- Конфликты в педагогическом общении
- Конфликтогенные педагогические ситуации
- Готовые работы на аналогичную тему
- Стили поведения в конфликте
- Пути решения конфликтов в педагогическом общении
- Педагогические конфликты: причины, проблемы, источники и виды
- Основные причины педагогических конфликтов
- Влияние эго-состояния педагога на ход конфликта и стратегии его разрешения
- Классификация школьных конфликтов и их причины
- IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Конфликты в педагогическом общении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Конфликтогенные педагогические ситуации
Особенностью педагогического общения является его противоречивость, возможность конфликтных ситуаций и высокая конфликтность.
Конфликтность – это ситуация, при которой между людьми в процессе взаимодействия обостряются различные противоречия (межгрупповой и межличностный конфликт), противоречия между убеждениями, желаниями и действиями человека (внутри личностный конфликт).
Конфликт возникает, когда люди преследуют недостижимые или взаимоисключающие обеими сторонами цели, или, когда есть стремление реализовать в процессе взаимоотношений несовместимые нормы и ценности.
Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации (М.М. Рыбаков):
- Ситуации деятельности. Возникают в процессе выполнения учащимися успеваемости, заданий, учебной и внеурочной деятельности. Например, учащийся отказывается выполнять то или иное задание по различным причинам: трудности в усвоении учебного материала, утомление, некорректное замечание педагога, невыполнение домашнего задания.
- Ситуации поведения. Возникают вследствие нарушения учащимися правил поведения. Данные ситуации становятся конфликтными, если педагог делает неверные выводы о поступке ученика или предъявляет завышенные требования к его поведению.
- Ситуации отношений. Возникают, если затрагивают интересы и эмоции учащихся и педагогов в процессе педагогической деятельности. Ситуация становится конфликтно, если вызывает негативные эмоции у ее участников, если межличностные отношения подменяют деловые, если даются неоправданно негативные оценки личностным качествам учащегося.
Педагогический конфликт представляет собой взаимодействие между педагогом и учащимся/ группой учащихся, возникающее вследствие наличия противоположных ценностей, норм, интересов. Любая конфликтная ситуация обязательно включает оппонентов, объект (право на контроль, денежная премия, призовое место, право на достоинство и т.д.), обостренные отношения между целями.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт, если возникает инцидент (происшествие, неприятный случай, внешний повод). Конфликт сопровождается сильными эмоциональными проявлениями и направлен на перестройку взаимоотношений.
Выделяют несколько этапов развития конфликта:
- возникновение объективных противоречий;
- осознание конфликтной ситуации;
- переход к конфликтным действиям;
- разрешение конфликта.
Педагогическая мудрость проявляется на этапе осознания ситуации. При эмоциональном конфликте важно, чтобы сработали механизмы психической защиты: понимание собеседника, мудрость, свобода выбора переживаний. Если присутствует объективное противоречие с наличием объекта конфликта, в котором присутствует воспитательный потенциал, важно оценивать ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к определенному конфликтному поведению.
Готовые работы на аналогичную тему
Стили поведения в конфликте
В педагогическом общении присутствуют разные стили поведения в конфликте.
Конкуренция, или соперничество. Характерные проявления: отсутствует заинтересованность в сотрудничестве, человек пытается разрешить конфликт, опираясь на волевые решения, удовлетворяя собственные интересы в ущерб участникам конфликта. Способы реализации: демонстрация обиды; стремление доказать, что другой неправ; стремление перекричать; применение физической силы; требование подчинения; неприятие явного отказа; обращение за помощью к союзникам; стремление другого перехитрить.
Стиль соперничества эффективен, если человек:
- обладает достаточным авторитетом в вопросах принятия решения или наделен реальной властью;
- уверен, что в данной ситуации это является наиболее верным и правильным решением;
- делает большую ставку на решение проблемы;
- знает, что иного выхода нет;
- находится в критической ситуации, требующей очень быстрого реагирования;
- должен принять непопулярное решение.
Стиль уклонение. Характеризуется уходом от конфликта без попытки его решения, отсутствием сотрудничества для разрешения конфликта. Способы реализации: переключение внимания, смена темы, молчание, обиженный уход или демонстративное удаление, игнорирование, индифферентное отношение, переход на деловые отношения, полный отказ от деловых или дружественных отношений с провинившейся стороной.
Стиль уклонения приемлем, если человек: не хочет тратить силы на разрешение конфликта, находится в безвыходной ситуации, чувствует себя неправым, для решения проблемы нет необходимой информации.
Стиль приспособления. Характеризуется совместными действиями, без отстаивания своих интересов. Такой стиль приемлем, если: есть понимание, что нельзя выиграть ситуацию из-за проявлений малой власти, есть желание сохранить добрые отношения с соперником; один из участников конфликта понимает, что не прав.
Стиль компромисс. Характеризует частичное удовлетворение всех сторон путем взаимных уступок. Способы реализации: выяснение точек совпадения интересов, прояснение желаний и интересов обеих сторон, выслушивание предложений противоположной стороны, выработка способов взаимных уступок. Такой стиль наиболее эффективен, если: стороны конфликта имеют взаимоисключающие интересы, обладают одинаковой властью, необходимо быстро получить решение, может устроить кратковременное решение, иные подходы в решении проблемы оказались неэффективными.
Сотрудничество. Характеризуется активным участием всех сторон в разрешении конфликта, поиск общих интересов. Способы реализации: поиск нужд и скрытых интересов для удовлетворения желаний всех сторон, поиск обоюдовыгодного результата, совместный поиск альтернативных решений, выработка компромиссов. Стиль наиболее эффективен, если: решение проблемы важно для всех сторон, стороны имеют противоположные цели и скрытые нужды и сложно определить источник конфликта, длительные и тесные взаимоотношения и др.
Пути решения конфликтов в педагогическом общении
Для успешного разрешения конфликтов в педагогическом коллективе необходимо учитывать некоторые положения:
- принять и понять неизбежность конфликтных ситуаций в педагогической деятельности;
- важно определять наиболее вероятные конфликтные ситуации и вовремя прорабатывать пути их решения;
- осознать причины конфликтных ситуаций, необходимость овладения способами их разрешения;
- профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение конфликтов лежит на педагоге;
- различия в жизненном опыте и возрасте участников конфликта определяет их разное поведение;
- профессиональная позиция педагога в конфликте ставит его на приоритетные позиции в разрешении конфликта;
- всякая ошибка педагога ведет к порождению новых конфликтных ситуаций.
Источник
Педагогические конфликты: причины, проблемы, источники и виды
Педагогические конфликты — все противоречия, которые так или иначе связаны с процессом обучения/воспитания.
Основные причины педагогических конфликтов
К объективным причинам, которые приводят к этим конфликтам относят такие противоречия, как:
- между системой воспитания и образования в обществе;
- ценностями, которые культивирует школа/семья и ценностями, которые складываются в окружающей среде;
- между педагогическим коллективом и семьей;
- между традициями и новациями в системе обучения и воспитания.
К субъективным причинам конфликтов относят следующие:
- индивидуальные личностные особенности учителя, например, бескомпромиссность, директивность и тому подобное;
- контрольно-оценочная деятельность, которая переносится на межличностные отношения;
- неумение учитывать индивидуальные особенности личностей в процессе работы с ними.
Педагогические конфликты могут быть открытыми и скрытыми. Например, в начальной школе большинство конфликтов, которые развиваются между ребенком и взрослым протекают от лица ребенка и имеют скрытый характер, потому что к открытому противостоянию он попросту не готов. Это может вылиться в переживания по поводу нарушений отношений с родителями или учителем, из-за невозможности предпринять какие-либо действия (что может привести к нарушению его здоровья или успешности деятельности), но при этом никаких конфликтных действий относительно значимых для него людей он не предпринимает. А вот подростки уже более склонны к социальным конфликтам и быстрому переносу возникших противоречий в область активных конфликтов.
Влияние эго-состояния педагога на ход конфликта и стратегии его разрешения
Педагогических конфликтов множество, но наиболее значимые из них следующие:
- связь между позицией педагога и управленческим стилем (организаторской деятельностью);
- стратегии взаимодействия педагогов в ходе развития педагогического конфликта;
- социальная роль учителя в коллективе, которая влияет на обострение межличностных отношений.
Учительская позиция в текущей конфликтной ситуации определяется ведущим эго-состоянием. Каждый участник занимает одну из трех позиций — Родитель, Взрослый и Ребенок.
Допустим, педагог занимает позицию Ребенка (определяется благодушным состоянием), однако намеревается сделать ученику строгий выговор. Ученик будет реагировать не на слова, сказанные учителем, а на его эго-состояние.
Стиль организаторской деятельности учителя определяется позицией. Стиль непременно коррелирует с эго-состоянием:
- Родитель придерживается авторитарного стиля;
- Взрослый — демократического;
- Ребенок — предпочитает попустительский стиль.
Конфликт может возникнуть при любой позиции, занимаемой учителем, пытающимся разрешить противоречие за счет выбранной стратегии взаимодействия. Опытные состоявшиеся учителя при взаимодействии с учеником пользуются стратегией компромисса/сотрудничества. Но именно они являются наиболее трудными в воплощении на практике. Поэтому педагоги могут использовать для решения проблемы прямое психологическое подавление ученика, то есть стратегию соперничества. Она выражается в позиции утверждения неизменной правоты педагога и его уверенности в себе. Ученики при этом могут ощущать свою неполноценность. Изредка педагоги, в целях ухода от конфликта или в стремлении приспособиться к ученикам, придерживаются стратегии приспособления/избегания.
Избегание конфликтов чаще всего связано с неумением взрослых людей правильно формулировать и предъявлять свои требования к воспитуемым. Однако бывают такие ситуации, когда такая стратегия является наиболее целесообразной для разрешения проблемы.
Классификация школьных конфликтов и их причины
Школьный конфликты можно представить в виде основных источников, которых всего три:
- организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты);
- межличностные отношения в системе «учитель и ученик» (конфликты взаимоотношений);
- конфликтогенные личности (отдельные учителя или отдельные ученики).
Организационные причины подразделяются на следующие:
- нецелесообразное составление расписания (отвечающее удобству учителя, а не учеников);
- плохо подобранный состав учителей, работающих на одной параллели;
- плохо стыкующиеся программы и требования;
- учебная перегрузка учеников;
- плохой режим работы школы/плохая организация питания/уроков физкультуры и тому подобное.
Также стоит рассматривать возрастные школьные периоды, в которых наиболее часто возникают конфликты между учителями и учениками. Это может происходить из-за объективных особенностей детского развития или ввиду недостаточно продуманной организационно-педагогической школьной деятельности. К этому можно отнести переход из начальной в среднюю школу — в этот период часто обнаруживается несовпадение требований, методик и подходов, которые используются педагогами в этих сегментах. Также внутренние конфликты часто возникают в 1-м классе, когда ребенку сложно адаптироваться к школьным условиям, 9-м, когда возникает усиленная тревожность из-за дальнейших перспектив в обучении и 11-м классе — в нем остро ощущается неготовность подростка к взрослой жизни и самостоятельности.
Конфликт взаимоотношений подразумевает противоречия, которые возникают в ходе борьбы за лидерство между конкретным учеником и педагогом. Также к ним относят конфликты на этической почве (например, противоречивые требования учителей, авторитарные способы подчинения и многое другое).
Также стоит учитывать факт существования конфликтогенных личностей, которые способны генерировать вокруг себя повышенную конфликтность, внося в собственные социальные связи элемент своей внутренней противоречивости (неустроенности). При учете, что профессия педагога на сегодняшний день находится среди самых психологически неустойчивых — учителей можно отнести к группе людей, чувствительных к конфликту/конфликтным формам реагирования на разные ситуации. То же самое можно отнести и к детям. Они являются носителями социальных конфликтов ввиду критического возраста или высокой личной тревожности и склонности к агрессивному реагированию.
То есть, любой школьный конфликт между учителем и учеником необходимо анализировать на трех уровнях:
- с точки зрения объективных особенностей организации школьного учебно-воспитательного процесса;
- с точки зрения социально-психологических особенностей учительского коллектива, класса, а также конкретных межличностных отношений, развивающихся между педагогом и учеником;
- с точки зрения возрастных, половых, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.
Можно считать, что конфликт разрешен продуктивно, если имеются реальные объективные и субъективные изменения в условиях и в организации всего школьного процесса, системе коллективных норм/правил, а также в психологических установках лиц, участвующих в конфликте относительно друг друга и их готовности к конструктивному поведению в следующих конфликтах.
Педагогические конфликты могут рассматриваться в самых разных аспектах, однако не стоит забывать о позитивном значении нормативности этого явления. Ведь оно не только служит источником проблемы, но и источником развития учебно-воспитательного процесса. И даже больше — конструктивное решение конфликта помогает развитию личности его участников.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-администрация», «учитель-учитель».
Для того, чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику и все составляющие. Ведь без теоретических знаний, невозможно разобраться в самой сути конфликтной ситуации и найти верные пути её разрешения.
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия[1, с.3].Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других. Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.Конфликт несет разрушительную силу. Если он произошел между учителем и учеником, то приведет к снижению успеваемости и значительно ухудшит результаты воспитательного процесса. Противоречие «учитель-родитель» способно навредить третьему лицу – учащемуся. Острая ситуация в структуре «Учитель –учитель-администрация» не редко приводит к профессиональному выгоранию педагога [5, с.15].
По мнению Исаевой А. Г выделяются особенности педагогического конфликта:
Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.
Разный взгляд на ситуацию. Зачастую учителю не всегда удается понять оппонента, а тому, в свою очередь, не удается справиться с эмоциями.
Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.
Школа — это модель общества! Учитель в этой модели главный показатель норм поведения в обществе.
Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения[3, 35].
В работе «Педагогический конфликт» [3,с.36], раскрываются факторы конфликтной ситуации. Для возникновения любого конфликта необходимо наличие двух факторов: конфликтной ситуации и инцидента.
Конфликтная ситуация — это совокупность объективных и субъективных условий, при которых проявляется резкое противодействие двух и более сторон. Конфликтная ситуация характеризуется состоянием напряженности взаимодействия конкретных субъектов, причем степень напряженности определяет вероятность и остроту протекания конфликта. Переход конфликтной ситуации в явный конфликт происходит под воздействием определенного толчка — инцидента.
Инцидент — это действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны и тем самым провоцирующее конфликт.
Как отмечает Темина С.Ю., конфликт может, проявляться в различных действиях. 1. Конфликтогенные. Выражение гнева, возмущения, применение наказания, негативная оценка личности студента, его оскорбление, насмешка и т.п.2. Конфликтотерпимые. Уход и затягивание решения проблемы, компромиссные действия.3. Конструктивные. Действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации. Переключение внимания, легкая ирония, «шаг навстречу», неординарные действия и др. [4, с. 144] Действия первого рода способствуют нарастанию напряжения и обострению конфликта, не отвечают основной функции преподавателя — созданию наиболее благоприятных условий дляразвития личности студентов. Действия второго рода не решают педагогической проблемы, т.к. ведут к затягиванию конфликтной ситуации, усложняя с течением времени возможность ее эффективного разрешения. Действия третьего рода в случае адекватного и грамотного их использования позволяют преподавателю ослабить возникшее психосоциальное напряжение вучебной группе, осуществлять свои функции и в течение определенного времени разрешить существующий конфликт.
Рассмотрим некоторые виды конфликтных ситуаций, причины возникновения и способы их разрешения.
Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
борьба за авторитет
враждебность к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками.
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
разные представления сторон о средствах воспитания
недовольство родителя методами обучения педагога
мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример
Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы? Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.
Конфликт «Учитель — ученик»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.Причины конфликтов между учителем и учениками
отсутствие единства в требованиях учителей
чрезмерное количество требований к ученику
непостоянство требований учителя
невыполнение требований самим учителем
ученик считает себя недооцененным
учитель не может примириться с недостатками ученика
личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример: Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например, «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу[5, с 133].
Алгоритм разрешения педагогического конфликта
Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.
Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив. Главное, чтобы соотношение сил было равное.
Определить роль ведущего в разборе конфликта.
Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.
Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.
Выслушать позицию обеих сторон. В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение, удовлетворяющее обе стороны.
Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры, деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно, включить в методику сказкотерапии или драмотерапии. Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни. Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность.
Таким образом, Конфликты — это неотъемлемая часть современной жизни. Чаще всего конфликты ассоциируются с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. Поэтому, в теории конфликтологии учат, что в каждом конфликте есть как разрушительное начало, так и созидательное начало. Конфликты могут выполнять позитивную и негативную функцию. Они могут нести деструктивные разрушения, или привести к образованию новой системы, новых взаимоотношений, более близких, более рациональных. Конфликт — это прежде всего способ, путь преодоления возникших противоречий, способ взаимодействия сложных систем, в который входит и педагогический процесс. В конфликтологии утверждают, что конфликта не нужно бояться, а необходимо знать, как им управлять. Управление конфликтами означает их прогнозирование, предупреждение, направление в созидательное русло, их разрешение.Существует множество причин, как субъективных, так и объективных, которые провоцируют конфликты, часто они неизбежны. Но в случаях разрешении педагогических конфликтов, очень важно, осознавать долгосрочнуюперспективу применяемых стратегий поведения. Так как конфликт свидетельствует о каких-либо противоречиях, необходимо постараться осознать их, и лишь за тем снять эти противоречия, наиболее конструктивнымспособом. И тогда своевременно разрешенные конфликты не будут обостряться и накапливаться. А это в свою очередь, будет положительно отражаться, как на межличностных взаимоотношениях, так и на продуктивности педагогической деятельности.
Список использованной литературы:
1.Ерушова, Н.А.Педагогический конфликт. Технология разрешения конфликтов. [интернет ресурс]-Режим доступа: http://any-book.org2. Семенцова, Е. И,. Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры.01.12.2013. [интернет ресурс] -Режим доступа: http://pedsovet.su 3.Исаева, А.Г. Педагогический конфликт. Технология разрешения педагогического конфликта. [Интернет ресурс] Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru
4.Темина С.Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. -М.: МПСИ,-2002,-144с
5.Холмуминова Б. А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов // Молодой ученый. -2016. -№10.
Источник