Конфликт виды конфликтов способы разрешения конфликтов проект

Творческие проекты и работы учащихся

В детском исследовательском проекте по психологии на тему «Конфликты и пути их решения» дается развернутое определение понятия «конфликт», проводится исследование причин возникновения конфликтов, и предлагаются способы их решения.

Подробнее о проекте:

В проекте об особенностях разрешения конфликта описываются пути выхода из спорной ситуации. Автор подробно анализирует разные способы решения конфликтов и предупреждает, чего нельзя делать во время конфликтов. В рамках практической части был проведен опрос, показывающий, насколько часто люди попадают в конфликтные ситуации и умеют ли из них выходить. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Оглавление

Введение
1. Изучение конфликтов.
1.1. Определение конфликтов.
1.2. Признаки конфликта.
2. Пути решения.
2.1. Способы решения конфликтов.
2.2. Чего нельзя делать во время конфликтов.
3. Социальный опрос.
3.1. Анкета.
3.2. Диаграмма.
Заключение
Список литературы

Введение

Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Цель: Исследовать причины возникновения конфликтов и способы их решения.

  1. Изучить конфликты.
  2. По каким признакам можно узнать конфликт.
  3. Как решать конфликтные ситуации правильно.
  4. Как надо действовать в конфликтах.
  5. Узнать статистику по опросам.

Методы:Поиск полезной информации в интернете, читать литературу.

Объект:понятие “конфликт” в общественном аспекте.

Предмет:методы изучения и оценки личности; методы диагностики и анализа конфликта.

Практическая значимость: результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов и как правильно решать конфликтные ситуации.

Изучение конфликтов

Конфликт — (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтолог – специалист, который помогает мирно разрешать конфликты, а также предупреждать их возникновение. Профессия требует высшего образования, из личных качеств — стрессоустойчивости и эмпатии.

Признаки конфликта

Представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

Второй признак конфликта — Активность

Другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

Третий признак конфликта — Субъекты конфликта

Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов.

Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением.

Виды конфликтов

По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта.

Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:

  1. Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта;
  2. Каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
  3. Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
  4. Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
  5. Взаимоотношения между людьми становятся лучше.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта.

  • Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
  • Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
  • Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
  • Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.

Признаки конфликтов

Характер конфликта зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Различают следующие виды конфликтов:

  1. По длительности: Долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.
  2. По объёму: Глобальные, локальные, региональные, групповые, личные.
  3. По источнику возникновения: Объективные, субъективные, ложные.
  4. По используемым средствам: Насильственный, ненасильственный.
  5. По форме: Внутренние, внешние, антагонистические.
  6. По характеру развития: Преднамеренные, спонтанные.
  7. По сферам общественной жизни: Экономические, политические, религиозные.
  8. Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния: Скрытый, открытый
  9. Виды конфликтов по направленности воздействия: Вертикальный, горизонтальный.
  10. Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей: Конфликты интересов, когнитивные конфликты.

Пути решения

  1. Попробуйте представить себя комментатором, наблюдающим за ссорой. Посмотрите на конфликт как бы со стороны, и прежде всего – на себя.
  2. Как разрешить конфликт между спорящими? Этот очень простой прием часто помогает не только снять напряжение, но и вовсе избежать противостояния. Нужно просто отойти или отодвинуться подальше от противника. Чем ближе конфликтующие стороны физически, тем накал страстей сильнее.
  3. Удивите оппонента в момент конфликта нестандартной фразой или шуткой. Это просто замечательный способ того, как разрешить конфликт. С человеком, настроенным шутить, ругаться сложно!
  4. Если абсолютно понятно, что собеседник сознательно провоцирует конфликт, оскорбляет и просто не дает шанса ответить, в такой ситуации лучше уйти, сказав, что не желаете продолжать разговор в таком тоне. Лучше перенести его «на завтра».

Способы решения конфликта

  1. При возникновении конфликта обязательно нужно дать партнеру выпустить пар: постараться выслушать все его претензии спокойно и терпеливо, не перебивая и не комментируя.
  2. После того как эмоции выплеснуты, можно предложить обосновать претензии. При этом надо следить за ситуацией, чтобы противоположная сторона конфликта снова не перешла с конструктивного обсуждения проблем на эмоциональное.
  3. Уважительное отношение к оппоненту – обязательное условие того, как разрешить конфликт правильно. Оно произведет впечатление даже на чрезвычайно разгневанного человека. Если же в такой ситуации партнера оскорбить, перейти на личности, разрешить конфликт точно не удастся.
  4. Четко и объективно выскажите свою позицию по отношению к ожиданиям партнера.
  5. Старайтесь держаться на равных.
  6. Если вы виноваты, извинитесь или признайте свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством.
  7. Оформите принятую договоренность и оговорите взаимоотношения на будущее. Четко определите границы: что конкретно не следует дальше делать, чтобы не вызывать повторение конфликта.
  8. Старайтесь поддерживать баланс отношений в тех границах, которые заданы вами партнером. Выходите за пределы этих границ только в тех случаях, в которых это сделал ваш партнер. Обсудите с ним его действия по нарушению ваших договоренностей
Читайте также:  Гумидар органическая подкормка для растений способ применения

Чего не надо делать в конфликтной ситуации

  • Раздражительный тон и ругань.
  • Явная демонстрация собственного превосходства.
  • Критика оппонента.
  • Отыскивание в его действиях негативных намерений.
  • Снятие с себя ответственности, обвинение во всем партнера.
  • Игнорирование интересов оппонента.
  • Преувеличивание своей роли в общем деле.
  • Давление на «болевые места».
  • Не смотрите на вашего партнера излишне критично.
  • Не приписывайте ему отрицательные черты характера и низменные настроения.
  • Не демонстрируйте свое превосходство. Не обвиняйте. Не игнорируйте интересы вашего партнера.
  • Не позволяйте себе видеть ситуацию только со своей стороны.
  • Не уменьшайте заслуги партнера и не преувеличивайте свои собственные заслуги.
  • Не задевайте «болевые» точки партнера, его слабые и уязвимые места.
  • Не ставьте ультиматумы: «Если вы не сделаете это, отношения с вами у меня будут разорван.

Признав конфликт, необходимо договориться о переговорах. Они могут быть как с глазу на глаз, так и с участием посредника, который устраивает обе стороны.

Определить, что именно составляет предмет противостояния. Как показывает практика, стороны конфликта зачастую видят суть проблемы по-разному. Поэтому нужно найти точки соприкосновения в понимании спора. Уже на этом этапе важно определить, возможно ли сближение позиций.

Разработать несколько вариантов решений, учитывая все возможные последствия.

После рассмотрения всех вариантов, остановиться на том, который устроит обе стороны. Зафиксировать решение письменно.

Реализовать решение. Если этого не сделать сразу, конфликт только углубится, а вести повторные переговоры будет намного сложнее.

Социальный опрос

Я опросила 23 человека из своего класса, чтобы они мне помогли с моим проектом. Я их успешно опросила в середине первой четверти. Сделала для них анкеты, чтобы они ответили на мои пару вопросов, и я перевела их ответы в проценты. И вот что получилось:

1. 77% — не часто бывают конфликт.
23% — часто бывает конфликт.

2. 85% — чаще бывают личные конфликты.
15% — чаще бывают групповые.

3. 95% — чаще бывают ненасильственные.
5% — чаще бывают насильственные.

4. 60% — чаще бывают преднамеренные.
40% — чаще бывают спонтанные.

5. 50% — чаще всё решают спокойно.
35% — чаще всё решают на высоких тонах.
15% — чаще всё решают насильственно.

Анкета:

  1. Часто ли у вас бывает конфликт? Ответы: (да или нет)
  2. Какие конфликты вы часто встречаете? Ответы: (личные или групповые), (насильственные или ненасильственные), (преднамеренные или спонтанные).
  3. Как вы будете решать конфликт? Ответы: 1) обсудить все спокойно. 2)обсудить всё на высоких тонах. 3) обсудить все насильственно.

Диаграмма:

Заключение

Я узнала, что такое конфликт, поставила для себя задачи, цели, актуальность и методы. Из этого я получила для себя ответы на свои поставленные задачи.

Узнала, какие есть признаки конфликта, по которым я начала работать дальше. Узнала очень много конфликтов, а по ним узнала сколько подразделений входит в одно слово-конфликты. Изучила как правильно вести себя в конфликтной ситуации, чтобы быстрее решить конфликт. Изучила чего нельзя делать в конфликте. Исследовала своих одноклассников какие конфликты им чаще всего попадаются, и узнала, что они делают конфликте. Для этого я прочитала много литературы, посмотрела интернет статьи.

Чтобы у вас не было конфликтов, не надо попадать в плохую компанию. А если у вас уже случился конфликт, и вы хотите выйти из него, то не ругайтесь на соперника, выслушайте его и решите все проблемы, чтобы у всех не было проблем.

Источник

Реферат по дисциплине: «Психология.» По теме: «Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций»

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

« Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций »

Торба Светлана Алексеевна

5.Приемы эффективного взаимодействия в ситуации конфликта……11

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Люди имеют разные представления, интересы, мотивы, потребности, цели, установки, действия, и нередко они противоречат друг другу. Создаётся конфликтная ситуация.

Конфликты существовали и, будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же друг с другом. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То какой стороной положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей коллектива, в который он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностью группы.

Цель данной работы: способы разрешения конфликта, а чтобы найти способы разрешения конфликта нужно рассмотреть следующие задачи: понятие конфликта, виды конфликта, этапы конфликта и причины его возникновения, предмет и объект конфликтной ситуации, участники конфликта.

Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Само понятий конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus” – столкновение.

Читайте также:  Выучить способы выражения подлежащего

Конфликт (лат. Conflictus ) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса : если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

Конфликт – активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Конфликтология — наука о причинах, особенностях и закономерностях возникновения, развития и функционирования конфликтов методах и способах их разрешения и предотвращения, а также преодоления их отрицательных последствий и использования конкретных элементов в целях повышения эффективной деятельности социальных систем.[5.]

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Когда конфликт в организации неуправляем – это может привести к деградации коллектива и организации в целом. Большинство ассоциирует конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной. В результате есть мнение, что конфликт по возможности необходимо избегать или немедленно разрешить.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.[3.]

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.[1.]

Основные этапы конфликта.

Возникновение конфликтной ситуации

Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия

Начало открытого конфликтного действия

Развитие открытого конфликта

Разрешение конфликта (исход)

Конфликты возникают там, где люди не могут реализовать свои цели. Появляются напряжённость, неудовлетворённость, растерянность. Часто, чтобы найти пути решения, нам не хватает эмоциональной зрелости, человеческой

мудрости; часто не можем решить, что важнее отношения (дружба) или достижение цели (победа)?

Вот основные причины конфликта:

Психологическая – чувство обиды, зависти, несовместимость характеров

Противоречивость цели – нечёткое распределение прав и обязанностей.

Ограниченность ресурсов (материально-людских)

Противоречие между функциями, обязанностями работника и тем, что он должен делать по требованию руководителя.

Необоснованное, публичное порицание одних и незаслуженная похвала других

Неблагоприятные физические условия (шум, жара, холод).[4.]

Выделяют следующие виды конфликтов:

1. В зависимости от состава участников: внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые.

Внутриличностные конфликты характеризуются столкновением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов. Внутриличностный конфликт часто является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей он становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Конфликт взглядов возникает в том случае, если индивид признает несостоятельность своих мыслей, ценностей, установок или поведения в целом.

Межличностные конфликты возникают между отдельными людьми, которые находятся в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностей или поведения.

Межгрупповые конфликты представляют собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации.

Конфликты между личностью и группой характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и являются реакцией индивида на ущемление его интересов.

2. По ранговым различиям: горизонтальный конфликт (между равными по paнгу участниками); вертикальный конфликт (между нижестоящими и

вышестоящими на социальной лестнице субъектами).

3. В зависимости от количества причин: однофакторные (в основе конфликта лежит одна причина); многофакторные (возникающие в силу двух и более причин); кумулятивные конфликты (несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта).

4. В зависимости от форм проявления: открытые (с явно выраженными агрессивными действиями); скрытые (характеризующиеся косвенным противоборством). Открытые конфликты характеризуются ярко выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между ними не существует, и они могут переходить один в другой.

Причины любых конфликтов вызываются взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон и стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента.

К ним относятся объективные и субъективные факторы.

Объективные факторы – это реально существующие в действительности обстоятельства. Они связаны, главным образом, с условиями жизни, а также с некоторыми особенностями личности или группы, реально существующими в данное время и не поддающимися изменению за короткий срок.

Субъективные факторы представляют собой стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся. В их восприятии реальные обстоятельства принимают несвойственный им в действительности характер, или они воображают себе такие обстоятельства, которых на самом деле нет. И объективные, и субъективные факторы выступают как причины и стимулы, побуждающие людей вступать в конфликты.

В основе возникновения конфликтов лежат:

противоречия поиска, когда сталкивается новаторство с консерватизмом;

противоречия групповых интересов, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов;

противоречия, связанные с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть, карьеризм подавляют все другие мотивы;

противоречия несостоявшихся ожиданий; противоречия политические (антисоциальные поступки).

Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус человека, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными реакциями, такими, как обида, гнев, презрение, негодование, страх.

Любой конфликт имеет следующую структуру:

1. Субъекты и участники конфликта. Субъект – это активная сторона, создающая конфликтную ситуацию и способная влиять на развитие конфликта в зависимости от своих интересов. Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать отдельные личности, группы. Участник конфликта может сознательно принять участие в конфликте, а может помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. Различают прямых и косвенных участников конфликта. Косвенные участники могут провоцировать конфликт, содействовать уменьшению его интенсивности, оказывать поддержку той или иной стороне конфликта. Субъекты и участники конфликта обладают определенной силой, которая выражается в возможности и способности сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента. Она включает всю совокупность средств и ресурсов, которые могут быть использованы в противоборстве. Одним из элементов социального конфликта выступает окружающая среда. Она включает физическую (географическую, экологическую и т. д.) и социальную среду (условия, в которых развивается конфликт).

2. Объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. Это конкретная причина, движущая сила конфликта. Выявление основного объекта – непременное условие успешного разрешения конфликта. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои цели, могут скрывать, маскировать мотивы, побудившие их к противоборству. Поэтому иногда трудно установить объект конфликта.

3. Конфликтное поведение, его стили, методы, действия.

4. Социальное поле – это система объективных связей между различными позициями, находящимися в конфликте. Конфликты имеют процессуальный характер, т. е. представляют собой определенный, имеющий начало и

завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта

выделяются его различные стадии. Они не являются обязательными, и в реальном конфликте некоторые стадии могут отсутствовать. Продолжительность стадий тоже может быть различной, однако их последовательность всегда одна и та же.

Выделяют следующие стадии конфликта: конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение, последействия. Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных объективных интересов при еще не осознанной несовместимости целей и устремлений. Это потенциальный конфликт, или конфликт, который характеризуется напряженной, неблагоприятной атмосферой.

Инцидент (повод) – активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет интересы другой стороны. Ответные действия другой стороны означают начало конфликта, поскольку не только четко определились позиции обеих сторон, но и начались практические действия друг против друга.

Наступает третий этап, на котором происходит реализация, развитие конфликта – эскалация. Верхняя точка эскалации – кульминация. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

Завершение конфликта, или исход, – следующая стадия конфликта. Выделяют четыре основных варианта исхода.

1. Полное разрешение, угасание конфликта.

2. Возврат к состоянию готовности к конфликту.

3. Мнимый выход из конфликта.

4. Спад, переход в хроническое состояние. Сколько бы конфликт ни продолжался и чем бы он ни закончился, кроме прямых, непосредственных результатов у него, как правило, можно наблюдать разного рода последействия (постконфликтная ситуация).

Предупреждение конфликта предполагает действия, исключающие зарождение конфликтной ситуации или устраняющие причины, источники конфликта и приводящие к разрядке конфликтной напряженности, предотвращению формирования конфликтного сознания, кризиса и конфликтных действий. Профилактика конфликтов достигается за счет четкой организации труда; здорового морально-психологического климата в коллективе; профессионально и социально компетентного педагога. Профилактика конфликта предполагает недопущение возникновения в

коллективе всех его причин.

Согласно концепции Томаса-Килменна выделяют пять основных способов поведения в конфликтной ситуации: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Основанием для выделения указанных способов поведения является динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов и степенью готовности пойти навстречу другому человеку в удовлетворении его интересов.

При использовании стиля избегания не происходит удовлетворение ничьих интересов. Такой способ означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов для ее разрешения.

Стиль соперничества состоит в стремлении навязать свою волю и разрешить конфликт с помощью силы (власти, административных санкций, экономического давления и т. п.), не считаясь с интересами оппонента. Приспособление предполагает необходимость пожертвовать своими интересами в пользу оппонента, выполнить его требования и отказаться от собственных целей.

Приспособление – обычно вынужденный стиль конфликтного поведения. Компромисс предполагает частичные уступки оппоненту в ожидании подобных действий с его стороны в надежде избежать обострения конфликта, которое чревато большими потерями, чем отдельные уступки.

Компромисс – один из самых распространенных стилей конфликтного поведения. Многие даже считают его ведущим способом действий руководителей. В самом деле, нередко компромисс позволяет быстро и сравнительно легко погасить конфликт или предотвратить его. Компромиссы наиболее приемлемы при разрешении второстепенных вопросов.

Сотрудничество отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. Этот стиль конфликтного поведения предполагает совместное решение проблемы, приемлемое для всех сторон конфликта.

Для эффективного разрешения конфликтов необходимо:

формировать установку на признание в другом человеке друга и отсутствие злого умысла;

уметь пересматривать собственные позиции; стремиться разрешать ситуацию совместно;

уметь делать первый шаг навстречу оппоненту;

исключить аффективное реагирования на оппонента;

продемонстрировать оппоненту собственную готовность разрешать конфликт.

Источник

Читайте также:  Способ получения железа углеродом
Оцените статью
Разные способы