Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования

Статья «Компетентностный подход как условие повышения качества образования».
статья

Статья посвящена компетентностному подходу, который является одним из необходимых условий модернизации образования. Статья имеет сжатый реферативный характер и была создана на основе нескольких доступных ресурсов для выступления на методическом объединении.

Скачать:

Вложение Размер
kompetentnostnyy_podhod.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход как условие повышения качества образования.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Центральным понятием процесса обновления современного образования выступает компетентностный подход. Образование с точки зрения компетентности выдвигает требования к соответствию качества образования уровню международных стандартов.

Компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного:

Основания для сравнения

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

Характер образовательного процесса

Доминирующий компонент процесса

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

Если в традиционной системе учитель выступает как передатчик готовых знаний, а учащийся в основной своей массе как пассивная воспринимающая сторона, то при инновационном образовании учитель становится организатором познавательно-мыслительной деятельности и стимулирует желание детей учиться на протяжении всей учебный деятельности. Учащийся становится активным участником учебного процесса, и если это условие выполняется, следовательно, повышается его ответственность за качество своего образования.

Компетентностно-ориентированное образование — объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Современные условия жизни и, в том числе, ориентированность высшей школы на мировые требования и стандарты предъявляют к выпускнику целый пласт новых требований. Выпускник обязан обладать целым рядом компетенций, которые и должны быть у него сформированы в процессе получения им общего среднего образования. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Компетентностный подход – попытка привести в соответствие образование (и среднее, и высшее) и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью.

Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях. На нынешний момент, понятия компетенции и компетентности и грань между ними окончательно не определены. Однако потребность в формировании универсальных, применимых в любой сфере деятельности умений, а также достижение высшей степени этого формирования — способности учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной , так и социальной жизни чрезвычайно высока.

Современный урок при сохранении лучших традиций школы должен соответствовать тем новым требованиям, которые предъявляют условия жизни, государство и общество. Компетентностный подход является обязательным условием повышения качества образования и подготовки выпускников в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к оценке качества образования

новые подходы к оценке качества образования.

Источник

«Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования».

«Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования».

В настоящее время в содержании Федерального компонента государственного образовательного стандарта принципиально выделены новые черты содержания математического образования на всех ступенях обучения. Их особенностью являются вариативность и разноуровневость, усиление личностно-ориентированного характера содержания образования, создание условий для деятельностного подхода, становление и развитие ключевых компетенций, предполагающих готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Необходимость развития ключевых компетентностей обусловлена повышением практической направленности обучения в современном обществе, потребностью развития познавательной самостоятельности обучающихся, формирования умений ориентироваться в потоке информации.

Цель современной школы является формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.

Основным результатом деятельности школы должна стать не просто система знаний, умений, навыков учащихся, а развитие ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах современной жизни.

Цель учителя математики — средствами математики формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания

При этом решаются следующие задачи :

Развитие творческого потенциала личности.

Формирование у обучающихся мотивации к самостоятельной познавательной деятельности.

Создание условий для вовлечения обучающихся в проектную, исследовательскую деятельность.

Компетентностный подход требует поиска новых методов обучения учащихся, когда они приобретают возможность использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. у учащихся формируется готовности к осуществлению познавательной деятельности в сфере математического моделирования реальных процессов. В процессе обучения математике у учащихся развиваются следующие компетентности: личностные, метапредметные, предметные.

В направлении личностного развития

Развитие логического и критического мышления, способности к умственному эксперименту

Формирование интеллектуальной объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов

Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения

Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе

Развитие математических способностей и интереса к математическому творчеству

В метапредметном направлении

Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры

Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования

Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности

Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни

Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности

Изучение математики даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития

Умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

Критичность мышления, умение отличать гипотезу от факта;

Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;

Креативность мышления, активность при решении задач

Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

В метапредметном направлении

Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Умение находить информацию;

Умение использовать математические средства наглядности;

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

Умение ставить цели, создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

Умение планировать и решать задачи исследовательского характера

Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

Умение работать с математическим текстом;

Развитие представлений о числе, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

Овладение символьным языком алгебры, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений, неравенств для решения задач;

Овладение системой функциональных понятий;

Наличие представлений о статистических закономерностях, о вероятностных моделях;

Овладение геометрическим языком;

Умение применять изученные понятия, методы для решения задач практического характера.

Основная концептуальная идея курса математики состоит в использовании деятельностного подхода. Поэтому образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, сохраняя и укрепляя при этом своё здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Учебная деятельность: личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, инновационные технологии, сотрудничество, информатизация образовательного процесса, развитие интеллекта, введение системы формирующего оценивания результатов деятельности, ведение элективного курса.

Внеурочная деятельность: проектная деятельность, исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, участие в олимпиадах, конкурсах, мониторинг развития личности, предметный кружок.

Работа с родителями: родительский всеобуч, родительские собрания, индивидуальная работа, разработка и реализация детско-взрослых социально-значимых проектов.

Самообразование: систематическое изучение новинок методической литературы, портфолио учителя, повышение квалификации, обобщение и представление опыта, участие в семинарах.

Источник

Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИНСТИТУТ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы для опытно-экспериментальной работы
в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Материалы подготовлены в рамках реализации Программы «Модернизация образования: перспективные разработки» (координатор программы А. Каспржак, научный руководитель группы разработчиков – К. Митрофанов).

Вариант второй, переработанный и дополненный

РАЗДЕЛ 1. Постановка проблемы 5

Что такое компетенции? 5

Что такое компетентности в образовании? 6

Ключевые Компетентности 7

Компетентностный подход и образовательные стандарты 9

Организация и методы обучения, способствующие формированию ключевых компетенций 12

Создание «развивающей среды» 12

Поиск новых форм организации обучения 13

Факторы, препятствующие развитию компетентностей 14

Пошаговое осуществление компетентностного подхода в российских школах. 16

Что меняется в методике преподавания? 16

Организация процесса учения 16

Что меняется в деятельности учителя и ученика? 16

Особенности использования традиционных форм организации учебной деятельности в рамках компетентностного подхода. 19

За что и как ставить отметки? 23

Возможные варианты способов оценивания уровня сформированности компетентности. 25

РАЗДЕЛ 2 Коммуникативная компетентность 26

Ограничения на деятельность учителя 33

РАЗДЕЛ 3 Компетентность в решении проблем 35

Ограничения на деятельность учителя 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 41

Реформа образования в направлении компетентностного подхода в странах Западной Европы. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50

Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материале немецких источников. 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 58

К вопросу о содержании и границах понятия компетенция в современном образовании 58

Понятийный словарь 69

Понятийный словарь 69

Событийно-персональный словарь 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71

Обучение родному языку и развитие комммуникативной компетентности 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77

Что такое коммуникативная компетентность? 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82

Компетентностно-ориентированная система промежуточной аттестации «ПОЗНАНИЕ» (5-8 классы) 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87

Минимум содержания образования и компетентностный подход 87

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 94

Тест на оперативность мышления (Problem Solving Test (PST) 94

Введение

Стратегия модернизации содержания общего образования одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход» 1 . Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования, в качестве его основных целей, будет положено развитие или формирование у учащихся так называемых «ключевых компетентностей». В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление реформирования (или модернизации) школы. Причин для этого несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда.

Именно компетентностный подход в состоянии, по мнению многих авторов, адекватно ответить на эти требования: Во-первых, компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают в традиционной школе зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практически релевантных ситуациях. Во-вторых, в понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». В-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, соотвествующих относительно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.). Имеется еще и ряд других веских причин в пользу введения компетентностного подхода.

Компетентностный подход не следует противопоставлять традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не является простой суммой ЗУНов. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает также результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентации, привычки и проч.

Хотя в литературе, посвященной проблеме компетентностей в образовании распространено и другое мнение о взаимоотношениях традиционного и компетентностного подходов. Так, по мнению Э.Д. Днепрова «Современная жизнь обнажила банкротство старой образовательной системы и требует создания новой, соответствующей сути и скорости происходящих изменений» 2 . При этом автор ссылается на суждение Тоффлера: в современном мире, «знание становится все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных — вовсе нет. Однако общество, в котором индивидуум меняет работу, место жительства, социальные связи и т.д., придает огромное значение эффективности образования. Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».

Думается, что отношения традиционного подхода (ЗУНы) и компетентностного сложнее, чем просто замена одного другим. Можно постулировать три варианта сценария возможного развития событий:

подмена одних ориентиров другими и отказ от знаниево-ориентированного образования,

перенос акцента со знаний на умения и называние последних компетентностями (то, что происходит в современных разработках Стандарта),

выделение в традиционном подходе надпредметного (инвариантного) содержания, описываемого в виде ОУУН, и называние его компетентностями. При этом предметное образование остается неизменным, но внутри него постепенно формируется система компетентностно ориентированных подходов.

Наиболее реалистичным нам представляется третий путь.

Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

РАЗДЕЛ 1. Постановка проблемы


Что такое компетенции?

Термин «компетенции» или «компетентности» 3 (ключевые компетентности) имеет не очень давнюю историю и употребляется в настоящее время в самых разных областях, но преимущественно в правовой и экономической сфере. Понятие «компетентности», как оно употребляется в контексте образования, первоначально разрабатывалось в психологии труда, психологии мотивации и менеджменте – областях, тесно связанных между собой. Проблема компетенций и ключевых компетенций широко обсуждалась в индустриально развитых странах (прежде всего в странах Европы и США). Компетенции в рамках данных теорий понимаются как «результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом на основе их свойства быть действенными». Именно они «позволяют достигать людям личностно значимых для них целей – независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают» 4 .

Из всего поля компетентностей в особую группу выделяются ключевые или базовые компетентности, носящие общий, надпредметный и надпрофессиональный характер (см. ниже). Обладание ими делает человека особенно ценным и эффективным сотрудником независимо от сферы его профессиональной деятельности. Проблематика ключевых компетенций попала в центр внимания исследователей в связи с тем, что была выявлена и отчетливо сформулирована следующая проблема: хотя в хороших специалистах недостатка нет, однако есть острый недостаток в хороших сотрудниках. Понятия «специалист» и «хороший сотрудник» не покрывают друг друга. Хороший сотрудник — это специалист, обладающий помимо профессиональных знаний еще и рядом дополнительных характеристик. Поэтому, при определении профессиональной квалификации, стали выделять два уровня или вида квалификаций (ключевые и предметные), которые можно рассматривать и как две составляющие хорошего профессионала. При этом часто термин квалификация и компетенция употребляются как синонимы. «Квалификация – это, прежде всего, поддающаяся определению совокупность профессиональных и смежных знаний, умений, способностей, которые необходимы для выполнения работы в какой-либо области. При этом наиболее важно, что работник обладает способностью успешно применять знания в практической работе в самых различных ситуациях, функциях, позициях, в одиночку или в группе». 5 Базовые или ключевые же компетентности – креативность, инициатива, умение работать в группе, владение методами, способность к самостоятельному и инициативному решению проблем и др. – жестко не связаны с профессиональной сферой, они относятся, скорее, к общему развитию личности. Предпринимались различные попытки дать перечень ключевых компетенций, систематизировать и выделить группы ключевых компетенций. Несмотря на то, что единого «перечня» ключевых компетенций не существует, все-таки ядро проблематики у авторов работ по этой проблематике можно выделить.

Что такое компетентности в образовании?

Необходимость развития компетенций в рамках профессиональной (пере)подготовки на предприятиях, а также в рамках школьного образования связывают, как мы об этом кратко упоминали выше, с изменениями в общем строе жизни современного общества и, в особенности, сферы труда. Эти изменения в свою очередь связаны с небывалыми темпами научно-технического прогресса, стремительным совершенствованием технологий практически во всех областях науки и техники. По данным учёных, количество информации каждые 15 лет удваивается. 6 Такой темп научно – технического прогресса предъявляет очень жесткие требования к уровню персонала, использующего различные технологии, в том числе организационные и управленческие. Способность «общаться с людьми, самостоятельно решать возникающие проблемы и т.д. – универсальные качества, не зависящие от сферы профессиональной деятельности, сфера образования, являясь традиционно консервативной системой, не развивает. Школа, ориентирующаяся сугубо на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела» 7 .

В конце семидесятых годов несоответствие между требованиями рынка труда и результатами школьного образования стало проявляться особенно резко. Представители бизнеса довольно активно критиковали школы за отсутствие необходимых для развития экономики качеств выпускников школ и профессиональных учебных заведений. Например, Американская ассоциация промышленников так формулировала то, что они ждут от продуктивного (эффективного) работника:

правильный выбор оборудования и орудий;

организация и ведение документации и баз данных;

распределение времени и денег;

общение с людьми с разным культурным опытом;

умение осваивать новые профессиональные умения.

В целом все чаще и чаще представителя бизнеса подчеркивали, что скорее заинтересованы в базисной готовности к работе, чем в специальной подготовке к конкретным операциям.

Другой важный сюжет связан с тем, что представителям экономики по сути все равно, в каких институциональных условиях будут достигнуты желательные образовательные результаты. В связи с этим размышления о путях достижения новых образовательных результатов не могут ограничиваться существующими институциональными формами (типа классно-урочной системы, понедельного планирования учебного плана) и могут выходить на формы близкие к дополнительному или заочному образованию.

В итоге в результате дискуссий деятелей образования и работодателя стала проясняться необходимость описания нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач . Этот тип образовательных результатов и стал называться компетентностями.

Что же именно, какие качества и какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего? – вот в чем вопрос. Это вопрос общечеловеческий. Более конкретно стремление его решить выражается в попытках описать, нарисовать идеальный тип человека современности и ближайшего будущего. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в группах (коммуникабельность), готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию и т.д. и т.п. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности. Они-то и называются – ключевыми компетентностями.

Синонимом компетенций в европейских источниках часто является термин квалификации . Существует профессиональная квалификация. Что же составляет профессионала? Это, конечно, и знание своего предмета (в традиционном смысле) и умение применять эти знания в работе. Это и является профессиональной компетенцией. Кроме того, для квалифицированного сотрудника характерна известная мера общего образования, так что он имеет представление о том, что происходит в смежных областях. Например, хороший инженер-конструктор знает и понимает общие экономические законы. Он имеет представление о том, что такое доход, прибыль, откуда берется его зарплата, он осознает свои юридические и гражданские права, понимает в общих чертах, что происходит в других производственных отделах его предприятия и т.д. Эта составляющая квалификации называется сверхпредметной или надпрофессиональной компетенцией.

Помимо ключевых компетентностей, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетентности — это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Ключевые Компетентности

Понятие Ключевых Компетентностей еще не устоялось. Этого и нельзя было ожидать в такой короткий срок. Хотя было сделано несколько попыток, и среди них — международный проект, осуществлявшийся Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США. Несмотря на то, что проект так и назывался «Определение и отбор ключевых компетентностей», его авторы с некоторым унынием констатировали, что им не удалось дать строгое определение ключевых компетентностей, которое позволило бы проводить отбор по формальным признакам.

Вместе с тем в результате многообразных дискуссий сегодня стало ясно, что ключевые компетентности характеризуются тем, что они:

позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);

полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);

переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);

требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);

сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования. );

реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).

Относительно списков Ключевых Компетентностей стоит подчеркнуть, что дискуссии продолжаются, но при отсутствии логических оснований для выделения категории приходится полагаться на своего рода общественное мнение в образовательном сообществе. Такое общественное мнение в значительной степени сложилось. Уже достигнуто некоторое согласие, по крайней мере, относительно ряда позиций в этом списке.

Так, согласно упоминавшемуся проекту «Определение и отбор ключевых компетентностей» в список входят:

автономное рефлексивное действие;

интерактивное использование средств;

участие в работе неоднородных групп;

В английских образовательных программах, активно применяемых в настоящее время в российском дополнительном образовании, выделяют три основных элемента (‘core’ key skills):

Communication (приемы переписки, способы общения, интервью, журналистика),

Application of Number (прикладная статистика),

Информационные технологии и компьютеры.

К этому добавляются три дополнительных курса ‘wider’ key skills :

Problem Solving (способы решения проблем, как изобретать),

Improving Own Learning (как достигать лучших результатов в учебе, навыки конспектов, эссе и так далее),

Working with Others (очень модное в Европе и актуальное желание научить индивидуума эффективно работать в команде).

Эти списки предложены как основа содержания и оценки результатов для общего образования. В то же время, если мы глянем на квалификационные требования к управленцам разного уровня или к работникам, выполняющим работу в сложноорганизованных командах, то мы обнаружим, что они значительные совпадения со списком ключевых компетентностей для общего образования. О чем говорит это совпадение? Управленческий компонент резко усиливается во многих областях деятельности: уже едва ли не 40% рабочих мест в так называемых «новых экономиках» создаются в офисах. В этом смысле становится понятным, что обновление содержания на основе ключевых компетентностей является реакцией на реальные изменения рынка труда.

Существенный для образовательных результатов вопрос об измерении компетентностей – это вопрос об установлении уровня освоения (о квалификации). Здесь возможно парадоксальное утверждение: именно компетентностный подход позволяет достичь (и требует) реальной оценки разных уровней освоения.

Суммируя вышеперечисленные подходы к понятию ключевых компетентностей, отметим, что они:

переносимы из одной предметной области в другую,

являются характеристиками практической деятельности,

отражают уровень достижений,

могут быть иерархизированы по уровням (как в спорте).

Попробуем дать рабочее определение ключевых компетенций:

Ключевые Компетентности – наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Ключевые компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения. Ключевые компетентности проявляются в деятельности. Ключевые компетентности переносимы (применимы в новых ситуациях).

В образовательном процессе Ключевые компетентности могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:

Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.

Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,

Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели,

Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации,

Организация продуктивной групповой работы,

Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения

Источник

Читайте также:  Все способы обналичивания денег
Оцените статью
Разные способы