Конфликтные ситуации способы выхода них

Способы выхода из конфликтных ситуаций и особенности поведения

Конфликт – практически неизбежное явление в любой социальной группе. Эта группа может быть большим коллективом или же состоять всего из двух человек, но крупные или мелкие разногласия все равно будут периодически возникать.

Поэтому каждому человеку полезно знать способы выхода из конфликта, которые помогут уладить возникшую спорную ситуацию.

Причины

Любое разногласие, возникающее между людьми, имеет свои причины. Наиболее распространенные причины возникновения конфликтных ситуаций следующие:

  • Участники конфликта выполняют общее дело, но их цели или интересы не совпадают;
  • Человек возлагает определенные ожидания на другого человека, и если они не оправдываются, то может возникнуть конфликт;
  • Между людьми не очень хорошие отношения, и малейшее недовольство друг другом способно вызвать раздор;
  • Недоразумения и недопонимания, которые иногда возникают между людьми, даже незнакомыми, могут вылиться в ссору.

Конфликты могут вспыхивать между отдельными людьми, между отдельным человеком и группой, а также между группами.

Конфликтные ситуации можно поделить на три основных вида:

  • Явный конфликт. Он имеет объективную причину, и каждый из его участников точно знает, чего он хочет (например, муж на семейные сбережения хочет купить телевизор, а жена – холодильник);
  • Скрытый конфликт. Зачастую его участники не осознают истинную причину своих разногласий (например, учитель ругает ученика за неопрятный внешний вид, хотя истинной причиной является личная неприязнь учителя к ученику);
  • Ложный конфликт. Возникает в результате разного рода оплошностей или недоразумений (например, ребенок подошел на улице к собаке, а мать поругала его за то, что он собирается погладить чужую собаку, хотя ребенок и не думал этого делать).

Методы решения конфликтов

Психологи выделяют пять основных способов выхода их конфликтов: соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество и уход. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, и в разных ситуациях человек может выбирать различные варианты поведения.

Соперничество. Этот способ предполагает борьбу между оппонентами. Каждый из них отстаивает свою позицию, и не желает уступать сопернику ни при каких обстоятельствах. Оппоненты оказывают различное давление друг на друга.

Такой способ можно применять человеку, который имеет возможность заставить соперника принять свою точку зрения (например, начальник или человек, который физически сильнее своего оппонента). Также этот способ применим, когда человеку очень важен результат, и уступить никак нельзя.

Приспособление. Одна из конфликтующих сторон отказывается от своих интересов в пользу оппонента и соглашается на его условия.

Этот способ можно использовать, когда отношения между людьми важнее предмета конфликта; проблема не настолько важна, чтобы бороться до последнего или же человек осознает, что у него мало шансов выйти победителем из спорной ситуации. В некоторых случаях приспособление является самым разумным решением.

Компромисс. Каждый из участников спора идет на определенные уступки, тем самым достигается более или менее приемлемое разрешение спорного вопроса. Такой способ подходит, когда нужно хотя бы частично получить желаемое, не хочется обострять отношения с оппонентом или же устраивают условия компромисса.

Сотрудничество. Этот способ можно считать самым лучшим для выхода из конфликтной ситуации. Он подразумевает удовлетворение интересов всех сторон.

Подходит в том случае, когда решение проблемы важно для всех участников, и все они готовы работать над результатом, а также когда есть достаточно времени и ресурсов, чтобы решить спорный вопрос, удовлетворив желания каждого их оппонентов.

Уход. В этом случае человек просто уходит от конфликта без попытки решить его. Этот способ можно применять, когда нет никаких аргументов для спора, нет желания разрешать спорную ситуацию, а также когда инцидент настолько незначителен, что не стоит даже тратить силы на выяснение отношений.

Читайте также:  Уборка помещений влажным способом с применением моющих средств проводится

Правила поведения в конфликтных ситуациях

Чтобы перечисленные способы выхода из конфликта работали эффективно, нужно соблюдать некоторые правила поведения в разговоре с оппонентом.

Типы поведения:

  • Попросить оппонента четко и ясно сформулировать свою позицию, а затем изложить ему свое мнение. Это поможет лучше разобраться в предмете спора и ускорит поиск решения;
  • Разговор лучше всего вести в спокойном тоне, без лишних эмоций. Если соперник эмоционально возбужден, то нужно подождать пока он успокоится, поскольку в порыве эмоций человек не может адекватно оценивать происходящее;
  • Во время спора не следует переходить на личности. Разговор должен касаться только предмета конфликта и не затрагивать личные качества его участников. Взаимные оскорбления не помогут уладить разногласия, а только еще больше обострят их;
  • Не стоит зацикливаться на каком-то одном способе решения. Можно предложить сопернику поискать другие возможности выхода из возникшей ситуации;
  • Мелкий, незначительный конфликт можно быстро решить извинением, шуткой или просто перевести разговор на другую тему, не допуская, чтобы недоразумение переросло в ссору;
  • Если конфликт очень серьезный и соперники никак не могут прийти к согласию, стоит призвать на помощь третью сторону, которая сможет адекватно оценить ситуацию и найти оптимальное решение. Иногда третьей стороной становится судебный орган.

Хорошо, если возникшие разногласия удается решить мирным путем и дальнейшие отношения между конфликтующими сторонами не пострадают.

Нередко в результате серьезных размолвок единственно возможным исходом конфликта является полный разрыв отношений между оппонентами. В этом случае нужно постараться смириться с ситуацией и извлечь из нее полезный опыт, который поможет избежать подобных столкновений в будущем.

Источник

Способы выхода из конфликта: как найти оптимальный

Существуют ли безболезненные и продуктивные способы выхода из конфликта? Может ли конфликт стать решением важных задач и наболевших проблем? Психологи считают конфликты одним из способов разрешения противоречий между людьми.

Поговорим о том, как можно извлечь из конфликта пользу и найти оптимальный способ выйти из него.

Виды конфликта

Существуют различные виды конфликтов. Психологи определяют множество их классификаций – от межличностных до межгрупповых с уклонами в сферы интересов и мнений. Приведем некоторые примеры.

  1. Классификация конфликтов по Р. Дарендорфу отмечает возникновение конфликтов по следующим причинам:
  • источник – интересы, идентификация и ценности;
  • последствия на социальном уровне – успешность-безуспешность, разрушительность-созидательность, конструктивность-деструктивность;
  • охват – локальный, региональный, межгосударственный;
  • форма разрешения – мирная или немирная;
  • условия происхождения;
  • тактика поведения в конфликте.
  1. Психолог А. Дмитров разделяет конфликты по направлениям развития: экономика, политика, трудовая сфера, образовательная деятельность, социальная направленность. Его учение также выделяет внутренние и внешние конфликты, которые могут происходить между группами людей и отдельными личностями.
  2. Многие психологи строят свои теории на мотивационном, ролевом, когнитивном видах конфликтов. Например, К. Левин считает, что конфликты мотивационных типов следует относить к внутриличностным. По его мнению, такие конфликты возникают, когда люди испытывают неудовлетворенность работой, переживают стрессовые ситуации, имеют низкую самооценку.

Д. Майерс, Л. Берковиц, М. Дойч мотивационные конфликты относят к групповым.

Виды конфликтных ситуаций

Чаще всего в психологии фигурируют следующие виды конфликтных ситуаций:

  • внутриличностный,
  • межгрупповой,
  • межличностный.

В первой группе психолог Ф. Лютенс выделяет конфликты роли, фрустрации и целей. Во второй – столкновения групповых производственных интересов.

Межличностные конфликты – самая многочисленная группа. Эти конфликты имеют коммуникационный тип, они проявляются при столкновении противоположных мнений, интересов в материальной сфере, противоположных характеров.

Имеют в этой группе место и конфликты типа «начальник – подчиненный», когда один не хочет мириться с манерой руководства, а другой, видя это, усиливает требования к работнику.

По характеру конфликтные ситуации могут быть объективными и субъективными. По предполагаемым последствиям – конструктивными или деструктивными.

Читайте также:  Основные способы форматирования ячеек excel

Выход из конфликтной ситуации

Для того, чтобы определить правильный выход из конфликтной ситуации, необходимо понимать тип конфликта, причины, по которым он возник, особенности и специфику его протекания.

Например, при разрешении внутриличностного конфликта следует определить его направленность: целевая (когда идут разногласия по достижению цели) или ролевая (когда идут разногласия по распределению обязанностей).

Возможно, имеет место несовместимость целей, поставленных перед разными людьми. А возможно, что имеются разные требования к людям, осуществляющим решение противоположных или одинаковых задач.

Тогда люди не могут найти точек соприкосновения и достичь единства действий, что ведет к затягиванию дела, развитию и усугублению конфликта.

Решить внутриличностный конфликт можно с помощью таких методов, как поиск компромиссов, переориентация ценностей, перераспределение задач, удаление одной из конфликтующих сторон.

Решение межличностных конфликтов возможно внутри ситуации и влиянием из вне. Например, когда участники конфликта самостоятельно договариваются и приходят к конструктивному решению или же привлекают для разрешения конфликта третью сторону, которая расставляет все точки над «и» и предлагает конфликтующим выбрать тактику дальнейшего поведения.

Групповые конфликты разрешаются всегда сложнее и дольше, нежели описанные выше. Конфликт типа «личность/группа» должен оцениваться по степени ролевого ожидания, внутренних личностных и групповых установок.

При разрешении таких конфликтов личность, вступившая в спор, либо признает собственную неправоту и устраняет недочеты, либо покидает поле конфликта (увольняется, переезжает, меняет учебное заведение).

Конфликт типа «группа/группа» имеет множественные причины и формы проявления. Здесь имеют место митинги, забастовки, коллективные акции протеста. Конфликты такого типа разрешаются переговорами с дальнейшим заключением соглашений, договоров о намерениях, либо усугубляются в случае отсутствия компромисса.

Единого алгоритма решения конфликтов, конечно же, нет. Все зависит от конкретной ситуации и конкретных участников спора. В любом случае, конфликт может иметь разные стадии: если выход из него устраивает всех, он прекращается. Если же нет, то с переменным успехом он может продолжать свое развитие, время от времени вспыхивая сильнее.

Пути выхода из конфликта

Пути выхода из конфликта, как мы описали выше, напрямую зависят от вида и продолжительности конфликта. Немаловажное значение имеет и настрой его участников. Если людям надоело жить в состоянии спора, они готовы к переговорам и будут искать варианты его разрешения. Если же не намерены завершить конфликт, будут искать возможные зацепки для его продолжения и усиления.

Известны различные пути выхода из конфликта. Самыми популярными, по мнению психологов, являются следующие.

  • Поиск компромисса. Этот способ — самый разумный и грамотный из всех. В ситуации конфликта следует сесть на скамью переговоров, постараться обоим сторонам взять себя в руки и обсудить назревший кризис. Не стоит обвинять друг друга или ситуацию, нужно просто проработать сложившийся момент. Необходимо задать вопрос: «Что имеем в исходнике?», беспристрастно на него ответить и задать следующий: «Что можно сделать, чтобы все были довольны?». И снова найти беспристрастные ответы.

Например, сотрудник приходит с просьбой повысить ему зарплату, но сумма, которую он хочет, для руководителя неприемлема. Стороны ведут переговоры и находят нечто среднее между тем, чего хочет один и может дать другой.

  • Применение насилия. Не самый лучший способ разрешения конфликта, так как часто имеет пагубные последствия. Как известно, тот, кто начал проявлять насилие, может в ответ получить еще больший негатив. Либо ситуация выйдет из-под контроля и принесет печальный итог.

Например, работник просит отгул, а начальник против. Тогда подчиненный уходит на больничный и вместо одного дня не выходит на смену две недели. После выхода работодатель усиливает требования и лишает премии. Конфликт налицо. Сотрудник начинает мстить, создает ситуации, где подставляет других работников или самого начальника. Если бы в этой ситуации был найден компромисс, то удалось бы избежать такого затяжного конфликта. Начальник бы дал отгул, а работник потом бы отработал дополнительную смену.

  • Тактика амортизации , при которой зачинщика конфликта как бы игнорируют, ставят на место. Она срабатывает, например, в общественном транспорте, когда кто-то начинает хамить или провоцировать. Например, на фразу «Что расселась тут?» можно ответить «Да, правда, расселась, а что разве здесь написано, что нельзя сидеть?». Таким образом провокатор получает констатацию факта (да, расселась), и вопрос, адресованный лично ему, на который он либо вынужден ответить, либо промолчать.
  • Проявление борьбы. Тактика, которая применяется между соперниками на соревнованиях и конкурсах. Может быть конструктивной, когда человек выкладывается и делает то, чего раньше никогда не делал. А может быть деструктивной, когда человек не выкладывается, чтобы показать лучший результат, а строит козни другим, чтобы их подставить или ослабить какими-либо действиями.
  • Отказ от конфликта. В этом случае одна из конфликтующих сторон просто уступает и выходит из спора, оставшись при своем мнении. Иногда это единственный способ прекратить затянувшийся конфликт, сохранить здоровье и возможный капитал.
  • Намеренный уход. Такой вид решения конфликта используют пары, которые не могут найти общее решение и продолжают обвинять друг друга во всевозможных бедах. В этом случае одна из сторон принимает решение расстаться, так как это – единственный выход из сложившейся ситуации для них. Также этот прием используется в случае конфликтов на уровне «отцов и детей», когда одна из сторон принимает решение жить отдельно во избежание полного разрыва отношений.
  • Сотрудничество . Этот способ решения конфликтов тоже является довольно конструктивным, он, кстати, может являться продолжением достигнутого компромисса. Когда стороны договариваются и на взаимовыгодных условиях продолжают контактировать и делать общее дело.
  • Примирение , как способ выхода из конфликта, возможно, когда одна сторона признает собственную неправоту и соглашается с мнением другой стороны. Хотя известны случаи, когда для общего дела одна сторона просто принимает сторону другой стороны как один из возможных вариантов развития событий, оставаясь при своем мнении.
Читайте также:  От давления народным способами

Как еще можно выйти из конфликта без нервного срыва

Многие специалисты на вопрос «Как можно выйти из конфликта?» отвечают: «Просто не стоит в него вступать!».

Но насколько это возможно? В некоторых случаях это, действительно, возможно.

Например, постарайтесь не отвечать хамством на хамство. Гораздо лучше ответить обидчику спокойным тоном и емким предложением. Хамство провоцирует дальнейший виток конфликта и может усугубить любую ситуацию, да и с другой стороны, чем быстрее зачинщик конфликта поймет, что вы не намерены в него вступать, тем быстрее начнет искать другого, кто ответит на его провокацию.

Есть еще один действенный способ выйти из конфликта с достоинством, честью и минимальными потерями. Если двое не могут договориться, надо позвать третьего. Но не того, кто займет конкретно чью-то сторону и вырастит конфликт до группового, а того, кто беспристрастно рассудит спор и даст дельный совет.

В любом случае привлеченному человеку стоит проанализировать суть конфликта и уровень его напряженности.

Следует выяснить, кто и как оказался вовлечен в конфликт, каковы истинные причины споров и какова вероятность разрешения с выгодой для всех его участников.

В любом случае, любой конфликт легче предотвратить, чем заглушить. Стоит вовремя реагировать и просматривать вперед любые потенциально конфликтные ситуации, принимать своевременные решения и избегать некоторых конфликтных людей. Стоит также правильно формировать собственное поведение, быть уверенным в себе и своих силах, при этом адекватно оценивать свои возможности.

Не стоит также полагаться на эмоции: они в решении конфликта не помогут, скорее, наоборот, могут ухудшить ситуацию. Холодный расчет и правильное понимание спора – лучший вариант для начала поиска выхода из конфликта.

Думайте и действуйте, ищите компромисс, не идите на поводу у провокаторов – тогда возможностей втянуть вас в конфликтную ситуацию будет гораздо меньше.

Источник

Оцените статью
Разные способы