Компромис как способ разрешения конфликтов

КОМПРОМИСС — что это. Плюсы и минусы компромисса

КОМПРОМИСС. В современном обществе принято находить способы решения проблем без оскорблений, ругательств, применения оружия или судебных разбирательств. Всегда можно найти общий язык с оппонентом и привести веские доводы, не применяя физическое воздействие. При этом нельзя забывать, что такое компромисс, ведь иногда только с его помощью можно выйти из спорной ситуации.

Компромисс — что это?

Людям нередко приходится решать проблемы путем взаимных уступок – это и есть компромиссное решение конфликтных ситуаций. Зачастую человеку приходится идти на компромисс с совестью, родственниками, друзьями, партнерами и коллегами. Этот способ может быть действенным не только в социальной, но и в политической жизни общества. История знает немало примеров, когда назревающие военные конфликты заканчивались взаимовыгодными мирными соглашениями. Компромисс в конфликте или политическом вопросе часто является одним из выгодных и достойных методов их решения.

Компромисс в психологии

С точки зрения психологии компромисс интересов – это решение, при котором стороны должны сделать некоторые шаги навстречу друг другу и выяснить, какой результат будет удовлетворять их обоих. Это действие требует временного отказа от амбиций и интересов, что в некоторых ситуациях может принести большую пользу. Людям бывает сложно сделать подобные шаги, поэтому их результат должен быть выгодным и плодотворным для обеих сторон. Такое поведение бывает не только полезным для решения конфликта, но и для сохранения дальнейшего общения, общего дела, семейных или дружеских отношений.

Компромисс — плюсы и минусы

Выбирая компромисс при принятии решения в спорных ситуациях, можно взвесить положительные и отрицательные стороны такого решения. Среди минусов выделяют следующие:

  • необходимость поступиться своими принципами, амбициями, на некоторое время забыть о гордости;
  • иногда лишь частичное удовлетворение от полученного результата;
  • в некоторых случаях это только промежуточный этап выхода из ситуации;
  • принятие уступок требует продуманных и осторожных действий, умения излагать свои мысли и некоторых навыков ведения переговоров.

Если не концентрировать свое внимание на перечисленных минусах, разумный компромисс имеет и положительные стороны, особенно если принимать взвешенное решение:

  • взаимная выгода;
  • в некоторых случаях окончательное разрешение конфликта;
  • опыт проведения переговоров;
  • возможное сохранение дальнейших взаимоотношений.

Чем компромисс отличается от консенсуса?

Часто компромисс сравнивают с консенсусом, но значения этих понятий несколько отличаются. Например, нередки случаи, когда семья, выбирая направление для отпуска, сомневается в своих предпочтениях – путешествие на море, поход в горы или экскурсионный тур. Если после обсуждения предпочтение единогласно отдано поездке на море, то это будет консенсусом.

В случае выбора поездки на море с обязательной экскурсионной программой можно сказать, что достигнут компромисс в отношениях семейной пары. Значимое отличие данных понятий в том, что первое понятие предполагает общее согласие, а второй термин – наличие взаимовыгодных уступок при подобном решении проблемы.

Видео: Разумный компромисс или предательство себя? Компромиссы в семейных отношениях.

Компромисс — виды

В качестве выхода из затруднительной ситуации иногда приходится использовать компромисс, и его виды могут быть следующими:

  1. Добровольный, который заключается без внешнего давления посторонних лиц.
  2. Вынужденный, к которому стороны приходят под влиянием различных условий.

Независимо от того, принудительным или добровольным будет решение проблемы, важно помнить, что такое компромисс, и в каких случаях имеется возможность им воспользоваться, ведь большинство спорных ситуаций можно решить мирным путем, еще и с некоторой выгодой для обеих заинтересованных сторон конфликта.

Источник

Компромисс- как способ разрешения конфликта

Компромисс- как способ разрешения конфликта

Глава 1. Компромисс, как способ разрешения конфликта 4

1.1. Причины возникновение конфликта 4

1.2 Стратегия поведения в конфликтной ситуации 7

1.3. Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров через компромисс 16

Глава 2. Исследование выхода из конфликтной ситуации 22

2.1. Цели и задачи эксперимента.22

2.2. Описание проведения исследования 23

1. Метод картографии.23

2 Тест — опросник Томаса-Килменна , это методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению 23

3. Тест: способны ли вы пойти на компромисс?» 25

2.3. Анализ и обработка результатов исследования 25

Всем понятно, что конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.

Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

Наиболее предпочтительным методом урегулирования является достижение компромисса между конфликтующими сторонами.

Компромисс есть соглашение , достигнутое путем взаимных уступок. Использование компромисса , как метода выбора политического экономического, социального действия возможно в том случае, если участники решения не находятся друг с другом в резко отрицательных взаимоотношениях, т.е. когда их интересы частично совпадают и одновременно частично сталкиваются. В таких ситуациях оказывается возможным принять решение , которое не гарантирует ни для одной из сторон полноты выполнения их требований, но зато обеспечивает реализацию общей или высшей цели.

В обществе такой высшей целью , объединяющей его членов , является сохранение целостности и независимости государств, гражданского мира и выполнения общенациональных задач.

Умение найти оптимальные решения в экономических вопросах, урегулирование социальных конфликтов и политических, а также разрешение бытовых проблем делает тему «компромисса» важной и злободневной. В жизни нам очень часто приходится жертвовать одним, чтобы добиться другого. Проблема умения найти компромиссное решение во всех сферах социальной жизни доказывает актуальность темы.

Читайте также:  Базальный способ ухода за лесом

Предметом исследования является изучение компромисса, как способа выхода из конфликтной ситуации.

Цель работы: изучить компромисс, как один из наиболее эффективных способов урегулирования конфликта.

Задачи, вытекающие из нее:

1. Изучение причин конфликтов и способов выхода из него. 2. Анализ и способы преодоления критических ситуаций.

3. Рассмотреть компромисс, как реабилитацию конфликтных ситуаций.

Опираясь на поставленных цели и задачи — выдвинули гипотезу-:

— Обещая друг другу что

— Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устраняются.

— Человек, умеющий правильно оценить ситуацию изнутри, способен найти компромисс в любой ситуации

Объект исследования: группа конфликтующих студентов из 4 человек, проживающих в одной комнате общежития.

1. Метод картографии

2. Диагностика с помощью опросника Томаса-Килменна по определению, характерных личностные особенности поведения в конфликтной ситуации

3. Тест «Способны ли вы на компромисс?»

Данная работа рассматривает причины бытовых конфликтных ситуаций, встречающихся на каждом шагу и варианты решения выхода из них: которым, как наиболее предпочтительным является – компромисс, соответствующий высокоцивилизованному обществу людей.

Глава 1. Компромисс, как способ разрешения конфликта

1.1. Причины возникновение конфликта

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание. Попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…

Конфликт или конфликтная ситуация является причиной возникновения стрессовых ситуаций в процессе коллективной трудовой деятельности. Существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт и его классификации.

В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л.А. Петровской, содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются: сущность конфликта, его генезис, эволюция конфликта, классификация, структура, динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение, разрешение конфликта, методы диагностики и исследования конфликта[1]. Так, К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт, как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений[1].

А.А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения.

Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей. [10]

Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности[1].

А.Г. Ковалев считает, что конфликт- это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция , и как ответная эмоционально окрашенная реакция[2].

В основе возникновения конфликтов лежат противоречия, возникающие в процессе трудовой деятельности:

— противоречия поиска, когда сталкивается новаторство с консерватизмом;

— противоречия групповых интересов, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов;

— противоречия, связанные с личными, эгоистическими

побуждениями, когда корысть, карьеризм подавляют все другие мотивы;

— противоречия несостоявшихся ожиданий;

— противоречия политические (антисоциальные поступки) [3].

Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными аффектами, такими как обида, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх. Эмоции нередко толкают человека на борьбу, и в этом случае вместо противоречия возникает противоборство. Таким образом, конфликт — это противоречие, которое характеризуется противоборством конфликтующих сторон. Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей. [13]

В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. [10]

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов.

1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

2. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.

3. Конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.

Причины возникновения конфликтных ситуаций в первичном трудовом коллективе могут быть весьма разнообразны. К ним относятся: [11]

1. Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.

2. Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта ( неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).

3. Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.

4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.

5. Нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»).

Читайте также:  Рукав реглан способ связи

6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.

7. Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Личностные конфликты учащаются в однородных по полу коллективах, они в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива

8. Личностные характеристики отдельных людей — специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.

1.2 Стратегия поведения в конфликтной ситуации

На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с «коррекцией» на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние[14].

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте:

– стратегия «партнерство» характеризуется ориентацией на учет интересов и потребностей партнера. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов. «Наш интерес состоит в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны» — провозглашают сторонники партнерской стратегии поведении (то есть при ее доминанте).

– стратегия «напористость» характеризуется реализацией собственных интересов, стремлением к достижению собственных целей. Жесткий подход: участники — противники, цель — победа или поражение. Сторонники стратегии напористости нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение, легко ссорятся и портят отношения. [15].

Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения, то целесообразно ознакомиться с разработанной К.У. Томасом и Р.Х Килменном стратегией поведения в конфликтной ситуации и осознанно выбрать определенную стратегию поведения в зависимости от обстоятельств. Исследователи указывают на пять основных стилей поведения при конфликте[20]:

• конкуренция или соперничество;

• игнорирование или уклонение.

Стиль поведения в конкретном конфликте, замечают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна, позволяющую проанализировать конфликт и выбрать оптимальную стратегию поведения. Она в свою очередь позволяет для каждого человека создать свой собственный стиль разрешения конфликта.

Формы поведения в конфликте

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретных ситуаций и характера личности человека.

При низкой напористости и низком значении партнерства — тактика «Избегание» («уход», «уклонение») — стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.

При низкой напористости и высоком стремлении к партнерству — тактика «Уступка» («приспособление») — стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями. Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» гарантирован «стратегический выигрыш». Если данная стратегия станет для менеджера доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно руководить подчиненными.

При высокой напористости и низком партнерстве — тактика «Противоборство» («соперничество», «конкуренция») – стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Применение власти, принуждения, давления, использование зависимости партнера. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения. Этот стиль может быть признан эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы своей организации, и порой он просто обязан быть настойчивым. Существенным недостатком данной стратегии является подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

При высоких значениях напористости и партнерства — тактика «Сотрудничество» — поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы»[16].

При средних значениях напористости и партнерства — тактика «Компромисс» — стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Стиль компромисса находится в середине сетки Томаса-Килменна. Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако, осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы, например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться». Стиль компромисса требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился, помня при этом, что делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены[22].

Читайте также:  Способы определения влажности почв

Одним из недостатков стиля является то, что одна сторона может, например, преувеличить свои требования, чтобы потом показаться великодушной или уступить раньше другой. В такой ситуации возможно ни одна сторона не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет ее нужд. Следует также учесть и то, что если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, то он может быть далеко не самым оптимальным исходом конфликтной ситуации.

Для примера приведем несколько политических компромиссов и компромиссов в экономике[19,24].

Исторический компромисс, приведший к созданию Соединенных Штатов Америки и принятию американской Конституции. Он не решил, да и не мог решить все существовавшие тогда проблемы (такие , например, как рабство), но заложил надежные основы стабильности и будущего процветания американского общества. Это было четкое восприятие времени, передовых социальных идей восемнадцатого столетия, но также и сохранение преемственности в накопленном историей политическом опыте.

Примером событий недавнего времени служит процесс перехода Испании от авторитаризма к демократии. К компромиссу пришли , с одной стороны, демократическая оппозиция, а с другой так называемые ‘’цивилизованные правые’’, наиболее трезвомыслящая часть правящих классов, осознавшая неотвратимость грядущих перемен. В рамках этого широкого компромисса были достигнуты и компромиссы в узком смысле слова, т.е. конкретные политические соглашения, наиболее важное из которых — пакт Монклоа, заключенный между правительствами А.Суареса и основными политическими партиями в том числе КПИ. Пакт содержал совместную программу экономических и политических реформ, необходимых для перехода от франкизма к представительной демократии.

Тактической уловкой Наполеона был, например, его компромисс с Э.Сиейесом и некоторыми другими представителями режима Директории накануне переворота 18 — 19 брюмера 1799г.Участников этого союза объединило стремление к сильной авторитарной власти, однако у каждой стороны были свои резоны добиваться ее. Бонапарт, представляющий в своем лице нарождающийся буржуазный авторитаризм — явление прогрессивное по тем временам — и обладавший выдающимися качествами государственного деятеля, так необходимыми политику в разоренной десятилетней смутой стране, успешно использовал этот союз для достижения формальной власти (режим трех консулов) . Когда же цели, поставленные Наполеоном при заключении компромисса, были достигнуты, этот союз был отброшен.

Столь интересный политический компромисс, как создание Содружества Независимых Государств, неконтролируемый распад Союза, и как способ ухода от реальности, требующей федеративного единства, и как самообман политиков, желавших сохранить в какой — то форме общность населявших Союз народов. Его можно воспринимать и как средство консервации противоречий: СНГ, декларируя формальное единство его участников, оказалось не в состоянии разрешить нарастающие противоречия между ними; оно не сводит эти противоречия на нет, а скорее камуфлирует их. Создание СНГ может быть представлено и как тактическая уловка со стороны сил , стремящихся во что бы то ни стало ‘’разойтись по национальным квартирам’’, но заявляющих о необходимости союза ‘’на качественно новой основе’’. Наконец, это и нереализованная возможность исторического компромисса, который мог стать спасительной альтернативой наблюдаемому ныне на просторах бывшего СССР общественно- политическому катаклизму.

В экономике: Нефте – газовая отрасль России, также как и энергетическая стоит на пороге серьезных преобразований. Этот переломный момент требует взаимодействия и сотрудничества всех участников процесса: и органов власти, и производителей, и потребителей. Компромиссное решение в создании конкурентной среды и запуск рыночного механизма ценообразования устранит перекос топливного баланса России.

В конечном счете стиль компромисса при разрешении конфликта можно использовать в следующих ситуациях[21]:

• обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

• удовлетворение желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение;

• возможно временное решение, так как нет времени для выработки другого; или же другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными;

• компромисс позволит хоть что-то получить, чем все потерять.

При этом необходимо помнить об одном – нет двух одинаковых людей (от наших предков к нам дошла простая, как все гениальное, мудрость «что хорошо для сапожника не всегда хорошо для пекаря»)[25], а поэтому различные способы могут идеально подходить и, напротив, быть совершенно противопоказаны даже для членов одной семьи, не говоря уже о сотрудниках одного коллектива.

Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную X. Корнелиусом и Ш. Фейером[15]

Проблема в общих чертах

(распределение нагрузки, общение, взаимоотношения и т.д.)

Источник

Оцените статью
Разные способы