Коммуникативный способ обучения английскому языку

Что такое коммуникативный метод обучения

Суще­ству­ет мно­же­ство спо­со­бов и мето­дик для изу­че­ния язы­ков. Один из них — ком­му­ни­ка­тив­ный метод (communicative approach). В рей­тин­ге попу­ляр­но­сти дан­ный спо­соб обу­че­ния уже дав­но и уве­рен­но удер­жи­ва­ет пер­вые пози­ции сре­ди всех осталь­ных методик.

Что такое коммуникативный метод обучения

Ком­му­ни­ка­тив­ный метод заро­дил­ся в 60–70 годах в Бри­та­нии. Имен­но в то вре­мя англий­ский начи­нал ста­но­вит­ся меж­ду­на­род­ным язы­ком. В то вре­мя суще­ство­ва­ли такие мето­ди­ки, как мето­ди­ка грам­ма­ти­че­ско­го пере­во­да, аудио­линг­валь­ная и т.д. Все они име­ли свои мину­сы и люди, кото­рые изу­ча­ли англий­ский язык как ино­стран­ный, при­шли к выво­ду, что они не удо­вле­тво­ря­ют их потребностям.

Люди, кото­рые учи­ли англий­ский язык для обще­ния на нем, не вла­де­ли раз­го­вор­ной речью и ниче­го не зна­ли о сло­вес­ном эти­ке­те. То есть они чув­ство­ва­ли себя ущем­лен­ны­ми во вре­мя реаль­но­го общения.

Целью дан­но­го мето­да было научить людей общать­ся в реаль­ной жизни.

Метод поль­зо­вал­ся мно­ги­ми при­е­ма­ми, кото­рые исполь­зо­ва­лись и ранее, в дру­гих методиках.

Дан­ный метод отли­ча­ет­ся от дру­гих тем, что учеб­ные выду­ман­ные тек­сты и дале­кие от реаль­ной жиз­ни тек­сты, кото­рые изу­ча­ют­ся уча­щи­ми­ся в дру­гих мето­дах, заме­ня­ют­ся на диа­ло­ги из повсе­днев­ной жиз­ни. Уча­щи­е­ся обыг­ры­ва­ют их таким обра­зом, что­бы вызвать друг дру­га на раз­го­вор, то есть моти­ви­ро­вать дру­го­го человека.

Стан­дарт­ные фра­зы типа «Hallo, my name is Sonya. I live in Kiev. I am a student» заме­ня­ют­ся на изу­че­ние темы «Зна­ком­ство», где они на само­мо деле зна­ко­мят­ся, зада­ют друг дру­гу раз­лич­ные вопро­сы, обсуж­да­ют что-то. Пер­вым делом про­ис­хо­дит обсуж­де­ние тем, кото­рые зна­ком уча­щим­ся на их род­ном язы­ке. Таким обра­зом это раз­ви­ва­ет у уче­ни­ков спо­соб­ность поль­зо­вать­ся язы­ком спон­тан­но. Темы долж­ны быть близ­ки и инте­рес­ны учащимся.

Ком­му­ни­ка­тив отли­ча­ет­ся от дру­гих суще­ству­ю­щих мето­дов тем, что уча­щи­е­ся, зани­ма­ю­щи­е­ся по этой мето­ди­ке, не зна­ют, чем закон­чит­ся заня­тие, кто и как отве­тит на тот или иной вопрос, это все зави­сит от ситу­а­ций. На каж­дом заня­тии новые темы для обсуж­де­ний, новые виды упраж­не­ний. Это дела­ет­ся для того, что­бы уча­щи­е­ся были раз­но­сто­ронне раз­ви­ты и в то же вре­мя, что­бы им не надо­е­ло обучение.

Во вре­мя уро­ков уча­щи­е­ся в основ­ном обща­ют­ся, но при этом пись­му и чте­нию так­же уде­ля­ет­ся вре­мя. Пре­по­да­ва­те­ли ста­ра­ют­ся толь­ко слу­шать, они направ­ля­ют дея­тель­ность уче­ни­ков, зада­ют упраж­не­ния. Когда уче­ни­ки начи­на­ют актив­но что-то обсуж­дать, учи­тель толь­ко наблюдает.

Как работает метод

Ком­му­ни­ка­тив­ный метод, в первую оче­редь, нужен для того, что­бы снять страх перед живым общением.

Чело­век, у кото­ро­го отсут­ству­ют опа­се­ния по пово­ду того, что его не пой­мут, лег­ко смо­жет най­ти общий язык в чужой стране, вла­дея стан­дарт­ным набо­ром грам­ма­ти­че­ских кон­струк­ций и имея сло­вар­ный запас до 1000 слов.

Но у любой меда­ли суще­ству­ет обо­рот­ная сто­ро­на. В дан­ном слу­чае – это небо­га­тый лек­си­кон и кли­ши­ро­ван­ность фраз. А если при­ба­вить к это­му грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки, то мож­но запро­сто заслу­жить репу­та­цию не слиш­ком умно­го собеседника.

Преимущества

Cуще­ству­ет мне­ние, что луч­ше все­го ком­му­ни­ка­тив­ный метод обу­че­ния англий­ско­му язы­ку помо­га­ет тем, кто уже име­ет неко­то­рую лек­си­ко-грам­ма­ти­че­скую базу язы­ка, полу­чен­ную в шко­ле, уни­вер­си­те­те или на базо­вых кур­сах. Кро­ме того, пре­иму­ще­ством является:

  • Уче­ни­ки гово­рят на англий­ском с пер­во­го занятия.
    Ком­му­ни­ка­тив­ная тех­но­ло­гия обу­че­ния англий­ско­му язы­ку пред­по­ла­га­ет, что сту­ден­ты будут погру­жать­ся в англо­языч­ную сре­ду уже с пер­во­го уро­ка. Если вы нико­гда не пред­став­ля­ли, как гово­ри­те на англий­ском, то после пер­во­го же уро­ка вы смо­же­те выучить пару десят­ков фраз и при­ме­нять их в беседе.
  • Язы­ко­вой барьер.
    Гра­мот­ная речь без каких-либо запи­нок — это основ­ная цель ком­му­ни­ка­тив­но­го под­хо­да. Язы­ко­вой барьер фор­ми­ру­ет­ся, если сту­дент боит­ся допу­стить ошиб­ку в про­из­но­ше­нии или не может изба­вить­ся от акцен­та. Со всем этим отлич­но справ­ля­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ная мето­ди­ка, ведь прак­ти­ке обще­ния отво­дит­ся почти все уроч­ное вре­мя. При этом пре­по­да­ва­тель кор­рек­ти­ру­ет ваши ошиб­ки и поощ­ря­ет уче­ни­ков, кото­рые не боят­ся выска­зы­вать свои мыс­ли на английском.
  • Бег­лая речь (fluency).
    Если вы хоти­те гово­рить на англий­ском так­же быст­ро и уве­рен­но, как и на рус­ском, тогда сме­ло запи­сы­вай­тесь на кур­сы ком­му­ни­ка­тив­но­го англий­ско­го. На уро­ках вы про­сто раз­го­ва­ри­ва­е­те о том, с чем стал­ки­ва­е­тесь каж­дый день: быто­вые про­бле­мы, обще­ние с дру­зья­ми, обсуж­де­ние ново­стей и т.д. Поэто­му у вас выра­ба­ты­ва­ет­ся навык общать­ся на англий­ском как на род­ном языке.
  • Хоро­шее пони­ма­ние языка.
    На кур­сах вы буде­те не толь­ко раз­го­ва­ри­вать, но и слу­шать дру­гих сту­ден­тов. Сту­ден­ты долж­ны пони­мать, о чем гово­рит собе­сед­ник, что­бы вести пол­но­цен­ный диа­лог. Таким обра­зом, вы хоро­шо раз­ви­ва­е­те навык Listening. Впо­след­ствии вы смо­же­те смот­реть филь­мы в ори­ги­на­ле, слу­шать музы­ку и без про­блем ее пони­мать, а так­же сво­бод­но бесе­до­вать с иностранцами.
  • Быст­рое рас­ши­ре­ние сло­вар­но­го запаса.
    Тех­но­ло­гия ком­му­ни­ка­тив­но­го обу­че­ния на уро­ках англий­ско­го язы­ка рас­счи­та­на на тех людей, кото­рые хотят изу­чить англий­ский быст­ро и общать­ся на нем с дру­ги­ми. Поэто­му В пер­вый месяц обу­че­ния вы изу­чи­те поряд­ка 50–70% слов, кото­рые исполь­зу­ют англи­чане каж­дый день. За весь курс вы рас­ши­ри­те свой сло­вар­ный запас до 3000–4000 слов, чего будет предо­ста­точ­но для путе­ше­ствий, коман­ди­ров­ки, обще­ния и даже чте­ния новостей.
  • Доступ­но прак­ти­че­ски везде.
    Ком­му­ни­ка­тив­ная мето­ди­ка настоль­ко попу­ляр­на, что ее исполь­зу­ют прак­ти­че­ски в каж­дом язы­ко­вом цен­тре. При­чем сто­и­мость кур­са доволь­но невы­со­кая, так как уче­ни­кам не нуж­ны доро­го­сто­я­щие учеб­ни­ки или допол­ни­тель­ные заня­тия по грам­ма­ти­ке. Все что вам пона­до­бит­ся это живое обще­ние и при­ят­ное настроение.
  • Инте­рес­ные и неслож­ные уроки.
    На уро­ках не исполь­зу­ют­ся ста­рые школь­ные темы, кото­рые при­елись до косто­чек. Уче­ни­ки зани­ма­ют­ся инте­рес­ной актив­но­стью: игра­ют в обу­ча­ю­щие игры, обща­ют­ся и помо­га­ют друг дру­гу. Ску­чать на таких кур­сах про­сто неко­гда. Кро­ме того, сту­ден­там зада­ет­ся отно­си­тель­но немно­го домаш­не­го зада­ния. Поэто­му выучить­ся англий­ско­му таким обра­зом смо­жет абсо­лют­но каждый.
Читайте также:  Ответы способ приготовления яиц 94 процента ответы

Недостатки

Как и у любо­го мето­да изу­че­ния ино­стран­но­го язы­ка, у ком­му­ни­ка­тив­но­го мето­да есть свои недо­стат­ки. Основ­ным недо­стат­ком явля­ет­ся то, что начи­на­ю­ще­му изу­чать ино­стран­ный язык доволь­но слож­но вни­кать в непро­стые грам­ма­ти­че­ские азы, пре­под­но­си­мые сра­зу на ино­стран­ном язы­ке. Кро­ме это­го мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие недостатки:

  • Пол­ный отказ от род­но­го язы­ка, обя­за­тель­ный при ком­му­ни­ка­тив­ной мето­ди­ки обу­че­ния, может вызы­вать стресс у непод­го­тов­лен­ных студентов.
  • Обя­за­тель­ная рабо­та в парах и в груп­пе исклю­ча­ет воз­мож­ность рабо­тать с пре­по­да­ва­те­лем один на один.
  • Пре­по­да­ва­тель, исполь­зу­ю­щий ком­му­ни­ка­тив­ную мето­ди­ку обу­че­ния, во вре­мя заня­тия не может уде­лить доста­точ­ное коли­че­ство вни­ма­ния и вре­ме­ни каж­дой паре\группе.

Кому подходит

Сей­час мы под­хо­дим непо­сред­ствен­но к глав­но­му вопро­су: для кого имен­но пред­на­зна­чен ком­му­ни­ка­тив­ный метод обу­че­ния англий­ско­му язы­ку и кому будет по нему полез­но зани­мать­ся? Рас­смот­рим, какие цели могут быть достиг­ну­ты посред­ством изу­че­ния англий­ско­го по этой технологии.

Во-пер­вых, это люди, кото­рые жаж­дут гово­рить очень гра­мот­но, посколь­ку имен­но этот навык явля­ет­ся пер­во­сте­пен­ным, и имен­но над его совер­шен­ство­ва­ни­ем рабо­та­ет эта тех­но­ло­гия пре­по­да­ва­ния. Сту­ден­ты обу­ча­ют­ся не толь­ко гово­рить на самые раз­ные темы, но и актив­но сле­дить за пра­виль­но­стью соб­ствен­ной речи. Раз­го­вор­ный барьер, о кото­ром уже было упо­мя­ну­то выше, зача­стую появ­ля­ет­ся от того, что чело­век боит­ся допу­стить рече­вую ошиб­ку. С этим стра­хом тех­но­ло­гия пре­по­да­ва­ния очень актив­но борет­ся. Око­ло 70% вре­ме­ни каж­до­го заня­тия тра­тит­ся на раз­ви­тие рече­вых навы­ков. Заня­тия поз­во­ля­ют так­же снять и пси­хо­ло­ги­че­ский барьер, посколь­ку у сту­ден­тов напрочь про­па­да­ет какой-либо страх гово­рить на английском.

Во-вто­рых, тех­но­ло­гия пре­по­да­ва­ния опре­де­лен­но при­го­дит­ся тем людям, кото­рые стре­мят­ся гово­рить бег­ло. Прин­цип заня­тий заклю­ча­ет­ся в том, что слу­ша­те­ли боль­ше и чаще гово­рят на англий­ском, и поэто­му гораз­до быст­рее, чем на обыч­ных заня­ти­ях, учат­ся фор­му­ли­ро­вать­ся соб­ствен­ные мыс­ли. При­чи­на это­го заклю­ча­ет­ся в том, что пре­по­да­ва­тель стро­ит диа­лог с уче­ни­ка­ми таким обра­зом, что сту­ден­ту очень лег­ко и инте­рес­но отве­чать на любые вопро­сы. При этом каж­дый раз полу­чен­ные зна­ния будут исполь­зо­вать­ся по мак­си­му­му. Сту­ден­ты полу­ча­ют воз­мож­ность очень связ­но гово­рить, исполь­зуя зача­стую так назы­ва­е­мые кли­ше – иди­о­ма­ти­че­ские выра­же­ния, кото­рые широ­ко исполь­зу­ют­ся сами­ми носи­те­ля­ми язы­ка. Так, ста­но­вит­ся воз­мож­ным бег­ло гово­рить, про­сто вспо­ми­ная пра­виль­ный обо­рот и выстра­и­вая вер­ную цепоч­ку фраз.

Читайте также:  Назовите основные способы защиты экологических прав гражданина

В‑третьих, ком­му­ни­ка­тив­ный метод пред­на­зна­чен для тех, кто хочет не толь­ко слы­шать, но и пони­мать англий­скую речь. В про­цес­се раз­го­во­ра с пре­по­да­ва­те­лем будет предо­став­ле­на воз­мож­ность слу­шать, как имен­но зву­чит связ­ная есте­ствен­ная англий­ская речь. К этой речи сту­ден­ты очень быст­ро при­вы­ка­ют, и сло­ва, в том чис­ле, и пока не зна­ко­мые, суще­ствен­но луч­ше вос­при­ни­ма­ют­ся на слух. На заня­ти­ях сту­ден­ты про­слу­ши­ва­ют мате­ри­ал и раз­би­ра­ют с пре­по­да­ва­те­лем инте­рес­ные аудио и видео­ма­те­ри­а­лы. Каж­дый мате­ри­ал зача­стую при­ме­ня­ет­ся в каче­стве дис­кус­си­он­ной основы.

В‑четвертых, для тех, кто стре­мит­ся пере­стать пере­во­дить свои соб­ствен­ные мыс­ли с рус­ско­го на англий­ский, каж­дый раз, как потре­бу­ет­ся про­из­не­сти ту или иную фра­зу. Тех­но­ло­гия направ­ле­на на раз­ви­тие уме­ния спон­тан­но гово­рить и рас­суж­дать на самые раз­ные темы. Даже нович­ки после пер­во­го заня­тия обза­во­дят­ся десят­ком или дву­мя важ­ных фраз, кото­рые смо­гут актив­но при­ме­нять в повсе­днев­ной жиз­ни. Тем, кто начи­на­ет посе­щать кур­сы и име­ет зна­ния толь­ко на началь­ных трех уров­нях, пер­вое вре­мя дают­ся пояс­не­ния по-рус­ски, одна­ко это зани­ма­ет не более 5–10% вре­ме­ни от заня­тия. А сами нович­ки могут исполь­зо­вать рус­ский при необ­хо­ди­мо­сти, но уже в ско­ром вре­ме­ни они начи­на­ют изна­чаль­но фор­му­ли­ро­вать свои мыс­ли без после­ду­ю­ще­го пере­во­да. Мыс­лен­ное постро­е­ние фра­зы на англий­ском суще­ствен­но облег­ча­ет про­цесс ее состав­ле­ния и уско­ря­ет его.

В‑пятых, ком­му­ни­ка­тив­ный под­ход иде­а­лен для тех, кто стре­мит­ся овла­деть грам­ма­ти­кой и новые сло­ва для непо­сред­ствен­но­го обще­ния. Заня­тия направ­ле­ны на то, что­бы раз­ве­ять страх перед изу­че­ни­ем грам­ма­ти­че­ских обо­ро­тов, посколь­ку здесь пред­по­ла­га­ет­ся очень про­стой прин­цип изу­че­ния всех кон­струк­ций – никто не зани­ма­ет­ся зуб­реж­кой тео­рии и изу­че­ни­ем ее наизусть. Тот же прин­цип рабо­та­ет и с новы­ми сло­ва­ми. Вез­де сле­ду­ет толь­ко их мно­го­крат­ное прак­ти­че­ское при­ме­не­ние. Обсуж­да­ет­ся инте­рес­ная тема, в про­цес­се кото­рой идет при­ме­не­ние новой кон­струк­ции или лек­си­ки на прак­ти­ке, а имен­но – в про­цес­се раз­го­во­ра. Пять-десять пред­ло­же­ний из новой темы дают воз­мож­ность, что назы­ва­ет­ся «про­чув­ство­вать» кон­струк­цию на себе. Сту­ден­ты очень быст­ро усва­и­ва­ют глав­ные прин­ци­пы при­ме­не­ния этой кон­струк­ции. Фак­ти­че­ски, грам­ма­ти­ка и лек­си­ка не будут являть­ся основ­ным объ­ек­тов при осво­е­нии ново­го мате­ри­а­ла, а они исполь­зу­ют­ся в каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го мате­ри­а­ла. Так, усво­е­ние про­ис­хо­дит в авто­ма­ти­че­ском режиме.

Читайте также:  Определите способ образования существительного учительская 1 балл

В‑шестых, систе­ма пре­по­да­ва­ния под­хо­дит тем, кто меч­та­ет читать совре­мен­ные тек­сты в ори­ги­на­ле, вклю­чая кни­ги, отно­ся­щи­е­ся к худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре, а так­же газе­ты и жур­на­лы, выхо­дя­щие на англий­ском. И дей­стви­тель­но, мно­гие цени­те­ли лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний счи­та­ют, что стиль авто­ра, харак­тер каж­до­го героя и общее настро­е­ние гораз­до луч­ше про­чи­ты­ва­ют­ся имен­но в ори­ги­наль­ном тек­сте. Если суще­ству­ет острое жела­ние насла­дить­ся про­из­ве­де­ни­я­ми люби­мо­го авто­ра мак­си­маль­но пол­но­цен­но, реко­мен­ду­ет­ся посе­щать имен­но опи­сы­ва­е­мые кур­сы. Посколь­ку систе­ма, как уже было ска­за­но выше, пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние толь­ко аутен­тич­ных тек­стов, воз­мож­ность читать в ори­ги­на­ле при­хо­дит доста­точ­но быстро.

К тому же читать кни­ги и жур­на­лы будет очень про­сто, так как лек­си­ка и раз­но­об­раз­ные обо­ро­ты не будут незна­ко­мы. Из учеб­ных тек­стов лег­ко под­черп­нуть раз­но­об­раз­ные кли­ше, кото­рые могут исполь­зо­вать­ся не толь­ко в про­цес­се обще­ния, но и при чте­нии лите­ра­ту­ры. И, конеч­но, нель­зя отри­цать, что систе­ма опре­де­лен­но помо­жет научить­ся писать гра­мот­но и даже красиво.

В‑седьмых, ком­му­ни­ка­тив­ный метод спо­со­бен помочь тем, кто стре­мит­ся улуч­шить соб­ствен­ное про­из­но­ше­ние. Частое исполь­зо­ва­ние речи поз­во­ля­ет в по-насто­я­ще­му корот­кие сро­ки научить­ся пра­виль­но про­из­но­сить раз­лич­ные ино­стран­ные сло­ва. Так выра­ба­ты­ва­ет­ся мак­си­маль­но кор­рект­ное про­из­но­ше­ние. Заня­тия под­ра­зу­ме­ва­ют мно­го раз­го­во­ров, и сту­ден­ты начи­на­ют точ­нее исполь­зо­вать в речи раз­лич­ные зву­ки, пока зву­ча­ние не ста­нет пол­но­стью пра­виль­ным. Неко­то­рые заня­тия вклю­ча­ют в себя упраж­не­ния на отра­бот­ку опре­де­лен­ных звуков.

В‑восьмых, систе­ма отлич­но подой­дет тем, кто стре­мить­ся осво­ить мате­ри­ал, не ску­чая ни на одном заня­тии. На кур­сах, пре­по­да­ва­е­мых по дан­ной тех­но­ло­гии, при всем жела­нии не полу­чит­ся заску­чать. И совер­шен­но точ­но не захо­чет­ся. Совре­мен­ные учеб­ные посо­бия пред­ла­га­ют самые раз­но­об­раз­ные темы для обсуж­де­ния – все­гда раз­ные для каж­до­го уро­ка. И каж­дая тема абсо­лют­но точ­но впо­след­ствии при­го­дит­ся в жиз­ни при посе­ще­нии раз­но­об­раз­ных стран или при обще­нии с ино­стран­ца­ми. Плюс ко все­му на каж­дом уро­ке име­ют­ся инте­рес­ные вспо­мо­га­тель­ные мате­ри­а­лы, кото­рые поз­во­ля­ют сде­лать заня­тие увлекательным.

Сего­дня без зна­ния ино­стран­ных язы­ков тяже­ло най­ти пер­спек­тив­ную высо­ко­опла­чи­ва­е­мую рабо­ту, зна­ние язы­ков – это ваш шанс, шанс на достой­ную жизнь. И ком­му­ни­ка­тив­ный метод здо­ро­во помо­га­ет в этом. Допол­ни­тель­но так­же мож­но исполь­зо­вать метод чте­ния Ильи Фран­ка, что помо­жет зна­чи­тель­но про­ка­чать сло­вар­ный запас.

Источник

Оцените статью
Разные способы