- «Способы словообразования».Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей план-конспект урока на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Способы словообразования».Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Целью данного занятия является закрепление знания детей с ОНР о разных способах словообразования . Мною поставлены следующие задачи: закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных единственного числа. Учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными в единственном числе. Развивать у них навык образовывать и согласовывать притяжательные прилагательные с существительными. Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Предлагаемые дидактические игры и упражнения направлены также и на развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. Детям предлагаются разнообразные упражнения направленные на развитие у них мелкой моторики, координации речи с движением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект фронтального логопедического занятия | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
Богачева В.Г., учитель-логопед МБДОУ детский сад № 141 «Солнышко»
Тема «Способы словообразования»
Цель: закрепить знания детей с ТНР о разных способах словообразования
- Закрепить навык образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных единственного числа.
- Закрепить умение согласовывать имена существительные с прилагательными в единственном числе.
- Развивать навык образовывать и согласовывать притяжательные прилагательные с существительными.
- Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
- Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением
Картина с изображением лесной полянки. Магнитная доска, набор магнитов. Плоскостные изображения лисы, белки, волка, медведя, ежа. Игрушки – заяц, лось. Разрезные на 4 части картинки с изображением фруктов, ягод.
Контурные изображения яблок, груш, малины, земляники, грибов (на каждого ребенка). Цветные карандаши.
1. Организационный момент.
Логопед: Приглашаю вас, ребята, в волшебный лес. Но чтобы попасть в него, надо ласково назвать кого-нибудь из детей группы по имени:
Дидактическое упражнение «Ласковые имена»: Кирилл – Кирюша, Соня – Сонечка, Маша – Машенька и т.д.
2. Логосказка «Лесная сказка»
Логопед выставляет на стол игрушки – зайца и лося.
Логопед: Как-то на зеленую лесную поляну прискакал серый заяц и стал хвастаться перед лесными жителями, собравшимися под старой раскидистой елью:
-Я не заяц, я зайчище.
У меня не глаза, а глазищи,
Не зубы, а зубищи,
не хвост, а хвостище,
не лапы, а лапищи.
Старый мудрый лось услышал зайца и очень удивился.
-Какой же ты заяц хвастунишка. Ты же маленький. Ребята, как правильно должен был сказать заяц о себе?
Логопед начинает предложение, дети его заканчивают:
У тебя не глазищи, а ….(глазки)
не зубищи, а ….(зубки)
не усища, а…. (усики)
не хвостище, а ….(хвостик),
не лапищи, а ….(лапочки).
Стало зайцу стыдно и решил он, что никогда больше не будет хвастаться.
Логопед: Вдруг появилась тучка и пошел сильный дождь
3. Пальчиковая гимнастика:
Капля, раз, капля два, пальчиком правой руки
Капли медленно сперва, медленно постукивают
Стали капли поспевать, по ладошке левой руки.
Капля каплю догонять: Темп постепенно ускоряется.
Попрятались звери кто куда.
Логопед: Ежик спрятался под корнями старой ели. Когда дождик закончился, он отправился искать друзей. Ребята, давайте поможем ему найти их.
-Я вижу заячьи уши. Значит за кустом спрятался заяц…
-Я вижу беличий хвост. Значит, в дупле сидит белка.
— Я вижу лисью голову. Значит в норе прячется лиса.
— Я вижу медвежью спину. Значит в малине сидит медведь.
Логопед: Позовем их к нам ласково.
4.Дидактическая игра «Скажи ласково».
Заяц-зайчик, лиса-лисичка, волк – волчок, еж – ежик, кабан – кабанчик, белка – белочка, лиса-лисичка. (магнитной доске вывешиваются карточки с изображениями «найденных» животных).
5.Дидактическая игра «Плоды»
Логопед. Ребята, в конвертах, которые лежат перед вами на столах, нарисованы любимые лакомства лесных жителей. Но дождь намочил бумагу и ветер разорвал их. Нужно правильно сложить и назвать лакомства диких животных..
Дети складывают разрезные картинки и составляют словосочетания: красное яблоко, красная малина, коричневая шишка, коричневые желуди, коричневый гриб, красная земляника, красная груша, желтая слива и т.д.
Логопед. Молодцы, все правильно сделали. А теперь можно и отдохнуть под этой старой елью..
6. Физкультминутка. «В зеленом лесу»
В зеленом, зеленом, зеленом лесу Дети маршируют.
Зеленый листок, как флажок, я несу. Вытягивают правую руку вперед.
Зеленая шишка под елкой лежит. Наклон вперед, берут «шишку»
Зеленая музыка где-то звучит. прикладывают правую ладошку к правому уху, затем левую к левому.
Зеленый кузнечик в зеленой траве Прыжки на двух ногах.
играет зеленую песенку мне Имитируют игру на скрипке.
Логопед: Ой, белочка, почему ты грустишь?
Белочка: «Дождик смыл краски с рисунков, и они стали бесцветными и некрасивыми».
( На столах детей лежат карточки с контурными изображениями овощей и фруктов и разноцветные кружки).
Дети раскрашивают картинки устно. Например, ребенок говорит «Это зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко и т.д».
Логопед: Хорошо в лесу! Но пора и возвращаться. Мудрый лось предупредил меня, что вернуться мы сможем, если правильно выполним его задание.
8.Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»
Логопед. Загадайте какое-нибудь дикое животное. Из этого набора кругов и треугольников выберите те фигуры, цвет которых соответствует окраске задуманного вами животного.
Например, оранжевый круг, оранжевый овал, оранжевые треугольники. Ребенок вешает на магнитной доске круг – и говорит: «Это лиса». Затем прикладывает к кругу овал – рыжий лисий хвост, треугольники — рыжие лисьи уши, рыжие лисьи лапы.
Второй ребенок — серый волк- серый волчий хвост, серая волчья лапа, серое волчье ухо и т.д.
9. Итог . Логопед: Мы снова дома. Что вам запомнилось больше всего? (Дети вспоминают, кого они видели на лесной полянке и в какие игры играли) А что понравилось? (Ответы детей). Давайте все это расскажем тем ребятам, которых не было с нами!
Источник
Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей
план-конспект урока на тему
Чуковский К.И. писал:» Вообще мне кажется, что начиная с двух лет, всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачивает. Если бы такое чутьё к словесным формам не покидало ребёнка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи. Недаром Лев Толстой, обращаясь к взрослым, писал: «Ребёнок сознаёт законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_formirovaniya_sposobov_slovoobrazovaniya.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теории и методике развития речи у детей
Раздел : Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.
Тема: Методика формирования способов словообразования.
Цели: ознакомить с методикой формирования способов словообразования у детей дошкольного возраста; формировать навыки практической работы с детьми по образованию слов; воспитывать чуткое отношение к языку, интерес к будущей профессии.
Оборудование : солнышко с вопросами, посуда, таблички, предметные рисунки — фрукты, кукла, машинка
-Апрель – второй весенний месяц по календарю. Слово «апрель» произошло от латинского «априкус»- «согреваемый солнцем», в этом месяце начиналась весна. У нас начинается урок открытый, гостям улыбнулись, как в детском саду, и забыли про них.
— Апрель богат праздниками. Начиная с 1967 года, каждый год 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, отмечается Международный День детской книги.
Но мы сегодня поговорим о другом сказочнике – тоже великом, но русском- Корнее Ивановиче Чуковском (кстати, у него день рождения — 31 марта). Скажете, причём тут детский писатель? Дело в том, что К.И.Чуковский не только великий сказочник, знаменитый детский писатель, а исследователь детской психологии, тонкий знаток детской души и детского языка.
Показ книги «От двух до пяти»
Это фундаментальный труд о самом ребёнке, о его психике, об освоении им окружающего мира, о его огромных творческих возможностях. Первоначально книга имела название «Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы»(1928г.), в 1933году — «От двух до пяти». Почему у книги такое название? «Это возраст, в котором любой ребёнок совершает подвиг труда и творчества: осваивает (всего за 3 года!) основные богатства родного языка. И осваивает не как прилежный зубрила, а как поэт »,- говорит Чуковский.
2. Задание. Глава1 — «Детский язык». Перед вами – образцы детского языка, прочитайте и объясните поэтичность речи детей.
1.Серёжа двух с половиной лет впервые увидел костёр, рыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши крикнул:
— Огонь и огонята! Огонь и огонята!
2.Лялечку побрызгали духами:
— Я вся такая пахлая,
Я вся такая духлая.
И вертится у зеркала.
— Я, мамочка, красавлюсь!
3.Трёхлетняя Нина впервые увидела в саду червяка:
— Мама , мама, какой ползук!
3. Комментарии самого Чуковского: «Такое неосознанное словесное творчество — один из самых изумительных феноменов детства. Нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой трудной повседневной работе. Даже те ошибки, которые нередко случается делать ребёнку при этом творческом усвоении языка, свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний».
Выполнение задания у доски
Выделите суффиксы и объясните ошибки детей.
-пожарник, колхозник, сапожник, печник — почтаник
— шило, мыло,рыло, молотило- тормозило ;
— ходьба. косьба, стрельба — нырьба;
— супница, сахарница- сольница.
«Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребёнком с налету, и , когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа.
Вообще мне кажется, что начиная с двух лет, всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачивает. Если бы такое чутьё к словесным формам не покидало ребёнка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи. Недаром Лев Толстой, обращаясь к взрослым, писал: «Ребёнок сознаёт законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети».
4. Работа со словами Чуковского — укажите способ образования слов :
Отскорлупай мне яйцо
Ой, меня крапива накрапивила!
Мама сердится, но быстро удобряется.
Я помнил, помнил, а потом отпомнил!
Я тебе приказываю- значит, я твой приказчик!
— Чей ты сын?- Мапин!
Мама, я боюсь, на полу паукан!
Это не синяк, а красняк!
Вот идёт финн, а с ним финик!
II . Объяснение нового материала.
1. Теоретическая часть. Цели урока. Тема нашего урока — методика формирования способов словообразования.
— Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическими способами: суффиксальным и префиксальным, суффиксально- префиксальным, редко — сложением. Усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес.- 4 лет до 5 лет 6 мес.- 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщённые представления о нормах и правилах словообразования. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества. Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов словообразования. В усвоении способов словообразования можно выделить несколько этапов :
— понимание смысла сказанного (сахарница- это что?);
— использование средства в своей речи — «говорить так, как говорят другие»;
— самостоятельное образование формы нового слова и нового слова;
— оценивание грамматической правильности своей и чужой речи.
Проверим: Пути формирования грамматической правильной речи:
— создание благоприятной языковой среды;
— специальное обучение детей;
— практика речевого общения;
— исправление грамматических ошибок.
Методы формирования грамматически правильной речи:
— пересказ коротких рассказов и сказок
Приёмы формирования грамматически правильной речи:
— создание проблемной ситуации,
подсказ нужной формы,
раскрытие словообразовательного значения
Ведущий — солнышко — в обруче внутри, остальные – зёрнышки в движении. Зёрнышки водят хоровод:
Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зёрнышко.
Скоро вырастет росток,
Потянется на восток.
По мосточку пойдём,
В гости к солнышку придём.
Далее прыгают, танцуют. По сигналу «Зёрнышки к солнышку!» дети бегут к солнышку и называют себя (Всё, что можно сеять, посадить весной)
2. Практическая часть
— Работа в младшей и средней группах.
Дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детёнышей животных, посуды, некоторые способы образования глаголов с приставками.
Задания. Определить метод, возраст детей, с какой группой можно проводить, разыгрывать.
а) «Чаепитие»- загадка про чайник
— На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине.
чайник, конфетница, молочник, салфетница, сахарница, хлебница, сухарница, салатница, солонка, маслёнка
— Воспитатель. У нас будет чаепитие. Чай пить будем из самовара. Нужно заварить чай. В чём его заваривают? Пока мы накроем на стол. Куда положим сахар? Салфетки? Конфеты? Чай пьём с молоком. Для чая — чайник, для кофе- кофейник. Для молока — молочник. (Чего не хватает, покупать в магазине)
б) «Почему так называют?»
Кукла Таня загадывает детям загадку:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик)
— Почему гриб называется подосиновик?
— А если гриб растёт под берёзой, как он называется?
— Вспомните, как называется цветок, который растёт под снегом?
— Почему шапку называют ушанкой?
— Как образовано слово снегопад, от каких слов?
в) «Подбери другие слова»
Кукла Таня загадывает загадки про снег:
Скатерть бела весь мир одела. (Снег)
Всё белым- бело сегодня,
И светло, хоть солнца нет.
С неба сыплется холодный,
Белый- белый мягкий (снег)
— Какие ещё слова вы знаете, чтобы в них слышалось снег-, снеж?(Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный и т.д.)(Дополнительно занятие для сравнения: снеговик и снегурочка)
г) « Назови ласково»
Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду говорить слово, а вы – подбирать к нему ласковые слова.
д) «Придумай другое слово»
Вы уже знаете, что от любого слова можно образовать другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно — молочная бутылка.
А теперь давайте попробуем вместе:
— кисель из клюквы-
— переход для пешеходов-
е)«Отправляемся в отпуск»
Давайте поможем Петрушке съездить в отпуск. Петрушка в машине едет в отпуск, он решил в деревню (поехать). Ехал, ехал и к яме (подъехал). Петрушка не растерялся, а яму (объехал), потом через мост (переехал) и по ровной дороге быстро (поехал) Через день он в деревню (приехал).
ё) «Любимое варенье Карлсона»(рисунки)
Все мы любим варенье. А Карлсон обожает:
варенье из малины-какое?
варенье из смородины-
варенье из клубники-
варенье из груши-
варенье из яблок-
варенье из слив-сл и вовый (с ударением работать)
ж) « Назови детёнышей »: один- много
з) Задание (с рисунком). Помоги малышу найти свою маму , соединив их верёвочкой. Назови маму и её детёныша. Назови голоса этих животных
и ) Задание. Ответь на вопросы.
— Если кувшин сделан из стекла, то какой это кувшин?
— Если у девочки длинные волосы, то это какая девочка?
— Если диван сделан из кожи, то это какой диван?
— Если выпало много снега, то зима какая?
— Если дом построен из кирпича, то какой это дом?
— Если мяч сделан из резины, то какой это мяч?
— Если стол сделан из дерева, то какой это стол?
Нарисован дом, стрелочками указаны направления. Совершаемые действия назовите словами с корнем – хож-(ходить)
Захожу, выхожу, обхожу, ухожу
III . Итог. На доске- солнышко с лучиками- заданиями.
— С какими способами словообразования знакомят детей в детском саду?
— Назовите благоприятный возраст детей для успешного усвоения способов словообразования.
— Какие методы можно использовать в работе над словообразованием?
— Как проводить игры- драматизации?
— Сколько минут можно выделить упражнениям по образованию слов?(5-6 минут, 7-8 минут, 10 минут)
Дом.задание. М.М. Алексеева «Речевое развитие дошкольников» Обследование состояния грамматических навыков у детей (стр. 35-39, в словообразовании для младшей и средней группы), подобрать 2-3 игры для групп ( цели, оформление)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционная форма обучения как средство повышения самостоятельности, творческой и познавательной активности студентов заочного дошкольного отделения (на примере изучения междисциплинарного курса МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей)
В статье описывается опыт внедрения системы дистанционного обучения в педагогическом колледже и дается краткий анализ первых результатов.
Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор.
программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей
2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой.
Конспект урока по учебной дисциплине «Теория и методика развития речи у детей»
Представлен конспект урока «Ознакомление с поэзией» для студентов педколледжа из раздела «Методика ознакомления с художественной литературой».
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию .
План – конспект занятия по МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей» тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей» по теме «Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции» для студентов 3 курса пе.
Практические задания по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Практические задания для студентов обучающихся по специальности «Дошкольное образование» на тему «Развитие словаря детей дошкольного возраста".
Источник