Способы создания конкурентной среды
Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и за лучшие результаты деятельности, то есть борьба за достижение более высокой прибыли.
Основными способами создания конкурентной среды являются следующие:
1. Увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих однородную продукцию или оказывающие услуги. Чем больше предприятий предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь клиентов и для этого улучшают качество, снижают издержки и взимаемые тарифы. Это достигается за счет технического совершенствования производства, сокращения излишних затрат.
2. Поддержка малого и среднего предпринимательства (высокая степень гибкости, оперативность реагирования, на изменение спроса, давление на крупные фирмы – это характерно для них) благодаря малому и среднему предпринимательству крупные фирмы вынуждены постоянно ориентироваться на запросы населения.
3. Общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями (смотры, конкурсы, выставки, объективное сопоставление характеристик, публикация сравнительной информации способствуют этому) большую работу по сравнению товаров должны проводить при поддержке государственных органов союзы защиты интересов потребителей, торговые палаты и другие организации.
4. Система пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Основным критерием оценки в этой системе должна стать степень удовлетворения производителем запросов потребителей.
Наряду с перечисленными основными способами создания конкурентной среды, каждое предприятие или организация должны строить свою работу таким образом, чтобы в их деятельность был создан дух соперничества, конкуренции между своими контрагентами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.94 г. № 191 (в редакции от 04.09.95 г. № 880) утверждена государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Однако в нем основной упор сделан на демонополизацию, а вопросы развития конкуренции изложены декларативно.
Для развития конкуренции в программе предусмотрено: устранение различных препятствий; снижение финансовых и организационных барьеров; разукрупнение предприятий; увеличение количества и объемов поставок из различных регионов; широкое информирование покупателей о ценах; предоставление льгот на период становления предприятия.
К сожалению, данная программа не содержит конкретных действий по ее выполнению, финансово не обеспечена, поэтому и реализация ее идет медленно.
Правовая защита конкуренции
На защиту конкуренции направлено антимонопольное законодательство, которое в нашей стране представлено как общими и специальными законами, так и множеством подзаконных актов.
Прежде всего, обращает на себя внимание ст. 8 Конституции РФ, из которой следует, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Государство, его органы и их должностные лица обязаны создать и поддерживать такое единство экономического пространства, создавать и поддерживать конкуренцию.
Несколько важных антимонопольных норм содержится в ГК РФ (п.1 ст. 10). Так, в соответствии с ГК законодатель, с одной стороны, определяет что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, а, с другой, — устанавливает необходимые ограничения этой свободы, в частности, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление на рынке.
В развитии норм приняты несколько специальных законов Российской Федерации:
· 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
· 18 июня 1995 года «О рекламе»;
· 19 июля 1995 года «О естественных монополиях»;
· 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей».
Первые три закона направлены на создание условий для реализации Закона «О защите прав потребителей», так как обеспечение прав потребителей возможно только в условиях конкурентной рыночной среды.
Таким образом, разумное ограничение свободы предпринимательства необходимо не только в целях обеспечения конкуренции, но и в целях обеспечения прав потребителей.
Основополагающим антимонопольным законом является Закон о конкуренции, который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарного рынка.
Можно выделить основные группы мер по защите конкуренции:
1 группа – Объявление запрещенными или недействительными достигнутых соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Законом о конкуренции запрещается и признается недопустимым достижение соглашения потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 %, направленных на установление цен, наценок; раздел рынка по территориальному принципу по объему продаж, ассортименту или по кругу продавцов и покупателей ограничение доступа на рынок либо отказ от заключения договоров с определенным продавцом или покупателем.
2 группа — Запрет принятия актов к совершению органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Требуются сейчас меры по защите конкуренции на самом низовом уровне производства и торговли.
Уголовным кодексом Российской Федерации введена уголовная ответственность за незаконное повышение или поддержание цен (ст.178 УК РФ ). Однако по этой статье пока еще не был привлечен к ответственности ни один человек (а это с 1993 года)
3 группа – Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Они названы в Законе «О конкуренции…». Это такие меры, как:
· введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств;
· некорректное сравнение товара в рекламе;
· копирование из них товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара
· распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.
4 группа – Демонополизация экономики. В соответствии с Законом о конкуренции создан федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы на местах, которые могут давать предприятиям предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. При неисполнении их, на виновных могут налагаться административные меры в виде штрафов:
· на юридических лиц – от 1000 до 2500 МРОТ;
· на руководителей и должностных лиц – от 80 до 200 МРОТ
4.6. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией
По Закону «О конкуренции…» ст.4, недобросовестная конкуренция – это любые действия предпринимателей, направленные на приобретение преимуществ, и противоречащие положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и могущие причинить или причиняющие убытки другим предпринимателям, либо наносящие ущерб их деловой репутации.
Наряду с защитой конкуренции от ограничений ее различными органами и соглашениями необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Основными способами недобросовестного ведения конкуренции являются следующие (по ст.10 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»):
· введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, изготовителя;
· некорректное сравнение товаров в рекламе;
· копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара;
· использование коммерческой информации без согласия ее владельца;
· распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.
Важной мерой по развитию конкуренции является демонополизация экономики. Закон «О конкуренции…» во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не формированию конкурентной среды. Между тем в России первоочередной задачей было и остается именно создание и задействование конкурентных механизмов. В результате этого закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.
В соответствии с законом о конкуренции был образован федеративный антимонопольный орган. Федеративный антимонопольный орган вправе прекращать нарушения антимонопольного законодательства.
Этот орган состоит из Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике, поддержке предпринимательства и его территориальных органов. Задачи этих органов:
· первентивная, состоящая в предварительном и текущем контроле деятельности предприятий и организаций
· репрессивная, состоящая в привлечении к ответственности, применения санкций к виновным в нарушении антимонопольного законодательства
· созидательная, состоящая в содействии малого бизнеса.
Также в ведение антимонопольных органов переданы вопросы контроля за добросовестностью рекламы и защиты прав потребителей. На антимонопольные органы возложены следующие полномочия:
· выдача предписаний предприятиям и предпринимателям, органам власти и управления о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
· наложение административных взысканий в виде штрафа;
· обращение в суд или в арбитражный суд с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
Но деятельность федеративного антимонопольного органа и его территориальных звеньев пока не оказывает заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции.
Источник
Конкурентная среда предприятия: понятие, сущность, факторы её формирующие
Теоретические аспекты формирования конкурентной стратегии предприятия
Конкурентная среда предприятия: понятие, сущность, факторы её формирующие
Одним из основных регулирующих механизмов в рыночной экономике является конкуренция, которая подчиняет производителей и поставщиков диктату потребителя. Конкуренция достигается при равенстве субъектов рыночных отношений, причём не только среди товаропроизводителей, но и во взаимодействии товаропроизводителей и потребителей, производственной структуры и инфраструктуры рынка, государственных органов и рыночных субъектов. Современный бизнес зачастую требует принятия быстрых и грамотных решений, от этого напрямую зависит возможность получения прибыли либо убытков. При этом скорость принятия решений очень важный фактор, особенно учитывая высокую динамику изменений рыночных условий, условий заключения и осуществления сделок и иных сопутствующих, в том числе финансовых факторов.
В классической модели конкурентной среды предприятия М. Портера на рисунке 1.1, значение и сила влияния каждого из факторов конкуренции меняется от рынка к рынку и определяет цены, издержки, размеры капиталовложений в производство и сбыт продукции и в конечном счёте прибыльности бизнеса. Поставщики и покупатели, стараясь извлечь собственную выгоду, снижают прибыль фирмы. Конкуренция внутри отрасли также снижает прибыль фирмы, так как для поддержания конкурентных преимуществ, приходится увеличивать издержки (расходы на рекламу, организацию сбыта, и др.) или терять прибыль за счёт снижения цен.
Рисунок 1.1 – Модель конкурентных сил Портера определяющих конкуренцию в отрасли
Наличие товаров – заменителей уменьшает спрос и ограничивает цену, которую фирма может запросить за свой товар. С точки зрения входных барьеров, действие факторов, представленных в модели, во многом определяется, с одной стороны, наличием реальных и потенциальных конкурентов, с другой – препятствиями для входа на рынок. Все перечисленные факторы создают условия для динамичного развития конкуренции и «устаревания» имеющихся конкурентных преимуществ [5, c. 12].
Влияние входных барьеров на конкурентные преимущества. Появление новых конкурентов обостряет конкурентную борьбу и заставляет обороняться, в том числе за счёт входных барьеров в отрасль. Уровень входного барьера определяется рядом факторов, среди которых наибольшее влияние на конкурентные преимущества оказывают:
1) сила потребителей.
— имеют ли потребители большой выбор?
— откажутся ли они от продукта, если цена слишком высока?
2) угроза аналогичной продукции:
— существуют ли другие продукты, которые будут покупать потребители, что ограничит потенциал нового продукта?
3) сила поставщиков:
— достаточно ли продукции на рынке?
— существует ли какой-нибудь компонент добавленной стоимости, позволяющий конкурировать с другими поставщиками.
4) противостояние существующих производителей:
— сколько компаний борются за рынок?
— какова в целом позиция конкурентов?
— какие методы конкуренции используются?
5) угроза новых участников рынка:
— с учетом всех факторов, какова вероятность того, что на рынок придут новые игроки?
— как они будут действовать?
6) сила других заинтересованных лиц:
— как правительство влияет на данную отрасль?
— важно ли это для страны?
— имеют ли влияние в отрасли заинтересованные группы?
— роль законодательных и регламентирующих органов?
Факторы, определяющие высокий уровень себестоимости у предприятий, входящих в отрасль, могут быть и несвязанны с крупным масштабом производства. К таким факторам относят:
— высокую защищённость современных технологий патентами, лицензиями и другими исключительными правами;
— затруднённый доступ к используемому / дешёвому сырью;
— занятость наиболее выгодных с точки зрения рыночной конъюнктуры географических рынков страны;
— высокие профессиональные навыки и квалификацию, требуемые для производства отраслевой продукции.
Степень дифференциации продукции. Наличие большого разнообразия моделей, модификаций, типоразмеров одной и той же продукции, т.е. высокая степень её дифференциации, означает глубокую сегментацию рынка и высокую степень его занятости. В такой ситуации различные группы потребителей продукции имеют устоявшиеся предпочтения, и задача вновь образующихся предприятий усложняется необходимостью поиска незанятого сегмента рынка (что весьма затруднительно при высокой степени дифференциации производимой продукции) или изменения сложившихся предпочтений потребителей [5, c. 33].
Доступность каналов распределения продукции. Освоенность рынка, как правило, означает, что сеть оптовой и розничной продажи, а так же другие формы каналов распределения продукции заняты конкурентами. На практике это заставляет кооперироваться с существующими предприятиями по сбыту продукции или создавать новые, собственные каналы распределения. И то и другое уменьшает рентабельность продаж в период становления бизнеса, облегчая задачу отраслевых конкурентов по выживанию новичков.
Потребность в дополнительных капиталовложениях. Необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов для создания нового производства часто является критическим фактором, ограничивающим доступ новых предприятий в отрасль. Финансовое истощение вновь образованной фирмы на начальных этапах её деятельности, с одной стороны, и необходимость наращивания оборотных средств; осуществление расчётов с банками по кредитам, погашения возможных убытков от создания нового бизнеса и тому подобные обстоятельства, с другой, существенно ограничивают возможности вхождения в отрасль [5, c. 37].
Криминогенное влияние на рынок, в том числе раздел сфер влияния между криминальными структурами, контрабандный ввоз и вывоз товаров в условиях российской действительности также являются реальным барьером для организации легального бизнеса [5, c. 38].
Влияние потребителей продукции на конкурентные преимущества обусловлено тем, что потребители сталкивают интересы конкурирующих предприятий с помощью специальных средств воздействия на рынок, что приводит к снижению цен, повышению качества продукции, увеличению количества и качества потребляемых услуг. Сила воздействия различных групп потребителей на процесс формирования конкурентных преимуществ значительна при наличии следующих условий:
Перечисленные условия, обостряющие конкуренцию на товарном рынке и инициирующие поиск новых конкурентных преимуществ, не являются абсолютными. Производители, стремятся изменить обстоятельства, порождающие эти условия, в частности, за счёт поиска таких потребителей, которые в меньшей степени отвечают перечисленным выше характеристикам [5, c. 40].
Влияние поставщиков продукции на конкурентные преимущества. Поставщики воздействуют на конкурентную борьбу главным образом с помощью двух средств – цены и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Условия, при которых влияние поставщиков на формирование конкурентных преимуществ существенно, порождены следующими обстоятельствами:
— небольшое количество поставщиков, которые могут определять политику поставок, выбирать наиболее выгодные предложения по поставкам, отказывать (в необходимых случаях) нежелательным клиентам [8];
— отрасль потребляет незначительную часть продукции, производимой поставщиками, поэтому изменение цен на данную продукцию несущественно сказывается на себестоимости и цене конечных изделий;
— поставляемая продукция играет важную роль в конечном изделии, выпускаемом потребителем. Это обстоятельство укрепляет зависимость потребителя от поставщика;
— отсутствие эффективных заменителей поставляемой продукции уменьшает возможности выбора и снижает уровень требований к характеристикам поставляемых изделий;
— высокая степень дифференциации поставляемой продукции является следствием высокого уровня специализации поставщиков на выпуске конкретных изделий, что осложняет для потребителя поиск других поставщиков аналогичной продукции;
— низкий уровень вертикальной интеграции производства у потребителя, при котором потребитель не в состоянии производить на своих мощностях закупаемую продукцию и, следовательно, полностью зависит от поставок извне.
Влияние товаров-заменителей на конкурентные преимущества. Изделия, способные в тои или иной степени заменить реализуемые товары, представляют собой важный фактор, влияющий на период действия конкурентных преимуществ. В отношении подобных товаров-заменителей на рынке действует правило ценовой привлекательности: если цена на один товар возрастает, увеличивается спрос на другой, являющийся его заменителем [8]. В результате происходит переориентация покупателей на производителей, предлагающих решение потребительских проблем более дешёвым способом. Необходимо подчеркнуть, что угроза товаров-заменителей тем реальнее, чем больше:
— количество эффективных заменителей производимого товара;
— объём производства товаров-заменителей;
— разница в ценах между изделием – оригиналом и товарами-заменителями в пользу последних.
Помимо легального производства товаров-заменителей практика бизнеса изобилует примерами противозаконной имитации и дублирования известных товаров, марок, марочных названий, товарных знаков. Подобные заменители также обостряют конкуренцию, так как отвлекают основного производителя на создание ненужных потребителю атрибутов товара, которые повышают цену изделия, но не дают возможность нелегальному производителю качественно копировать (имитировать) характеристики товара-оригинала [5, c. 121].
Кроме перечисленных факторов, представленных в модели М.Портера, существенное влияние на процесс формирования конкурентных преимуществ оказывает ряд важнейших элементов государственной политики. С одной стороны, любые методы государственного вмешательства искажают конкурентную ситуацию, искусственно ставя отдельны субъектов рынка в более выгодные условия. С другой – различные виды государственной помощи могут использоваться в целях проведения структурной перестройки, помощи нерентабельным отраслям.
Источник