Конфликты причины возникновения способы урегулирования проект

Творческие проекты и работы учащихся

В детском исследовательском проекте по психологии на тему «Конфликты и пути их решения» дается развернутое определение понятия «конфликт», проводится исследование причин возникновения конфликтов, и предлагаются способы их решения.

Подробнее о проекте:

В проекте об особенностях разрешения конфликта описываются пути выхода из спорной ситуации. Автор подробно анализирует разные способы решения конфликтов и предупреждает, чего нельзя делать во время конфликтов. В рамках практической части был проведен опрос, показывающий, насколько часто люди попадают в конфликтные ситуации и умеют ли из них выходить. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Оглавление

Введение
1. Изучение конфликтов.
1.1. Определение конфликтов.
1.2. Признаки конфликта.
2. Пути решения.
2.1. Способы решения конфликтов.
2.2. Чего нельзя делать во время конфликтов.
3. Социальный опрос.
3.1. Анкета.
3.2. Диаграмма.
Заключение
Список литературы

Введение

Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Цель: Исследовать причины возникновения конфликтов и способы их решения.

  1. Изучить конфликты.
  2. По каким признакам можно узнать конфликт.
  3. Как решать конфликтные ситуации правильно.
  4. Как надо действовать в конфликтах.
  5. Узнать статистику по опросам.

Методы:Поиск полезной информации в интернете, читать литературу.

Объект:понятие “конфликт” в общественном аспекте.

Предмет:методы изучения и оценки личности; методы диагностики и анализа конфликта.

Практическая значимость: результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов и как правильно решать конфликтные ситуации.

Изучение конфликтов

Конфликт — (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтолог – специалист, который помогает мирно разрешать конфликты, а также предупреждать их возникновение. Профессия требует высшего образования, из личных качеств — стрессоустойчивости и эмпатии.

Признаки конфликта

Представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

Второй признак конфликта — Активность

Другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

Третий признак конфликта — Субъекты конфликта

Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов.

Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением.

Виды конфликтов

По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта.

Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:

  1. Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта;
  2. Каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
  3. Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
  4. Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
  5. Взаимоотношения между людьми становятся лучше.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта.

  • Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
  • Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
  • Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
  • Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.

Признаки конфликтов

Характер конфликта зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Различают следующие виды конфликтов:

  1. По длительности: Долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.
  2. По объёму: Глобальные, локальные, региональные, групповые, личные.
  3. По источнику возникновения: Объективные, субъективные, ложные.
  4. По используемым средствам: Насильственный, ненасильственный.
  5. По форме: Внутренние, внешние, антагонистические.
  6. По характеру развития: Преднамеренные, спонтанные.
  7. По сферам общественной жизни: Экономические, политические, религиозные.
  8. Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния: Скрытый, открытый
  9. Виды конфликтов по направленности воздействия: Вертикальный, горизонтальный.
  10. Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей: Конфликты интересов, когнитивные конфликты.

Пути решения

  1. Попробуйте представить себя комментатором, наблюдающим за ссорой. Посмотрите на конфликт как бы со стороны, и прежде всего – на себя.
  2. Как разрешить конфликт между спорящими? Этот очень простой прием часто помогает не только снять напряжение, но и вовсе избежать противостояния. Нужно просто отойти или отодвинуться подальше от противника. Чем ближе конфликтующие стороны физически, тем накал страстей сильнее.
  3. Удивите оппонента в момент конфликта нестандартной фразой или шуткой. Это просто замечательный способ того, как разрешить конфликт. С человеком, настроенным шутить, ругаться сложно!
  4. Если абсолютно понятно, что собеседник сознательно провоцирует конфликт, оскорбляет и просто не дает шанса ответить, в такой ситуации лучше уйти, сказав, что не желаете продолжать разговор в таком тоне. Лучше перенести его «на завтра».

Способы решения конфликта

  1. При возникновении конфликта обязательно нужно дать партнеру выпустить пар: постараться выслушать все его претензии спокойно и терпеливо, не перебивая и не комментируя.
  2. После того как эмоции выплеснуты, можно предложить обосновать претензии. При этом надо следить за ситуацией, чтобы противоположная сторона конфликта снова не перешла с конструктивного обсуждения проблем на эмоциональное.
  3. Уважительное отношение к оппоненту – обязательное условие того, как разрешить конфликт правильно. Оно произведет впечатление даже на чрезвычайно разгневанного человека. Если же в такой ситуации партнера оскорбить, перейти на личности, разрешить конфликт точно не удастся.
  4. Четко и объективно выскажите свою позицию по отношению к ожиданиям партнера.
  5. Старайтесь держаться на равных.
  6. Если вы виноваты, извинитесь или признайте свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством.
  7. Оформите принятую договоренность и оговорите взаимоотношения на будущее. Четко определите границы: что конкретно не следует дальше делать, чтобы не вызывать повторение конфликта.
  8. Старайтесь поддерживать баланс отношений в тех границах, которые заданы вами партнером. Выходите за пределы этих границ только в тех случаях, в которых это сделал ваш партнер. Обсудите с ним его действия по нарушению ваших договоренностей

Чего не надо делать в конфликтной ситуации

  • Раздражительный тон и ругань.
  • Явная демонстрация собственного превосходства.
  • Критика оппонента.
  • Отыскивание в его действиях негативных намерений.
  • Снятие с себя ответственности, обвинение во всем партнера.
  • Игнорирование интересов оппонента.
  • Преувеличивание своей роли в общем деле.
  • Давление на «болевые места».
  • Не смотрите на вашего партнера излишне критично.
  • Не приписывайте ему отрицательные черты характера и низменные настроения.
  • Не демонстрируйте свое превосходство. Не обвиняйте. Не игнорируйте интересы вашего партнера.
  • Не позволяйте себе видеть ситуацию только со своей стороны.
  • Не уменьшайте заслуги партнера и не преувеличивайте свои собственные заслуги.
  • Не задевайте «болевые» точки партнера, его слабые и уязвимые места.
  • Не ставьте ультиматумы: «Если вы не сделаете это, отношения с вами у меня будут разорван.
Читайте также:  Назвать способы проведения аналитической реакции

Признав конфликт, необходимо договориться о переговорах. Они могут быть как с глазу на глаз, так и с участием посредника, который устраивает обе стороны.

Определить, что именно составляет предмет противостояния. Как показывает практика, стороны конфликта зачастую видят суть проблемы по-разному. Поэтому нужно найти точки соприкосновения в понимании спора. Уже на этом этапе важно определить, возможно ли сближение позиций.

Разработать несколько вариантов решений, учитывая все возможные последствия.

После рассмотрения всех вариантов, остановиться на том, который устроит обе стороны. Зафиксировать решение письменно.

Реализовать решение. Если этого не сделать сразу, конфликт только углубится, а вести повторные переговоры будет намного сложнее.

Социальный опрос

Я опросила 23 человека из своего класса, чтобы они мне помогли с моим проектом. Я их успешно опросила в середине первой четверти. Сделала для них анкеты, чтобы они ответили на мои пару вопросов, и я перевела их ответы в проценты. И вот что получилось:

1. 77% — не часто бывают конфликт.
23% — часто бывает конфликт.

2. 85% — чаще бывают личные конфликты.
15% — чаще бывают групповые.

3. 95% — чаще бывают ненасильственные.
5% — чаще бывают насильственные.

4. 60% — чаще бывают преднамеренные.
40% — чаще бывают спонтанные.

5. 50% — чаще всё решают спокойно.
35% — чаще всё решают на высоких тонах.
15% — чаще всё решают насильственно.

Анкета:

  1. Часто ли у вас бывает конфликт? Ответы: (да или нет)
  2. Какие конфликты вы часто встречаете? Ответы: (личные или групповые), (насильственные или ненасильственные), (преднамеренные или спонтанные).
  3. Как вы будете решать конфликт? Ответы: 1) обсудить все спокойно. 2)обсудить всё на высоких тонах. 3) обсудить все насильственно.

Диаграмма:

Заключение

Я узнала, что такое конфликт, поставила для себя задачи, цели, актуальность и методы. Из этого я получила для себя ответы на свои поставленные задачи.

Узнала, какие есть признаки конфликта, по которым я начала работать дальше. Узнала очень много конфликтов, а по ним узнала сколько подразделений входит в одно слово-конфликты. Изучила как правильно вести себя в конфликтной ситуации, чтобы быстрее решить конфликт. Изучила чего нельзя делать в конфликте. Исследовала своих одноклассников какие конфликты им чаще всего попадаются, и узнала, что они делают конфликте. Для этого я прочитала много литературы, посмотрела интернет статьи.

Чтобы у вас не было конфликтов, не надо попадать в плохую компанию. А если у вас уже случился конфликт, и вы хотите выйти из него, то не ругайтесь на соперника, выслушайте его и решите все проблемы, чтобы у всех не было проблем.

Источник

Проект на тему «Социальные конфликты в обществе и пути их решения»

Исследовательский проект. Данный материал может быть использован при проведении классных часов, применятся в повседневной жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Проект 133 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1 Теоретическая часть

1.Общие сведения о понятии «конфликт»………………………..……. 5

3. Основные этапы конфликтов……………………………………….…..8

4. Способы (стили) разрешения конфликта………………………………9

5. Как избежать конфликтных ситуаций …………………………………11

Глава 2 Практическая часть ……………………………………………12

Список использованной литературы…………………………………….16

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Конфликты неизбежны. И наш класс не исключение. Любой класс время от времени сталкивается с проблемами. Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он не был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей — столько и мнений и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.

Конфликт — это одна из вечных тем взаимоотношений между людьми. И она будет актуальна до тех пор, пока на Земле живет человек. В нашей жизни мы общаемся с разными людьми: большими и маленькими, разными своими индивидуальными особенностями, интересами, национальностями, характерами. Знание о конфликте: как он зарождается, протекает и, самое главное, как, с помощью, какой стратегии выходить из конфликта, не только не потеряв честь и достоинство, но и не унизив другого человека необходимы каждому человеку.

Цель моей работы: провести исследование конфликтных ситуаций в классе, выяснить причины их возникновения и способы разрешения, что бы в дальнейшем научиться достойно выходить из таких ситуаций.

  1. изучить литературу по теме конфликты;
  1. на основе анкетирования выявить причины, участников и пути выхода из конфликтной ситуации.
  1. дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе;

Объектом исследования являются конфликтные ситуации.

Предметом исследования являются конфликтные ситуации моих одноклассников.

  • предполагаю, что большинство конфликтов происходит из-за недопонимания, нежеланиями принять и понять друг друга.

социологический – в ходе исследования было проведено неоднократное анкетирование учащихся методы анализа и обобщения;

статистический – обработка результатов в таблице и диаграммах;

теоретический – изучение и анализ материалов средств массовой информации, научной и справочной литературы, интернет источников;

В качестве источников исследования взята следующая информация:

анкетирование, опрос, справочники.

Срок реализации проекта : краткосрочный

Прогнозируемые результат проекта: Повысить знания у учащихся о конфликте и способах его решения

Практическое применение: Данный проект и информация может быть использована на уроках обществознания, проведение классных часов.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационно – подготовительный.

— Анкетирование учащихся по теме

— Изучение учебного пособия по изучаемой проблеме.

2 этап. Основной

-Исследование результатов анкетирования учащихся

— Самостоятельный поиск информации в Интернете.

— Сохранение результатов в формате Word.

3 этап. Итоговый.

— Защита проекта, исследований, проведённых в рамках проекта.

— Применение полученных знаний на уроках обществознания

Глава I Теоретическая часть.

1Общие сведения о понятии «конфликт».

Понятие «конфликт» в научной литературе, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». В учебнике 6 класса обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова : конфликт – это столкновение противоположных интересов. Межличностный конфликт – столкновение интересов нескольких участников. (2)

Само слово «конфликт» — явление из области психологии. Все знают, что конфликт — это отсутствие общего мнения на тот или иной вопрос или ситуацию. На самом деле это слово можно определить и другими фразами, но суть — одна — отсутствие общего мнения, согласия, договоренности. В конфликте имеет место противоречие участвующих в нем сторон. (3)

  • книге «Психология конфликта» Гришиной Н. В. изложены психологические проблемы конфликтов. Также представлены их виды, описаны реакции людей на жизненные ситуации, которые затрудняют общение(5).

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

  • обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется
  • агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п.

Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей (8). В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины (9). Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому

  • работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
  • теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в

которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперникам (6). Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению. (7)

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления (7).

  • учебнике обществознание 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова выделяют следующие причины конфликтов:
  1. Противоположные желания и интересы;
  1. Смысловые барьеры в общении;
  1. Различия, связанные с положением в обществе;
  1. Различные представления о правилах или нормах поведения.
  • своей анкете я их и взяла за основные причины , хотя конфликтологи пишут, что невозможно выделить все причины и , предпочитают оперировать следующими группами причин возникновения конфликтов.

Объективные причины . К ним относят столкновение интересов разных людей, слабое использование процедур разрешения противоречий, недостаточная разработанность этих процедур.

Организационно-управленческие причины . Эта группа относится к рабочим конфликтам. Сюда входят неэффективная организация работы в компании

(отсутствие необходимых внешних и внутренних связей), несоответствие работника занимаемой должности, ошибки подчиненных и руководителей, допущенные в процессе работы.

Социально-психологические причины . Они порождают конфликты в ситуациях, когда нет сбалансированности в исполнении своих ролей, неправильная оценка результатов своей деятельности и т.д.

Личностные причины конфликтов . Это такие факторы, как особенности характера человека (холерики, конфликтные люди чаще являются инициаторами конфликтных ситуаций), неадекватная оценка своих возможностей, недостаточная социальная адаптированность и прочее. Эта группа чаще всего является причиной бытовых конфликтов.

3. Основные этапы конфликтов.

  1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
  1. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.

Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

  1. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша,

заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия

направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

  1. Развитие открытого конфликта . На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
  1. Разрешение конфликта . В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):

педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

4. Способы (стили) разрешения конфликта.

В нашем учебнике Л.Н. Боголюбова за курс 6 класса выделено 4 стиля (или пути) разрешения конфликта:

Кроме этого, проводя исследование других источников, мною были более подробно изучены способы (стили) разрешения конфликта

Стиль сотрудничества . Обозначает, что субъект старается разрешить конфликт в свою пользу, но при этом должен учитывать интересы оппонента. Поэтому разрешение конфликта предполагает поиск выгодного обеим сторонам исхода. Наиболее типичными обстоятельствами, когда используется этот стиль, можно считать следующие:

если обе стороны конфликта имеют одинаковые ресурсы и возможности;

если разрешение этого конфликта выгодно, и ни одна из сторон не устраняется от него;

если между оппонентами давние и взаимовыгодные отношения;

если у каждой из сторон вполне объяснимые цели, которые они могут объяснить; если у каждой из сторон есть иные пути выхода из кризиса.

  • стилю сотрудничества прибегают в тех случаях, когда у каждой из сторон есть время на поиск общих интересов. Но такая стратегия требует терпимости и эффективна в том случае, если в перспективе не предвидится каких-либо изменений в расстановке сил противоборствующих сторон.

Стиль компромисса . Компромисс означает, что противники стараются найти такое решение, при котором будут какие-то взаимные уступки. Использование этого стиля возможно, если стороны обладают одинаковыми ресурсами, но их интересы взаимоисключающие. Тогда стороны придут к какому-то временному решению, а выгода, которую они получат, будет кратковременной.

Самое интересное, что именно компромисс становится порой единственным возможным выходом из конфликта. Когда противники уверены, что стремятся к одинаковому результату, но понимают, что одновременно достичь этого невозможно.

Стиль избегания (уклонения) . Обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение. Например, руководящие работники очень часто уклоняются от принятия спорного решения, откладывая его на неопределённый срок.

Если говорить о других должностях, например, менеджере среднего звена, то он может якобы терять документы, озвучивать бесполезную информацию, ссылаться на то, что вышестоящий начальник в командировке. Но затягивание решения по данному вопросу может ещё сильнее усложнить проблему, поэтому стилем уклонения пользоваться лучше тогда, когда это не будет иметь серьёзных последствий.

Стиль приспособления . Проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии. Подобная модель поведения может быть оправдана лишь тогда, когда, уступая кому-то, вы слишком много теряете.

Подобный стиль для разрешения конфликта рекомендуется выбирать в следующих случаях:

когда необходимо сохранить мирные отношения с другим человеком или даже целой группой;

когда недостаточно власти, чтобы одержать победу; когда победа для оппонента важнее, чем для вас;

когда необходимо найти решение, устраивающее обе стороны;

когда невозможно избежать конфликта, а сопротивление может навредить. (3)

5 Как избежать конфликтных ситуаций .

После анализа литературы я постаралась, на мой взгляд, отобрать самые эффективные методы избегания конфликтной ситуации:

  1. Не провоцируйте. Если вы знаете, что человек хам и склочник, лучше держаться от него подальше, лишний раз не разговаривать с ним, общаться только по необходимости. Таким образом, вы снизите шансы на то, что конфликт прицепится именно к вам.
  1. Если неприятность все же случилась, и человек втянул вас в конфликтную ситуацию, ни в коем случае не опускайтесь до его уровня. На практике это бывает сделать совсем непросто, однако если в ответ на хамство или ругань в ваш адрес вы поступите подобным образом, вы потеряете лицо, чего и добивается ваш оппонент. Ведите себя сдержанно, не повышайте голос и не кричите.
  1. В том случае, если ваш недруг перешел всяческие границы, оскорбляя вас, ни в коем случае не молчите. Скажите, что разговор в таком тоне недопустим, и вы отказываетесь продолжать беседу до тех пор, пока он не извинится. Все дальнейшие его слова игнорируйте напрочь – до тех пор, пока не получите извинение.
  1. Подумайте над тем, какие цели преследует человек, с которым у вас часто возникают конфликтные ситуации. Если вы найдете, откуда растут ноги у конфликта, вы сможете его прекратить.
  2. После каждой конфликтной ситуации анализируйте свое поведение. Вполне возможно, что в чем-то вы послужили причиной конфликта, сами того не замечая. Делать это нужно после того, как вы перестали пылать праведным негодованием и можете посмотреть на ситуацию объективно. (4)

Глава 2. Практическая часть.

В конце третьей четверти 2019-2020 учебного года, мною было проведено в 8 в и 8 а классе анкетирование (Приложение 1) среди моих одноклассников и учащихся параллельного класса с целью выяснения участников, причин возникновения и путей выхода из конфликта.

  • первую очередь меня интересовал вопрос: как часто мои одноклассники вступают в конфликтную ситуацию. В 8 в классе всего лишь 1 человек ответил, что конфликты возникают ежедневно, а вот в 8а классе уже 5учащихся (24%) ответили утвердительно. В 8в классе раз в неделю возникали конфликты у 60 % , в 8а классе уже 36% (8 человек). Но раз в месяц конфликтные ситуации стали возникать чаще, было у 36% , стало 50%(Приложение 2).
  • целом обстановка в классах не конфликтная, хотя и не скажешь, что доброжелательная. Доказательством этого является анализ данных на второй вопрос: с кем чаще всего возникают разногласия? Чаще всего конфликты возникают с одноклассниками, на втором месте – родители, на третьем месте друзья. Фактически отсутствуют конфликты с учителями (Приложение 3). В 8

классе ситуация не меняется. Но процент конфликтов с родителями

увеличивается, а вот с одноклассниками уменьшается на 10%. Я считаю, что это происходит закономерно. Психологи утверждают: что за конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин : противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека; неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности. Наиболее частые причины, по которым мои одноклассники оценивают сложные ситуации общения с родителями:

  • не понимают меня и часто путают мои чувства,
  • не доверяют мне в выборе учебы и моих друзей,
  • «совсем не знают моего характера»

Психологами доказано, что наиболее тяжелым и конфликтным является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними. Анализируя ответы, я выделила следующие причины конфликтов между учениками

  • противоположные интересы и желания (борьба за авторитет, соперничество и т.д.) 56%- 8а класс и 46 %– 8в класс
  • Разные моральные ценности ( обман, сплетни, оскорбления, обиды , личная неприязнь к человеку ) 24%- 8а класс и 27%- 8вкласс
  • не могут контролировать свои эмоции 20 %- 8а класс и 27%- 8вкласс. Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь, поэтому среди учащихся и происходят конфликты.
  • наконец, пути выхода из конфликтной ситуации. Выше я уже писала, что ученые выделяют три пути:
  • Компромисс — данный путь разрешения конфликтной ситуации характерен для большинства учащихся в решении конфликта с друзьями в 8а классе 56%, в 8в

классе – 83%. Это и не удивительно ведь в подростковом возрасте, друзья иногда становятся ближе, чем родители. А вот с одноклассниками, как показывает опрос, все меньше и меньше идут на компромисс (44% в 8а классе и 4% в 8в классе).

  • Избегание — чаще всего по данному пути идут с одноклассниками (30%) (обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение).
  • Приспособление – путь, по которому чаще всего идут мои одноклассники с родителями (проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия,

ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии), и в 8а классе(44%) и в 8в (43%).

  • Примирение – 30% одноклассников отметили этот путь в решении конфликтов с родителями и 22% с одноклассниками. Данный выход был отмечен в графе свой вариант ответа. Для меня удивительно, что в 6 классе никто вообще не отметил данную позицию. Я думаю, что это связано с тем, что в 6 классе конфликтов с родителями и одноклассниками было значительно меньше в силу возрастных особенностей (Приложение 4).

Подводя итоги, своего небольшого исследования:

  1. Я изучила более подробно такую важную тему в жизни каждого человека: « Что такое конфликт, причины возникновения и способы разрешения».
  1. Составила общие рекомендации по предотвращению конфликтов для своих одноклассников и для себя лично. На мой взгляд, конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. И конечно я буду надеяться, чтоб конфликтных ситуаций в моей жизни стало меньше.
  1. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась большинство конфликтов у школьников, происходит из-за недопонимания, нежеланиями принять и понять друг друга. Но главная причина здесь кроется в особенностях подросткового возраста.
  1. Больше всего мне понравилось проводить практическую работу.

Источник

Читайте также:  Розетка силовая способ монтажа открытый
Оцените статью
Разные способы