Конспект грамматическая основа предложения способы выражения подлежащего

Конспект урока русского языка «Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего».
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока русского языка «Простое предложение. Главные члены предложения. Способы выражения сказуемого». 30.09 КБ
plan_chasovogo_zanyatiya.docx 26.91 КБ
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_prostoe_predlozhenie.pptx 132.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: « Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего »

учебная: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, способы выражения подлежащего.

воспитательная: в оспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

  1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. 3-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2015.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. -9-е изд, стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Наглядные пособия: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: таблицы

Технические средства обучения: компьютер, телевизор

I. Организационный момент

2. Проверка состава группы

3. Сообщение темы, целей и плана урока

4. Критерии оценивания

II. Актуализация опорных знаний

1. Ответьте на вопросы:

— Что называется словосочетанием? ( Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного).

— Из чего состоит словосочетание? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, построить дом, кабинет начальника, по-весеннему свежий. В роли главного слова выступают все самостоятельные части речи.)

— Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? Приведите примеры каждого вида связи. ( В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Н.: липовая аллея, моя комната, опустевшая школа, вторая перчатка. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова.

Управление – связь слов, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Н.: поговорить с другом, думаю о вас, встретил знакомого. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.

Примыкание – такой вид связи, при котором зависимое слово – наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола. Н.: говорил улыбаясь, очень надеялся, почти незаметно, уехал учиться, совсем неинтересный. )

2. Проверочная работа со взаимопроверкой.

Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания.

(Громкий) ш..потом – согл.

ш..рох (деревья) – управл.

говорил (улыбаться) – примык .

поймать (медвеж..нок) – управл.

(рыб..ловный) крюч..ка– согл.

(холщ..вый) мешка – согл.

ноч..вка (в) (лес) – управл.

(золоч..ный ) кольцо – согл.

спорить (горяч..) – примык .

ягоды (крыж..вник) – управл.

уехал (учи…ся) – примык .

III. Изучение нового материала

1. Простое предложение.

а) Предложения по цели высказывания.

б) Эмоциональная окраска предложений.

в) Порядок слов в предложении.

2. Структура простого предложения.

3. Способы выражения подлежащего.

1. Простое предложение.

Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

а) В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.

В повествовательных предложениях содержится сообщение о том, где, что и как было.

— Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?

— Приведите примеры таких предложений.

В побудительных предложениях содержится просьба, приказ, побуждение к действию. В таких предложениях чаще всего бывает только один главный член – глагол в форме повелительного наклонения. Часто в такое предложение вводится обращение.

— Приведите примеры таких предложений.

В вопросительных предложениях содержится вопрос.

— Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце вопросительного предложения?

— Приведите примеры таких предложений.

б) По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательные предложения передают чувства говорящего. В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные.

— Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения?

— Приведите примеры таких предложений.

в) Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово.

Различают обычный , прямой порядок слов, и обратный (инверсию) . При прямом порядке слов каждый член предложения занимает своё определённое место:

  • подлежащее перед сказуемым (Весна наступила);
  • согласованное определение перед опред.словом (весенний день);
  • несогласованное определение – после опред.слова (дом на набережной);
  • обстоятельство образа действия – перед сказуемым (громко говорил);
  • дополн-е и др виды обст-в – после сказуемого (читать книгу, въехать в город, приготовиться к бою, вернуться на закате).

Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение:

Уж верба вся пушистая

Опять весна душистая

2. Структура простого предложения.

По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Например: Дорога уходит вдаль. – Зимняя дорога. Холодно.

Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространенные.

Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Наступила осень. В распространенных предложениях есть второстепенные члены: Поздней осенью мы вернулись в город.

Нераспространенными и распространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения.

Главные члены предложения – основа предложения.

Подлежащее — главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы Кто? Что?

Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет ? Какой он ? Каков он ? Что он такое? Кто он такой? И др.

3. Способы выражения подлежащего.

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

  1. Высоко в небе сияло солнце .- сущ.
  2. Мы ехали по широкому лугу.- мест.

А также другими частями речи в значении имени существительного .

  1. Большие сидели на балконе. – прил.
  2. Присутствующие говорили о науке. – причастие
  3. Десять делится на два. – числит.
  4. Завтра не будет похоже на сегодня. – нареч.
  5. Далече грянуло ура . – междом.
  6. Учиться всегда пригодится. — неопред. форма глаг.
  1. Фразеологическим оборотом – Анютины глазки росли около крыльца. Впереди шли дед с матерью .

IV. Закрепление материала

Решение тренировочных упражнений.

Задание. Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, чем выражено.

И вот наступило долгожданное послезавтра (наречие). Поезд мчался в неясную даль (сущ.). Кто не заключал таких условий со своей совестью? (мест). Несколько человек оглянулось (словосочет.). Но является сочинительным союзом (междомет.). Жить – Родине служить (неопр. форма глагола)! Замедленно падал пятый (числит.). Отдыхающие расположились в домиках (прич.). Старшие ушли купаться (прил.).

V. Итоговый этап

1. Какое предложение называется простым?

2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

3. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?

4. Что является грамматической основой предложения?

5. Чем может быть выражено подлежащее?

VI. Домашнее задание: /1/ § 42-43, стр. 271-275, табл. 46, упр. 164

Предварительный просмотр:

УД,МДК: ОУД. б. 01 Русский язык

Тема урока: Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.

_______ 1 час _____

Вид занятия: комбинированный урок

Тип урока; применяемая современная образовательная технология : технология развития критического мышления

учебная: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, способы его выражения подлежащего .

воспитательная: в оспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

деятельностная: (ОК, ПК) ОК6. работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК4.Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

обеспечивающие: обществознание, литература

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: таблицы

Технические средства обучения компьютер, мультимедийное оборудование

Учебные места (для ПЗ, ЛЗ):_ аудитория 33

  1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. 3-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2015.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. -9-е изд, стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  2. Словари СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

1.2 Проверка состава группы

1.3 Сообщение темы, целей и плана урока

1.4 Критерии оценивания

Актуализация опорных знаний

1. Ответьте на вопросы:

— Что называется словосочетанием?

— Из чего состоит словосочетание?

— Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете?

— Приведите примеры каждого вида связи.

2. Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания.

(Громкий) ш..потом – согласование

ш..рох (деревья) – управление

говорил (улыбаться) – примыкание

поймать (медвеж..нок) – управление

(рыб..ловный) крюч..ка– согласование

(холщ..вый) мешка – согласование

ноч..вка (в) (лес) – управление

(золоч..ный ) кольцо – согласование

спорить (горяч..) – примыкание

ягоды (крыж..вник) – управление

уехал (учи…ся) – примыкание

проверочная работа со взаимопроверкой.

Изучение нового материала

1. Простое предложение.

а) Предложения по цели высказывания.

б) Эмоциональная окраска предложений.

в) Порядок слов в предложении.

2. Структура простого предложения.

3. Способы выражения подлежащего.

лекция с элементами технологии развития критическо мышления; заполнение таблицы

Решение тренировочных упражнений.

1. Какое предложение называется простым?

2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

3. Какие бывают предложения по эмоцио-нальной окраске?

4. Что является грамматической основой пред-ложения?

5. Чем может быть выражено подлежащее?

опрос, заполнение таблицы

Подведение итогов урока

/1/ § 42-43, стр. 271-275, табл. 46, упр. 164

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Конспект урока русского языка Тема: « Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего »

Цели: учебная : отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, распознавать способы выражения подлежащего . воспитательная: воспитывать любознатель-ность , наблюдательность, внимание, честность. развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

1. Ответьте на вопросы: Что называется словосочетанием ? Из чего состоит словосочетание? Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? Приведите примеры каждого вида связи.

Ответы. Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, построить дом, кабинет начальника, по-весеннему свежий. В роли главного слова выступают все самостоятельные части речи. В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Н.: липовая аллея, моя комната, опустевшая школа, вторая перчатка. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Управление – связь слов, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Н.: поговорить с другом, думаю о вас, встретил знакомого. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Примыкание – такой вид связи, при котором зависимое слово – наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола. Н.: говорил улыбаясь, очень надеялся, почти незаметно, уехал учиться, совсем неинтересный.)

2. Проверочная работа Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания. ( Громкий) ш..потом ш .. рох (деревья) говорил (улыбаться) поймать ( медвеж ..нок) ( рыб.. ловный ) крюч .. ка ( холщ ..вый) мешка ноч .. вка (в) (лес) ( золоч .. ный ) кольцо спорить (горяч ..) ягоды ( крыж..вник ) уехал (учи… ся ) ( вскипяч .. ный )молоко

Проверьте друг друга Согласование У правление Примык ание У правление Согласование Согласование У правление Согласование Примык ание У правление Примык ание Согласование

Изучение нового материала План занятия: 1. Простое предложение. а) Предложения по цели высказывания. б) Эмоциональная окраска предложений. в) Порядок слов в предложении. 2 . Структура простого предложения. 3. Способы выражения подлежащего.

1. Простое предложение. Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

а) В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. В повествовательных предложениях содержится сообщение о том, где, что и как было. В побудительных предложениях содержится просьба, приказ, побуждение к действию. В таких предложениях чаще всего бывает только один главный член – глагол в форме повелительного наклонения. Часто в такое предложение вводится обращение. В вопросительных предложениях содержится вопрос.

б) По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные . Восклицательные предложения передают чувства говорящего. В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные . — Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения? — Приведите примеры таких предложений.

в) Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово. Различают обычный , прямой порядок слов, и обратный (инверсию) . При прямом порядке слов каждый член предложения занимает своё определённое место: подлежащее перед сказуемым (Весна наступила); согласованное определение перед опред.словом (весенний день); несогласованное определение – после опред.слова (дом на набережной); обстоятельство образа действия – перед сказуемым (громко говорил); дополн -е и др виды обст -в – после сказуемого (читать книгу, въехать в город, приготовиться к бою, вернуться на закате).

Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение : Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом Опять весна душистая Повеяла крылом.

2. Структура простого предложения. По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Например : Дорога уходит вдаль. – Зимняя дорога. Холодно.

Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространенные. Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Наступила осень. В распространенных предложениях есть второстепенные члены: Поздней осенью мы вернулись в город. Нераспространенными и распространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения.

Главные члены предложения – основа предложения. Подлежащее — главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы Кто? Что? Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет ? Какой он ? Каков он ? Что он такое? Кто он такой? И др.

3. Способы выражения подлежащего. Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже. Высоко в небе сияло солнце .- сущ. Мы ехали по широкому лугу.- мест.

А также другими частями речи в значении имени существительного . Большие сидели на балконе. – прил. Присутствующие говорили о науке. – причастие Десять делится на два. – числит. Завтра не будет похоже на сегодня. – нареч. Далече грянуло ура . – междом . Учиться всегда пригодится. — неопред . форма глаг . Фразеологическим оборотом – Анютины глазки росли около крыльца. Впереди шли дед с матерью .

Закрепление материала Задание . Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, чем выражено. И вот наступило долгождан-ное послезавтра. Поезд мчался в неясную даль. Кто не заключал таких условий со своей совестью? Несколь -ко человек оглянулось.

Но является сочинитель- ным союзом. Жить – Родине служить! Замедленно падал пятый. Отдыхающие распо -ложились в домиках. Старшие ушли купаться.

Итоговый этап 1 . Какое предложение называется простым? 2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете? 3. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? 4. Что является грамматической основой предложения? 5. Чем может быть выражено подлежащее?

Домашнее задание: / 1/ § 42-43, стр. 271-275, табл. 46, упр. 164

Источник

Читайте также:  Кофе по венски способ подачи
Оцените статью
Разные способы