- Консерватизм — определение, признаки и особенности правления
- Кратко и понятно о сущности консерватизма
- Неоконсерватизм
- Ультраконсерватизм
- Консерватизм в России в XIX веке
- Представители консервативной мысли XIX века
- Современный этап развития консерватизма
- Консерватизм в странах мира
- Консерватизм — определение, признаки и особенности правления
- Кратко и понятно о сущности консерватизма
- Неоконсерватизм
- Ультраконсерватизм
- Консерватизм в России в XIX веке
- Представители консервативной мысли XIX века
- Современный этап развития консерватизма
- Консерватизм в странах мира
- Психология страха перемен. Куда несет нас консервативное течение в политике и как мыслят избиратели-консерваторы
- Требуют ли сердца перемен?
- Этот простой пример Оукшотт приводит, говоря о «бытовом консерватизме»: он начинается там, где рыбалка превращается в ритуал.
- Иными словами, консервативный человек очень зависим от вещей, которыми обладает, и потому боится их потерять.
- И вдруг нам становится страшно что-то менять
- Потому потерю близкого друга нельзя восполнить приобретением нового, каким бы замечательным он ни был. Это необратимый дефект, и, теряя что-то хорошо изученное, мы заранее проигрываем.
- Консервативная позиция — это попытка избежать боли, проходя сквозь череду изменений.
- Даже легкомысленная поп-музыка подчас оказывается рупором консервативных идей.
- Даже будучи опьяненным чарами любви, Аполлон чувствует какое-то раздражение от хаоса, который олицетворяют распущенные волосы Дафны.
- Так замыкается круг
- Мечта консерватора — это бесконфликтные отношения как с государством, так и с другими гражданами, в первую очередь ради того, чтобы избежать смуты, которая может привести к потере его главной ценности — частной собственности.
- Мир — это зеркало, отражающее желания — но, к сожалению, не последствия.
Консерватизм — определение, признаки и особенности правления
Консерватизм – это одно из наиболее влиятельных идеологических течений в политике. Слово произошло от английского «conserve» и означает – сохранять, охранять.
Первые зачатки консерватизма появились во Франции в ответ на буржуазную революцию. Тогда суть консерватизма была другой, нежели той, какой она известна сейчас.
Позже В Англии и Америке она предстала в знакомой всем сущности с характерными признаками – сохранении традиций и устоев общества.
Кратко и понятно о сущности консерватизма
Консерватизм – это политические взгляды людей, деятельность которых направлена на стремление сохранить традиционные общественные устои жизни, ценности, установленный порядок.
Синонимами значения термина можно назвать рутинность устройства общества и государства. Антонимом считают термин «либерализм» и «радикализм».
Приверженцев консерватизма в современном мире сравнивают с борцами против попыток изменения революционным способом ситуации в государстве.
Сравнительная характеристика представителей консерватизма, либерализма и социализма показана в таблице.
Основные черты консерватизма:
недопущение вмешательства простых людей в политику государства;
большая роль церкви и семьи в обществе;
редкое проведение реформ;
высокая враждебность к революционным и радикальным взглядам;
уверенность, что в обществе главное – это сохранение порядка и классовости любыми способами, даже с привлечением армии;
Для достижения целей консерваторы использует старые, поверенные многими десятилетиями и даже столетиями методы:
удержание любыми способами власти в своих руках, если потребуется с применением военного вмешательства;
метод, при котором в государстве практически не принимаются новые реформы.
Неоконсерватизм
Неоконсерватизм сочетает признаки консерватизма и либерализма.
Характеристика неоконсерваторов включает:
неохотное признание демократии, так как в современном мире другой альтернативы нет;
признание двойственности человеческой природы – агностицизм;
государство считает, что не должно экономически и социально поддерживать граждан, которые сами могут заработать;
культурные и моральные нормы преобладают над социальными, экономическими и политическими.
Направление на неоконсерватизм было предпринято Западом в 60 — 70-х годах прошлого века, когда был расцвет феминистического и радикального движения среди молодежи.
Ультраконсерватизм
Термин «ультаконсерватизм» характеризует идеологию с крайне консервативными взглядами.
Сторонники этого движения крайне отрицательно относятся к любым изменениям принятого и установленного порядка во всех сферах и группах общества: в политике, семье, религиозной жизни.
Ультраконсерваторы абсолютно уверены, что новые законы и реформы никогда не смогут изменить государство в лучшую сторону.
Консерватизм в России в XIX веке
В России консерватизм получил широкое распространение в 19 веке. Зародился как славянофильство, затем приобрел религиозные и этические черты.
Российская история XIX века была полна событиями радикального и революционного характера: восстание декабристов, покушения на царя и высокопоставленных чиновников, отмена крепостного права, движения за предоставление больших прав народу.
Такие народные настроения привели к более консерваторским взглядам в правительственных кругах, чтобы взять контроль над населением.
Государственная политика основывалась на сохранении самобытности России. Особое внимание уделялось религиозному учению, укреплению самодержавия, сохранению исконно-русских устоев. Авторы консерваторских философских работ поддерживали такие взгляды.
Самыми известными представителями российского консерватизма XIX века были: Самарин, Хомяков, Киреевский, Аксаков.
Представители консервативной мысли XIX века
Список имен консерваторов берет свое начало еще в 18 веке, однако наибольшее распространение идеология получила в 19 веке.
В начале идея зародилась после революции во Франции, после стала распространяться по всей Европе, в том числе и в России. В середине 19 века добралась до Америки.
Самыми известными представителями идеологии консерватизма были:
Во Франции — Жозеф де Местр и Луи Габриэль Амбруаз Бональд (совместно с английским философом Эдмундом Беркем считаются основоположниками консерватизма).
В Великобритании – Эдмунд Берк, Роберт Пиль, Бенджамин Дизраэли.
В Германии – Отто фон Бисмарк.
В России — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, Н. Я. Данилевский, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский.
Современный этап развития консерватизма
Стремление к консервативности, несмотря на преобладание в обществе толерантности и демократии, существует и в современном мире.
Современный консерватизм подразделяется на три течения:
Не все современные страны имеют основной идеологией консервативные политические взгляды. Однако статистика показывает, что практически во всех странах мира есть консервативные политические партии или государственные мероприятия, посвященные консервативной идеологии.
Мировоззрение консерватизма претерпело изменения со времен своих основателей. С демократизацией общества пополнилась «копилка» антиценностей консерваторских взглядов: индивидуализм, атеизм, неравенство в социальном и имущественном плане, революционные взгляды, культ разума.
Консерватизм в странах мира
Направления консерватизма имеют свою обособленную историю практически в каждой стране планеты. Цели и методы консервативной политики каждый страны отличаются.
В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония и многие другие.
Партии, наполовину имеющие признаки консерватизма, христианские взгляды, есть в Австралии, Италии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США.
В Ирландии, Португалии и Канаде есть социально-консервативные партии.
Политолог и ученый Клаус фон Байме разработал свой метод, по которому классифицировал все партии мира и истории. После чего обнаружил, что нет ни одной партии на планете, которую можно было бы полностью считать консервативной.
Источник
Консерватизм — определение, признаки и особенности правления
Консерватизм – это одно из наиболее влиятельных идеологических течений в политике. Слово произошло от английского «conserve» и означает – сохранять, охранять.
Первые зачатки консерватизма появились во Франции в ответ на буржуазную революцию. Тогда суть консерватизма была другой, нежели той, какой она известна сейчас.
Позже В Англии и Америке она предстала в знакомой всем сущности с характерными признаками – сохранении традиций и устоев общества.
Кратко и понятно о сущности консерватизма
Консерватизм – это политические взгляды людей, деятельность которых направлена на стремление сохранить традиционные общественные устои жизни, ценности, установленный порядок.
Синонимами значения термина можно назвать рутинность устройства общества и государства. Антонимом считают термин «либерализм» и «радикализм».
Приверженцев консерватизма в современном мире сравнивают с борцами против попыток изменения революционным способом ситуации в государстве.
Сравнительная характеристика представителей консерватизма, либерализма и социализма показана в таблице.
Основные черты консерватизма:
недопущение вмешательства простых людей в политику государства;
большая роль церкви и семьи в обществе;
редкое проведение реформ;
высокая враждебность к революционным и радикальным взглядам;
уверенность, что в обществе главное – это сохранение порядка и классовости любыми способами, даже с привлечением армии;
Для достижения целей консерваторы использует старые, поверенные многими десятилетиями и даже столетиями методы:
удержание любыми способами власти в своих руках, если потребуется с применением военного вмешательства;
метод, при котором в государстве практически не принимаются новые реформы.
Неоконсерватизм
Неоконсерватизм сочетает признаки консерватизма и либерализма.
Характеристика неоконсерваторов включает:
неохотное признание демократии, так как в современном мире другой альтернативы нет;
признание двойственности человеческой природы – агностицизм;
государство считает, что не должно экономически и социально поддерживать граждан, которые сами могут заработать;
культурные и моральные нормы преобладают над социальными, экономическими и политическими.
Направление на неоконсерватизм было предпринято Западом в 60 — 70-х годах прошлого века, когда был расцвет феминистического и радикального движения среди молодежи.
Ультраконсерватизм
Термин «ультаконсерватизм» характеризует идеологию с крайне консервативными взглядами.
Сторонники этого движения крайне отрицательно относятся к любым изменениям принятого и установленного порядка во всех сферах и группах общества: в политике, семье, религиозной жизни.
Ультраконсерваторы абсолютно уверены, что новые законы и реформы никогда не смогут изменить государство в лучшую сторону.
Консерватизм в России в XIX веке
В России консерватизм получил широкое распространение в 19 веке. Зародился как славянофильство, затем приобрел религиозные и этические черты.
Российская история XIX века была полна событиями радикального и революционного характера: восстание декабристов, покушения на царя и высокопоставленных чиновников, отмена крепостного права, движения за предоставление больших прав народу.
Такие народные настроения привели к более консерваторским взглядам в правительственных кругах, чтобы взять контроль над населением.
Государственная политика основывалась на сохранении самобытности России. Особое внимание уделялось религиозному учению, укреплению самодержавия, сохранению исконно-русских устоев. Авторы консерваторских философских работ поддерживали такие взгляды.
Самыми известными представителями российского консерватизма XIX века были: Самарин, Хомяков, Киреевский, Аксаков.
Представители консервативной мысли XIX века
Список имен консерваторов берет свое начало еще в 18 веке, однако наибольшее распространение идеология получила в 19 веке.
В начале идея зародилась после революции во Франции, после стала распространяться по всей Европе, в том числе и в России. В середине 19 века добралась до Америки.
Самыми известными представителями идеологии консерватизма были:
Во Франции — Жозеф де Местр и Луи Габриэль Амбруаз Бональд (совместно с английским философом Эдмундом Беркем считаются основоположниками консерватизма).
В Великобритании – Эдмунд Берк, Роберт Пиль, Бенджамин Дизраэли.
В Германии – Отто фон Бисмарк.
В России — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, Н. Я. Данилевский, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский.
Современный этап развития консерватизма
Стремление к консервативности, несмотря на преобладание в обществе толерантности и демократии, существует и в современном мире.
Современный консерватизм подразделяется на три течения:
Не все современные страны имеют основной идеологией консервативные политические взгляды. Однако статистика показывает, что практически во всех странах мира есть консервативные политические партии или государственные мероприятия, посвященные консервативной идеологии.
Мировоззрение консерватизма претерпело изменения со времен своих основателей. С демократизацией общества пополнилась «копилка» антиценностей консерваторских взглядов: индивидуализм, атеизм, неравенство в социальном и имущественном плане, революционные взгляды, культ разума.
Консерватизм в странах мира
Направления консерватизма имеют свою обособленную историю практически в каждой стране планеты. Цели и методы консервативной политики каждый страны отличаются.
В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония и многие другие.
Партии, наполовину имеющие признаки консерватизма, христианские взгляды, есть в Австралии, Италии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США.
В Ирландии, Португалии и Канаде есть социально-консервативные партии.
Политолог и ученый Клаус фон Байме разработал свой метод, по которому классифицировал все партии мира и истории. После чего обнаружил, что нет ни одной партии на планете, которую можно было бы полностью считать консервативной.
Источник
Психология страха перемен. Куда несет нас консервативное течение в политике и как мыслят избиратели-консерваторы
Политика не для молодежи. К такому выводу в своем эссе «Что значит быть консерватором» приходит Майкл Оукшотт, один из пионеров изучения консервативной политики. Это утверждение на первый взгляд может показаться сомнительным, а тем, кто когда-либо ходил на митинги, — и вовсе оскорбительным. Тем не менее в парадигме традиционалистов понятия «юность» и «политика» вполне закономерно разлетаются по разным полюсам. И мерой всех вещей в этой системе выступает консерватизм.
Требуют ли сердца перемен?
Человек консервативного склада забрасывает удочку не рыбы для, а удовольствия ради. И это не фигура речи и даже не эвфемизм. Если бы единственной целью был улов, мы бы выбирали себе лучшую снасть последней модели и без конца бегали вдоль реки в поисках клева. Но чаще всего мы (то есть настоящие поклонники рыбалки) неподвижно сидим на излюбленном месте, встречая рассвет и провожая закат, разговаривая шепотом и смиренно отгоняя комаров. Всё потому, что процесс куда важнее результата, и даже с пустыми руками рыбак возвращается домой удовлетворенным.
Этот простой пример Оукшотт приводит, говоря о «бытовом консерватизме»: он начинается там, где рыбалка превращается в ритуал.
Хотя эссе английского философа было опубликовано еще в 1956 году, описанный им образ жив и сегодня. Выход Великобритании из ЕС, избрание Трампа — главной движущей силой этих политических «шоков» стало консервативно настроенное общество. И если бытовой консерватизм, который присущ практически каждому из нас (как показывает пример с рыбалкой), едва ли изменит ход истории, то консерватизм политический может круто повернуть течение общественной жизни.
Ярлык консерватора в свое время повесили и на Оукшотта — в частности, за это эссе и критику государственного планирования. Но такая интерпретация слишком утрированна и однобока: его вклад в философию не ограничивается политикой, которую он рассматривал лишь как одно из звеньев системы человеческой жизни. Оукшотт придавал большое значение психологии индивида и его свободе во всех сферах — отсюда и сомнения в том, что политика исчерпывается постановкой и достижением сугубо политических целей.
В своей работе британский мыслитель рисует портрет современного ему консервативного человека, предпочитающего «привычное неизвестному, данное — скрытому; опробованное — неопробованному; реальное — возможному; ограниченное — неограниченному; меру — избытку; пригодное — всеобъемлющему; радость — утопическому счастью». Мы называем консерватором того, кто беспрестанно вздыхает: «Раньше было лучше. » — и критикует все современное. У Оукшотта же это ностальгический тип, он ценит настоящее и то, что имеет сегодня, но рассматривает все данное ему как подарок судьбы или наследство из прошлого.
Иными словами, консервативный человек очень зависим от вещей, которыми обладает, и потому боится их потерять.
Боль от утраты привычного куда сильнее возможной радости от обретения нового, каким бы многообещающим оно ни казалось. И речь не о высоких материях. Главная осязаемая ценность в нашем хрупком изменчивом мире — частная собственность. Именно это право консервативный человек ставит выше остальных.
Такой тип мышления, утверждает Оукшотт, чаще всего свойствен пожилым людям. Накопленный за годы жизни капитал обратно пропорционален ожиданиям и авантюризму, с которым мы готовы идти ва-банк. Однако философ рисует портрет не только возрастной, но и социально-психологический. Консервативное поведение — это еще и способ взаимодействия с современной средой и ее раздражителями.
И вдруг нам становится страшно что-то менять
Но вот парадокс: современный человек, кажется, жаждет перемен, а история народов предстает бурным потоком авантюр и изменений. То, что не подвергается обновлению, теряет в качестве. Консерватор в таком случае должен отчаянно грести против течения прогресса, ловя на себе сочувственные и иногда презрительные взгляды. Но как показывает пример с рыбалкой, есть ситуации (и их в жизни предостаточно), в которых подобное поведение неизбежно.
Отношения между людьми, построенные не на взаимной выгоде, носят консервативный характер, и вот почему. Если в кофейне напротив дома готовят омерзительное пойло, мы, скорее, сходим к их конкурентам через дорогу. Если же невкусный кофе сварит ваш лучший друг или родственник, это едва ли станет достаточно веской причиной, чтобы его «расфрендить» и искать нового приятеля (или — еще хуже — новую семью).
Здесь Оукшотт, как и многие западные философы, вторит Аристотелю: отец науки еще в «Никомаховой этике» определял истинную дружбу как основанную на добродетели, имеющую цель в самой себе, а не в выгоде или удовольствии. Нет места любви там, где во главу углу ставится польза, в этом сходятся оба мыслителя, которых разделяют более двадцати столетий. То же относится и к семейным, и к любовным отношениям.
Потому потерю близкого друга нельзя восполнить приобретением нового, каким бы замечательным он ни был. Это необратимый дефект, и, теряя что-то хорошо изученное, мы заранее проигрываем.
Тем нелепее звучат знаменитые слова Фауста: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» В парадигме консервативных отношений, где цену имеют стабильные связи и долгое обладание, совершенно не работает принцип carpe diem (лат. «лови день»). Вместо этого, боясь перемен, мы скажем: «Останься со мной, потому что мне с тобой хорошо и я к тебе привык».
Постоянное поддержание status quo может быть не самым рациональным вариантом — но всегда остается самым удобным. Консерватор в этом случае напоминает игрока из дилеммы заключенного, наивно полагающего, что максимизирует выигрыш, сохраняя свой начальный капитал, и не учитывающего решений сокамерников. Ни очевидная польза новых связей, ни их объективные преимущества перед старыми не окупают слишком больших издержек переключения, которые предполагает консервативное поведение. Изменения для таких людей всегда проигрыш и лишение, а потому необходима компенсация.
При этом следует разделять понятия «изменения» и «обновления»: первым мы «позволяем проходить сквозь нас», а вторые, напротив, «планируем и внедряем в жизнь сами». Внезапным переворотам люди предпочитают незначительные и постепенные изменения, и желательно, чтобы они не несли в себе ничего нового, — в противном случае даже смена времен года вызывала бы страх и тревогу.
Консервативная позиция — это попытка избежать боли, проходя сквозь череду изменений.
Здесь снова будет нелишним вспомнить мудрых греков, но на этот раз Эпикура и его гедонистическое учение. Высшей целью жизни он считал удовольствие, к которому можно прийти только посредством атараксии, то есть освобождения от боли и страдания. Эпикур предупреждает: удовлетворение всех желаний не сделает нас счастливыми, поскольку мы постоянно будем испытывать нужду, потакая своим прихотям. Гораздо удобнее ничего не вожделеть, умеренно потребляя доступные блага. Выходит, консерваторы стремятся к гедонистическому счастью.
Подтверждения того, что консервативное поведение присуще всем людям, можно найти и в нашей культуре, в частности — в фольклоре, в русских пословицах и поговорках: «На чужой каравай рот не разевай», «Поспешишь — людей насмешишь», «Смолоду наживай, а под старость проживай» и др.
Даже легкомысленная поп-музыка подчас оказывается рупором консервативных идей.
Если внимательно вслушаться в поп-музыку (и попытаться найти там смысл), то выясняется, что а) поют почти всегда про любовь; б) в лирических композициях обязательно присутствуют временные маркеры обладания: «навсегда», «вечно» и т. п.; в) герои часто испытывают страх потерять объект любви.
Но давайте все же обратимся к более надежным детерминантам европейской культуры, чем поп-музыка, — например, к древнегреческой мифологии. Мифы входят в наш быт и речь, перерождаются в живописи и литературе, и мы невольно впитываем нравоучения эллинов. Так, на каждый европейский язык можно перевести фразу «открыть ящик Пандоры» — и быть понятым. Неудачное творение Зевса, любопытная девушка, вопреки воле громовержца, отворила ларец, из которого по миру разлетелись беды и несчастья. Миф о Пандоре — это предупреждение: тяга к новому и неизведанному влечет за собой ужасные последствия, не открывайте, дети, подозрительные ящики, даже если очень интересно.
Другой пример — история Аполлона и Дафны. Пораженный стрелой Амура бог безнадежно влюбился в прекрасную нимфу. Увидев ее распущенные волосы, он воскликнул: «Если они так очаровательны в своем беспорядке, какие же они, когда убраны?» Греческая мифология полна тонких психологических наблюдений.
Даже будучи опьяненным чарами любви, Аполлон чувствует какое-то раздражение от хаоса, который олицетворяют распущенные волосы Дафны.
«Причесать», упорядочить — побуждения, несомненно, консервативного толка.
Выходит, это не консервативный человек плывет в одиночку против течения, а течение консервативно само по себе, в наших головах и в нашей культуре.
Так замыкается круг
Если же говорить о политике, то консерватор закономерно видит единственной задачей власти правление, а не улучшение или учение. Что такое государство, спрашивает он себя, и в чем оно умнее меня, чтобы давать мне советы, как я должен жить? Его можно сравнить с ведущим политических дебатов, от которого требуют лишь направлять ход беседы, но не вмешиваться в нее. Власть в этой игре индифферентна к истине и не навязывает ее обществу, а заботится только о мире внутри системы.
Мечта консерватора — это бесконфликтные отношения как с государством, так и с другими гражданами, в первую очередь ради того, чтобы избежать смуты, которая может привести к потере его главной ценности — частной собственности.
Он ревностно оберегает свое личное пространство и требует от государства того же, взамен гарантируя абсолютный самоконтроль при принятии свободных решений. Таким образом, между индивидом и властью признаются исключительно отношения vinculum juris (лат. «правовые узы»). Если каждый гражданин, думает консервативный человек, будет контролировать себя и принимать свободные решения, в обществе установится равновесие различных интересов и желанная стабильность.
Как в своей личной, так и в политической жизни консерватор с опаской смотрит на обновления, которые приходят вместе с законами. Последние, на его взгляд, должны отражать текущие изменения в жизни общества, коррелировать с ними, но ни в коем случае не предварять их. Чтобы реконструировать или даже слегка модифицировать установленный порядок, необходим весомый повод, а законы, принятые не в соответствии с консервативными алгоритмами, — это уже не законы, а посягательство на свободу и стабильность.
Потому-то консерваторы и считают, что политика — деятельность не для молодых, и не из-за их неопытности, а из-за предпочтений и взглядов, свойственных юности. Ничто не заключено в статичную форму и не определено заранее; все возможно и привлекательно.
Мир — это зеркало, отражающее желания — но, к сожалению, не последствия.
Беззаботно и с энтузиазмом шагая в новый день, молодые люди совершенно не чувствуют груза ответственности за свои решения. Именно такие упреки мы часто слышим от старшего поколения.
Однако все рассуждения о влиянии консервативного мышления на современную нам действительность кажутся голословными без конкретных примеров. Последние президентские выборы в США прошли два года назад, а отголоски возмущения и недоумения по поводу их результатов слышны до сих пор. Победу кандидату от Республиканской партии Дональду Трампу обеспечила популистская консервативная повестка (и своеобразная избирательная система в США, но это уже другая история).
Для традиционно «красных» штатов: Юга, Среднего Запада и Аляски — сирена к мобилизации прозвучала еще в 2008 году, когда Барак Обама с его левой программой пришел к власти в первый раз. Он посягнул на ценности, которые в консервативной парадигме святы и неприкосновенны. Здесь и увеличение федеральных расходов, и усиление государственного контроля, и попытки национализировать часть экономики через реформу здравоохранения. Свобода, как рыночная, так и личностная, концепция «ограниченного правительства» вдруг оказались под угрозой. Все это повлекло за собой волну консервативных протестов, самым масштабным из которых стало «Движение чаепития» в марте 2010 года.
Надо ли говорить, что почва для популистских высказываний Трампа, находящих отклик у электората, была более чем благодатной. Пообещав оберегать традиционные ценности, чтить букву закона и гарантировав неприкосновенность частной собственности, 45-й президент США завоевал свою аудиторию, необходимую для рокового исхода выборов.
Источник