- Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке»
- Конспект лекции по теме «Основные способы словообразования» (6 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке»
«Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке»
Цели урока: — закрепление знаний о структуре слова;
— совершенствование умения производить морфемный разбор слова с учетом его
— совершенствование умения определять зависимость правописания слова от его
— формирование представления о словообразовании как разделе лингвистики, об
основных способах образования слов в русском языке;
— формирование умения производить морфемный разбор слова с учетом особенностей
его образования, производить словообразовательный разбор слова;
— ознакомление со словообразовательным словарём.
I . Мы продолжаем с вами идти по трудному и интересному пути изучения русского языка, русского слова. И нам встретилось новое препятствие на этом пути. Отгадайте загадку. Запишите ответ в рабочие листы.
Стоит дом в двенадцать окон,
В каждом окне по четыре девицы,
У каждой девицы по семь веретен * .
У каждого веретена разное имя.
* — Ручное орудие для пряжи в форме точеной деревянной палочки с заостренным верхом и утолщенным низом…
Каждый день мы заглядываем в календарь. На какие вопросы нам может ответить современный календарь? (Какое сегодня число? Какой день недели? Когда произошло то или иное событие? Какой месяц и год?) С помощью календаря ответьте на эти вопросы. Запишите число (дату) в рабочий лист.
Многовековая история человеческой культуры неразрывно связана с календарем. В нем отразился мир русского человека, закрепился опыт наших предков, их наблюдения.
А каким представляли себе мир наши предки? На какие вопросы мог ответить календарь человеку в глубокой древности? Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте, представленном на слайде. Прочитайте текст.
(Работа с текстом № 1)
В глубокой древности человек считал, что окружающий его мир так же, как и он, мыслит и чувствует. Человек ощущал тесную взаимосвязь с природой. В его представлениях все вокруг было живым.
Древний человек существовал в мире постоянно изменяющихся явлений природы. Он внимательно изучал окружающий его мир, так как с ама жизнь наших предков зависела от годового круга. Издревле л юди замечали периодичность смены дня и ночи, сезонов года и создавали календари. В народном календаре ярко отразился уклад жизни человека, закрепился опыт наших предков, их наблюдения за жизнью природы.
С календарями были связаны многие мифы, праздники, обряды, которые помогали человеку обеспечить достаток в доме, мир в семье, здоровье родным и близким. Создавая календарные мифы, человек пытался сам объяснить изменения в мире. Так появлялись мифы о Луне и Солнце, о ночи и дне.
Каким представляли себе мир наши предки?
На какие вопросы мог ответить календарь человеку в глубокой древности?
Каково происхождение слова «календарь»? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В этимологическом словаре)
Познакомьтесь со статьей этимологического словаря, посвященной слову «календарь».
КАЛЕНДАРЬ – лат. с alenda е («календы») — «первый день месяца».
Кроме этого, глагол са lare , р одственный данному существительному, имеет значение «выкликать»: в Древнем Риме обязанностью главного жреца (служителя божества) было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца.
II . Найдите в тексте слова, которые являются однокоренными. Запишите данные пары (цепочки) слов в рабочий лист. Выделите корень в однокоренных словах.
Вспомним, какие слова мы называем однокоренными? (Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень).
Чем однокоренные слова отличаются от форм слова?
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста. Запишите примеры форм слов в рабочий лист.
(Работа с таблицей №1)
календарь – календари – (в) календаре – (с) календарями
III . Работа в группах.
В рабочем листе заполните таблицу, выявив, что объединяет все морфемы русского языка и чем они отличаются. Подсказка есть в предыдущем задании.
Что объединяет морфемы – приставку, корень, суффикс и окончание? Морфемы – приставка, корень, суффикс и окончание – являются значимыми частями слова, потому что выражают определенное значение. Дайте определение морфемы. Морфема – наименьшая значимая часть слова, способная выражать определенное значение.
В чем состоит различие морфем? На какие группы можно разделить морфемы в зависимости от выполняемой ими функции? Сгруппируйте морфемы русского языка. (Работа с карточками-морфемами).
В чем особенность корня? Корень – главная морфема, без него слово не может существовать. От значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов.
Являются значимыми частями слова. Они служат в языке для образования новых слов, поэтому их называют словообразующими морфемами.
Это морфема, с помощью которой образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова. При этом лексическое значение слова не изменяется. Это формообразующая морфема.
Выделите морфему, с помощью которой были образованы разные формы одного и того же слова (работа с таблицей №1). Это окончание. Какую функцию в языке выполняет данная морфема? « формообразующую.
Выделите морфемы, которые изменили лексическое значение однокоренных слов (работа с таблицей №1). Это суффиксы и приставки. Какую функцию в языке выполняют данные морфемы? « словообразующую.
В каком «государстве» трудятся словообразующие морфемы? Подберите однокоренное слово « Словообразование. Запишем тему урока «Словообразование» в рабочие листы. Учитывая наши наблюдения, самостоятельно сформулируйте, что изучает данный раздел лингвистики. (Варианты ответов учеников).
Проверьте себя по учебнику (работа с теоретическим материалом параграфа): словообразование – это раздел лингвистики, изучающий законы образования слов.
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в ходе данного урока? (Варианты ответов учеников)
IV . Действительно, разве не интересно узнать, как рождаются в языке новые слова? Словообразование является одним из основных источников обогащения лексики (словарного состава) языка.
В рабочих листах продолжите ряд однокоренных слов:
Проанализируйте структуру однокоренных слов. Какие морфемы участвовали в их образовании?
Предположите, как можно назвать данные способы образования слов в русском языке? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы словообразования)
Проверим свои выводы по учебнику (работа с теоретическим материалом параграфа).
Опираясь на материал параграфа, составим опорную схему (кластер), включающую в себя данный теоретический материал и примеры (работа выполняется одновременно на доске и в тетрадях/справочниках).
* Далее возможно выполнение системы упражнений из учебника или заданий, предложенных учителем.
V . Живыми, одушевлёнными были в глазах древнего человека не только земля, растения, вода и небо, явления природы (дождь, мороз), но и сам годовой круг. Народный календарь имел имя — месяцеслов. Проанализируйте морфемную структуру существительного месяцеслов. В чем особенность его морфемного состава? Предположите, как было образовано данное слово. Задание выполняется в рабочих листах.
Как можно назвать данный способ словообразования? (Сложение) Обратитесь к материалу учебника и п роверьте, верны ли ваши выводы.
Дополним опорную схему (кластер) данным материалом (работа выполняется одновременно на доске и в тетрадях/справочниках).
Всем частям народного месяцеслова (сезонам, месяцам, неделям, дням, праздникам) были также даны имена. Отгадайте тайну имен, которые русский человек дал октябрю :
октябрь — листобой, ветродуй, мокрохвост
Какую общую особенность в морфемном составе слов вы заметили? (Словообразовательный разбор выполняется в рабочих листах)
Позади зимние праздники – Новый год, Рождество, Крещенье. А следом согласно календарю наступит еще один любимый русским человеком праздник. Прочитайте текст, представленный на слайде и в рабочих листах. Догадайтесь, о каком празднике идет речь. Заполните пропуски в тексте и озаглавьте его.
(Работа с текстом № 2)
Оттепели все чаще, снег уже маслится на солнце. С солнечной стороны висят стеклянною бахромой сосульки, плавятся, звякают о льдышки. Прощай, зима! Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами. Масленица идёт.
Масленица . Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает оно во мне; ухабистую * , снежную дорогу с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми переборами гармони. В этом широком слове и теперь ещё для меня живая яркая радость.
Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда. всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан. И Бог на небе, за звёздами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте!
О чем этот текст? Какой образ, по-вашему, является ключевым в данном тексте? Найдите в тексте слова, в которых выражено авторское отношение к празднику. Какую роль выполняют изобразительные средства в данном фрагменте текста? (Изобразительные средства помогают автору образно и выразительно нарисовать картину праздника, передать состояние всеобщего единения и жизнеутверждающего начала)
Что вы можете рассказать об этом празднике? (Варианты ответов учеников)
Масленица – один из наиболее ярких, широко отмечаемых народом праздников, символизирующий проводы зимы и встречу весны.
До сих пор в памяти людей сохранилось наименование недели: Масленая (или Сырная). Разгадайте тайну имени Масленой (Сырной) недели. Проанализируйте морфемную структуру данных слов. (Варианты ответов учеников)
Масленица празднуется накануне Великого поста. По церковным традициям употреблять мясное в этот период было запрещено. Но мясо заменяли вкусные рыбные и жирные молочные продукты. Не случайно и название праздник получил от масла. Есть и другие наименования – Обжорная, Блинная, Сырная неделя («сыром» на Руси называли прежде всего творог).
Масленица — один из самых веселых и шумных праздников, любимых народом. Каждый день Масленицы имеет свое название. Понедельник — встреча. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по улицам:
Масленица-пышка на улицу вышла,
на гору кататься, с ребятами драться!
На Масленицу всё веселье – не в избе, а на улице. Под веселые песни и смех в санях едет Честная Масленица, в сопровождении ряженых ( * одетые в маскарадные костюмы люди) и скомороха ( * странствующий актёр, бывший одновременно певцом, танцором, музыкантом, бродячий комедиант ), разыгрывающего представление на живой ширме. (Работа с репродукциями картин, представленных на слайдах)
Образы ряженых, скоморохов, медведя являются традиционными в русской культуре. На одной из площадей развернется широкая веселая ярмарка, где снова мы встретим скоморохов-музыкантов, ряженых, мишку, тешащего публику игрой в бубен, увидим представление кукольного театра во главе с Петрушкой.
Послушайте народную обрядовую песню. Подумайте, о чем в ней поется. Где, когда и как могла исполняться эта песня? (Выразительное чтение текста)
Ай, мы Масленицу дожидали,
Ой, ладу, ладу, дожидали,
Ой, ладу, ладу, увидали.
Ай, наша Масленица годовая,
Она гостюшка дорогая,
Ой, ладу, ладу, годовая,
Ой, ладу, ладу, дорогая,
Сыром горушки укладали,
Сверху маслицем поливали.
Ой, ладу, ладу, укладали,
Ой, ладу, ладу, поливали.
Ах ты, Масленица, будь катлива,
Ой, ладу, ладу, будь катлива.
Тётушка, не скупись,
Масленым кусочком поделись.
Какими синонимами заменено существительное Масленица? Что общего в их морфемном составе? (Уменьшительно-ласкательные суффиксы) Обозначьте их и определите способ образования данных слов (частичный морфемный разбор выполняется в рабочих листах). Какие значения выражают уменьшительно-ласкательные суффиксы? («Уважительное» обращение к Масленице, ласковое отношение). Дополните ряд слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами примерами из текста песни (например, гор-ушк-и, масл-иц-ем). Обозначьте данную морфему в словах.
VII . Подведение итогов урока
Для чего мы учимся выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова? (Данные виды разборов помогают понять родной язык, избежать орфографических ошибок, учат рассуждать над историей возникновения слова)
Морфемный и словообразовательный разборы помогают научиться «читать» слово.
В начале урока вы формулировали вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Удалось ли нам в процессе совместной работы ответить на данные вопросы? Оцените вашу работу на уроке (Работа с цветными стикерами).
VIII . Домашнее задание:
1. Знать теоретический материал параграфа, подготовить развёрнутый устный ответ на тему «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке»;
2. Выполнить упражнения из учебника (определяет учитель);
3. Индивидуальное задание:
а) Образуйте народные названия октября от данных слов с помощью предложенных суффиксов: грязный, -ик-; реветь, -ун-; свадьба, -ник-. Определите способ образования.
Почему народ дал такие имена октябрю?
б) Самостоятельно проведите словообразовательный анализ имен месяцев.
Определите способ образования.
О чем нам могут рассказать имена месяцев?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Конспект лекции по теме «Основные способы словообразования» (6 класс)
«Основные способы словообразования»
Словообразование — раздел языкознания, изучающий законы образования слов. Словообразование — один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. Это обусловлено переменами в жизни общества. Основные способы словообразования в русском языке следующие:
приставочный способ. Слова образуются при помощи приставки: ходить — с- ходить, звучный — без -звучный ;
суффиксальный способ. Слова образуются при помощи суффикса: туман — туман- н -ый, белый — бел- оват -ый ;
приставочно-суффиксальный способ. Слова образуются при помощи приставки и суффикса: сложный — у сложн и ть, окно — под окон ник ;
бессуффиксный способ. Бессуффиксным способом слова образуются редко. Этим способом образуются от глаголов имена существительные, которые обычно означают результат действия, обозначенного глаголом: взрывать — взрыв, ходить — ход . Бессуффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных: синий — синь, тихий — тишь ;
слов: диван-кровать, спортинвентарь (без соединительной гласной);
основ с соединительной гласной о или е: луноход (луна + ход);
части основы с целым словом или частей основы: стенгазета, спецкор .
начальных букв слова : РФ — Российская Федерация, вуз — высшее учебное заведение . Слова, образованные таким путем, называются сложносокращенными словами, или аббревиатурой;
путем перехода слов из одной части речи в другую : рабочий (прилагательное) костюм — молодой рабочий (существительное), идти наудачу (наречие) — надеяться на удачу (существительное).
сращение слов в одно : сейчас (от сей час), сегодня (от сего дня), многозначащий (от много значить).
Схема «Основные способы словообразования»
Таблица «Основные способы словообразования»
Схема «Образование сложных слов и их написание»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-781587
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник