Композиционный центр способы его выделения

Композиция в художественной школе. Способы выделения композиционного центра

Уроки композиции в Детской Художественной Школе всегда воспринимаются детьми с большим энтузиазмом, чем другие предметы. И это неслучайно, ведь уроки композиции дарят детям возможность сочинять, мыслить, творить. Весь их творческий потенциал, умение думать, равно как и навыки полученные на уроках рисунка и живописи — все это начинает работать для создания чего-то нового, необычного, того, что никто до них еще не создавал. Дети любят фантазировать, и эта склонность на уроке композиции как никогда кстати. Однако, сочиняя и фантазируя, ребёнок всё равно берёт за основу то, что он когда-то видел. Именно поэтому так важно, когда учащиеся регулярно делают зарисовки с натуры. Во время таких черновых набросков юные художники запоминают формы предметов и, в принципе, таким образом учатся рисовать. Когда дети приходят ко мне на урок, то начинаю я его, именно, с анализа сделанных учащимися зарисовок. Так, начинается процесс раскрытия темы и поиска лучшей идеи. Традиционно в художественной школе прежде чем приступить к выполнению итоговой работы, автор делает массу черновиков и эскизов. Далее, выбрав, самый удачный вариант, ученики разрабатывает эту идею и переходят на создание итоговой работы. В процессе поиска, художник компонует рисунок уже в черновиках, сопоставляя большие и малые формы, распределяя в листе главные силуэты и второстепенные. Уже на этой стадии, в набросках, необходимо искать тот силуэт, который будет являться композиционным центром работы. Далее, в эскизе, учащийся также должен думать о том, как подчеркнуть этот самый композиционный центр. Ниже я хочу остановиться на этой важной теме: как выделить центр композиции и что такое акцент.Начну с примера. Художник, смешивает краски, наносит мазки на холст. Для стороннего наблюдателя это выглядит как размазывание краски. Но вот, неожиданно, зритель видит как из этих клякс появляется ветка дерева. Далее опять непонятно: какие-то серые цвета, всё как-то мутно. Однако, не проходит и десяти минут, как это серое пятно становится лесным массивом на втором плане картины. Этот лесной массив так необычно погружает зрителя в глубину леса, что ощущается пространство под кронами деревьев. Далее, художник лихо обобщая ненужное, как говорится, лёгким движением руки намечает контуры дерева на первом плане. Не доведя этого до конца, он берётся за тропинку в лесу. Светлым силуэтом извилистой линии, художник «укладывает» её на плоскость земли и тропинка «уходит» вдаль, в глубину леса. Далее он опять возвращается к силуэтам деревьев на первом плане. Прописывая полупрозрачным красочным слоем, он оставляет эти силуэты в подмалёвке. Добавляя всё больше веток к основному стволу дерева, художник прописывает детали, которые уже намного понятнее зрителю. Среди подробно прорисованных деревьев на первом плане художник останавливает своё внимание на одной крупной ветке, которая свисает над тропинкой. Эта ветка является композиционным центром холста, ведь именно на ней останавливается взгляд. И это не случайно. Акцент на ней ставится с помощью некоторых приёмов станковой живописи:

1. Выделение с помощью тонового контраста.
2. Акцент с помощью цветового контраста.
3. Выделение посредством размера и формы силуэта.
4. Выделение композиционного центра посредством обобщения и детализации.

В заключении статьи привожу в качестве примера свою методическую таблицу, которая хорошо помогает учащимся усвоить эти понятия. А сейчас, я подробнее остановлюсь на каждом отдельном пункте.

Выделение композиционного центра с помощью тонового контраста. Это когда второстепенные части композиции выполнены в сближенных тонах (например, силуэт лужайки и полосы леса не сильно отличаются по тону; допустим — один «серый», а другой — чуть темнее.), а главный элемент значительно разнится в тоне (например, ствол сосны написан художником очень тёмными красками или наоборот, очень светлыми по отношению к лужайке и полосе леса на втором плане).
Акцент с помощью цветового контраста достигается с помощью того же принципа, что и тоновой, только речь пойдёт о цвете. Например, насыщенность красок второстепенных деталей композиции будет меньшей, чем насыщенность красок композиционного центра. Т. е. полоса леса из вышеупомянутого примера будет приглушённой по цвету, а ствол сосны будет насыщенно «рыжим». Под цветовым контрастом можно подразумевать и соседство контрастных (по спектральному кругу) цветов. Например, на зеленом фоне леса рыже-красный ствол сосны. Как известно, красный и зеленый цвета являются контрастными, и усиливают активность друг друга.

Выделение посредством размера и формы силуэта. У каждого предмета есть форма. А у формы есть размер. Если силуэты второго плана мелкие, а предмет на первом плане крупный, то он будет выделяться (выглядеть необычно по отношению к остальным). Плюс пластика линии этого предмета может немного отличаться от характера линий силуэтов второго плана. Это тоже способствует некоторой «самобытности» формы по отношению к остальным частям композиции. Или, наоборот, главный силуэт маленький, а остальные — крупные.

Выделение композиционного центра посредством обобщения и детализации. Когда художник умеет обобщать второстепенное, и детализировать главное, то это, до некоторой степени, признак мастерства. Если из вышеупомянутого примера художник обобщил массу леса на втором плане, и в подробностях прописал ветку дерева, свисающую над тропинкой — то это не случайно. Этот приём оживляет живопись. Она становится более выразительной, живой. Зритель как бы оказывается в пространстве картины. Оригинальная живопись получается не только когда художник самобытен, по особому видит и т. д., но и когда живопись динамична в цвете, тоне, обобщении и детализации форм. Принцип отбора в композиции очень важен. К сожалению, не все современные художники применяют этот принцип в своём творчестве. Если художник умеет его использовать, то его живопись не оставит зрителя равнодушным.

Следует отметить, что второстепенные части композиции также нужно использовать для направления взгляда зрителя к центру. Буквальный центр листа и композиционный центр, как известно — не одно и тоже. Доминанта может быть и в углу формата, и в правой или левой стороне, и в центре — где угодно. Все дело в ощущении. Взгляд зрителя должен «тянуться» к этой доминанте.

Вышеперечисленные способы выделения композиционного центра способствуют этому. Однако второстепенные детали композиции могут еще и «подводить» взгляд зрителя к акценту. Например, «перетекание» объектов большего размера к объектам меньшего размера «подводит» взор к тому месту листа, которое автор решил сделать доминантой. Композиционный центр не всегда должен быть каким либо объектом. Доминантой в композиции может являться и просто часть пустого пространства ( например вид поля или кусок неба ) ограниченная какими-либо предметами.

Теперь внимательный читатель, должен задаться вопросом: «А как эти сложные понятия донести до детей?». Ведь одно дело — студенты художественных училищ, и совсем другое — воспитанники Детских Художественных Школ. Далеко не все учащиеся станут художниками. Кто-то приходит учиться в ДХШ просто, для общего развития. К нам, в «художку» (как дети называют художественную школу) дети приходят с общеобразовательной школы уже загруженные и уставшие. У них (в отличие от студентов, которые могут заниматься рисунком 4 или 6 часов в день), урок длится всего ничего. А придя домой, им еще делать уроки. Так как же преподаватель может приспособиться к таким условиям, и не превратиться в обычный кружок рисования (хотя ДХШ и ДШИ и так официально причислили к дополнительному образованию)? А, ведь, это школа. Пусть и дополнительная по отношению к общеобразовательной? И тут мы приходим к осознанию важности умения педагога адаптироваться к таким «экстремальным» условиям. Преподаватель должен понимать психологию ребёнка. И не должен он быть «читателем лекции», а уметь донести до детей вышеизложенные понятия и термины простым языком, понятным для ребёнка. Использует ли педагог игровую форму, или форму беседы или какие-либо еще — не важно. Главное, чтобы дети усвоили пункты программы, чтобы преподаватель смог заинтересовать детей, смог создать благоприятную и дружную атмосферу в классе. В процессе работы над черновыми почеркушками, педагог может давать комментарии, объясняя, где мог бы располагаться главный силуэт композиции и почему. Такими пояснениями преподаватель раскрывает смысл этих сложных понятий, о которых мы говорим в этой статье. Т.о. учащийся, на практике видит как воплотить эту сложную теорию, в процессе своей работы. В младших классах ДХШ ( 6-7 лет) роль педагога нередко сводится к тому, чтобы просто направлять работу ребенка, заинтересовать его, дать ему возможность просто воплощать свою фантазию. Можно познакомить его с палитрой. Объяснить, что цвета бывают сложные и их можно получить путем смешения… В этом возрасте дети еще мыслят плоскими формами и ненужно им говорить о законах светотени. А вот, в старших классах ( 10 — 16 лет) педагог просто обязан обучать детей академической грамоте. Именно эту возрастную категорию я имею ввиду, когда говорю о композиции, доминанте… и т. д. В 4 классе Детской Художественной Школы (10-16) лет учащиеся уже должны владеть такими понятиями как светотень, построение рисунка, пропорции предметов и т. д. Все эти навыки необходимы, чтобы учащиеся старших классов могли грамотно реализовать свои идеи на уроках композиции. И на всех этапах создания живописного произведения — от эскиза и до чистового листа — учащиеся должны помнить не только об этих «прописных» истинах, но и о том, как сделать свою работу «живой», интересной, приковывающей взгляд. И вот здесь, очень важно помнить об акценте или доминанте в композиции. Уметь отбирать важное и обобщать второстепенное. Это признак мастерства. Безусловно, кроме законов изобразительного искусства, существует то, что нельзя облечь в логическую форму. Вдохновение, талант, оригинальность, творческое мышление, особое видение, ассоциативное мышление… все это неотъемлемая часть условия, при котором художник создает настоящий шедевр. И работа педагога должна способствовать как развитию творческого мышления, так и усвоению академической грамоты. Только когда эти два условия соблюдены, художественная школа может похвастать своими выпускниками как подготовленными и творческими личностями.

Читайте также:  Способы узнать человека по номеру

В заключении, тех, кто заинтересовался этой темой, приглашаю познакомиться с методической таблицей, о которой я упоминал вначале статьи:

Способы выделения композиционного центра.

«ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» К. Даглдиян. Учебное пособие, издание второе. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010 г.

«ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» выпуск 2-ой, редактор: И. Абельдяева, издательство Академии художеств СССР, Москва, 1960 г.

Источник

Композиция: понятия и правила

Примеры композиционно выверенных изображений

Важнейшим компонентом в художественном искусстве является композиция, которая придает произведению законченность, показывает его единство и подчиняет элементы в нём между собой и основным замыслом. С латинского «compositio» означает соединение, создание порядка, чёткого взаимодействия. Где бы не использовалась композиция, к примеру, в дизайне, в рисовании, фотографиях, она всё равно будет выполнять одни и те же функции.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Геометрический и композиционный центры

Строят композицию на плоскости, несмотря на то, фотография это, лист или экран компьютера. Когда через плоскость проводят две диагонали, на пересечении можно будет найти центр композиции, с точки зрения геометрии, которая будет построена в будущем.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Геометрический центр композиции

Что б вы не вписали в данный центр, предмет будет там отлично смотреться и привлекать внимание. Действительно, композиционный центр для того и нужен, чтобы сфокусировать внимание зрителя на какую-то из деталей композиции. В этом центре указывают основную сюжетную линию. Рекламная индустрия давно использует композиционный центр, как привлечение и заострение внимания. Потенциальный покупатель машинально смотрит в центр, а там его уже ждёт «наживка» в виде текста или изображения.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Обратите внимание, что композиционный и геометрические центры не всегда совпадают. Более того, композиционных может быть несколько штук, а вот геометрический будет всегда только один.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

С помощью чего выделяют композиционные центры:

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

  • контраста света и тени;
  • формы;
  • размера;
  • контраста цвета.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Способы выделения композиционного центраНа второй план, в современной живописи, чаще всего оставляют сюжетно-композиционный центр. В отличии от фона, передний план служит больше как вступление и приглашает сделать взгляд на сюжет. Второй план скрывает в себе весь сюжет, а третий (фон) является продолжением «событий» картины.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Основные понятия и правила композиции

В разные эпохи развития искусства, деятели этого направления особо интересовались поиском более выразительных схем композиции, чем они использовали ранее в своих работах. За много лет было создано тысячи произведений с разнообразными решениями композиции. Чтобы лучше понять основы этого термина, лучше посмотреть на схематические изображения с пояснениями.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Диагональные линии в композиции

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Перед вами два графика. На первом видно, что стрелка поднимается вверх, на втором же – вниз. В композиции важно, чтобы линии были направлены только вверх, поэтому проведенная линия от левого угла вниз воспринимается хуже, чем линия от левого угла вверх.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Замкнутая и открытая композиция

Поскольку в замкнутой композиции линии направляются в центр, она подходит для передачи неподвижных предметов. Центр композиции выполняет замыкающую функцию для элементов, которые там находятся. При взгляде на композицию откуда бы ни было, он будет направлен к центру. Чтобы красиво замкнуть предметы в центральной точке, их используют в компактном виде.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Открытая композиция, в свою очередь, с точностью да наоборот повторяет свойства замкнутой. Если вы хотите передать открытость пространства, дальность движения или что-то в таком ключе, используйте именно её.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Правило золотого сечения

В зависимости от того, как будут расположены элементы на плоскости, они могут быть гармонично использованы или нет.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Благодаря гармонии предметы на плоскости используются именно так, как предполагает автор. Слева изображение выглядит более гармонично, чем правое.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

В природе, которая априори гармонична, работает несколько зрительных образов, а они подчиняются симметрии и золотому сечению.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Золотое сечение получают, когда берут два отрезка, делят на две части, которые неравны. Если большая часть отрезка относится к меньшей так же, как весь отрезок к большей части, мы получили соотношение нужного нам типа. Пример на рисунке ниже.

Читайте также:  Как можно оформить брови разные способы

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

p, blockquote 22,0,1,0,0 —>

Если предположить, что весь отрезок это 8, то большая часть отрезка это 5/8, а меньшая — 3/8. Таким образом, зрительные центры располагаются вот так:

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Правило трех третей

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

На первом рисунке изображено две фигуры, которые, на первый взгляд, расположены гармонично. Согласно золотому сечению, здесь вообще неправильно расположены элементы. Однако, если поделить квадрат на 9 частей (квадратиков), то мы заметим, что фигуры расположены на пересечении линий, а горизонталь треугольника совпадает с основной горизонталью. Это упрощенное золотое сечение или правило трёх третей.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Композиция в дизайне

Настоящее произведение выстраивается на нескольких понятиях: главном сюжетно-тематическим центром и подчинённых ему иных элементов построения. Освещение, тональность, план, ракурс, а также колорит, точка и съёмочный момент, акцент и контраст неизменно содействуют композиции по смыслу и предметно.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

Композиция, с научной точки зрения, изучает закономерности внутри строения форм как в искусстве, так и дизайне. Кроме этого, в неё входит достижение целостности и гармонии вещей.

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

По законам композиции, вещь должна иметь такую структуру, которая будет максимально чётко и лаконично передавать информационный посыл для конечного потребителя.

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

Свойства пространственной формы предметов

Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов.

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков:

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

  1. геометрический вид (конфигурация);
  2. величина;
  3. положение в пространстве;
  4. масса;
  5. фактура;
  6. текстура;
  7. цвет;
  8. светотень;

Геометрический вид — свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы.

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

В зависимости от преобладания одного из трех основных измерений выделяются три вида формы:

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

  1. объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений;
  2. плоскостной, определяющийся резкой (или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения;
  3. линейный, для которого характерно преобладание какого-либо одного измерения над двумя другими при их относительно малой величине.

Прямолинейность (криволинейность) поверхности.

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

Чтобы разобраться с закономерностями композиций, нужно узнать пространственные формы предметов. К ним относят светотень, текстуру, массу, цвет, фактуру, величину, как оно находится в пространстве и геометрический вид (иначе говоря, конфигурацию)

p, blockquote 36,0,0,0,0 —>

Конфигурация и соотношение размеров формы по трём координатам пространства называется геометрическим видом. Есть варианты этого вида: плоскостной, линейный и объёмный. Первый являет собой намного менее (иногда, резко) выраженное значение одной координаты над остальными, второй преобладание одной координаты над другими, а третий означает относительное равенство между координатами.

p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

Прямолинейность (криволинейность) поверхности характеризуется крайними состояниями – окружность и многогранная поверхность. Первый вариант – это преобладание прямой линии, а второй – нескольких линий.

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

Соотношение величин элементов в одной форме или отношение формы к размерам наблюдателя называют величиной.

p, blockquote 39,0,0,0,0 —>

Свойство пространственной формы предметов, которое характеризует строение поверхностей с внешней точки зрения (гладкая или шероховатая), называется фактурой.

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

Предел с одной стороны — максимально гладкая поверхность, где шероховатость почти незаметна. С другой стороны, есть максимально шероховатая поверхность, когда элементы фактуры различимы.

p, blockquote 41,0,0,0,0 —>

Наблюдаемое на поверхности предмета отображение структуры называют текстурой. Есть текстуры, с помощью которых точно можно отличить, из какого материала состоит та или иная форма. Иногда, при обработке какого-либо изделия, его обрамляют текстурой для улучшения декоративности.

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

Зрительное ощущение, которое получает наблюдатель, когда смотрит на предмет, называется восприятием цвета. Таким образом, цвет — это свойство, которое имеет тот или иной объект, когда он отражает или излучает свет. Для цвета характерны: тон, насыщенность, светлота.

p, blockquote 43,0,0,0,0 —>

Существует три ряда разнообразия цвета:

p, blockquote 44,0,0,0,0 —>

  1. Ряд от белого до чёрного цвета (серые ахроматические тона);
  2. Ряды теплой гаммы (от желтого до красного), холодной гаммы (от зеленого до фиолетового) и дополнительный цветов (от синего до оранжевого, от зелёного до красного, от фиолетового до желтого);
  3. Ряды хроматические-ахроматические, т.е, зелёный — серый, зелёный — белый и т.д.

Таким образом, получаем бесконечное разнообразие цвета, который используют как активное средство композиции.

p, blockquote 45,1,0,0,0 —>

Лишение округлой формы объёма можно достичь благодаря отсутствию теней. Если освещение будет таковым, что тени не станет, необходимо поработать с цветом и фактурой поверхности для возобновления эффекта.

p, blockquote 46,0,0,0,0 —>

Световой каркас поверхность образуется светлыми бликами на приготовленной поверхности. В свою очередь, этот каркас должен быть согласован с формой, иначе можно разрушить (зрительно) форму, которая в целом достаточно хороша. Если она освещенная под углом 90 градусов, значит она будет восприниматься как силуэт светлого типа на тёмном фоне. Так пропадают свои тени кривой поверхности.

p, blockquote 47,0,0,0,0 —>

Если направить свет под углом 45?, мы добьемся выявления объемных и фактурных качеств формы в трёхмерном виде. Увидим свет, полутон, тень, в том числе, падающую, а также заметим рефлекс. Благодаря фактуре исключатся блики, а если приблизить источник света вплотную, мы добьемся контрастные отношения света с рефлексами сложного типа и плотной тенью. На тенях собственного и падающего типа мы увидим тональные градации более крупно. Фактура будет выделяться лучше, если на криволинейную поверхность будет падать скользящий свет.

p, blockquote 48,0,0,0,0 —>

Если постепенно удалять источник света, мы получим исчезновение светотеневых градаций. Таким образом, материальность формы тоже будет заметно уменьшаться, а предмет, в некий момент, станет будто плоским, от него останется лишь силуэт. Теперь можно резюмировать, что, если плоскость стоит вертикально, она будет постоянно сохранять плоскостность, как бы сильно не направлялся свет. Объёмная форма потерпит изменения, а криволинейная поверхность либо усилит/уменьшит светотень и рефлексы, либо усугубит особенности рельефа, если речь пойдёт о рассеянном свете.

p, blockquote 49,0,0,0,0 —>

Когда происходит освещение двух граней объёмной формы, то при равномерном варианте получаем слабое её чтение и плоскостной характер. Если освещение на одной из граней преобладает, значит строение формы станет более ясным, однако чрезмерно этот эффект использовать не стоит, иначе зрительная связь может быть нарушенной. Так будет потеряна целостность формы. Свойства, которые есть у формы, никогда не изолированы друг от друга, наоборот, она характеризуется их единством и множеством.

p, blockquote 50,0,0,0,0 —>

Свойства и качества композиции

Гармоничная целостность

Целостность формы являет собой отражение логичности и органичности связи конструкции от композиционного воплощения. Если конструктивные элементы нужно объединять не только технически, но и композиционно, эта связь должна сохраняться. Только так достигается гармоничная целостность. Когда отсутствует соподчинённость между элементами формы, значит отсутствует и гармония. Чем сложнее форма отдельных элементов в композиции, тем сложнее её организация.

p, blockquote 51,0,0,0,0 —>

Композиционное равновесие

Когда все элементы формы сбалансированы между собой, это называют композиционным равновесием. Оно может не совпадать со зрительным равновесием, но проектирование формы должно быть сделано так, чтобы художник-конструктор спроектировал зрительно устойчивую форму. Легче всего добиться композиционного равновесия можно с помощью симметрии, которая уже, фактически, достигла равновесия, но не точно.

Читайте также:  Звуковые сигналы способ подачи звуковых сигналов

p, blockquote 52,0,0,0,0 —>

Симметрия

Симметрия наглядно проявляется в композиции, фактически являет собой повторение чего-либо зеркально. Она являет собой идеальность формы, однако, как известно, в природе нет ничего идеального и ничего полностью симметричного. Даже в технике, элементы не на 100% симметричны, но асимметричную часть необходимо увязывать с объёмом, что композиция была оригинальной.

p, blockquote 53,0,0,0,0 —>

Асимметрия

Асимметричность — это не совсем противоположное понятие симметрии. Если её использовать в развивающейся симметрично форме, то этот процесс происходит намного сложнее, чем использование симметрии. Художнику-конструктору нужно правильно добиться композиционного равновесия и соподчинённости элементов, иначе форма будет несвязной.

p, blockquote 54,0,0,0,0 —>

Динамичность

Динамичность формы проявляется в активности одной её стороны. К примеру, если отобразить куб, он будет зрительно статичным, т.к. величины объекта равны, но если показать параллелепипед вертикального вида, то заметим появление динамичности. Она свойственна как быстрым предметам, так и неподвижным. В первом случае, динамичность создает необходимую форму предмета, а в другом не является элементом создания формы.

p, blockquote 55,0,0,0,0 —>

Если на предмете что-то двигается, то сам предмет динамичным считать всегда нет смысла. К примеру, часы и циферблат — циферблат будет неудобен для восприятия, если часы будут динамичными. Антирационально динамичность была использована давно, ещё в 60-тых годах при проектировании мебели и другой фурнитуры. В результате этого, были заметными деформации связных элементов.

p, blockquote 56,0,0,0,0 —>

Статичность

Статичность являет собой полную противоположность динамичности. Это состояние, когда предмет в покое, не реагирует ни на что, остается непоколебимым. В транспортной технике статичность исключается, а вот в станках присутствует. Так же, она присутствует в чёткой связи с динамичными элементами в изделиях интерьера.

p, blockquote 57,0,0,0,0 —>

Единство характера формы

Определяется совокупностью черт, которые соединены в одно целое, но без этого единого целого отдельно существовать не смогут. Даже если их соединить вместе, но без единства, характер формы получить не удастся. При решении характера формы учитывают продолжительность срока, тенденции развития, роли вещи в сочетании с другими и т.д.

p, blockquote 58,0,0,0,0 —>

Если создавать однохарактерные по форме и другим параметрам средства, мы достигнем лишь угнетающего окружение, поэтому необходимо постоянно совершенствовать способности по созданию разнохарактерных единых форм.

p, blockquote 59,0,0,0,0 —>

Соотношение размеров, равновесие масс

Необходимо проанализировать терминологию, которая позволит понять форму с точки зрения равновесия. Для этого нужно:

p, blockquote 60,0,0,0,0 —>

  1. Понять разность видов соответствия элементов формы;
  2. Сложить знания о статичности и динамичности в форме;
  3. Распространить точки зрения на архитектурные особенности поверхности;
  4. Понять, как масса, текстура и окраска влияет на равновесие формы;
  5. Улучшить знания о том, как равновесие влияет на форму на разных её уровнях.

Диссиметрия

Диссиметрия являет собой такое расположение частей целого, когда второстепенные элементы является симметричными с точки зрения расположения, а основные наоборот – по отношению друг к другу ассиметричны. Таким образом, это динамическая структура со статическими элементами, которая не похожа на смешенную симметрию, т.к. там наоборот – статическая структура с динамическими элементами.

p, blockquote 61,0,0,0,0 —>

Организация форм

Организация форм, которая достигается комбинациями симметричных и диссиметричных форм, являет собой бесконечное множество вариантов. Законов точного определения для их не существует, а это уже некая свобода действий. Когда происходит переход от симметричной части к ассиметричной организации, должно произойти объединение в единое целое. Не забываем и про баланс масс, который способствует максимальной композиционной свободе.

p, blockquote 62,0,0,0,0 —>

Уровни структуры

Уровни структуры позволяют выяснить смысл симметричности и асимметричности. Симметрия являет собой строгость, классику, силу, отдых и т.д., асимметрия же наоборот: слабость, динамику, жизнь и в деталях, и в совокупности. Симметричные формы соответствуют «важности», «представительности», а противоположные формы – «приятности».

p, blockquote 63,0,0,0,0 —>

10 простых правил построения композиции в кадре

Контраст

p, blockquote 64,0,0,0,0 —>

p, blockquote 65,0,0,0,0 —>

Чтобы привлечь внимание зрителя на фотографию, нужно использовать контрастность. Нужно выделить светлый предмет — снимите его на тёмном фоне, а если наоборот — то на светлом фоне. Не стоит фотографировать людей на светлых или коричневых тонах, т.к. фото выйдет неестественно. Если снять человека на пёстром фоне, вы очень сильно отвлечёте внимание зрителя на этот самый фон.

p, blockquote 66,0,0,0,0 —>

Размещение

p, blockquote 67,0,0,0,0 —>

p, blockquote 68,0,0,1,0 —>

Стоит логично размешать элементы в кадре. Вспомните о гармонии, которая должна присутствовать при съемке, представьте, что элементы должны образовывать геометрические фигуры.

p, blockquote 69,0,0,0,0 —>

Равновесие

p, blockquote 70,0,0,0,0 —>

p, blockquote 71,0,0,0,0 —>

Если объекты присутствуют в разных частях кадра, они должны создавать общее равновесие. Оно достигается с помощью тона, размеров и объёма элементов.

p, blockquote 72,0,0,0,0 —>

Золотое сечение

p, blockquote 73,0,0,0,0 —>

Если отобразить элементы примерно в зонах 1/3 от горизонтальной границы кадра или вертикальной аналогичной границы, они будут выглядеть естественно и отлично впишутся в кадр, а также притянут внимание наблюдателя.

p, blockquote 74,0,0,0,0 —>

Диагонали

p, blockquote 75,0,0,0,0 —>

p, blockquote 76,0,0,0,0 —>

Диагональная композиция является одной из самых лучших приемов в композиции. Благодаря ей, мы располагаем нужные нам элементы кадра по диагонали, например, от верхнего правого угла к левому нижнему. С помощью этого приема, мы ведём взгляд зрителя по всей фотографии.

p, blockquote 77,0,0,0,0 —>

Формат

p, blockquote 78,0,0,0,0 —>

Здесь всё очень просто — снимаете что-то вертикальное — фотографируйте только вертикально. Нужно получить широкую фотографию — снимайте горизонтально. Если попутать эти правила, можно утратить некоторые элементы на фотографиях.

p, blockquote 79,0,0,0,0 —>

Точка съемки

p, blockquote 80,0,0,0,0 —>

Правильный выбор точки съемки подразумевает правильное эмоциональное восприятие фотографии. Для этого нужно знать несколько правил:

p, blockquote 81,0,0,0,0 —>

  • Чтобы удачно сделать портрет – фотографируйте на уровне глаз. Если в полный рост – на уровне живота. При создании кадра проследите, чтобы горизонт «не делил» фотографию пополам, т.к. зрителю будет сложно сфокусироваться на восприятии;
  • Обязательно держите камеру на том же уровне, где находится объект съемки. Если сфотографировать слишком высоко – получим человека с маленьким ростом, а если снизу – получим ненужный результат;
  • Если вы фотографируете детей или животных, нужно делать этого на уровне глаз фотографируемых.

Направление

p, blockquote 82,0,0,0,0 —>

p, blockquote 83,0,0,0,0 —>

Поскольку мы читаем и пишем слева направо, то и оценку кадра проводим аналогично. Смысл фотографии располагайте справа, так вы улучшите восприятие.

p, blockquote 84,0,0,0,0 —>

Цветовое пятно

p, blockquote 85,0,0,0,0 —>

p, blockquote 86,0,0,0,0 —>

Кадр визуально делится на части. В каждом из них присутствует пятно цвета. Чтобы получить хорошую фотографию, нужно присутствие пятна как в одной, так и в другой части, но они должны быть противоположными.

p, blockquote 87,0,0,0,0 —>

Движение в кадре

p, blockquote 88,0,0,0,0 —>

p, blockquote 89,0,0,0,0 —>

Если вы снимаете движущийся объект, располагайте перед ним свободное пространство. Иначе говоря, если он будет не «выходить» из кадра, а входить в него, вы добьетесь хорошего снимка.

Источник

Оцените статью
Разные способы