- Общие методы решения уравнений план-конспект по алгебре
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- методическая разработка урока «Общие методы решения уравнений» план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Общие методы решения уравнений
план-конспект по алгебре
Общие методы решения уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_metody_resheniya_uravneniy.docx | 207.49 КБ |
26._obshchie_metody_resheniya_uravneniy.ppt | 833.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Общие методы решения уравнений»
«Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, что, следуя нашему методу, мы достигли цели»
Методы решения уравнений – это способы, приемы, с помощью которых можно решить то или иное уравнение.
Общие методы решения уравнений – это такие способы, приемы, с помощью которых можно решить уравнения разного типа.
Рассмотрим первый метод: метод замены уравнения h(f(х))= h(g(х)) уравнением f(х)=g(х).
Этот способ основан на монотонности функции h(х):
если функция h(х) монотонная, то она принимает каждое свое значение только один раз. Тогда от уравнения h(f(х))= h(g(х)) можно перейти к простому f(х)=g(х).
Запомни: если функция h(х) немонотонная, то такой метод применять нельзя, т.к. возможна
Решить уравнение (3х – 7) 5 = (2х+3) 5 .
Так как функция h(х)=х 5 монотонная(возрастающая), то данное уравнение равносильно уравнению
Выполнили равносильные преобразования, проверку делать не нужно.
Решить уравнение (8- 2х) 2 =(х 2 +5) 2 .
Так как функция h(х)=х 2 немонотонная, то применять этот метод нельзя.
Решить уравнение log 3 (х+1)+ log 3 (х+3)=1.
ОДЗ задается системой неравенств: х+1>0,
Воспользуемся свойством логарифма и
1= log 3 3, получим уравнение
log 3 (х+1) (х+3)= log 3 3.
Так как функция h(х)= log 3 х монотонная (возрастающая), то данное уравнение равносильно уравнению (х+1) (х+3)=3
Решая квадратное уравнение х 2 +4х=0, получим корни х 1 =0,х 2 =-4.
Сделаем вывод: рассмотренный метод применяется в случае монотонных функций h(х), например при решении:
при переходе к уравнению f(х)=g(х);
при переходе к уравнению f(х)=g(х);
при переходе к уравнению f(х)=g(х)
Рассмотрим второй метод — метод разложения на множители .
Он заключается в том, что уравнение
f(x)g(x)h(x)=0 заменяют совокупностью уравнений f(x)=0, g(x)=0, h(x)=0. Решив эти уравнения, вычислив корни, обязательно их нужно проверить.
Решить уравнение sinх + sin2х+ sin3х=0
ОДЗ уравнения множество всех действительных чисел.
(sinх + sin3х) + sin2х=0, или
2 sin2хcosх+ sin2х=0, или
Тогда данное уравнение сводится к совокупности уравнений:
1 ) sin2х=0, 2х= πn(где n Z) и х= ,(где n Z);
2) 2cosх +1=0,х=±arccos ,(где k Z)
Ответ: х= ,(где n Z); х=±arccos ,
Метод введения новой переменной.
Суть его заключается в следующем:
если уравнение f(x)=0 имеет вид ( или может быть приведено к виду)p( g(х)), то вводят новую переменную
u= g(х), получают уравнение p( u)=0, решают его и находят корни (u 1 , u 2 ,… n). Возвращаются к старой переменной и получают совокупность уравнений
Решая эту совокупность, находят корни данного уравнения.
Решить уравнение 4 х -10·2 х-1 =24.
Заменим 4 х =2 2х , 10·2 -1 = 5, получим:
Заменим 2 х =t, t >0 , получим t 2 — 5t- 24=0.
Корень t 1 =-3 является посторонним, т.к. не удовлетворяет условию, t >0
Возвращаемся к замене 2 х =t, получим 2 х =8, х=3.
Решить уравнение log 2 5 х- log √5 х-3=0.
Перейдем во втором слагаемом к основанию 5 и сделаем замену переменной t= log 5 х, тогда
Теперь данное уравнение перепишется в виде
Решая уравнения замены log 5 х=3 и log 5 х= -1,
Находим х=5 3 =125 и х=5 -1 =0,2
Функционально-графический метод решения уравнения f(х)=g(х).
Суть этого метода такова: строят графики функций у= f(х) и у = g(х). Затем находят точки пересечения этих графиков, определяют их абсциссы. Они и являются корнями данного уравнения. Этот метод позволяет определить число корней, их приближенные, а иногда и точные значения.
Решить уравнение 2cosπх= 2х-1
Построим в одной системе координат графики функций у=2cosπх и у=2х-1.
Точка пересечения графиков (0,5;0)
Значит, уравнение имеет один корень х=0,5.
Не всякое уравнение вида f(x)=g(x) в результате преобразований может быть приведено к уравнению того или иного стандартного вида, для которого подходят обычные методы решения.
В таких случаях имеет смысл использовать такие свойства функций f(x) и g(x), как
- монотонность,
- ограниченность,
- четность,
- периодичность
- если одна из функций возрастает, а другая убывает на определенном промежутке, то уравнение f(x) = g(x) не может иметь более одного корня, который, в принципе, можно найти подбором.
- если функция f(x) ограничена сверху, а функция g(x) – снизу так, что f(x) мах =А g(x) мin =A, то уравнение f(x)=g(x) равносильно системе уравнений
Данное уравнение рационально решать функциональным методом. Рассмотрим функцию f(x)= cos В силу ограниченности функции косинуса. Наибольшее значение функции f(x) равно А=1 Очевидно, функция g(x)= x 2 + 1наименьшее значение равно А=1.
Поэтому данное уравнение равносильно системе
Очевидно, что корень второго уравнения равен х=0.
проверка х=0 удовлетворяет и первому уравнению. Следовательно, система уравнений ( а также исходное уравнение) имеет единственный корень х=0.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, что, следуя нашему методу, мы достигли цели». Готфрид Лейбниц 01.07.1646 – 14.11.1716 гг.
Методы решения уравнений – это способы, приёмы, с помощью которых можно решить то или иное уравнение.
Общие методы решения уравнений – это такие способы, приёмы, с помощью которых можно решить уравнения разного типа.
Общие методы решения уравнений Функционально-графический метод Метод разложения на множители Метод введения новой переменной
Метод замены уравнения h ( f (х)) = h ( g (х)) уравнением f (х) = g (х) Если функция h (х) монотонная , то она принимает каждое своё значение только один раз .
Пример 1. Решить уравнение (3х – 7) 5 = (2х + 3) 5 . Решение. 3х – 7 = 2х + 3 ; 3х – 2х = 3 + 7 ; х = 10 ; Ответ: 10 .
Пример 2 . Решить уравнение (8 – 2х) 2 = (х 2 + 5) 2 . Решение. Так как функция h (х) = х 2 немонотонная , то применять этот метод нельзя .
Пример 3 . Решить уравнение log 3 (х + 1) + log 3 (х +3) = 1 . Решение. ОДЗ : х + 1 > 0 х + 3 > 0 ⇒ х > – 1 ; log 3 (х + 1)(х + 3) = log 3 3 ; (х + 1)(х + 3) = 3 ; х 2 + 4х = 0 ; х 1 = 0, х 2 = – 4 ; Ответ: 0 .
— показательного уравнения; — логарифмического уравнения; — иррационального уравнения;
Метод разложения на множители f(x) g(x) h(x) = 0 заменяют совокупностью уравнений f(x) = 0 , g(x) = 0 , h(x) = 0 .
Пример 4. Решить уравнение sin х + sin 2х+ sin 3х = 0 . Решение. ( sin х + sin 3х) + sin 2х = 0 ; 2 sin 2х cos х + sin 2х = 0 ; sin 2х (2 cos х + 1) = 0 ;
Метод введения новой переменной
Пример 5 . Решить уравнение 4 х – 10 · 2 х-1 = 24 . Решение. 2 2х – 5 · 2 х – 24 = 0 ; 2 х = t , t > 0 ; t 2 – 5 t – 24 = 0 ;
Решение. t = log 5 х ; t 2 – 2 t – 3 = 0 ; Ответ: 125 ; 0,2 .
Функционально-графический метод решения уравнения f (х) = g (х) C троят графики функций у = f (х) и у = g (х) . Затем находят точки пересечения этих графиков, определяют их абсциссы.
Пример 7 . Решить уравнение 2 cos π х = 2х – 1 . Решение. Ответ: х = 0,5 . 1 2 3 4 – 1 – 2 – 3 2 4 – 2 – 4 у = 2 cos π х у = 2х – 1
Монотонность ; ограниченность ; чётность ; периодичность ; если одна из функций возрастает, а другая убывает на определённом промежутке, то уравнение f ( x ) = g ( x ) не может иметь более одного корня который, в принципе, можно найти подбором ; если функция f ( x ) ограничена сверху, а функция g ( x ) – снизу так, что f ( x ) мах = А g ( x ) м in = A , то уравнение f ( x ) = g ( x ) равносильно системе уравнений: f(x) = A g(x) = A .
Решение. Ответ: 0.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие методы решения уравнений
В школьном курсе математики решаются различные уравнения: линейные, иррациональные, логарифмические, показательные, тригонометрические и другие.
Разработка урока по теме «Общие методы решения уравнений» 11 класс
Обобщение и систематизация знаний о методах решения уравнений.
Урок-практикум по теме «Общие методы решения уравнений» п.56, «Алгебра и начала анализа 10-11 классы», авт.А.Г. Мордкович и презентации по данной теме.
Цели: Систематизировать, обобщить знания и умения учащихся по применению различных методов решения уравнений.Развивать умение наблюдать, обобщать, классифицировать, анализировать математич.
методическая разработка урока «Общие методы решения уравнений»
Способы решения уравнений, которые предлагаются учащимся в школьных учебниках, усваиваются достаточно хорошо. Поэтому при повторении решили пользоваться различными пособиями по элементарной математике.
Разработка урока по теме: «Общие методы решения уравнений»
Разработка содержит:-конспект урока;-презентацию к уроку;-работы учащихся.
Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: «Общие методы решения уравнения».
Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: «Общие методы решения уравнения».Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.УМК: ,Алгебра и начала математического анализа. 10 -11 класс.
Общие методы решения уравнений 11 класс
Презентация для проведения обобщающего урока по теме «Общие методы решения уравнений».
Источник
методическая разработка урока «Общие методы решения уравнений»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Способы решения уравнений, которые предлагаются учащимся в школьных учебниках, усваиваются достаточно хорошо. Поэтому при повторении решили пользоваться различными пособиями по элементарной математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_obshchie_metody_resheniya_uravneniy.docx | 48.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Общие методы решения уравнений».
Вид урока : обобщение и систематизация знаний.
Тип урока : комбинированный, концентрированное повторение с выходом на обобщение и систематизацию знаний.
Форма проведения : семинар, работа в группах, индивидуальная.
Педагогические технологии: Обучение в сотрудничестве, метод проектов, компьютерная технология, личностно-ориентированный подход в обучении, интернет — технологии.
- Повторить и расширить сведения об уравнениях и способах их решения;
- Формировать умения выполнять обобщения и конкретизацию, правильно отбирать способы решения уравнений;
- Развивать качества мышления, гибкость, целенаправленность, рациональность, воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы.
- учить осуществлять исследовательскую деятельность;
- продолжить формирование психологической готовности учащихся к применению имеющихся знаний в заданиях ЕГЭ, повышение конкурентоспособности, уверенности в себе.
- Продолжить работу по формированию умения решать уравнения.
- Подготовить к ЕГЭ (задания типа В3).
Осуществлять контроль своих знаний с помощью компьютерных тестов .
- Развивать и совершенствовать культуру математического труда, математическую речь.
- Воспитывать умение объективно оценивать свои знания (оценивать чужой ответ).
Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения,
Воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища; ответственность.
ПК учителя, мультимедийный проектор, персональные компьютеры учащихся,
MyTest – компьютерное тестирование, презентация, содержащая материал для повторения и закрепления теоретических знаний, для отработки навыков практического применения теории к решению упражнений, создания проблемной ситуации, для самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности:
- по источнику приобретенных знаний:
- словесный
- практический
- наглядный
- по уровню познавательной активности:
- проблемный
- поисковый
Планируемый конечный результат:
Учащиеся знают алгоритмы методов решения уравнений (замена уравнения h(f(x))=h(g(x)) уравнением f(x)=g(x),метод разложения на множители, метод введения новой переменной, функционально-графический метод).
При решении уравнений аргументировано выбирают наиболее удобный способ решения.
Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов:
Знание теоретического материала (умение устно ответить на поставленные вопросы)
Умение решать уравнения различными способами.
1 шаг – определение темы «Общие методы решения уравнений».
2 шаг – разбивка темы на более мелкие подтемы.
3 шаг – формирование инициативных групп.
4 шаг – сбор информации (использование материалов учебника, справочников, Интернета).
5 шаг – переработка информации и обсуждение.
6 шаг – систематизация и подготовка презентации, формулирование общих выводов по теме.
7 шаг – выступление учащихся на итоговом уроке.
Творческое задание. Решить уравнение различными способами. Оценить достоинства и недостатки каждого способа. Оформить запись выводов в виде таблицы.
В течение выполнения творческого задания провести по (необходимости) консультации для учащихся, у которых возникают вопросы по заданию.
- Организационный момент;
- Актуализация опорных знаний;
- Проверка домашнего задания;
- Работа в творческих разноуровневых группах;
- Защита каждой группой своего способа решения уравнений;
- Проверка знаний и умений (самоконтроль). Самостоятельная работа за ПК.
- Итог урока;
- Домашнее задание.
Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому, что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. Эйнштейн А.
Девиз урока: Посредством уравнений, теорем
Он уйму разрешал проблем.
И засуху предсказывал, и ливни
Поистине его познанья дивны.
- Актуализация опорных знаний. Сегодня на уроке мы с вами повторим основные методы решения уравнений, выполним самостоятельную работу за ПК, работу в группах.
С учетом подготовки учащихся возникла необходимость повторения теоретического материала. Фронтальный опрос проводился по следующим вопросам:
– какие уравнения называются равносильными?
– что можно сказать о корнях равносильных уравнений?
– что называют областью допустимых значений уравнения f ( x ) = g ( x )?
– какие способы решения уравнений вы знаете?
(Должны прозвучать ответы:
1) два уравнения называются равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.
2) корни равносильных уравнений совпадают.
3) областью допустимых значений (ОДЗ) уравнения f ( x ) = g ( x ) называют множество тех значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения f ( x ) и g ( x ).
4) графический метод и аналитический: вынесение общего множителя за скобки, введение новой переменной, сведение к простейшему путем тождественных преобразований.
Учитель: “Когда возникает необходимость в проверке полученных корней уравнения?”
(Должен прозвучать ответ : если при решении уравнения, мы на каком-то шаге выполняем преобразования без учета ОДЗ (вводим новую переменную, возводим в квадрат или четную степень, освобождаемся от знаменателя (умножаем на общий знаменатель), сокращаем на общий множитель.)
- Проверка домашнего задания.
Учащиеся получили творческую работу: подобрать из разных источников такие уравнения, которые выходили бы за рамки традиционных уравнений, предлагаемых в школьных учебниках.
Учащиеся должны были выполнить задания.
Задание №1.Провести классификацию уравнений по виду.
Задание №2. Решить уравнение разными методами.
4. Работа в творческих разноуровневых группах.
Класс разбивается на четыре группы.
После того как каждой группе дано задание, идет обсуждение и поиск решения уравнения. Группа решает: кто представляет решение у доски для всего класса.
5. Представление и защита своего задания каждой группой.
Представили уравнение . Решили методом разложения на множители.
Рассуждали так: Если раскрыть скобки получится уравнение 4-ой степени. Нужно найти делители свободного члена, разложить на множители левую часть и найти 4 корня уравнения, но это не рационально.
Предложили решить это уравнение способом замены переменной.
Решим его как квадратное относительно t. Получим t =4x или t = x. Исходное уравнение распадается на совокупность двух уравнений:
Представили показательное уравнение, сводящееся к однородному.
Перепишем уравнение в виде
Получилось уравнение однородное относительно . Разделим обе части уравнения на
Пусть , причем y>0. Получим , откуда
Вернемся к исходной переменной и решим уравнения
Представили уравнение: Это уравнение можно решить вполне стандартным способом. Но мы применили свойство монотонности функции. В левой части уравнения – возрастающая функция, в правой части — убывающая функция. Следовательно, данное уравнение не может иметь более одного корня. Число 5- корень уравнения, что проверяется подстановкой. Представили графический способ.
Вот эти задания взяты из вариантов ЕГЭ прошлых лет. На одном из слайдов учащимся предлагаются адреса сайтов Интернет ( www.fipi.ru , www.mathege.ru , www.ege.edu.ru , www.mioo.ru ), где можно найти информацию по самоподготовке к ЕГЭ, в ВУЗ и принять участие в on-line тестировании. Участвуя в работе областной секции «Совершенствование математического образования личности в современных условиях», Иван Валерьевич Ященко — один из авторов новой модели ЕГЭ по математике, сказал, что реальные задания ЕГЭ будут из открытого банка по математике ЕГЭ-2010, размещенный на сайте www.mathege.ru .
6. Проверка знаний и умений (самоконтроль). Самостоятельная работа за ПК.
Самый важный этап – этап самостоятельной работы. Учащиеся работают за компьютером с интерактивными обучающими и контролирующими программами, которые дают возможность выбора задания, метода решения, анализа ошибок, обращения к справочному теоретическому материалу, демонстрации верного хода решения.
На этапе контроля знаний и умений учащимся предлагается выполнить компьютерный тест по программе MyТest, который по форме и содержанию аналогичен ЕГЭ по алгебре и началам анализа. В тесте предусмотрено сообщение об общем количестве заданий и верно выполненных заданий, зачетном минимуме, выраженном в процентах. (База данных теста постоянно пополняется и обновляется. Она будет содержать тренировочные задания по всем темам курса алгебры и начал анализа)
Часть класса работают за компьютерами, другая выполняют задания, представленные на слайдах. Ключ теста:
Источник