- Конфликты между детьми дошкольного возраста: причины, способы их разрешения
- «Детские конфликты и способы их разрешения.» статья
- Конфликты между детьми дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности. Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конфликты между детьми дошкольного возраста: причины, способы их разрешения
Оксана Борисовна Булгакова
Конфликты между детьми дошкольного возраста: причины, способы их разрешения
Конфликт, это слово давно и прочно вошло в повседневный словарь современного человека. Однако конфликты это не только явление современности, если мы обратимся к истории, то увидим, что появившись с первыми человеческими сообществами конфликты представляли собой повседневное явление и длительное время не были объектом научного исследования. В то же время отдельные сведения о конфликтах имеются в самых древних источниках дошедших до нас. С изменением условий жизни людей видоизменялись и конфликты.
Первые концепции конфликта появились на рубеже 19-20 веков, сегодня проблема конфликтов вызывает огромный интерес, ее значимость и актуальность в общественной жизни и сознании людей значительно возросла. С возрастанием интереса к конфликтам и их регулированию во второй половине 20 века выделилась специальная область знания конфликтология.
В современной науке конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. Необходимой составляющей успешного процесса межличностного взаимодействия является улучшение эмоционального климата, именно поэтому проблема эффективного разрешения конфликтов весьма актуальна.
Практика работы с конфликтамирассматривается со следующих позиций:
• конфликт это нормально, это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, и поэтому выступает как естественный фрагмент человеческой жизни;
• его не надо воспринимать как однозначно деструктивное явление, приводящее к разрушениям. Это один из главных процессов играющих конструктивную роль в сохранении жизнеспособности и устойчивости социального целого;
• конфликт содержит в себе позитивные потенциальные возможности и продуктивная конфронтация происходит вследствие того, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию;
• конфликт может быть управляем, с ним можно работать, уменьшая его деструктивные последствия и усиливая конструктивные возможности.
Каково же определения понятия «конфликт»? существуют различные определения понятия конфликт, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Если мы обратимся к психологическому словарю под общей редакцией А. В. Петровского, то мы найдем следующее определение конфликта: «конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме».
Выделяют различные типологии конфликтов:
1. внутриличностные, межличностные, социальные, ценностей, личностных потенциалов, ресурсов, интересов, средств дотстижения целей и норм.
2. Социально-политические, межэтнические, организационно управленческие, производственные, семейные, супружеские и другие.
Конфликты могут возникать почти во всех сферах человеческой жизни, однако более подробно хотелось бы рассмотреть конфликты возникающие между детьми дошкольного возраста.
С конфликтами между детьми воспитатели сталкиваются достаточно часто. Первые конфликтыв жизни ребенка появляются довольно рано: в возрасте от одного до двух лет.
Я. Л. Коломинским и Б. П. Жизневским было проведено исследование детских конфликтов. В результате анализа протоколов наблюдения за конфликтами между детьми в ходе различных игр, были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста: разрушение игры, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, из-за ролей. Причины возникновения конфликтов между детьми отражают их возрастное развитие. Так у младших дошкольников конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Протекание детского конфликта изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Среди факторов обостряющих протекание конфликтау детей можно выделить следующие:
• повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
• проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;
• отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;
• тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
Необходимо также обозначить факторы, ведущие к ослаблению конфликта:
• уход на нейтральную сторону;
• беседа об эмпатиях, объяснение, но не демонстрация их;
• уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми в взрослыми умений и коммуникативных навыков в регулировании конфликтов; сохранение и укрепление межличностных отношений.
В своей работе воспитателя необходимо владеть способами разрешения детских конфликтов. Согласно словарю социальной работы разрешение конфликта понимается как минимизация проблем, разделяющих стороны. В детском же возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них трудно разобраться. Все детски ссоры обычно решаются самими детьми и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Набольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга. Существует два способа разрешения конфликта у детей: силовой и конструктивный. Силовой способ разрешения конфликта чаще выбирают дети, у которых наблюдаются трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность. Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками.
В любой конфликтной ситуации воспитателю необходимо выразить свое отношение к ней через «Я — сообщение»примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Мирное обсуждение проблемы совместно с детьми приведет к разрешению конфликта.
Выделим общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:
• признать существование конфликта, то есть признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Эти вопросы довольно просто решить по внешним проявлениям, дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте;
• выявит предмет конфликта. Воспитателю нужно прояснить что является предметом конфликта, а что – нет, но сделать это нужно в терминах доступных для понимания ребенка.
• Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.
На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что воспитателю отводится роль посредника в разрешении детских конфликтов. И его основной целью является воздействие направленное на минимизацию причин, вызвавших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга, посредством того кто между ними, то есть воспитателя.
План проведения Дня психологии на тему «Учимся общаться вместе» Цель: актуализация значимости успешной коммуникации для понимания друг друга, повышение коммуникативной состоятельности всех участников.
Влияние конфликтов на физическое и психическое здоровье детей Сколько неприятных моментов приносят в нашу жизнь конфликты. Конечно, без конфликтов трудно представить человеческое общество. Так что же.
Источник
«Детские конфликты и способы их разрешения.»
статья
Конфликты между детьми дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности. Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_konflikty_i_sposoby_ih_razresheniya.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
« Детские конфликты и способы их разрешения»
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.
Причины возникновения конфликтов:
- Разрушение игры
- По поводу выбора общей темы
- По поводу состава участников
- Из-за ролей
- Из-за игрушек
- По поводу сюжета игры
- По поводу правильности игровых действий.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.
В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).
Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
Разрешение конфликта – это:
— минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;
— устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
— изменение целей участников конфликта;
— достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).
Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.
Два способа разрешения конфликта:
Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть». Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
- Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин.
- Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта.
- Избавление от «зрителей».
- Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; корыстные устремления.
Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции.
Можно использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
- описание произведенного действия («Когда ты…»);
- описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…»);
- предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).
Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:
- применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску);
- выдвинуть определенные жесткие требования;
- указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
При решении конфликтных ситуаций воспитатель должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). Показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Выслушиваются обе стороны: если в данный момент говорит один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-либо образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
Обсуждать нужно следующее :
Что произошло? (сформулировать суть конфликта).
Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).
Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).
Как быть в этой ситуации? (найти решение).
Методы профилактики конфликтов
Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Необходимо обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.
Для развития навыков общения используются:
— сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);
— имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);
— интерактивные игры (игры на взаимодействие);
— социально-поведенческие тренинги (обучающие моделям конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);
— чтение и обсуждение художественных произведений;
— просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей» и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.
Источник