Конкурсные программы как средство развития досуговых интересов школьников
Код
386483
Дата создания
2017
Страниц
31
Описание
Конкурсные программы — это специально организованные соревнования в каком-либо виде деятельности. Конкурсные программы являются одной из популярных форм организации детского досуга, они могут быть как самостоятельным мероприятием, так и частью большого мероприятия, например, праздника. Проанализировав понятие «досуг» в научной литературе можно прийти к выводу, что российские и западные ученые, приходя к единому мнению, отмечают, что на современном этапе понятие досуга неразрывно связано со свободным временем. При этом, если предложенная западными учеными модель досуга предполагает активную, а не пассивную досуговую деятельность, которая заключается в лишении человека лишней энергии средствами досуга, эмоциональной разгрузки, удовлетворения импульсов и инстинктов человека, его п .
Содержание
Введение 3 1. Конкурсные программы 9 2. Досуг 15 3. Характеристика школьников разных возрастов 20 Заключение 29 Список использованной литературы 31
Введение
Актуальность темы В настоящее время организация досуговой деятельности школьников очень актуальна, так как досуг занимает одно из главных мест в их жизни в силу значимости его влияния на саморазвитие и самореализацию. Повышение значимости досуга связано с тем, чтобы ребёнок мог активно и с пользой проводить своё свободное время. И это, безусловно, вопрос не простой, а часто и проблемный. Досуг является важным фактором физического и нравственного развития школьника, а интересы, реализуемые в часы досуга, поддерживают эмоциональное состояние и способствуют развитию. Главная ценность правильно организованного досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать всё лучшее, что есть в нем, открыть в себе что-то новое. Увлечения, которыми школьник занимается во время сво его досуга, должны приносить ему удовольствие и вызывать интерес. Когда школьник с удовольствием посещает тот или иной кружок, секцию, только тогда ему это идёт на пользу. В реализации своих способностей, конечно, школьнику должны помочь родители, которые далеко не всегда имеют для этого возможности и должный уровень понимания вопросов, возникающих в этой связи. Актуальность темы предпринятого исследования заключается в том, что в городе Лахденпохья наблюдается снижение посещаемости школьниками таких мероприятий, как кружки и развлекательные программы, которые играют большую роль в формировании личности. Это происходит потому что современный ребенок находит замену, которая отражается в просмотре телевизора и играх в компьютер и времяпрепровождения в социальных сетях. Зачастую ребенок просто не информирован о досуговых возможностях разнообразных институций, или не уверен в своих силах и возможностях, или оказывается не готов к непосредственным коммуникациям с другими. Тем не менее, сегодня много специально разработанных программ, чтобы как можно больше учащихся принимали участие в различных мероприятиях, проводили с пользой своё свободное время и добивались хороших результатов в выбранной ими деятельности. Однако, как правило, в организуемых творческих проектах и конкурсных мероприятиях участвует лишь очень малая часть школьников, тогда как остальные оказываются за пределами влияния развивающего потенциала социокультурных досуговых программ. Проблема, рассматриваемая в данной работе, выражена в противоречиях между предоставляемыми возможностями и низким уровнем заинтересованности школьников в принятии участия в конкурсных творческих программах Цель: Раскрыть важность конкурсных программ в развитии досуговой деятельности школьников и обосновать возможные пути решения рассматриваемой проблемы Объект: Процесс организации досуговой деятельности школьников в рамках специальных региональных конкурсных программ Предмет: Влияние конкурсных программ на формирование и развитие досуговых интересов школьников Задачи: 1. Рассмотреть понятие досуговой деятельности; 2. Рассмотреть структуру конкурсных программ; 3. Рассмотреть психофизические особенности школьников; 4. Изучить различные аспекты «Церемонии награждения одаренные дети»; 5. Провести анкетирование родителей и школьников о том, в какой степени они ознакомлены с Церемонией; 6. Разработать свой проект по выявлению и поощрению лучших школьников;
Гипотеза: Состоит в предположении, что конкурсные программы могут быть эффективным инструментом для достижения высоких результатов в творческой деятельности школьников при условии, если: — содержание программ ориентировано на разнообразные виды активности, которые приносят удовольствие учащимся — осуществлять специальную работу по повышению интереса родителей и учащихся к конкурсным мероприятиям нацеленным на — применяется адекватная система поощрение лучших детей в их стремлении достигать призовых мест в выбранной им сфере досуга
Методологическая основа: Понятия «досуг», «досуговое время», как важные условия для развития и проявления творческих способностей личности раскрыты в работах по социально-культурной деятельности, в частности М. А. Ариарского, Т. Г. Киселевой, Ю. А. Стрельцова. С опорой на концептуальные положения этих авторов в данной работе предпринимается попытка раскрыть еще не вполне реализованный развивающий потенциал досуговой деятельности в отношении детско-подростковой аудитории Степень изученности проблемы: Исследованиями особенностей развития и досуговой деятельности школьников занимались М.И. Долженкова, Ю.Д. Красильников, Е.И. Григорьева, В.С. Садовская, Н.Н. Ярошенко: «Организация досуговой и социально-культурной деятельности»; Б.А. Титова, В.Г. Байковой, Г.И. Фроловой: «Идеи социализации детей в сфере досуга»; О.Ю. Мацукевич, Ф.С. Махов, С.А. Шмаков, В.К. Крючек: «Научно-педагогические основы организации свободного времени подростков». Разумеется, специалистами уделяется много внимания рассмотрению специфики той или иной формы организации содержательного досуга, среди которых выделяется культурно — досуговая программа, которая отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением школьникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Одна из форм культурно – досуговых программ — конкурсно — развлекательные программы. Главным признаком конкурсно — развлекательных программ является конкурс. В словаре В.Новаторова конкурс трактуется как «познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области знаний или общественно полезной деятельности». Артёменко З.В. даёт следующее определение понятия: конкурс — это соревнование на лучшее выполнение определенного задания. В нем могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть самостоятельным мероприятием. При написании данной работы использовались также в качестве источниковедческой базы документы, монографическая литература, диссертационные исследования, а также материалы, полученные на основе информационного поиска в Internet. Что касается особенностей организации такой работы с родительской аудиторией при разработке, подготовке и проведении конкурсных программ, то эта проблема не являлась до сих пор ни предметом специального исследования, ни полем методической работы. База исследования: Центр Детского творчества, г. Лахденпохья Этапы исследования: 1. Теоретико-аналитический этап: На данном этапе происходило изучения научной литературы, раскрытие понятия досуговой деятельности, психофизических особенностей школьников, Изучение аспектов «Церемонии награждения одарённых детей». 2. Диагностический этап: Проводилось анкетирование родителей и учащихся по вопросам, раскрывающих интерес в досуговой деятельности и в какой степени они ознакомлены с ежегодным проведением Церемонии. 3. Проективный этап. С учетом выводов, сделанных в ходе исследования практического состояния проблемы, будет разработан проект .
Значимость результатов исследования: Теоретическая: В ходе исследования определена и обоснована наиболее оптимальная форма активизации досуговой деятельности школьников. Практическая: Разработанные проектные предложения по вовлечению школьников в принятии участия в конкурсном мероприятии могут послужить основой для развития региональных и муниципальных программ стимулирования творческой активности детей и подростков в сфере свободного времени
Положения на защиту: 1. Обоснование условий организации конкурсных программ как эффективного инструмента для достижения высоких результатов в творческой деятельности школьников 2. Проект проведения конкурсной программы, где — содержание ориентировано на разнообразные виды активности, которые приносят удовольствие учащимся — осуществляется специальная работа по повышению интереса родителей и учащихся к конкурсным мероприятиям нацеленным на — применяется адекватная система поощрение лучших детей в их стремлении достигать призовых мест в выбранной им сфере досуга
Источник
Конкурсно-игровая программа как форма досуга школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Описание
Цель – разработать сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании».
Объект исследования – ученики старшего школьного возраста.
Предмет исследования – методика подготовки и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».
Содержание
Глава I. Конкурсно-игровая программа как форма организации досуга молодежи. Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»……………….6 Игровая форма, игровой компонент в структуре досуга. Игровая программа, ее виды……………………………………………………..11 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………………………..17
Глава II. Особенности организации и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании»
2.1. Разработка идейно-тематического замысла сценария конкурсно-игро-
вой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании……………………………………………………………………21
2.2. Сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………………………………………………….24
2.3. Разработка режиссерско-постановочного плана конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………36
Список использованных источников………………………………………….41
Работа состоит из 1 файл
КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА (курсовая).docx
Глава I. Конкурсно-игровая программа как форма организации досуга молодежи.
Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»……………….6
Игровая форма, игровой компонент в структуре досуга. Игровая программа, ее виды……………………………………………………..11
Глава II. Особенности организации и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании»
2.1. Разработка идейно-тематического замысла сценария конкурсно-игро-
вой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании………………………………………………………… …………21
2.2. Сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………………………………………………… .24
2.3. Разработка режиссерско-постановочного плана конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………36
Список использованных источников………………………………………….41
Культурно-досуговая деятельность означает специфическую активность людей во время досуга. Формы активности выбирает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.
Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения. И. В. Бестужев-Лада отмечает: «Для молодежи «посидеть компанией» — жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» — туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [3, с. 15]. Досуг является не просто частью свободного времени, но и культурным пространством, предоставляющим огромные возможности для развития и формирования культуры личности старшеклассника. В этом случае важное значение приобретает педагогический потенциал сферы досуга с ее огромным багажом форм и методов воспитательного воздействия на личность учеников старших классов. [2, с. 8]
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазный характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых». [2, с. 9]. Представление об отдыхе приобретает широкий характер, как любое воспроизводство готовности человека к новым усилиям. Отсюда формируется представление об отдыхе как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением реакции (от лат. Rekreatio – возвращение к здоровью, восстановление) [2, с. 10]. Ныне реакция трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление. Виды культурно-рекреационной деятельности многообразны, также многообразны и формы, одной из которых является конкурсно-игровая программа.
Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть варианты.
Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально-ритмическими или пластическими играми. Например, в песне «В лесу родилась елочка» вместо буквы «р» играющие хлопают в ладоши.
Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. [3, с. 35]
Игра в значительной мере определяет сущность и природу праздника. Без нее праздник существовать не может. Игровая природа праздника нашла свое развернутое отражение в исследованиях М. М. Бахтина, Д. М. Генкина, К. Кереньи, А. А. Кановича. [1, c. 4]
Интерес к феномену игры проявил Платон, Ф. Шиллер, И. Кант, Й. Хейзинга, Э. Берн, К. С. Станиславский, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Г. П. Щедровицкий, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Т. А. Кривко-Апинян, Н. Т. Казакова, Л. Т. Ретюнских. Их взгляды на сущность и природу игры значительно обогатили философско-культурологическую мысль, а гипотеза о том, что логика истории – игрологическая (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман) стала иметь под собой гораздо больше объективных оснований [1, с. 8] Эта тема является действительно актуальной в наше время, так как для школьных и внешкольных педагогов-организаторов по-прежнему востребована такая форма общения старшеклассников, как игровая деятельность. Одной из важнейших разновидностей игровой деятельности является конкурсно-игровая программа.
Цель – разработать сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании».
Объект исследования – ученики старшего школьного возраста.
Предмет исследования – методика подготовки и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».
Проанализировать специальную литературу по теме исследования.
Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
Раскрыть особенности конкурсно-игровых программ.
Разработать сценарий конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».
Предложить рекомендации по улучшению методики подготовки и проведения конкурсно-игровой программы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, устный опрос, беседа.
База исследования: Горецкий районный центр культуры.
ГЛАВА I. КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
Истоки существования термина «игра» уходят в далекое прошлое. Упоминание об игре встречается в индийских Ведах, Библии, сочинениях древних философов. Величайшие мыслители Платон и Аристотель высоко оценивали педагогическое значение игры. [9, с.10]
Многие исследователи связывают игру с трудом, определяя ее место в филогенезе как порожденную им и вытекающую из него, а в онтогенезе, как деятельность, предшествующую труду. [9, с. 10]
С возникновением таких способов производства, которые недоступны детям и требуют подготовки к ним, появляются уменьшенные орудия труда, приспособления для детей. На этой ступени развития общества и возникает игра, в которой дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми, то есть удовлетворяют свою социальную потребность, которая не может быть удовлетворена при отсутствии участия в труде взрослых. [9, с. 10]
Уже на ранних этапах развития общества игра аккумулировала в себе рациональные способы труда. Ставя человека в игровой ситуации в активную позицию, она позволяет ему понять творческий аспект труда, создавать предпосылки творческого отношения к труду. [9, с. 11]
Советский психолог С. Л. Рубинштейн по этому поводу спрашивает: «Что же такое игра – доступная для ребенка и непостижимая для ученого?» [15, с. 48]
Педагогическая энциклопедия определяет игру как вид деятельности детей, заключающий в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. [10, c. 17]
С приходом ребенка в школу игровая деятельность у него не исчезает, а сохраняется на протяжении всего периода обучения. Несмотря на то, что игра не является ведущей, она проникает в другие виды деятельности, то есть учебную, познавательную, спортивную.
Философско- энциклопедический словарь определяет игру как широкий круг деятельности животных и человека, противопоставленный обычно утилитарно-практической деятельности. Это определение важно тем, что раскрывает суть игры как явления. Наиболее полное определение игры, на наш взгляд, дал С. Л. Рубинштейн. «Игра человека — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность» [15, с. 49]. Это высказывание достаточно четко раскрывает игру как человеческую деятельность, которая отражает стремление и формирует потребность личности вступать во взаимодействие с окружающим миром. Стремления личности носят серьезный, естественный характер, полны реальных переживаний, чувств, мыслей, наполнены подлинными действиями, направленными на действительность и ее изменения. Тем самым человек изменяет свою собственную природу, одновременно развивая все присущие ему способности. Играть для человека – значит действовать, возбуждать в себе чувства, желания, стремиться к их осуществлению, ощущать воспринимать и творчески отображать мир в своем воображении, вступать в общение с другими людьми и таким путем развивать в себе навыки общественного поведения. [18, с. 84]
Второе фундаментальное положение С. Л. Рубинштейна состоит в том, что в игре совершаются лишь действия, значимые для индивида по их собственному внутреннему содержанию. Здесь определяется важнейший методологический подход к изучению игровой деятельности человека. Эта деятельность всегда порождается мотивами внутреннего порядка: впечатлениями, интересами, личностными потребностями. Здесь подчеркивается специфическая особенность игры ценности как деятельности: для человека важен не её результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровым действием. Хотя ситуации, проигрываемые человеком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. Отсюда следует, что в содержании игры заложен огромный воспитательный потенциал. [15, с. 50]
Управляя содержанием игры, включая в содержание определённые ценности, мы тем самым можем воздействовать на чувства человека.
Предмет игровой деятельности, как указывает А. Н. Леонтьев, лежит в её содержании. Там, где предмет деятельности вне её содержания, там уже нет игры – там рождается иная деятельность. И, наоборот, если мотив деятельности определяется её содержанием, то эта деятельность есть игра, независимо от того, каково это содержание. [7, с. 8]
Словарь русского языка определяет игру как тот или иной способ, каким развлекаются, как комплекс предметов для игры. Конечно игра – это развлечение. Однако, сведение игры к развлечению в самом прямом понимании этого слова приводит к тому, что содержание её недооценивается. Особенно это характерно в практике игр со взрослыми людьми. Ограниченность содержания игр, однообразие игровых действий привело к тому, что игровая культура молодежи, взрослых совершенно не развита. [11, с. 23]
Нам кажется совершенно справедливой позиция Д. Н. Узнадзе, который утверждает, что не одна лишь игра доставляет нам развлечение. Развлечение больше, чем игра, однако и игра не является только развлечением, и она больше, чем развлечение.
Сегодня многие исследователи культурно-досуговой деятельности уделяют внимание игре. Игра рассматривается ими как часть досуга, идеальной формой развлечения. Однако исследователи указывают, что во время развлекательно-игровой деятельности человек в первую очередь стремиться рассеять скуку и монотонность, снять стрессовые состояние, эмоциональную нагрузку, получить познавательную информацию, поданную в развлекательной форме. [14, с. 106]