Компоненты речевой деятельности предмет средство способ продукт результат

Взаимосвязь обучения орфоэпии и орфографии на уроках русского языка

Из приведенной характеристики речевой деятельности можно сразу же сделать и второй методический вывод: в реальной жизни человек создает высказывание при конкретных обстоятельствах, в определенных условиях, всегда кому-то его адресует. К соблюдению этих естественных правил нужно стремиться и при организации учебной речевой практики школьников: предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.

Забегая вперед, скажем, что реализации и первого, и второго высказанных положений может способствовать прием создания речевых ситуаций.

Чтобы выявить другие необходимые для практики обучения характеристики речевой деятельности, проведем аналогию с трудовой деятельностью. Рассмотрим, например, изготовление какой-то поделки. Эта деятельность будет стимулироваться потребностью иметь данную вещь (чтобы использовать самому, подарить кому-то и т.п.). Предметом деятельности, т. е. тем, на что она будет направлена, явится поделка, которую мы хотим создать. Деятельность может быть осуществлена лишь при наличии определенных средств (материалов), при владении необходимыми способами действий. Продуктом деятельности станет сама изготовленная поделка, а результатом — ее использование в соответствии с замыслом.

Попробуем таким же образом охарактеризовать речевую деятельность.

Что, на Ваш взгляд, является предметом, средством, способом, продуктом и результатом речевой деятельности?

Речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства (если мы создаем высказывание), или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если мы принимаем сообщение). Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности, речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, т. е. речь,— это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание — одно предложение, если нужно только выразить мысль, или текст, если мысль получает развитие. В качестве продукта при принятии сообщения выступает то умозаключение, к которому приходит человек в процессе восприятия мысли собеседника. Результатом речевой деятельности можно считать в одном случае ответную реакцию (иногда и не выраженную словами), а в другом— понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником.

Характеристики речевой деятельности помогают более четко определить те компоненты, без которых работа над этой разновидностью деятельности школьников не будет успешной. Систематизируем эти компоненты. Так, если предметом речевой деятельности является мысль, чувство, то понятно, насколько важно помогать детям всматриваться в окружающий мир, накапливать впечатления, наблюдения, обобщения. Если ученикам нечего сказать, нечем поделиться, то никакая языковая подготовка не обеспечит появление интересных высказываний, а следовательно, не обеспечит интересного общения.

Занимает свое место и общей системе совершенствования речевой деятельности школьников и работа над единицами языка: во-первых, мы должны стремиться упорядочить представление детей о языковых средствах, находящихся в их распоряжении, расширить арсенал этих средств, помочь овладеть правилами их конструирования, а во-вторых, необходимо обучить школьников умелому использованию единиц языка в процессе общения с учетом его задач, условий и адресата. Иначе говоря, следует совершенствовать те способы выражения мысли, которыми ученик уже владеет. Таким образом, работа над языком и речью, о которой говорилось раньше, включается в общее содержание подготовки, направленной на обогащение речевой деятельности учащихся.

Кроме того, мы должны научить школьников заботиться о конечном продукте и результате речевой деятельности, т. е. научить, во-первых, созданию текста, его совершенствованию с точки зрения логики развития мысли, лучшего донесения ее до адресата, а во-вторых, пониманию высказываний.

Источник

Речевая деятельность: предмет, средства (языковая система), способы, виды, продукт, результат.

Основным предметом анализа психолингвистики является соотношение «Язык — речь – речевая деятельность».

Изучение речи (языка) имеет давние научные традиции. Самостоятельным предметом общепсихологического исследования у нас в стране речь становится в 30-ые годы с появлением фундаментальной работы Л.С. Выготского «Мышление и речь». В данной работе Л.С. Выготского впервые был представлен речевой полиморфизм, функциональная дифференциация речи, психологическая природа письменной и внутренней речи, процессы порождения речевого высказывания, его внутренняя – смысловая и внешняя – фазическая сторона в общем контексте деятельности и общения человека. В последующем в психологической науке такой подход позволил исследовать речь в общей структуре личности, в процессе деятельности и общения и трактовать речь как своеобразную деятельность.

В настоящее время речь становится объектом изучения новых комплексных интеграционных отраслей – психолингвистики, психосемантики, психоакустики, нейролингвистики, семиосоциопсихологии, лингвопсихологии, когнитивной лингвистики и др. Естественно, что для специалистов, которые работают с детьми с особенностями психофизического развития, важным является четкое определение понятий «речь» — «язык» — «речевая деятельность».

В языкознании вопрос соотношения понятий «язык» и «речь» по-прежнему остается дискуссионным. Ряд учёных не принимают антиномию «язык — речь» и считают, что «язык — как средство общения и мышления един». Вместе с тем, ряд учёных, подчёркивая наличия тесной связи между явлениями языка и речи (языковой компетенции реализации), рассматривают их как неоднозначные явления, как «два взаимосвязанных, самостоятельных явления», которые обладают противоположными, резко контрастными характеристиками.

Рассматривая психологическую сущность отношения «речь» — «язык» — «речевая деятельность» с позиции деятельностного подхода, И.А. Зимняя предлагает «язык» рассматривать как средство формирования и формулирования мысли; «речь» — как своеобразный, специфический человеческий способ формирования и формулирования мысли посредством языка», а речевую деятельность как активный, направленный, мотивированный предметный (содержательный) процессвыдачи и приёма сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Читайте также:  Молоко с медом способ приготовления

Предметом речевой деятельности является мысль как отражение в сознании человека связей и отношений объектов и явлений реального мира, существующих вне зависимости человека.

Поскольку предметом речевой деятельности является мысль, на формирование и выражение которой направлены и в осуществлении которых реализуются виды речевой деятельности, то средством существования, формирования и выражения мысли является язык (или языковая система). Но мысль говорящего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одного и того же словаря и грамматических средств (т.е. одних и тех же средств). Это находит отражение в способе этой деятельности. Способ же формирования и формулирования мысли посредством языка рассматривается И.А. Зимней как речевая деятельность.

Согласно такой точке зрения речевая деятельность представляет собой процесс активного целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой. Речевая деятельность людей может входить в другую более широкую деятельность. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью, например, речевая деятельность говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо – профессиональную деятельность писателя. Следовательно, и обучение речевой деятельности должно осуществляться с позиции формирования самостоятельной, определяющейся всей полнотой своих характеристик, деятельности.

Речевая деятельность реализуется в таких её видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Они отличаются друг от друга разными параметрами:

· характером вербального общения;

· ролью речевой деятельности в вербальном общении;

· направленностью речевой деятельности на приём или выдачу сообщения;

· связью со способом формирования и формулирования мысли, т.е. речью;

· характером внешней выраженности;

· характером обратной связи.

По характеру общения речевая деятельность дифференцируется на виды, реализующие устное общение (говорение, слушание) и письменное общение (письмо, чтение).

По характеру выполняемой роли в процессе общения виды речевой деятельности дифференцируются на инициативные и реактивные, хотя вторые являются внутренне не менее активными, чем первые.

По направленности осуществляемого человеком речевого действия на приём или выдачу речевой деятельности они определяются как рецептивные и продуктивные. Посредством рецептивных (слушания, чтения) человек осуществляет приём и последующую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных видов речевой деятельности (говорения, письма) человек осуществляет выдачу речевого сообщения.

Различные виды речевой деятельности предполагают различные способы формирования и формулирования мысли или различные формы речи: внешнюю устную, внешнюю письменную и внутреннюю.

Виды речевой деятельности отличаются друг от друга и по характеру обратной связи, регулирующей эти процессы. Так, в говорении и письме осуществляется мышечная (кинетическая проприоцептивная) обратная связь от органа исполнителя к организующему программу этого действия участку головного мозга. Она выполняет функцию внутреннего контроля. Наряду с мышечной внутренней обратной связью продуктивные виды речевой деятельности регулируются и внешней слуховой обратной связью в письме. В слушании и чтении обратная связь осуществляется по внешним каналам смысловых решений.

Определив специфику каждого вида речевой деятельности, рассмотрим теперь общие для всех видов и всей речевой деятельности, основные ее характеристики. Как и всякая другая деятельность человека, его речевая деятельность определяется целым рядом характеристик и, прежде всего, структурной организацией и предметным содержанием. Она обуславливается функционированием его восприятия, мышления, памяти, которые выступают в качестве ее психологических механизмов.

Речевая деятельность характеризуется также единством внутренней и внешней стороны и единством формы ее реализации.

В структуру речевой деятельности, которая определяется трехфазностью или трехуровневостью, входит побудительно-мотивационная, ориентировочно–исследовательская (аналитико-синтетическая) и исполнительская фазы.

Побудительно-мотивационная фаза реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как будущего его результата. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции.

Ориентировочно-исследовательскую фазу деятельности составляет её ориентировочно-исследовательская (аналитико-синтетическая) часть, направленная на исследование условий деятельности, раскрытие её свойств, привлечение орудий деятельности. Аналитико-синтетическая фаза деятельности предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления деятельности, это — фаза, на которой реализуется отбор средств и способы формирования и формулирования собственной или данной извне мысли в процессе речевого общения и программирования, внутренней языковой организации речевой деятельности.

Третья фаза всякой деятельности – исполнительская, реализующая, может быть внешне выраженной и внешне невыраженной.

Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность определяется единством двух сторон — внешне исполнительской и внутренней, внешне ненаблюдаемой. Так, внутренним механизмом, реализующим слушание и чтение, является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие. Внутренней стороной говорения и письма является процесс смысловыражения (или речепорождения). Таким образом, общность характера внутренней стороны всех видов речевой деятельности выявляется в:

· её трёхфазности, т.е. наличии во внутреннем плане всех видов речевой деятельности: побуждающего, смыслоформирующего и внутренне реализующего (формулирующего) уровня;

· обязательном включении в этот процесс речи, т.е. способа формирования и формулирования мысли посредством языка (или средствами предметно-схемного кода);

· определяющей, инициирующей для всей деятельности роли мотива, который сам является следствием детерминирующего воздействия внешнего по отношению к нему раздражителя.

Характер выражения в продуктивных видах речевой деятельности собственной мысли и осмысление воспринимаемой в рецептивных видах чужой, заданной мысли, определяют содержательную сторону этих процессов.. Содержанием всех видов речевой деятельности, таким образом, является смыслоорганизация воспроизводимого и воспринимаемого высказывания. Формой её реализации и, соответственно, формой самой речевой деятельности служат перцептивные, мыслительные, мнемические и моторные действия.

Очевидно, что определение слушания, говорения, чтения и письма как видов речевой деятельности помогает не только вскрыть природу этих речевых явлений, но даёт в руки учителя-дефектолога большую номенклатуру признаков, характеристик этих явлений, пользуясь которыми он может сделать процесс обучения языку и речи более контролируемым и управляемым.

Читайте также:  Способы уменьшения токсичности отработавших газов

Варианты вопросов и заданий для проверки знаний:

1) определить ключевые понятия «язык», «речь», «речевая деятельность», «речевые процессы», «речевые действия»;

2) дать сопоставительный анализ характеристики языка, речи, речевой деятельности, речевых действий;

3) сравнить основные функции речи в трактовке А.К. Марковой, B.C. Мухиной;

4) микросообщения: «Речь и речевая деятельность в контексте деятельности человека», «Взаимодействие речевых процессов, видов речевой деятельности», «Язык, речь, речевая деятельность: исходные психолингвистические позиции».

Источник

§4. Речевая деятельность и ее психологическое содержание.

Психологическое определение речевой деятельности

Речевая деятельность — это языковой процесс. Впервые заговорил об этом А.Н. Леонтьев.

Но, что касается первых упоминаний о речевой деятельности, то впервые упоминания о речевой деятельности мы находим у Л.С.

Существуют три обязательные составляющие характеристики речевой деятельности: структура, предметное содержание и сложный механизм.

Только в 60-ых годах прошлого столетия речевая деятельность начала глубоко изучаться отечественной психологической наукой. В 60-ые годы формируются основные научные позиции теории речевой деятельности — основоположник Алексей Алексеевич Леонтьев.

Старший Алексей Николаевич Леонтьев утверждал, что речь не обязательно называть деятельностью, речь вплетается в канву всех деятельностей. Младший говорил,

что у нее есть своя структура, свои положения, и она должны быть отдельной деятельностью.

Речевая деятельность и ее связь с другими видами деятельности

Речевая деятельность — это процесс активного целенаправленного взаимодействия между людьми в ходе общения. Речевая деятельность связана с другими видами человеческой деятельности:

1) с мыслительной деятельностью;

2) с мнестической деятельностью (памятью);

3) с нейромоторной деятельностью.

Речевая деятельность по двум каналам связана с другими видами человеческой деятельности:

1. Речевая деятельность является частью психической жизни человека, поэтому она будет

связана с подобными видами психической деятельности (познавательной,

интеллектуальной, мнестической, сенсорной, перцептивной, коммуникативной,

2. Речевая деятельность также будет связана с ведущей деятельностью возраста: предметно-практической => игровой => учебной => профессиональной. Профессиональная деятельность может быть: трудовой, интеллектуальной, смешанной. Характеристика основных видов речевой деятельности

Основные виды речевой деятельности:

2) аудирование (слушание);

Есть еще дополнительный вид речевой деятельности — думание. Одна часть специалистов считает, что не нужно и не имеет смысла его выделять. Всякий раз, когда мы говорим — мы думаем. Другие говорят, а как же быть с особой речью, которая не имеет собеседника — это внутренняя речь.

Дифференциация видов речевой деятельности

Основные виды речевой деятельности взаимодействуют друг с другом по характеру, по выполняемой в процессе роли.

1) по характеру речевого общения все виды речевой деятельности дифференцируется на:

— устные: говорение, аудирование. К устным видам речевой деятельности у человека формируется наследственная предрасположенность;

— письменные: письмо, чтение. Они требуют целенаправленного обучения. Трудности овладения письмом и чтением объясняются тем, что в них отражен самый сложный внешний графический образ.

2) по выполняемой в процессе общения роли они дифференцируется на:

— инициальные — это те, от которых исходит инициатива в момент речи. Данные виды речи выступают инициаторами (говорение и письмо);

— реактивные — ответные виды речевой деятельности, отвечают на инициативу. Это чтение и аудирование.

3) по направленности осуществляемой человеком речевой деятельности на прием и выдачу сообщения:

— рецептивные — принимают речевой продукт (аудирование, чтение);

— продуктивные — создают речевой продукт (говорение и письмо).

4) виды речевой деятельности могут быть дифференцированы с учетом способов общения или форм речи:

— внешняя устная речь (говорение, аудирование);

— внешняя письменная речь (письмо и чтение);

— внутренняя речь (думание).

Структурная организация речевой деятельности

Оценка речевой деятельности с точки зрения ее структуры.

Речевая деятельность представлена тремя основными уровнями:

I) мотивационно-побудительный уровень. Этот уровень характеризуется сложным взаимодействием мотивов, потребностей и целей действия.

— Потребность является основным источником речевой деятельности (желание говорить).

— Мотив — это опредмеченная потребность, это то же желание говорить, но уже направленное на предмет. Это значит в голову человеку, который намеревается говорить, уже приходит какая то мысль.

— Цель — это то, к чему мы стремимся в момент речи. В условиях разговора мы так же можем встречаться и с немотивированной речью.

Сам по себе этот уровень чрезвычайно значим.

II) операционально-технический уровень. Он представлен двумя фазами:

а) ориентировка в речевой ситуации. Включает в себя три глобальных момента: изучение условий, в которых протекает речевая деятельность; выделение предмета разговора; выделение основных свойств предмета разговора.

б) формирование модели высказывания. Здесь выделяются два процесса:

— смысловое программирование будущей речи. Поиск ответа на вопрос: «что я должна (должен) сказать?». Здесь мы работаем над содержанием высказывания, которое включает три составляющие:

1) введение в тему с подчеркиванием ее важности, актуальности;

2) передача основной мысли, основного содержания темы;

3) выводы или заключение.

Специфика смыслового программирования заключается в том, что мы строим план будущей речи. Программируя содержание, в нашем сознании работает два закона: один закон — на развертывание текста (контаминация) и один на сжатие текста (процесс компрессии).

— оформление основной программы высказывания средствами языка:

а) Лексически. Важно иметь в виду, что здесь мы осуществляем выбор слов. Важно выбрать слова для конкретной речевой ситуации.

б) Грамматически. Комбинируем отобранные слова и объединяем их в структуре целого предложения

III) исполнительный (реализующий) уровень.

На этом уровне мы включаем артикуляцию, речевую просодику.

Все уровни пронизывают две обязательные задачи:

1) операция оценки;

2) операция контроля, которую осуществляет сам говорящий человек.

Предметное содержание речевой деятельности

Предметное содержание речевой деятельности включает в себя сам предмет, продукт, результат, средства, способы и единицы речевой деятельности.

Основной базовый компонент — это предмет. Именно в предмете реализуется (находит) себя потребность речевой деятельности. Предметом речевой деятельности является мысль, имеющая сложную структуру смысловых отношений.

Читайте также:  Способы оценки целевой аудитории

С психолингвистической точки зрения, мысль — это процесс установления смысловых связей и отношений. Эти отношения могут быть довольно неодинаковы.

Существует несколько уровней организации смысловой связи:

1) «межпонятийная» связь — это связь, которая устанавливается между двумя понятиями.

— предикативная связь — связь между предметом и действием. Генетически — это самая ранняя связь;

— дополнительная связь — вижу дерево, читаю книгу;

— обстоятельственная связь — плакать громко;

2) связь между членами предложения — это связь, которая возникает на основе различных вариантов комбинирования межпонятийной связи.

3) тема-рематическая связь.

Включает в себя тему, тема есть то главное, о чем мы сообщаем. Рема — это то, что раскрывает тему. Тема всегда лаконична, минимальна.

Продукт речевой деятельности — это то, в чем объективируется, материализуется речевая деятельность. В продуктивных видах речевой деятельности (говорение, письмо) — продуктом речевой деятельности выступает связное высказывание или текст. В рецептивных видах речевой деятельности (аудирование, чтение) — продуктом является умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции.

Результат речевой деятельности — это реакция окружающих нас людей на продукт нашей речевой деятельности. Результатом говорение является характер слушания. Результатом письма является характер его прочтения, характер восприятия письменного текста.

Способом речевой деятельности — является сама речь, формирующая и формулирующая наши мысли.

Средствами речевой деятельности — являются единицы языка и речи: звуки, фонемы, слоги, морфемы.

Что касается единиц речевой деятельности, то в продуктивных видах речевой деятельности (говорение, письмо) в качестве единицы выступает речевой поступок, который реализуется на уровне суждения, а суждение высказывается в форме предложения. В рецептивных видах речевой деятельности (аудирование, чтение) в качестве единицы выступает смысловое решение.

Психолингвистические механизмы речевой деятельности

Рассматривая механизмы речевой деятельности, необходимо обратиться к работам известного российского ученого Жинкина, а точнее к его книге «Механизмы речи». Жинкин говорит: «В основе речи лежит общий функциональный механизм. Он является базовым. Он представлен двумя процессами:

— процесс выбора слов. Выбор слов представляет собой вычленение слов из состава семантического поля. Выбирая слова из семантического поля, человек обязательно ориентируется на три важных момента: на звуковые признаки слова; на семантические признаки слова; на возможности лексической сочетаемости главного слова с другими словами.

— процесс комбинирования слов. Это объединение этих слов в единую последовательноорганизованную сукцессивную структуру, необходимую для создания предложения.

Помимо общего функционального механизма речевой деятельности, существует еще три механизма, которые дают общему полноценно работать:

— Механизм осмысления — очень важный операциональный механизм речевой деятельности. В основе его лежит процесс установления смысловых связей и отношений. Механизм осмысления зависит от двух условий, первое из которых — это качество нашей памяти. Нужно иметь хорошую оперативную память, ведь именно она выступает в качестве одного из условий успешного осуществления речевой деятельности, память является средством организации и удержания материала.

Вторым условием является количество актуализированных нами вербальных (словесных) гипотез. В ходе нашей речи, мы следуем двум правилам: строя предложения, мы действуем по одному и тому же стереотипу и набираем при этом различные варианты одной и той же гипотезы; в ходе построения предложения мы меняем характер самих гипотез.

— Механизм удержания речевой информации в памяти.

Данный механизм напрямую связан с организацией словесной вербальной памяти человека. Он нужен нам для двух моментов: чтобы усваивать язык и для того, чтобы в момент разговора, обсуждения удерживать в памяти предмет разговора. Работает механизм на основе тесного взаимодействия кратковременной и долговременной памяти, при чем, особая роль отводится кратковременной памяти, потому что в момент разговора она выполняет ключевую функцию, она выступает неким фильтром, через который поступает информация.

— Механизм «упреждающего синтеза» или вероятностного прогнозирования.

Последующие элементы речевой цепи в той же мере влияют на предыдущее, как и предыдущие на последующие. В результате создается целостное объединение в котором последующее звено должно быть «упреждено» предваряющим импульсом, для того чтобы было сформировано предшествующее. На уровне современного представления — этот механизм осуществляется на трех неодинаковых уровнях:

1) упреждение по линии словесной артикуляционной стереотипии. Суть этого уровня заключается во взаимовлиянии друг на друга рядом стоящих звуков в составе слова. Здесь упреждающий синтез проявляется в характере самих артикуляционных движения, в характере интонационного оформления слова.

2) упреждение по линии лингвистических обязательств. Это выражается во взаимовлиянии друг на друга слов в составе предложения. Взаимовлияния могут аккумулировать в себе:

— грамматические обязательства (например: серое, следующее слово должно быть сущ. среднего рода, ед. ч. и так далее).

— лексические обязательства (например: если мы произносим какое-то слово, то в нем уже заложено другое слово, если я сказал «серое», то это может быть «пальто», но не «яблоко», не сочетаемые по смыслу).

3) упреждение по линии смысловых обязательств. Здесь речь идет о взаимовлиянии друг на друга предложений объединенных в составе целого текста (например: первая фраза в тексте должна сочетаться со второй фразой и т.д.). Л.С. Выготский говорил об этом как о взаимовлиянии смыслов. Смыслы обладают способностью вливаться друг в друга.

1. Расскажите о психологическом определении речевой деятельности.

2. Что такое речевая деятельность и, какова ее связь с другими видами деятельности?

3. Охарактеризуйте основные виды речевой деятельности.

4. Какова структурная организация речевой деятельности?

5. Расскажите о предметном содержании речевой деятельности.

6. Каковы психолингвистические механизмы речевой деятельности?

Источник

Оцените статью
Разные способы