Комплексные работы как способ формирования и определения метапредметных результатов образования у младших школьников
статья
Комплексные работы как способ формирования и определения метапредметных результатов образования у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnye_raboty_kak_sposob_formirovaniya_i_opredeleniya_metapredmetnyh_rezultatov_obrazovaniya_u_mladshih_shkolnikov.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексные работы как способ формирования и определения метапредметных результатов образования у младших школьников
Множество инноваций предстоит осуществить учителям начальных классов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Всем участникам образовательного процесса важно осознать, что новые стандарты ориентированы на достижение младшими школьниками качественно новых целей и результатов. В материалах стандарта личностные, метапредметные и предметные достижения младшего школьника выступают результатом образования. Если понимание личностных и предметных результатов у учителей есть, то метапредметмые результаты, их формирование и диагностирование у учащихся ещё предстоит осваивать.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности учащихся – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Осваиваются универсальные способы деятельности учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Новой формой проверочных работ в начальной школе при реализации стандартов второго поколения определена комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»[1]. Эти программы впервые вводятся в практику работы начальной школы с 2011 года.
Теоретической основой разработанных нами комплексных работ для учеников первых классов выбраны следующие подходы: личностно ориентированный (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.), компетентностный (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, и др.), деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.) и гендерный (С.Г. Айвазова, О.А. Воронина, Н.А.Загайнов, А.В. Мудрик и др.).
Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы выбраны несплошные тексты. Несплошные тексты сочетают несколько источников информации, с которыми первоклассники встречаются в реальной действительности: текст с иллюстрациями, таблицы. Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям в реальной действительности. Кроме того, при составлении текстов мы учитывали разные познавательные интересы мальчиков и девочек.
Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе[2]. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности первоклассников: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие. Выполнение разработанных нами двенадцати заданий к тексту предполагает возможность проанализировать способность первоклассников действовать в разных предлагаемых ситуациях[3].
Практически все разработанные нами задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа: задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных); задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте); задания с развернутым ответом (где требуется записать решение или обоснование выбора одного из вариантов решения).
Для развития у первоклассника умения учиться важно, что при выполнении заданий он сам сможет определить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разную информацию, быть самостоятельным при планировании, проверке и оценивании процесса учения и полученных результатов. Для этого мы поместили после каждого задания информацию о количестве баллов за его выполнение. В конце комплексной работы после всех заданий первокласснику предлагается в игровой форме провести самоанализ успехов в учении, ответив на вопросы: сколько баллов у тебя получилось, какое задание самое трудное?
Время выполнения комплексной работы – два урока, работа выполняется в два дня. Выполнение заданий оценивается в баллах (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, уровня его сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений; учитывается полнота и правильность выполнения задания.
Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50 % от максимального балла означает, что у ученика не достаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у такого ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования.
Для учителя в таблицах №1 и №2 представлены рекомендации по оценке выполнения заданий, план комплексной работы с указанием объекта оценки проверяемого умения, типа задания и баллов за его выполнение[3]. Мы полагаем, что младшие школьники должны приобретать опыт выполнения комплексных работ, позволяющих оценить уровень достижения ими метапредметных результатов образования.
Оценка метапредметных результатов.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит
сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют основу для продолжения обучения. К ним относятся:
∙ способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
∙ умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
∙ умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познаватлеьных и практических задач;
∙ логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
∙ умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах:
1. Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.
2. Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных УД.
3. достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся УУД.
Источник
Протокол заседания МО учителей нач. классов «Комплексная работа как способ оценивания достижения метапредметных результатов»
заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 27. 03. 2019 г.
Присутствовало: 4 человека .
Председатель: Радько А.В.
Секретарь: Ефременко И.Р.
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ
ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Общая характеристика комплексной работы. Цель. Спецификация.
Пути формирования метапредметных результатов обучающихся.
Комплексная оценка достижений планируемых результатов – освоение программы начального образования на межпредметной основе.
Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ в начальной школе.
Формы работы с родителями по формированию читательской самостоятельности.
По первому вопросу слушали Радько Аллу Викторовну, которая обратила внимание на то, что в современной школе особое значение в оценивании метапредметных достижений учащихся имеют комплексные работы. Цель комплексной работы – определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся начальных классов по итогам освоения программы за учебный год. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
По второму вопросу выступила Иськова Нина Афанасьевна. Комплексная проверочная работа – это система заданий на межпредметной основе (по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру), составленных к предлагаемому для чтения тексту. Материал работ направлен на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) младшего школьника в динамике за учебный год.
По третьему вопросу слушали Носулю Ольгу Леонидовну, которая сообщила, что среди УУД, составляющих основу для комплексной оценки, могут быть выбраны следующие группы действий:
в сфере регулятивных УУД – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
в сфере познавательных УУД – умение различать существенные и несущественные признаки, умение выделять причинно-следственные связи, использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
в сфере коммуникативных УУД – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Для подготовки обучающихся начальных классов (2-4) к выполнению заданий подобного характера необходимо осуществление систематической работы по формированию навыков работы с текстом. С этой целью подготовка к выполнению комплексной проверочной работы должна начинаться на этапе проектирования учебного процесса и составления тематического планирования, а также продолжаться в ходе изучения всех тем на протяжении обучения детей в начальных классах.
По четвёртому вопросу слушали Ефременко Инну Романовну о том, что особое внимание при подготовке к выполнению комплексных проверочных работ следует уделить формированию навыков работы обучающихся с информацией, представленной в различном виде (литературно-познавательный текст, рисунки, таблицы и т.д.).
Итоговую комплексную проверочную работу рекомендуется проводить на основе незнакомого текста. Однако, с целью формирования навыков работы с предложенными текстами необходима совместная (педагог-обучающиеся) форма выполнения заданий различного уровня сложности и разнообразных по форме ответов и типов заданий:
задания, которые предусматривают выбор 1 правильного ответа из 3-4 предложенных вариантов;
задания с коротким письменным ответом, задания на установление соответствия, правильной последовательности;
задания, требующие развёрнутого ответа (в том числе высказывания личного отношения к обсуждаемой в тексте теме).
Необходимость формирования и совершенствования у детей языковой и коммуникативной компетенций требует внимания к развитию словарного запаса. Таким образом, работа по обогащению словарного запаса ученика должна строиться на основе уточнения значения слова и закрепления его в языковом сознании ребёнка. Поэтому, с целью обогащения словарного запаса детей, а также для понимания содержания текстов, комплексные проверочные работы содержат материал для справок.
По пятому вопросу выступила Радько Алла Викторовна, которая ознакомила с формами работы с родителями по формированию читательской самостоятельности:
— коллективные (родительские собрания, беседы, дискуссии, лекции);
— групповые (тематическая консультация);
Для родителей (им раздаю памятки) в качестве рекомендаций :
— Ничего не делайте за ребёнка из того, что он может и умеет делать сам.
— Воспитывайте читателя своим личным примером.
— Не заставляйте ребёнка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем – то его привлечь.
— Можно купить школьную аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу, обсудить с детьми различия.
— Приучите ребёнка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
— Совместное чтение книг, пересказ прочитанных друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями, естественный путь читательского общения в семье.
— Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей, о книгах любимых писателей рассказывайте с восхищением.
— Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя книгу.
— Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
— Если юный читатель увлёкся книгой, либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребёнка попали действительно хорошие книги.
— Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать её не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.
Изучить новый способ оценивания метапредметных результатов учащихся.
Провести итоговые комплексные работы для учащихся начальных классов в сроки, указанные в календарно-тематическом планировании.
Соблюдать единые требования к проведению и оцениванию итоговой комплексной работы.
Результаты проверочной комплексной работы заносить в сводную диагностическую карту, которая позволит объективно оценить не только уровень каждого ученика, но и типичные ошибки класса в целом, а также оценить эффективность процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.
Председатель МО: ____________/ А.В. Радько
Секретарь МО: _______________/ И.Р. Ефременко
Источник