Конфедеративная форма государственного устройства
Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.[16]
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.
Можно выделить следующие признаки конфедерации:
— Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных, оборонных вопросов.
— Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
— Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов.
— Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования[17].
— Обычно в конфедерациях создается “прозрачные” границы, для пересечения которой не требуется специальных документов.
— Но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации[18].
По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно -пpавовой так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция и ряд дpyгих) распались. Наиболее известны две конфедерации -севеpоамеpиканская и швейцарская[19].
Рассмотрим на примере Соединенных Штатов Америки: с момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, «соразмерным с числом белого населения». Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость-Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы.[20] Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения — таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства[21].
Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии — Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза — Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным[22].
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.
Можно предположить, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.
Заключение
Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких — либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников». Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).
В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность.
Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него — и к федеративному всеевропейскому государству.
1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004.
2. Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.
3. Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.
4. Духно. М: Юридический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001.
5. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.
6. Малько А.В. Теория государства и права – М., 2001.
7. Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства.
8. Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.
9. Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 159.; Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000.
10. Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997.
[1] Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. – С.18.
[2] Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. – С.18.
[3] Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.
[4] Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.
[5] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.
[6] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.
[7] Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.
[8] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.
[9] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.
[10] Малько А.В. Теория государства и права – М., 2001. 287с
[11] Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 244-249
[12] Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 244-249
[13] Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 169 с.
[14] Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 169 с
[15] Духно. М: Юридический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001. – С.64.
[16] Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.
[17] Духно. М: Юридический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001. – С.64.
[18] Духно. М: Юридический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001. – С.64.
[19] Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 159.; Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000. – 483с.
[20] Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.
[21] Духно. М: Юридический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001. – С.76
[22] Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 215 с
Источник
Что такое конфедерация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Среди существующих форм государственного устройства (ФГУ) конфедерация самая редкая.
Несмотря на схожесть наименования с федерацией (что это?) она имеет свои отличия и рассматривается многими политологами в качестве союза государств, который выступает переходным этапом к другим видам ФГУ.
Давайте разберемся для чего создаются такие государственные образования и почему они часто бывают недолговечны.
Конфедерация — это.
Конфедерация (лат. Confederatio – объединение) — это союз государств, обладающих внешним и внутренним суверенитетом, который создается для достижения совместных целей и решения общих проблем.
Сочетает признаки международно-правовой и государственной организации. Исторически эта ФГУ складывалась под влиянием комплекса объективных причин, связанных с военной опасностью, экономическими угрозами, социальными потрясениями и иными факторами.
Выделяют два типа конфедерации:
- содружество — объединение равноправных участников (Евросоюз);
- ассоциация — союз малых стран с большим государством (например, экс-колонии с бывшей метрополией).
Признаки конфедеративного объединения
Рассуждая о том, что такое конфедерация, необходимо назвать ее характерные признаки:
- создается на договорной основе;
- нет общего гражданства;
- участники вправе в любой момент покинуть объединение;
- отсутствует общая нацвалюта;
- существование ограниченного количества госорганов, работа действующих направлена на выполнение прописанных в договоре задач;
- отношения внутри объединения регулируются нормами международного права;
- участники союза имеют суверенитет и могут отказаться от признания решений союзной власти;
- отсутствие системы налогообложения, наполнение бюджета происходит через механизм добровольных взносов.
Конфедеративное государство отличается ограниченным количеством предметов ведения.
К ним относятся внешнеполитические задачи, вопросы войны и мира, формирования вооруженных сил, а также разрешения внутрисоюзных споров.
Увеличение этого перечня допускается с согласия всех участников объединения.
Примеры конфедераций
Наиболее яркий пример конфедерации — Швейцарский союз, который был образован в 1291 году как объединение трех кантонов. Впоследствии он стал самостоятельной политической единицей, а число кантонов возросло до 13.
Причиной образования этого государства стали постоянные внешнеполитические угрозы, исходившие от соседей. В результате маленькие государства чуть более 500 лет сдерживали натиск соперников и не устояли только перед революционной Францией, которая оккупировала территорию Швейцарии в 1798 году и способствовала ее распаду.
В середине XIX века возникла временная конфедерация на территории США. Это Конфедеративные Штаты Америки с населением более 9 млн человек, образованные 13 южными штатами, которые пожелали выйти из состава государства.
Причиной сепаратизма стали намерения действующего президента А. Линкольна отменить рабство, которое процветало в этих территориях. Мятежники даже почти сумели добиться признания со стороны Англии и Франции, однако не смогли надолго сохранить свое образование. После победы Северных штатов в Гражданской войне в 1865 году объедение распалось.
Иная судьба ожидала Северогерманский союз, образованный в 1866 году после войны Австрии и Пруссии. Через 5 лет на его основе будет создана Германская империя, которая станет федерацией.
Сегодня существуют объединения похожие на конфедерацию по ряду формальных признаков. Среди них образованный экс-советскими республиками Союз независимых государств (СНГ). Он не имеет статуса надгосударственного образования и существует на добровольной основе 9 участников.
Причиной образования СНГ стала историческая общность народов, проживающих на постсоветском пространстве, а также их стремление развивать сотрудничество на основе взаимного уважения.
Еще один пример — Европейский союз. 28 стран-участников этого объединения сохраняют государственный суверенитет и органы госвласти, при этом ЕС имеет общую валюту, а многие вопросы решаются наднациональными структурами. Среди них:
- Европарламент.
- Европейская комиссия (правительство).
- Европейский Банк.
- Счетная палата.
- Европейский банк и другие.
Копенгагенская конвенция 1993 года содержит критерии вступления в ЕС — развитое демократическое общество, правовое государство, рынок на основе свободной конкуренции, признание общих правил и стандартов объединения. Подробнее о Европейском союзе смотрите в этом видео:
Есть ли перспективы у конфедерации?
Ряд политологов называет конфедерацию бесперспективной ФГУ, которая превратится в федеративное государство или прекратит существование в качестве политического образования.
Подобные выводы сделаны на основе следующих факторов:
- временный характер объединения, которое формируется для реализации конкретных целей, после их достижения взаимный интерес к друг другу у участников пропадает;
- несформированность эффективной центральной власти — этому препятствует высокая степень независимости государств и их право в любой момент покинуть союз (сецессия);
- сложность управления из-за отсутствия внутригосударственных правовых институтов и централизованной власти.
Преодолеть эти объективные трудности можно с помощью умения договариваться и открытости к взаимовыгодному сотрудничеству.
Однако у государств часто начинают преобладать национальные интересы, препятствующие консолидации участников конфедерации, что неизбежно приводит к ее распаду.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Такие крупные союзы часто не учитывают интересы и потребности незначительных участников. Потому они выгодны не для всех.
Просто не нужно в интеграции заходить слишком далеко, к примеру, единая таможенная зона вполне хорошее решение, а вот наднациональные парламенты приводят лишь к конфронтации.
Источник