Конспект формирование способов словообразования

«Способы словообразования».Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Целью данного занятия является закрепление знания детей с ОНР о разных способах словообразования . Мною поставлены следующие задачи: закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных единственного числа. Учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными в единственном числе. Развивать у них навык образовывать и согласовывать притяжательные прилагательные с существительными. Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Предлагаемые дидактические игры и упражнения направлены также и на развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. Детям предлагаются разнообразные упражнения направленные на развитие у них мелкой моторики, координации речи с движением

Скачать:

Вложение Размер
конспект фронтального логопедического занятия 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Богачева В.Г., учитель-логопед МБДОУ детский сад № 141 «Солнышко»

Тема «Способы словообразования»

Цель: закрепить знания детей с ТНР о разных способах словообразования

  1. Закрепить навык образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных единственного числа.
  2. Закрепить умение согласовывать имена существительные с прилагательными в единственном числе.
  3. Развивать навык образовывать и согласовывать притяжательные прилагательные с существительными.
  4. Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
  5. Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
  6. Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением

Картина с изображением лесной полянки. Магнитная доска, набор магнитов. Плоскостные изображения лисы, белки, волка, медведя, ежа. Игрушки – заяц, лось. Разрезные на 4 части картинки с изображением фруктов, ягод.

Контурные изображения яблок, груш, малины, земляники, грибов (на каждого ребенка). Цветные карандаши.

1. Организационный момент.

Логопед: Приглашаю вас, ребята, в волшебный лес. Но чтобы попасть в него, надо ласково назвать кого-нибудь из детей группы по имени:

Дидактическое упражнение «Ласковые имена»: Кирилл – Кирюша, Соня – Сонечка, Маша – Машенька и т.д.

2. Логосказка «Лесная сказка»

Логопед выставляет на стол игрушки – зайца и лося.

Логопед: Как-то на зеленую лесную поляну прискакал серый заяц и стал хвастаться перед лесными жителями, собравшимися под старой раскидистой елью:

-Я не заяц, я зайчище.

У меня не глаза, а глазищи,

Не зубы, а зубищи,

не хвост, а хвостище,

не лапы, а лапищи.

Старый мудрый лось услышал зайца и очень удивился.

-Какой же ты заяц хвастунишка. Ты же маленький. Ребята, как правильно должен был сказать заяц о себе?

Логопед начинает предложение, дети его заканчивают:

У тебя не глазищи, а ….(глазки)

не зубищи, а ….(зубки)

не усища, а…. (усики)

не хвостище, а ….(хвостик),

не лапищи, а ….(лапочки).

Стало зайцу стыдно и решил он, что никогда больше не будет хвастаться.

Логопед: Вдруг появилась тучка и пошел сильный дождь

3. Пальчиковая гимнастика:

Капля, раз, капля два, пальчиком правой руки

Капли медленно сперва, медленно постукивают

Стали капли поспевать, по ладошке левой руки.

Капля каплю догонять: Темп постепенно ускоряется.

Попрятались звери кто куда.

Логопед: Ежик спрятался под корнями старой ели. Когда дождик закончился, он отправился искать друзей. Ребята, давайте поможем ему найти их.

-Я вижу заячьи уши. Значит за кустом спрятался заяц…

-Я вижу беличий хвост. Значит, в дупле сидит белка.

— Я вижу лисью голову. Значит в норе прячется лиса.

— Я вижу медвежью спину. Значит в малине сидит медведь.

Логопед: Позовем их к нам ласково.

4.Дидактическая игра «Скажи ласково».

Заяц-зайчик, лиса-лисичка, волк – волчок, еж – ежик, кабан – кабанчик, белка – белочка, лиса-лисичка. (магнитной доске вывешиваются карточки с изображениями «найденных» животных).

5.Дидактическая игра «Плоды»

Логопед. Ребята, в конвертах, которые лежат перед вами на столах, нарисованы любимые лакомства лесных жителей. Но дождь намочил бумагу и ветер разорвал их. Нужно правильно сложить и назвать лакомства диких животных..

Дети складывают разрезные картинки и составляют словосочетания: красное яблоко, красная малина, коричневая шишка, коричневые желуди, коричневый гриб, красная земляника, красная груша, желтая слива и т.д.

Логопед. Молодцы, все правильно сделали. А теперь можно и отдохнуть под этой старой елью..

6. Физкультминутка. «В зеленом лесу»

В зеленом, зеленом, зеленом лесу Дети маршируют.

Зеленый листок, как флажок, я несу. Вытягивают правую руку вперед.

Зеленая шишка под елкой лежит. Наклон вперед, берут «шишку»

Зеленая музыка где-то звучит. прикладывают правую ладошку к правому уху, затем левую к левому.

Зеленый кузнечик в зеленой траве Прыжки на двух ногах.

играет зеленую песенку мне Имитируют игру на скрипке.

Логопед: Ой, белочка, почему ты грустишь?

Белочка: «Дождик смыл краски с рисунков, и они стали бесцветными и некрасивыми».

( На столах детей лежат карточки с контурными изображениями овощей и фруктов и разноцветные кружки).

Дети раскрашивают картинки устно. Например, ребенок говорит «Это зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко и т.д».

Логопед: Хорошо в лесу! Но пора и возвращаться. Мудрый лось предупредил меня, что вернуться мы сможем, если правильно выполним его задание.

8.Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»

Логопед. Загадайте какое-нибудь дикое животное. Из этого набора кругов и треугольников выберите те фигуры, цвет которых соответствует окраске задуманного вами животного.

Например, оранжевый круг, оранжевый овал, оранжевые треугольники. Ребенок вешает на магнитной доске круг – и говорит: «Это лиса». Затем прикладывает к кругу овал – рыжий лисий хвост, треугольники — рыжие лисьи уши, рыжие лисьи лапы.

Второй ребенок — серый волк- серый волчий хвост, серая волчья лапа, серое волчье ухо и т.д.

9. Итог . Логопед: Мы снова дома. Что вам запомнилось больше всего? (Дети вспоминают, кого они видели на лесной полянке и в какие игры играли) А что понравилось? (Ответы детей). Давайте все это расскажем тем ребятам, которых не было с нами!

Источник

Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей
план-конспект урока на тему

Чуковский К.И. писал:» Вообще мне кажется, что начиная с двух лет, всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачивает. Если бы такое чутьё к словесным формам не покидало ребёнка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи. Недаром Лев Толстой, обращаясь к взрослым, писал: «Ребёнок сознаёт законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети».

Скачать:

Вложение Размер
metodika_formirovaniya_sposobov_slovoobrazovaniya.docx 24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теории и методике развития речи у детей

Раздел : Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.

Тема: Методика формирования способов словообразования.

Цели: ознакомить с методикой формирования способов словообразования у детей дошкольного возраста; формировать навыки практической работы с детьми по образованию слов; воспитывать чуткое отношение к языку, интерес к будущей профессии.

Оборудование : солнышко с вопросами, посуда, таблички, предметные рисунки — фрукты, кукла, машинка

-Апрель – второй весенний месяц по календарю. Слово «апрель» произошло от латинского «априкус»- «согреваемый солнцем», в этом месяце начиналась весна. У нас начинается урок открытый, гостям улыбнулись, как в детском саду, и забыли про них.

— Апрель богат праздниками. Начиная с 1967 года, каждый год 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, отмечается Международный День детской книги.

Но мы сегодня поговорим о другом сказочнике – тоже великом, но русском- Корнее Ивановиче Чуковском (кстати, у него день рождения — 31 марта). Скажете, причём тут детский писатель? Дело в том, что К.И.Чуковский не только великий сказочник, знаменитый детский писатель, а исследователь детской психологии, тонкий знаток детской души и детского языка.

Показ книги «От двух до пяти»

Это фундаментальный труд о самом ребёнке, о его психике, об освоении им окружающего мира, о его огромных творческих возможностях. Первоначально книга имела название «Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы»(1928г.), в 1933году — «От двух до пяти». Почему у книги такое название? «Это возраст, в котором любой ребёнок совершает подвиг труда и творчества: осваивает (всего за 3 года!) основные богатства родного языка. И осваивает не как прилежный зубрила, а как поэт »,- говорит Чуковский.

2. Задание. Глава1 — «Детский язык». Перед вами – образцы детского языка, прочитайте и объясните поэтичность речи детей.

1.Серёжа двух с половиной лет впервые увидел костёр, рыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши крикнул:

— Огонь и огонята! Огонь и огонята!

2.Лялечку побрызгали духами:

— Я вся такая пахлая,

Я вся такая духлая.

И вертится у зеркала.

— Я, мамочка, красавлюсь!

3.Трёхлетняя Нина впервые увидела в саду червяка:

— Мама , мама, какой ползук!

3. Комментарии самого Чуковского: «Такое неосознанное словесное творчество — один из самых изумительных феноменов детства. Нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой трудной повседневной работе. Даже те ошибки, которые нередко случается делать ребёнку при этом творческом усвоении языка, свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний».

Выполнение задания у доски

Выделите суффиксы и объясните ошибки детей.

-пожарник, колхозник, сапожник, печник — почтаник

— шило, мыло,рыло, молотило- тормозило ;

— ходьба. косьба, стрельба — нырьба;

— супница, сахарница- сольница.

«Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребёнком с налету, и , когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа.

Вообще мне кажется, что начиная с двух лет, всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачивает. Если бы такое чутьё к словесным формам не покидало ребёнка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи. Недаром Лев Толстой, обращаясь к взрослым, писал: «Ребёнок сознаёт законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети».

4. Работа со словами Чуковского — укажите способ образования слов :

Отскорлупай мне яйцо

Ой, меня крапива накрапивила!

Мама сердится, но быстро удобряется.

Я помнил, помнил, а потом отпомнил!

Я тебе приказываю- значит, я твой приказчик!

— Чей ты сын?- Мапин!

Мама, я боюсь, на полу паукан!

Это не синяк, а красняк!

Вот идёт финн, а с ним финик!

II . Объяснение нового материала.

1. Теоретическая часть. Цели урока. Тема нашего урока — методика формирования способов словообразования.

— Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическими способами: суффиксальным и префиксальным, суффиксально- префиксальным, редко — сложением. Усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес.- 4 лет до 5 лет 6 мес.- 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщённые представления о нормах и правилах словообразования. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества. Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов словообразования. В усвоении способов словообразования можно выделить несколько этапов :

— понимание смысла сказанного (сахарница- это что?);

— использование средства в своей речи — «говорить так, как говорят другие»;

— самостоятельное образование формы нового слова и нового слова;

— оценивание грамматической правильности своей и чужой речи.

Проверим: Пути формирования грамматической правильной речи:

— создание благоприятной языковой среды;

— специальное обучение детей;

— практика речевого общения;

— исправление грамматических ошибок.

Методы формирования грамматически правильной речи:

— пересказ коротких рассказов и сказок

Приёмы формирования грамматически правильной речи:

— создание проблемной ситуации,

подсказ нужной формы,

раскрытие словообразовательного значения

Ведущий — солнышко — в обруче внутри, остальные – зёрнышки в движении. Зёрнышки водят хоровод:

Выйди, выйди, солнышко,

Мы посеем зёрнышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток.

По мосточку пойдём,

В гости к солнышку придём.

Далее прыгают, танцуют. По сигналу «Зёрнышки к солнышку!» дети бегут к солнышку и называют себя (Всё, что можно сеять, посадить весной)

2. Практическая часть

— Работа в младшей и средней группах.

Дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детёнышей животных, посуды, некоторые способы образования глаголов с приставками.

Задания. Определить метод, возраст детей, с какой группой можно проводить, разыгрывать.

а) «Чаепитие»- загадка про чайник

— На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине.

чайник, конфетница, молочник, салфетница, сахарница, хлебница, сухарница, салатница, солонка, маслёнка

— Воспитатель. У нас будет чаепитие. Чай пить будем из самовара. Нужно заварить чай. В чём его заваривают? Пока мы накроем на стол. Куда положим сахар? Салфетки? Конфеты? Чай пьём с молоком. Для чая — чайник, для кофе- кофейник. Для молока — молочник. (Чего не хватает, покупать в магазине)

б) «Почему так называют?»

Кукла Таня загадывает детям загадку:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я (подосиновик)

— Почему гриб называется подосиновик?

— А если гриб растёт под берёзой, как он называется?

— Вспомните, как называется цветок, который растёт под снегом?

— Почему шапку называют ушанкой?

— Как образовано слово снегопад, от каких слов?

в) «Подбери другие слова»

Кукла Таня загадывает загадки про снег:

Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

Всё белым- бело сегодня,

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный,

Белый- белый мягкий (снег)

— Какие ещё слова вы знаете, чтобы в них слышалось снег-, снеж?(Снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный и т.д.)(Дополнительно занятие для сравнения: снеговик и снегурочка)

г) « Назови ласково»

Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду говорить слово, а вы – подбирать к нему ласковые слова.

д) «Придумай другое слово»

Вы уже знаете, что от любого слова можно образовать другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно — молочная бутылка.

А теперь давайте попробуем вместе:

— кисель из клюквы-

— переход для пешеходов-

е)«Отправляемся в отпуск»

Давайте поможем Петрушке съездить в отпуск. Петрушка в машине едет в отпуск, он решил в деревню (поехать). Ехал, ехал и к яме (подъехал). Петрушка не растерялся, а яму (объехал), потом через мост (переехал) и по ровной дороге быстро (поехал) Через день он в деревню (приехал).

ё) «Любимое варенье Карлсона»(рисунки)

Все мы любим варенье. А Карлсон обожает:

варенье из малины-какое?

варенье из смородины-

варенье из клубники-

варенье из груши-

варенье из яблок-

варенье из слив-сл и вовый (с ударением работать)

ж) « Назови детёнышей »: один- много

з) Задание (с рисунком). Помоги малышу найти свою маму , соединив их верёвочкой. Назови маму и её детёныша. Назови голоса этих животных

и ) Задание. Ответь на вопросы.

— Если кувшин сделан из стекла, то какой это кувшин?

— Если у девочки длинные волосы, то это какая девочка?

— Если диван сделан из кожи, то это какой диван?

— Если выпало много снега, то зима какая?

— Если дом построен из кирпича, то какой это дом?

— Если мяч сделан из резины, то какой это мяч?

— Если стол сделан из дерева, то какой это стол?

Нарисован дом, стрелочками указаны направления. Совершаемые действия назовите словами с корнем – хож-(ходить)

Захожу, выхожу, обхожу, ухожу

III . Итог. На доске- солнышко с лучиками- заданиями.

— С какими способами словообразования знакомят детей в детском саду?

— Назовите благоприятный возраст детей для успешного усвоения способов словообразования.

— Какие методы можно использовать в работе над словообразованием?

— Как проводить игры- драматизации?

— Сколько минут можно выделить упражнениям по образованию слов?(5-6 минут, 7-8 минут, 10 минут)

Дом.задание. М.М. Алексеева «Речевое развитие дошкольников» Обследование состояния грамматических навыков у детей (стр. 35-39, в словообразовании для младшей и средней группы), подобрать 2-3 игры для групп ( цели, оформление)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционная форма обучения как средство повышения самостоятельности, творческой и познавательной активности студентов заочного дошкольного отделения (на примере изучения междисциплинарного курса МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей)

В статье описывается опыт внедрения системы дистанционного обучения в педагогическом колледже и дается краткий анализ первых результатов.

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор.

программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей

2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой.

Конспект урока по учебной дисциплине «Теория и методика развития речи у детей»

Представлен конспект урока «Ознакомление с поэзией» для студентов педколледжа из раздела «Методика ознакомления с художественной литературой».

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию .

План – конспект занятия по МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей» тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей» по теме «Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции» для студентов 3 курса пе.

Практические задания по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Практические задания для студентов обучающихся по специальности «Дошкольное образование» на тему «Развитие словаря детей дошкольного возраста&quot.

Источник

Читайте также:  Способы образования сложных предложений
Оцените статью
Разные способы