Компромисс как способ решение социального конфликта

Компромисс как способ разрешения социально-трудовых конфликтов

На правах рукописи

Ситникова Ольга Викторовна

КОМПРОМИСС КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ

Специальность 22.00.03 – экономическая социология и демография

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Москва 2011

Работа выполнена на кафедре экономической социологии и маркетинга социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Научный руководитель доктор социологических наук, профессор

Халиков Манир Саидович

Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор

Кибанов Ардальон Яковлевич

кандидат социологических наук, ­

Маслова Александра Николаевна

Ведущая организации Российский Государственный

Гуманитарный Университет

Защита состоится « 13 »­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ декабря 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д501.001.03 по социологическим наукам при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, МГУ имени М.В. Ломоносова, I гуманитарный корпус, ауд. № 1146.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27 (сектор «А», 8 этаж к. 812).

Автореферат разослан «11» ноября 2011 года

Автореферат диссертации размещён на сайте социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу в сети Интернет: http://www.socio.msu.ru «__» ноября 2011 года.

диссертационного совета Д 501.001.03,

кандидат философских наук, доцент Малиева Н.А.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Общественная жизнь России последних десятилетий характеризуется высоким уровнем социальной напряженности и нестабильности, что определяет наличие большого количества неразрешенных противоречий и как следствие – приводит к возникновению конфликтов. Конфликт как способ взаимодействия индивидов и групп при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов – свойственен всем сферам жизни человека, и социально-трудовые отношения в этом смысле также не являются исключением.

Как показывает анализ многочисленных социологических опросов, проводимых исследовательскими центрами – различного рода конфликты – частое явление, и возникают они в повседневной практике любой современной российской компании. Несмотря на то, что последствия конфликтов могут быть различными, как правило, они ведут к ухудшению социально-психологического климата, падению трудовой мотивации, снижению качества выполнения работы, и, как следствие, ее эффективности как среди отдельных сотрудников, так и коллектива в целом. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с конструктивным и своевременным разрешением конфликтов, поиском оптимального способа выхода из ситуации противоборства, поэтому изучение данной проблематики представляет не только научный, но и практический интерес, так как от этого в немалой степени зависит обеспечение социальной стабильности как конкретной компании, так и общества в целом.

Все это обуславливает тот факт, что в последнее время понятию «компромисс» уделяется все больше внимания зарубежными и отечественными исследователями в рамках социологии, конфликтологии, управления персоналом, социальной философии. Современные ученые рассматривают компромисс в качестве классического, т.е. образцового или универсального способа разрешения конфликтов, который при глобальном рассмотрении становится фундаментальным звеном всей социальной конструкции, основой для преодоления противоречий. Компромисс свидетельствует о настрое на победу всех сторон, сближении с оппонентом, осознании необходимости идти на уступки, используя конструктивные модели взаимодействия, позволяет оппонентам выйти из ситуации противоборства, т.е. является средством поворота процесса противостояния в русло эволюционного развития, что и определяет целесообразность его использования для разрешения социально-трудовых конфликтов.

Тем не менее, несмотря на осознание значимости компромисса как одного из способов взаимодействия индивидов и групп в условиях конфликтов, проблема во многом остается неразрешенной. Объясняется это тем, что на данный момент сложилось явное противоречие, связанное с разрывом между потребностью общественной практики в эффективной системе преодоления возникающих в социально-трудовых отношениях конфликтов на основе применения компромисса, с одной стороны, и отсутствием научно обоснованных и апробированных методик – с другой. Именно это обстоятельство обуславливает актуальность выбранной темы исследования, направленной на обобщение и систематизацию знаний в области компромисса как способа разрешения социально-трудовых конфликтов.

Читайте также:  Основные способы строительного производства

Степень разработанности проблемы

Изучению компромисса в научной литературе уделялось много внимания, однако единого подхода так и не сложилось.

Социологические аспекты исследования проблемы компромисса связаны с анализом его различных сторон в работах зарубежных ученых, таких как О. Конт1, Э. Дюркгейм2, М. Вебер3; К.Р. Поппер4, Л. Козер5 и др.6, а также отечественных социологов – В.Н. Кузнецова 7, А.К. Зайцева8.

Моделированием компромисса в рамках теории игр занимались зарубежные и отечественные ученые: В. Парето9, Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн10, Дж. Нэш11, Т. Шеллинг12, Н.Н. Моисеев13, Ю.Б. Гермейер, И.А. Ватель14, В.А. Лефевр15.

Анализу стратегий разрешения конфликтов посвящены труды Р. Блейка и Д. Мьютона16, К. Томаса, Р.Х. Килменна, Дж. Скотт17, М. Дойча18, Дж. Рубина, Д. Пруйта, Ким Хе Сунг19 и др20.

С изучением компромисса в процессе делового общения связаны работы Л.А. Муравьева21, И.С. Клециной22, Е.В. Буртовой23, В.С. Кукушкина24, О.А. Добриной25, В.Н. Шаленко26, Р. Фишера, У. Юри27, Дж. Кэмпа28, Дж. Хэллоуэлла29.

Социально-психологические аспекты управления и разрешения конфликтов отражены в публикациях Д. Дэна30, В. Зигерта, Л. Ланга31, Х. Корнелиуса, Ш. Фейра32 и др.

Отечественные ученые — Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк33, А.Г. Здравомыслов34, Н.В. Гришина35, Д.П. Зеркин36, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов37; научные коллективы: Е.М. Ботвина, О.И. Кашник, Н.В. Силкина, Е.А. Федосихина38; И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров и др.39 – исследуют специфику современных трудовых конфликтов в организациях, а также разрабатывают технологии эффективного управления.

Однако, несмотря на достаточно обширный и разноплановый материал в области изучения конфликтов и основных способов их разрешения, в том числе в социально-трудовых отношениях, в современной научной традиции наблюдается недостаточное внимание проблематике компромисса. Это обуславливает необходимость его социологического осмысления в рамках теории экономической социологии и подразумевает более глубокое рассмотрение специфики компромисса как сложного и комплексного феномена, выявление его социально-экономической сущности, особенностей применения для разрешения социально-трудовых конфликтов.

Объект исследования компромисс как социальный феномен.

Предмет исследования компромисс как способ разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях.

Цель данной работы состоит в исследовании компромисса как способа разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях и разработке на этой основе рекомендаций по эффективному его применению.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

  • Раскрыть сущность компромисса как социального феномена и показать его отличие от таких понятий, как договор, диалог, толерантность, согласие, консенсус и т.п.;
  • На основе анализа социологических концепций компромисса зарубежных и отечественных исследователей обосновать положение о том, что компромисс представляет собой вид целерационального социально-экономического действия;
  • Проанализировать существующие в науке подходы к пониманию компромисса в рамках деловых отношений;
  • Исследовать специфику социально-трудовых конфликтов и компромисса как способа их разрешения в современных российских компаниях, изучить мнение экспертов; выявить причины, мешающие эффективности взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений в процессе разрешения конфликтов, а также разработать соответствующие рекомендации по ее повышению;
  • Определить стадии компромисса, которые можно рассматривать в качестве практических приемов компромиссного разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях;
  • Обобщить и систематизировать основные характеристики «оптимального компромисса», т.е. компромисса, в котором максимально учтены интересы всех участников конфликта, а значит, его можно считать наиболее эффективным и устойчивым;
  • Определить социально-экономические результаты применения компромисса для разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях.
Читайте также:  Способы передачи чужой речи план урока

Теоретико-методологическая основа исследования

Данная диссертационная работа носит комплексный междисциплинарный характер, основой являются положения социологической теории, теории управления, управления персоналом, конфликтологии, экономической социологии, экономической теории, теории рационального выбора, теории игр, отраженные в трудах отечественных и зарубежных исследователей, изучающих конфликты, специфику их разрешения, а также компромисс как стратегию поведения индивидов и групп в ситуации противоборства. Исследование опирается на принципы историзма и детерминизма. Широко используются такие общенаучные методы, как наблюдение, анализ, сравнение, метод научной абстракции, формализация, системный подход, измерение; а также методы социологии: анализ документов, контент-анализ, опрос, методы статистической обработки данных.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты проведенного автором социологического опроса (апрель-май 2010г.) сотрудников различных компаний Москвы и Московской области. Объем выборочной совокупности составил 306 респондентов. Вторичному анализу подверглись результаты социологических опросов исследовательских центров40, а также научные публикации в периодических и электронных изданиях41, интервью, экспертные заключения, статистические сборники, материалы диссертационных исследований за последние десять лет.

Научная новизна диссертационной работы

  1. Уточнено определение понятия «компромисс» в рамках социально-трудовых отношений как структурированного процесса согласования мнений социальных субъектов, составляющих трудовой коллектив.
  2. Предложены стадии компромисса (предкомпромиссная; оценочная; стадия предварительной подготовки оппонентов; подготовительная; планово-креативная; прелиминарная; стадия переговоров по поводу конкретного соглашения; стадия планирования реализации компромисса; стадия получения обратной связи; стадия формирования компромисса и достижения и закрепления соглашения; а также имплементационно-контрольная), которые можно рассматривать в качестве практических приемов компромиссного разрешения социально-трудовых конфликтов.
  3. Выявлены основные характеристики «оптимального компромисса», т.е. компромисса, в котором максимально учтены интересы всех его субъектов, что позволяет считать его эффективным и устойчивым.
  4. Сформулированы социальные (обеспечение соблюдения этических норм взаимодействия; обеспечение своевременного выявления проблем в групповых и индивидуальных взаимоотношениях; обеспечение возможности принятия решений в случаях, когда необходим поиск компромиссов и т.д.) и экономические (сокращение цикла обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений, связанных с разрешением возникающих социально-трудовых конфликтов; сокращение потерь рабочего времени при выработке и реализации управленческих решений, связанных с разрешением конфликтов; повышение эффективности функционирования отдельных сотрудников, подразделений и компании в целом и т.д.) результаты использования компромисса как способа разрешения социально-трудовых конфликтов в современных российских компаниях, обуславливающие необходимость его применения.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и адаптации социологического материала по проблеме компромисса как одного из способов разрешения конфликтов, в том числе и в сфере социально-трудовых отношений, что позволяет существенно расширить область применения социологической теории.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть положены в основу:

  1. дальнейшего совершенствования учеными в области социологии труда, экономической социологии, социологии организации, конфликтологии, управления персоналом и др. теории и методологии компромисса, а также специфики его применения как способа разрешения социально-трудовых конфликтов;
  2. разработки методического инструментария исследования компромисса в условиях социально-трудового конфликта;
  3. предупреждения социально-трудовых конфликтов руководством компаний; внедрения руководителями различного уровня методов компромиссного разрешения конфликтов;
  4. преподавания учебного курса по социологии труда, экономической социологии, социологии организации, конфликтологии, управлению персоналом в высших учебных заведениях; подготовки учебников, учебных пособий и курсов для системы повышения квалификации специалистов и руководителей различных уровней управления как государственных, так и частных компаний.

Апробация результатов исследования

Читайте также:  Способы улучшения экологической проблемы

Основные положения и результаты работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2009), XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010), XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011), Х межвузовской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Социальный потенциал модернизации России» (кафедра государственной службы и кадровой политики РАГС, 2010), VI Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010), II Всероссийском Межвузовском Кадровом Форуме «Инновационное управление персоналом» (кафедра управления персоналом ГУУ, 2011).

По результатам исследования опубликовано 18 печатных работ общим объемом 6.5 п.л.

Структура и содержание диссертации обусловлены целью и задачами настоящего исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, а также приложений.

Основное содержание работы

  1. Компромисс как структурированный процесс согласования мнений социальных субъектов.

Анализ зарубежных и отечественных концепций компромисса, проведенный автором в рамках диссертационного исследования, позволил установить, что на данный момент среди ученых отсутствует единое понимание данного феномена. Разнообразие точек зрения на понятие «компромисс» обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, что существенно осложняет изучение его сущности, свойств, установление четких границ, отделяющих его от родственных понятий, таких как договор, диалог, толерантность, согласие, консенсус, сотрудничество, партнерство и т.п.

Как удалось выяснить в ходе обобщения теоретического материала, многие исследователи понимают под компромиссом некоторый договор, связанный с урегулированием разногласий между кем-либо в конфликте (споре) путем взаимных уступок участвующих в нем сторон, то есть компромисс рассматривается ими как результат взаимодействия субъектов, зафиксированное соглашение участников конфликта, связанное с его окончательным разрешением.

Однако, с точки зрения автора, подобный подход не всегда является продуктивным, поскольку компромисс представляет собой один из наиболее цивилизованных способов разрешения конфликтов, наилучшим образом характеризующий сущность мирного урегулирования возникших противоречий, ориентированный на исключение насильственных форм взаимодействия, на снижение интенсивности противоборства за счет снятия напряженности, перевода конфликтного взаимодействия в конструктивное русло, создания предпосылок для диалога, обсуждения позиций сторон с целью выработки такого решения, которое максимально удовлетворяло бы интересам и потребностям всех участников конфликта. Являясь гармонизирующей стратегией поведения в ситуации противоборства, компромисс, таким образом, представляет собой один из способов согласования текущих интересов и предполагает выработку взаимовыгодного решения, а, значит, его необходимо рассматривать как процесс, то есть совокупность конкретных действий, существенными признаками которых является согласие, нацеленность на получение взаимовыгодного результата на основе взаимных уступок. Рассмотрение компромисса в данном контексте, то есть как процесса, связано с представлениями В.Н. Кузнецова42, А.К. Зайцева43, Н.И. Маковеева44, Я.Ю. Яниной45, О.А. Васильевой46.

Таким образом, на основе проведенного в рамках данного диссертационного исследования анализа существующих в науке представлений о компромиссе, а также рассмотрения компромисса как способа разрешения социально-трудовых конфликтов, автор уточнил определение понятия «компромисс» как структурированного процесса согласования мнений социальных субъектов, составляющих трудовой коллектив.

  1. Компромисс как целерациональное социально-экономическое действие.

Компромисс представляет собой специфический способ диалектического взаимодействия индивидов и групп в ситуации конфликта, обоюдные усилия социальных субъектов как «разумных существ», направленные на разрешение возникших противоречий, что позволяет считать его социальным действием, т.е. поведением, с которым действующий индивид или индивиды связывают определенный смысл, соотнося с действиями других людей.

Источник

Оцените статью
Разные способы