Конкретный способ реального функционирования политической власти

Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим

Говоря о механизме проявления, функционирования политической власти, мы имеем в виду власть государственно-политическую, во-первых. А во-вторых, речь при этом идет о деятельности субъекта власти и о взаимодействии субъекта с объектом в процессе реализации властных отношений.

Действия, деятельность субъекта государственно-политической власти по реализации своих полномочий и возможностей осуществляется в виде специфических форм воздействия или влияния на объект. Это влияние реально и возможно только при соответственных качествах самой власти, ее субъекта. К таким качествам, составляющим принципиальные основания или принципы функционирования государственно – политической власти относятся:

· Суверенность, под которой понимается автономность субъекта власти, его самостоятельность, относительная независимость от прямого давления различных общественных групп и, в то же время, независимость от влияния внешнеполитических сил

· Легитимность, предполагающую наличие реального авторитета или поддержки со стороны общественного мнения, более-менее значительной части общества

· Единство, означающее как целостность субъекта власти, государственной и политической, так и единства носителя власти и общества

· Легальность, то есть, подконтрольность закону как с позиций процедуры формирования органов власти, так и с точки зрения ее действия в рамках конституционного правопорядка

· Разделение /институциональное/, предполагающее распределение властных полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями (парламентом, правительством и Судом) с целью ограничения властного произвола путем сосредоточения власти в одних руках, а также — специализации управленческой деятельности.

К существенным принципам функционирования власти в демократическом государстве также относится принципполитического плюрализма,который предполагает необходимость и возможность влияния на субъект государственной власти, на процесс принятия важнейших его решений многочисленных гражданских групп или деятельность групп давления, отражающих широкий спектр общественных интересов.

Основными функциональными направлениями действия государственно-политической власти или формами ее проявления являются: господство, управление, руководство, мобилизация, организация, координация и контроль. Их реализация опосредуется, как уже отмечалось ранее, наличием реального властного авторитета, который в современном государстве есть авторитет закона, правопорядка и одновременно, авторитет моральный, основанный на популярности правящей партии, ее программы и ее лидеров, на поддержке их общественным мнением.

Поэтому технология влияния власти основана на двойственности ее носителя, двойственности ее сущности, проистекающей из необходимости служить укреплению и сохранению доминирующего положения правящей политической группировки, партии, с одной стороны, и служить организационно-управленческим началом по удовлетворению социально-экономических и культурных потребностей и интересов основных групп и слоев гражданского общества, с другой. Двойственность государственно-политической власти и ее структурное разделение на три главных ветви (законодательную, исполнительную и судебную) являются объективным основанием и предпосылкой неэффективности государственно-политического управления, неспособности субъекта власти решать многие общественные проблемы.

Камнем преткновения в существовании государственно-политической власти является вопрос о создании оптимального режима ее функционирования, деятельности.Оптимальность режима власти предполагает органичное сочетание таких параметров как: наличие более-менее устойчивого компромисса, баланса сил между политической и государственно-административной составляющими, наличие согласованности между тремя ветвями, органами государства; наличие равновесия между центральной и местными властями, а также – между государственно-политической элитой и гражданским обществом.

Читайте также:  Собачья чумка способы заражения

Однако, политический опыт и практика современных развитых, демократических государств показывают, что существование устойчивого сбалансированного режима функционирования власти, отсутствие внутриполитических и внутривластных конфликтов – явления исключительные и очевидно кратковременные. И наоборот, конфликты между группами внутри правящей элиты, трения между органами государственной власти, а также – столкновение гражданских групп и правящих группировок – обычная повседневность в политическом процессе самых развитых стран мира.

При нарушении равновесия между политическими группами, представляющими государственные и гражданские интересы, осуществляется естественный выход за пределы конституционно установленных рамок полномочий и прав субъектов политики и власти, общественно-политических формирований. Такой выход имеет двоякие последствия: с одной стороны, усиливается возможность незаконных действий агентов политики или проявления анархии; с другой, политические группы проявляют склонность к узурпации власти, превышению своих полномочий с целью подавления и ослабления своих политических конкурентов. При этом неизбежность проявлений политического авторитаризма также становится очевидной. Все это – явления практически естественные и характерные для политики и власти всех стран-демократий.

Поэтому политический режим в стране, как способ функционирования государственно-политической власти, развивается в условиях двух противоположностей: анархии или охлократии (власти толпы) и авторитаризма или узурпации власти с соответственным ослаблением политического и гражданского контроля над деятельностью господствующей политической группы.

Склонность к двум политическим крайностям особенно отчетливо проявляется в условиях трансформации политических систем, их реформирования либо на стадии утверждения демократии, которая может занимать достаточно большой исторический отрезок времени. Иллюстрацией такой политической нестабильности политического процесса и режима власти являет собой развитие Украины, после провозглашения независимости в 1991 году.

Демократический режим как динамичный, постоянно возобновляемый политико-правовой компромисс влиятельных политических сил, включающих и структуры государственной власти, складывается только на заключительном этапе социальной и политической эволюции общества и государства. Он выступает итогом их системной зрелости, предполагающей наличие экономической и социальной стабильности в стране, определенную степень единства власти и граждан, в рамках сложившихся правовых норм, как комплекса универсальных правил, в соблюдении которых заинтересована подавляющая часть населения.

Итак, политический режим есть результирующая взаимодействия субъекта и объекта государственно-политической власти. При этом, становление политического режима – длительный исторический процесс, в ходе которого изменяется, развивается само общество как естественное основание режима. Режим демократии соответствует высокой степени организованности гражданского общества, способного не только выступать предметом манипулирования со стороны влиятельных группировок, но и активно противодействовать корпоративному и индивидуальному произволу.

Источник

7. Механизмы функционирования и реализации политической власти.

Процесс властвования регулируется с помощью механизма власти – системы организаций, норм их устройства и деятельности.

Читайте также:  Списание амортизации при линейном способе

Применительно к такому сложному социальному объекту как общество, механизмом власти выступают государственные органы, политические институты и право.

Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально дееспособной, ее необходимо институализировать, закрепить в форме политического господства. Господство, как власть, может по-разному восприниматься гражданами. Положительная оценка, принятие власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть выступает обычно как правомерная и справедливая.

Сам термин “легитимность” иногда переводят с французского как “законность” или “узаконенность”. Такой перевод не совсем точен. Законность, как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти. Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер, он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционная легитимность отличается прочностью.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.

З. Рационально-правовая, демократическая легитимность. Ее источником выступает интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур.

Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ценности ее устройства представлениям граждан. Такое инструментальное соотношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти — это ее результативность, степень выполнения властью своих функций в политической системе и обществе.

В современных условиях легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

2.Структура, функции и уровни политики.

Политика существует в различных формах — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики — разграничение в ней формы, содержания и процесса.

Форма политики— это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

В английском языке для обозначения различны сторон политики используются три самостоятельных термина:полити(роlitу) или “полития”, полиси (роIiсу) и политикс (роlitiiсs) Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу.

Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле этого слова, иными словами, это политический строй, политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.

Читайте также:  Вычислить произведения разными способами

Полиси в узком значении этого слова характеризует содержание, образ действий власти, правительства, технологию принятия политических решений. В широком значении понятие “полиси” относится не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений других политических акторов: партий, профсоюзов и т.д.

Политикс — это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее самостоятельных элементов можно выделить:

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

З) институты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

В качестве конкретных составных частей политики можно назвать: политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т.п., обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти по поводу власти, политических лидеров, элиты, группировки и т.д.

Помимо составных частей и элементов в политике выделяют три уровня ее существования.

Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровенъ, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выделение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество за власть, конфликты интересов и т.д.

Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество.

К ним относятся:

— поддержание и укрепление целостности общества как сложной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на ихосуществление;

— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

— предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

— конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции — выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности,эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества.

Кроме этих задач, политика выполняет и ряд специфическихфункций. Это — поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Источник

Оцените статью
Разные способы