Конкурс как способ закупки по 223 фз

Инструкция по проведению закупок по 223-ФЗ с изменениями в 2021 году

223-ФЗ о закупках для «чайников» — это закон, по которому закупаются госкомпании, госкорпорации и другие отдельные виды юридических лиц. Но все равно для таких тендеров есть определенные правила и инструкции.

Скачать Федеральный закон 223-ФЗ с последними изменениями и комментариями на 2021 год из КонсультантПлюс

Пошаговая инструкция по проведению тендеров по 223-ФЗ

Пошаговое руководство по закупке по 223-ФЗ в 2021 году:

  • планируют проведение;
  • выбирают способ;
  • проводят процедуру;
  • заключают договор.

Разберем каждый этап подробнее.

Планируем

Каждый заказчик, который реализует конкурентные и неконкурентные закупки по 223-ФЗ, составляет план закупок. Этот документ охватывает период не менее одного года и подлежит обязательному размещению в ЕИС. Форма плана утверждена постановлением № 932 от 17.09.2012, как и требования к его содержанию. В плане указывают:

  • сведения о заказчике;
  • номер документа;
  • что закупают;
  • характеристики товара;
  • единицы измерения, количество и место поставки товара;
  • максимальную цену договора;
  • когда разместят процедуру;
  • срок выполнения договора;
  • способ проведения процедуры;
  • сведения о процедурах для СМП и инновационной, высокотехнологичной продукции.

Форма планов закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств установлена постановлением № 932, а конкретный перечень заказчиков, которые обязаны проводить эти процедуры, — распоряжением Правительства РФ № 475-р от 21.03.2016. Такие планы составляют на срок не менее пяти лет и размещают в ЕИС.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали применение 223-ФЗ для чайников: просто о сложном. Используйте эти инструкции бесплатно.

Выбираем форму и способ определения поставщика

Вот пошаговое руководство по закупке по 223-ФЗ для заказчиков.

Шаг 1. Выбираем вид — конкурентная или нет. Под неконкурентной понимается прямая покупка у конкретного поставщика, конкурентная закупка по 223-ФЗ — это тендер, о котором сообщено неограниченному кругу лиц. Способом у единственного источника и иными неконкурентными способами реализуют покупки малого объема, для которых проведение тендера нецелесообразно.

Шаг 2. Определяем тип процедуры — электронная или бумажная. Какие тендеры проводят в электронной форме, указано в постановлении № 616 от 21.06.2012. Также ФЗ-223 обязывает проводить электронные процедуры для МСП.

Шаг 3. Выбираем способ определения поставщика в соответствии с положением о закупке, которое принято в компании:

  • конкурсы проводят, когда важны неценовые критерии выбора победителя — опыт, квалификация, деловая репутация и проч.;
  • аукцион проводится, если основной критерий — цена;
  • заказчики используют запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ, когда необходим быстрый выбор победителя, а предмет и сумма договора это позволяют;
  • вот как провести процедуру закупок по 223-ФЗ без цены: когда невозможно определить цену тендера, заказчик приводит в документации формулу расчета суммы договора, максимальное значение или стоимость единицы товара, в этом случае заказ проводят без начальной цены договора;
  • закрытые способы используют, если в информации о тендере содержатся секретные сведения;
  • упрощенный порядок проведения тендеров реализуют для отдельных категорий участников (СМП).

Главная особенность 223-ФЗ для поставщика: заказчики в своей работе руководствуются регламентом проведения тендеров из положения, которое утверждено руководством организации.

Проводим процедуру

Регламент проведения процедур заказчики указывают в положении в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, конкурентные закупки осуществляются следующим образом в несколько этапов:

Этап 1. Подготовка документации. Часть 10 ст. 4 ФЗ-223 уточняет, что писать в ЕИС про порядок подготовки и (или) осуществления закупки по 223-ФЗ заказчику:

  • характеристики товара, который подлежит поставке;
  • требования к его качеству и безопасности;
  • место, срок поставки и оплаты;
  • что включено в цену;
  • обоснование цены тендера;
  • требования к участникам и их заявкам;
  • как получить разъяснения по документации;
  • что является критерием для определения победителя;
  • когда будут рассмотрены заявки.
Читайте также:  Способы получения первичных данных наблюдение

Этап 2. Формирование извещения о проведении тендера. Часть 9 ст. 4 ФЗ-223 разъясняет, что писать в ЕИС про условия применения способа закупки по 223-ФЗ заказчику:

  • способ определения победителя;
  • сведения о заказчике;
  • предмет тендера;
  • куда поставлять товар;
  • цену договора или порядок ее расчета;
  • как получить тендерную документацию;
  • сроки и порядок подачи заявок.

Этап 3. Реализация промежуточных этапов, таких, как предварительный отбор и т. п. (если этот порядок осуществления конкурентной закупки по 223-ФЗ предусмотрен положением).

Этап 4. Подведение итогов на основании критериев, которые установлены в документации, или результатов ценового предложения участника.

Этап 5. Оформление результатов тендера в виде протокола, который содержит:

  • дату подведения итогов;
  • сколько получено заявок и их номера;
  • кто отклонен и по какой причине;
  • результаты оценки заявок;
  • почему тендер признан несостоявшимся (если это так).

Этап 6. Размещение документа в ЕИС в срок не более 3 календарных дней.

Этап 7. Заключение контракта.

Как обосновать НМЦД при проведении процедуры покупки:

  1. Выбрать методику в соответствии с положением организации.
  2. Провести калькуляцию.
  3. Внести информацию в план и тендерную документацию.

Приводим таблицу сроков проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ в 2021 году (ст. 3.2):

Процедура Срок проведения (не менее)
Конкурс 15 календарных дней
Аукцион 15 календарных дней
Запрос котировок 5 рабочих дней
Запрос предложений 7 рабочих дней

Заказчик вправе отменить тендер в любой момент до наступления последнего дня подачи заявок. При внесении изменений срок подачи продлевают так, чтобы до его окончания оставалось не менее половины установленного для данной процедуры срока. Участники направляют запросы о разъяснении положений документации не позднее чем за 3 дня до окончания подачи заявок. Участники указывают срок действия КП по 223-ФЗ в пределах сроков проведения тендера.

Заключаем договор

Подписание соглашения проводят с помощью торговой площадки и ЭЦП или в бумажном виде. Основные положения контракта берут из заявки, которая поступила от участника, и тендерной документации.

Федеральный закон о закупках отдельными категориями юр. лиц разъясняет, в какой минимальный срок можно заключить контракт по результату конкурентной закупки по закону 223-ФЗ: минимальный срок со дня публикации итогового протокола — 10 календарных дней, максимальный — 20.

Особенности тендеров для МСП

Тендеры для субъектов малого и среднего предпринимательства проводят в электронном виде с учетом положений постановления № 1352 от 11.12.2014, которое разъясняет, как проводить упрощенную закупку по 223-ФЗ для МСП, регламентирует годовой объем покупок у этой категории юрлиц и устанавливает ряд льгот:

  1. Ускоренный возврат обеспечения заявки — 7 рабочих дней.
  2. Размер обеспечения заявки — не более 2 % от НМЦД.
  3. Обеспечение договора — не более 5 % от НМЦД.
  4. Максимальный срок оплаты по договору — 15 рабочих дней.
  5. Пониженные тарифы у торговых площадок.

Сроки проведения тендеров для МСП указаны в таблице (ст. 3.4 № 223-ФЗ):

С 1 апреля 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 452-ФЗ от 22.12.2020, который скорректировал правила проведения конкурентных электронных закупок среди СМСП по 223-ФЗ. Заказчики в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок меняли положения о закупке.

Мы собрали в таблицу ключевые изменения, которые привнес 452-ФЗ.

Утвердили требования к заявке в зависимости от процедуры покупки. Так, заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2 частей:

  1. Предложение по объекту покупки.
  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения. Сведения из второй части заявки понадобятся, если по закупочным документам их надо предоставлять.

А заявка на участие в электронном запросе котировок включает обязательные документы и информацию, если того потребуют закупочные документы.

В новом законе предусмотрен перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников. К ним, в частности, относятся:

  • название, адрес, учредительный документ, если участник — юрлицо;
  • ФИО (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физлица, если участник закупки — ИП;
  • ИНН участника или его аналог (для иностранного лица);
  • сведения об обеспечении заявки, если такое требование есть в закупочных документах: реквизиты спецсчета или банковская гарантия (ее копия);
  • предложение по предмету закупки;
  • предложение о цене договора (исключение — электронный аукцион).

Кроме того, заказчики получили полномочия потребовать задекларировать ряд сведений. Пример: факт того, что деятельность участника не приостановлена. Участники обязаны предоставить актуальные сведения на дату подачи заявки. Декларация размещается на электронной площадке. Отдельный документ не нужен.

Если в документации об электронном конкурсе, электронном запросе предложений предусмотрены критерии и порядок оценки заявок, то указывайте, какие еще сведения предоставлять. Но если их нет, то это не повод отклонять заявку.

Требовать другие документы и информацию от участников тендера нельзя. Их перечень закрытый.

Особенности тендеров малого объема

Неконкурентные способы закупок по 223-ФЗ — это покупки без проведения тендера. Заказчики регулируют порядок проведения неконкурентной процедуры, как и условия проведения покупок по 223-ФЗ, в положении. Как правило, указывают:

  1. Способ — у единственного источника, который предусмотрен 223-ФЗ.
  2. Какие документы оформляют — расчет максимальной цены покупки, обоснование способа и т. п.
  3. Регламент прохождения согласования документов в отделах и подразделениях внутри компании. К примеру, экономический отдел одобряет финансирование в течение двух дней, юридический проверяет договор в течение трех дней и т. п.

Выдержка из положения, в котором предусмотрен способ «у единственного источника» для проведения неконкурентных процедур:

В Законе о закупках отдельными видами юридических лиц не указано, как провести покупку через магазин малых закупок 223-ФЗ, т. к. заказчики, которые работают в рамках этого закона, пока не обязаны использовать эту функцию.

Об авторе этой статьи

Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».

В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».

С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.

Источник

Конкурс как способ закупки по 223 фз

Способы закупок по №223-ФЗ

Представляем вашему вниманию долгожданное продолжение статьи о способах определения поставщика в Государственных закупках. В первой части мы разбирались с тем, какие бывают закупки по №44-ФЗ. Пришло время поговорить о №223-ФЗ.

Способы определения поставщика по №223-ФЗ

Как известно, №223-ФЗ является менее «жёстким» законом, чем №44-ФЗ. Вместо установления четкого регламента проведения закупочных процедур, он многое оставляет «на откуп» заказчика. Заказчики в обязательном порядке формируют внутренний документ, называемый «Положение о закупках», в котором могут сами устанавливать порядок осуществления закупок, не противоречащий закону.

Так, согласно №223-ФЗ определение поставщика проводится конкурентными и неконкурентными способами.

Неконкурентные закупки — это, как не сложно догадаться из названия, закупки у единственного поставщика. Случаи, когда заказчик может применять неконкурентные способы закупки, он определяет самостоятельно в своём Положении.

Конкурентные способы закупки у каждого заказчика могут быть разные. Они могут иметь такие же названия как в №44-ФЗ: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, но могут встретиться и другие. Закупки могут быть открытыми и закрытыми, могут проводиться в электронной или в бумажной форме. Также отдельное внимание в Законе отведено закупкам, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Заказчик в своём Положении должен определить, какие именно конкурентные способы закупок он будет использовать и подробно описать порядок их проведения. Закон предусматривает некоторые единые требования к порядку осуществления конкурентных закупок, которые следует учитывать при установлении конкретных способов в Положении.

Полная информация обо всех открытых процедурах размещается в Единой информационной системе (ЕИС), любой желающий может принять в них участие.

Закрытые процедуры проводятся в случаях:

1) закупок с государственной тайной;

2) закупок в рамках государственного оборонного заказа, связанные с поставками, ремонтом, обслуживанием и утилизацией вооружения, а также военной или космической техники;

3) в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Доступ к закрытым процедурам имеет только определённый круг участников, способных исполнять такие специфические контракты. Заказчик сам направляет участникам приглашения принять участие в закрытой процедуре с приложением документации о закупке. Закрытые процедуры могут проводиться как в бумажной, так и в электронной форме на специализированных электронных площадках.

Закон даёт общие определения четырём основным способам закупок.

Аукцион – это способ определения поставщика, при котором побеждает участник, согласный исполнить договор по цене ниже других. Отличительной особенностью данного вида закупки является наличие непосредственной процедуры торгов. Участники закупки в реальном времени последовательно подают предложения о снижении начальной максимальной цены договора (НМЦД) до тех пор, пока не определится победитель.

Конкурс – это способ определения поставщика, при котором победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора по совокупности нескольких критериев. Цена договора победителя такой процедуры может быть не самой низкой среди других участников, если он набрал больше баллов по другим критериям.

Запрос котировок — это способ определения поставщика, при котором победителем является участник, предложивший самую низкую цену контракта, однако в отличие от аукциона не проводится процедура торгов. Заявки подаются с единственным ценовым предложением. Ценовые предложения участников рассматриваются, и определяется победитель.

Запрос предложений. Определение этого вида закупки в №223-ФЗ по сути ничем не отличается от определения конкурса. Отличие состоит в том, что минимальный срок подачи заявок на участие в конкурсе составляет 15 дней, а запрос предложений можно провести за 7 рабочих дней. Часто, устанавливая в Положении порядок проведения запроса предложений, заказчики включают пункт о том, что проведение запроса предложений не обязывает заказчика заключить договор по результатам такой процедуры.

Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП).

Для таких закупок №223-ФЗ устанавливает более жёсткие правила проведения и оставляет меньше свободы для заказчика на изобретение собственных особенностей.

Закупки для СМСП проводятся только в электронной форме и только четырьмя основными способами (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений). Такие закупки можно проводить только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с требованиями, описанными в №44-ФЗ и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ.

Для конкурса только для СМСП Законом регламентируются конкретные этапы, которые может содержать такая процедура, и устанавливаются правила, которые должны выполняться при включении таких этапов.

Для аукциона и запроса предложений только для СМСП Законом регламентируются правила проведения квалификационного отбора участников. Для аукциона также установлены ограничения в отношении «шага аукциона».

Для запроса котировок только для СМСП Законом установлены конкретные требования к составу заявки на участие в такой процедуре.

Благодарим за внимание. В этом году планируется много нового интересного и полезного материала. Оставайтесь с нами!

Источник

Читайте также:  Способы ориентирования по природным признакам с кратким описанием
Оцените статью
Разные способы
Что изменилось Суть изменений
Порядок проведения электронного конкурса Среди этапов электронного конкурса нельзя предусмотреть квалификационный отбор участников. Еще поправили порядок проведения этапов этой процедуры. Пример: сроки проведения каждого из них придется указывать не в извещении, а в документации.
Порядок проведения электронного запроса предложения Придется проводить по правилам, которые аналогичны электронному конкурсу. А возможность подачи окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) убрали.
Состав заявки