- 21. Конфликт: понятие, виды и способы разрешения.
- Что такое конфликт — виды, типы и причины возникновения конфликтов, также 6 способов их разрешения
- Что это такое?
- Какие типы и виды конфликтов существуют
- Сфера проявления конфликтных ситуаций
- Типы конфликтов по степени выраженности
- Виды направленности конфликтов
- Потребности конфликтующих сторон
- Число конфликтующих сторон
- Причины конфликтов
- 6 способов разрешения конфликтов
- Комментарии и отзывы (7)
21. Конфликт: понятие, виды и способы разрешения.
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
по распределению потерь:
симметричный – участники выигрывают или несут потери в равной степени;
ассиметричный – одни теряют или выигрывают существенно больше чем другие;
скрытый – мало заметен окружающим, более опасный;
открытый – заметен окружающим, поэтому находится под контролем;
по наличию предмета конфликта:
предметный – связан с реальными событиями внутриорганизационной жизни;
беспредметный (эмоциональный) – участники по разному выражают свое мнение;
по уровню развития:
низкого уровня – мало заметен, разрешается редко, стороны не меняют своего мнения, не вызывают сильных отклонений от обычного состояния организации;
среднего уровня – заметен окружающим, но стороны не испытывают особой враждебности к друг ругу, могут разрешить проблему без участия руководителя;
высокого уровня – сильно развит, ведет к стрессовым ситуациям, возрастает враждебность между людьми;
вертикальный – между работником и линейным руководителем;
горизонтальный – между равными по статусу работниками;
диагональный – между должностным лицом и неподчиненным ему работником более низкого уровня;
смешанный – между различными по статусу работниками;
конфликт целей – участники по разному видят желаемое состояние объекта в будущем;
конфликт взглядов – участники расходятся во взглядах, мыслях по решаемой проблеме;
конфликт чувств – участники выражают различные чувства и эмоции;
внутриличностный – возникает в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями;
межличностный – между двумя и более работниками;
между личностью и группой;
межгрупповой – возникает между различными группами;
функциональный – в целом способствует повышению эффективности деятельности организации;
дисфункциональный – понижает эффективность деятельности организации.
Методы разрешения конфликтов
Используются руководством и связаны с изменениями в структуре организации, формальных взаимоотношениях и в основном направлены на разрешение конфликтов уже получивших свое развитие.
Для разрешения организационных конфликтов на предприятии часто используют следующие методы:
– методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);
– методы, связанные с «разведением» частей организации – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям, средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);
– методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);
– методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);
– методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями).
Уклонение (игнорирование) — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации.
Приспособление (сглаживание) — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым.
Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.
Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.
Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок.
Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Что такое конфликт — виды, типы и причины возникновения конфликтов, также 6 способов их разрешения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Возникновение между людьми ситуаций, порожденных враждебными мыслями и поступками, многих заставляют задуматься.
Что же такое конфликт, каковы условия его зарождения, кто может являться его участником и существуют ли методы его разрешения. Обо всем этом мы как раз и поговорим в продолжении этой публикации. Садитесь поудобнее, мы начинаем.
Что это такое?
Слово происходит от латинского «conflictus», что означает «столкнувшийся». К наиболее распространенным синонимам слова «конфликт» относятся:
- ссора;
- разногласие;
- столкновение;
- поединок;
- противостояние;
- баталия.
Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.
Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.
Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:
- Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.
- Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.
- Возникает исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.
Какие типы и виды конфликтов существуют
В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:
- Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
- Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.
Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.
Сфера проявления конфликтных ситуаций
Из наиболее распространенных типов конфликтов по характеру их проявления можно отметить:
- организованный (предусмотрена иерархическая структура, обязанности и права сторон четко регламентированы);
- экономический (основан на противоречиях экономического характера, борьбы за ресурсы, скидки, права, льготы);
- социальный конфликт (противостояние отдельных субъектов, групп или общностей людей с учетом предварительного усиления их интересов относительно спора);
» alt=»»> - политический (характеризуется применением соответствующих инструментов борьбы, предполагающей победу в сфере политики).
Типы конфликтов по степени выраженности
- Скрытые столкновения. Имеют место, когда демонстрация агрессии и любые подобные действия являются скрытыми от общественности и фигурантов противостояния. Конфликт носит косвенный характер.
- Открытые столкновения. Борьба выражена явно, ее можно наблюдать и оценивать. Пример: полемика, споры, раздор, ссора, скандал, выяснение отношений с оскорблениями.
Виды направленности конфликтов
- Горизонтальный конфликт. Разногласия возникают между сторонами, которые равны по своему статусу: социальному, профессиональному, материальному и т.д. Обязательное условие – субъекты наделены равным объемом власти.
- Вертикальный конфликт характерен для сторон, которые имеют различия в статусе. Пример: ссора между подчиненным и руководителем, сотрудниками дочернего и головного предприятий.
Потребности конфликтующих сторон
- Борьба интересов. Основой выступают личные интересы индивида или общие интересы группы людей.
- Когнитивное противостояние. Характеризуется столкновением противоположностей во мнениях, суждениях, высказываниях, знаниях.
Число конфликтующих сторон
- Межгрупповой. Противостояние двух групп, в каждую из которых входят участники конфликта, объединенные каким-либо признаком/признаками.
- Межличностный. Столкновение интересов между двумя субъектами или между группой людей и одним субъектом.
- Внутриличностный. Противоборство внутренних ценностей и мотивов на личностном уровне. Сторон нет, есть лишь один субъект, который столкнулся с проблемой выбора относительно принятия того или иного решения.
Причины конфликтов
В основе специфики зарождения конфликтов могут лежать всевозможные причины. Из наиболее характерных можно выделить:
- несоответствие реальности и личных понятий, представлений о чем-либо;
- несвоевременное получение сведений, их неточность и несоответствие действительности;
- логические ошибки, недосказанность, непонимание, недоразумения в процессе общения;
- нестыковки между словами и действиями людей, неоправданность ожиданий. Пример: человек предполагал, что его товарищ придет на встречу вовремя, как и обещал, но этого не случилось;
- социальное неравенство людей;
- противоположность ценностей, интересов, понятий, стремлений и восприятия окружающей действительности.
6 способов разрешения конфликтов
Специалисты предлагают 6 эффективных методов, с помощью которых можно разрешить конфликты.
- Сотрудничество. Предполагает урегулирование спора и касающихся его проблем совместными усилиями фигурантов.
- Конфронтация. В данном случае каждая сторона остается при своем мнении, не желая идти на уступки. Для наиболее эффективного разрешения конфликта нужна третья сторона, которая будет являться независимой и не примет чью-либо сторону.
- Принуждение. Конфликтная ситуация разрешается путем подавления одной стороной другой стороны. При этом довлеющая сторона не учитывает мнение и интересы стороны, над которой установила господство.
- Компромисс. Фигуранты спора идут на уступки друг другу, что позволяет им разрешить конфликт, в той или иной степени удовлетворив свои потребности/стремления/желания.
» alt=»»> - Сглаживание. Стороны (или одна из сторон) демонстрируют друг перед другом свое согласие с выдвинутыми претензиями (требованиями, просьбами). К инструментам метода сглаживания можно отнести клятвы, извинения, согласие на выполнение обязательств, обещания.
- Уклонение. Один из субъектов противостояния или обе стороны пытаются избежать непосредственного столкновения. Если оно все-таки произошло, тогда фигуранты (оба или один) будут бездействовать (не идти на переговоры, не соглашаться на обсуждения) в надежде полностью избежать конфликта или отсрочить его возникновение, к примеру, чтобы выиграть время для тщательного анализа обстоятельств.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Конфликт — это всегда столкновение интересов, люди редко когда могут аргументированно отстаивать свою точку зрения, а другие не всегда способны принять объективную реальность, вот и возникают конфликты.
Хорошо, если это бытовой уровень, но ведь конфликты могут возникать и между государствами, тогда начинается война, а за примером и далеко ходить не надо, недавняя война между Арменией и Азербайджаном, хорошо, что они не ядерные державы.
Я вообще — человек неконфликтный. Не понимаю, почему многие люди вместо того, чтобы нормально всё обсудить начинают друг друга оскорблять или унижать. Может я отстал от жизни? Мне вот интересно, а много ли таких людей, как я?
Нас с детства учат бояться и избегать конфликтов. Это приводит к тому, что люди не могут за себя постоять, предпочитая смириться и подчиниться.
Есть такие люди, которые сами создают конфликты, потом получают по мордасам и бегут жаловаться — настоящие провокаторы.
У некоторых конфликт может и десятилетиями длиться, например Израиль и арабский мир, последний не признает Израиль как государство, по крайней мере, в сегодняшних границах.
Вот с кем точно не надо конфликтовать, так это с начальством, уж слишком в разных весовых категориях находятся руководители и их подчинённые.
По-моему, источник всех конфликтов кроется в человеческой гордыне, эгоизме и амбициях. И каждый считает правильным только своё мнение.
Источник