описать новые предметы, действия и явления как похожие на что-нибудь хорошо известное. В языке много слов, основанных на сходстве: рыба-пила, ушная раковина, шарообразный, слоноподобный, веерообразный, змееподобный
В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения. К основным, т.е. самым распространенным, принято относить:
- Сравнительные обороты с союзами: как, будто, словно, точно.
- Сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий.
- Сравнительные конструкции со словами: рыба-пила, шарообразный.
Способы выражения сравнения
Мы с вами выяснили, что такое сравнение и как правильно использовать его в речи, но нам необходимо выяснить еще один очень важный нюанс, какой? (С какой целью используется сравнение)
Работа в парах
Учитель: А теперь нам предстоит определить роль сравнений в речи и сделать основной вывод. Сравните два текста. (тексты распечатаны для детей)
- сравнение помогает более точно представить предмет или явление.
- сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы.
- речь становится более яркой и выразительной.
- сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны.
Выполнение упражнений
- Река бл..стит на со..нце, словно серебря..ая.
- Льдинки на лужах хрупкие и прозрачные, будто стекля..ые.
- Туча, как большая черная птица, закрыла (пол)неба.
- Деревья склонились над ручьем и были похожи на большой зеленый шатер.
- Белая береза
Под моим окном
Пр..накрылась снегом
Точно серебром.
Распространить текст сравнениями
Солнце медленно опускалось за лес. Его прощальные лучи золотят верхушки деревьев. Вскоре солнце совсем скрылось. В лесу наступила тишина. На небе зажглись звезды. В овраге кричали ночные птицы. Вода блестела в реке.
Составить текст на тему «Снегопад», «На лыжах», «Зимой в лесу», используя сравнения в разных его формах.
Подходит к концу наш урок. Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?
Источник