Что такое коммуникативный метод обучения
Существует множество способов и методик для изучения языков. Один из них — коммуникативный метод (communicative approach). В рейтинге популярности данный способ обучения уже давно и уверенно удерживает первые позиции среди всех остальных методик.
Что такое коммуникативный метод обучения
Коммуникативный метод зародился в 60–70 годах в Британии. Именно в то время английский начинал становится международным языком. В то время существовали такие методики, как методика грамматического перевода, аудиолингвальная и т.д. Все они имели свои минусы и люди, которые изучали английский язык как иностранный, пришли к выводу, что они не удовлетворяют их потребностям.
Люди, которые учили английский язык для общения на нем, не владели разговорной речью и ничего не знали о словесном этикете. То есть они чувствовали себя ущемленными во время реального общения.
Целью данного метода было научить людей общаться в реальной жизни.
Метод пользовался многими приемами, которые использовались и ранее, в других методиках.
Данный метод отличается от других тем, что учебные выдуманные тексты и далекие от реальной жизни тексты, которые изучаются учащимися в других методах, заменяются на диалоги из повседневной жизни. Учащиеся обыгрывают их таким образом, чтобы вызвать друг друга на разговор, то есть мотивировать другого человека.
Стандартные фразы типа «Hallo, my name is Sonya. I live in Kiev. I am a student» заменяются на изучение темы «Знакомство», где они на самомо деле знакомятся, задают друг другу различные вопросы, обсуждают что-то. Первым делом происходит обсуждение тем, которые знаком учащимся на их родном языке. Таким образом это развивает у учеников способность пользоваться языком спонтанно. Темы должны быть близки и интересны учащимся.
Коммуникатив отличается от других существующих методов тем, что учащиеся, занимающиеся по этой методике, не знают, чем закончится занятие, кто и как ответит на тот или иной вопрос, это все зависит от ситуаций. На каждом занятии новые темы для обсуждений, новые виды упражнений. Это делается для того, чтобы учащиеся были разносторонне развиты и в то же время, чтобы им не надоело обучение.
Во время уроков учащиеся в основном общаются, но при этом письму и чтению также уделяется время. Преподаватели стараются только слушать, они направляют деятельность учеников, задают упражнения. Когда ученики начинают активно что-то обсуждать, учитель только наблюдает.
Как работает метод
Коммуникативный метод, в первую очередь, нужен для того, чтобы снять страх перед живым общением.
Человек, у которого отсутствуют опасения по поводу того, что его не поймут, легко сможет найти общий язык в чужой стране, владея стандартным набором грамматических конструкций и имея словарный запас до 1000 слов.
Но у любой медали существует оборотная сторона. В данном случае – это небогатый лексикон и клишированность фраз. А если прибавить к этому грамматические ошибки, то можно запросто заслужить репутацию не слишком умного собеседника.
Преимущества
Cуществует мнение, что лучше всего коммуникативный метод обучения английскому языку помогает тем, кто уже имеет некоторую лексико-грамматическую базу языка, полученную в школе, университете или на базовых курсах. Кроме того, преимуществом является:
- Ученики говорят на английском с первого занятия.
Коммуникативная технология обучения английскому языку предполагает, что студенты будут погружаться в англоязычную среду уже с первого урока. Если вы никогда не представляли, как говорите на английском, то после первого же урока вы сможете выучить пару десятков фраз и применять их в беседе. - Языковой барьер.
Грамотная речь без каких-либо запинок — это основная цель коммуникативного подхода. Языковой барьер формируется, если студент боится допустить ошибку в произношении или не может избавиться от акцента. Со всем этим отлично справляется коммуникативная методика, ведь практике общения отводится почти все урочное время. При этом преподаватель корректирует ваши ошибки и поощряет учеников, которые не боятся высказывать свои мысли на английском. - Беглая речь (fluency).
Если вы хотите говорить на английском также быстро и уверенно, как и на русском, тогда смело записывайтесь на курсы коммуникативного английского. На уроках вы просто разговариваете о том, с чем сталкиваетесь каждый день: бытовые проблемы, общение с друзьями, обсуждение новостей и т.д. Поэтому у вас вырабатывается навык общаться на английском как на родном языке. - Хорошее понимание языка.
На курсах вы будете не только разговаривать, но и слушать других студентов. Студенты должны понимать, о чем говорит собеседник, чтобы вести полноценный диалог. Таким образом, вы хорошо развиваете навык Listening. Впоследствии вы сможете смотреть фильмы в оригинале, слушать музыку и без проблем ее понимать, а также свободно беседовать с иностранцами. - Быстрое расширение словарного запаса.
Технология коммуникативного обучения на уроках английского языка рассчитана на тех людей, которые хотят изучить английский быстро и общаться на нем с другими. Поэтому В первый месяц обучения вы изучите порядка 50–70% слов, которые используют англичане каждый день. За весь курс вы расширите свой словарный запас до 3000–4000 слов, чего будет предостаточно для путешествий, командировки, общения и даже чтения новостей. - Доступно практически везде.
Коммуникативная методика настолько популярна, что ее используют практически в каждом языковом центре. Причем стоимость курса довольно невысокая, так как ученикам не нужны дорогостоящие учебники или дополнительные занятия по грамматике. Все что вам понадобится это живое общение и приятное настроение. - Интересные и несложные уроки.
На уроках не используются старые школьные темы, которые приелись до косточек. Ученики занимаются интересной активностью: играют в обучающие игры, общаются и помогают друг другу. Скучать на таких курсах просто некогда. Кроме того, студентам задается относительно немного домашнего задания. Поэтому выучиться английскому таким образом сможет абсолютно каждый.
Недостатки
Как и у любого метода изучения иностранного языка, у коммуникативного метода есть свои недостатки. Основным недостатком является то, что начинающему изучать иностранный язык довольно сложно вникать в непростые грамматические азы, преподносимые сразу на иностранном языке. Кроме этого можно выделить следующие недостатки:
- Полный отказ от родного языка, обязательный при коммуникативной методики обучения, может вызывать стресс у неподготовленных студентов.
- Обязательная работа в парах и в группе исключает возможность работать с преподавателем один на один.
- Преподаватель, использующий коммуникативную методику обучения, во время занятия не может уделить достаточное количество внимания и времени каждой паре\группе.
Кому подходит
Сейчас мы подходим непосредственно к главному вопросу: для кого именно предназначен коммуникативный метод обучения английскому языку и кому будет по нему полезно заниматься? Рассмотрим, какие цели могут быть достигнуты посредством изучения английского по этой технологии.
Во-первых, это люди, которые жаждут говорить очень грамотно, поскольку именно этот навык является первостепенным, и именно над его совершенствованием работает эта технология преподавания. Студенты обучаются не только говорить на самые разные темы, но и активно следить за правильностью собственной речи. Разговорный барьер, о котором уже было упомянуто выше, зачастую появляется от того, что человек боится допустить речевую ошибку. С этим страхом технология преподавания очень активно борется. Около 70% времени каждого занятия тратится на развитие речевых навыков. Занятия позволяют также снять и психологический барьер, поскольку у студентов напрочь пропадает какой-либо страх говорить на английском.
Во-вторых, технология преподавания определенно пригодится тем людям, которые стремятся говорить бегло. Принцип занятий заключается в том, что слушатели больше и чаще говорят на английском, и поэтому гораздо быстрее, чем на обычных занятиях, учатся формулироваться собственные мысли. Причина этого заключается в том, что преподаватель строит диалог с учениками таким образом, что студенту очень легко и интересно отвечать на любые вопросы. При этом каждый раз полученные знания будут использоваться по максимуму. Студенты получают возможность очень связно говорить, используя зачастую так называемые клише – идиоматические выражения, которые широко используются самими носителями языка. Так, становится возможным бегло говорить, просто вспоминая правильный оборот и выстраивая верную цепочку фраз.
В‑третьих, коммуникативный метод предназначен для тех, кто хочет не только слышать, но и понимать английскую речь. В процессе разговора с преподавателем будет предоставлена возможность слушать, как именно звучит связная естественная английская речь. К этой речи студенты очень быстро привыкают, и слова, в том числе, и пока не знакомые, существенно лучше воспринимаются на слух. На занятиях студенты прослушивают материал и разбирают с преподавателем интересные аудио и видеоматериалы. Каждый материал зачастую применяется в качестве дискуссионной основы.
В‑четвертых, для тех, кто стремится перестать переводить свои собственные мысли с русского на английский, каждый раз, как потребуется произнести ту или иную фразу. Технология направлена на развитие умения спонтанно говорить и рассуждать на самые разные темы. Даже новички после первого занятия обзаводятся десятком или двумя важных фраз, которые смогут активно применять в повседневной жизни. Тем, кто начинает посещать курсы и имеет знания только на начальных трех уровнях, первое время даются пояснения по-русски, однако это занимает не более 5–10% времени от занятия. А сами новички могут использовать русский при необходимости, но уже в скором времени они начинают изначально формулировать свои мысли без последующего перевода. Мысленное построение фразы на английском существенно облегчает процесс ее составления и ускоряет его.
В‑пятых, коммуникативный подход идеален для тех, кто стремится овладеть грамматикой и новые слова для непосредственного общения. Занятия направлены на то, чтобы развеять страх перед изучением грамматических оборотов, поскольку здесь предполагается очень простой принцип изучения всех конструкций – никто не занимается зубрежкой теории и изучением ее наизусть. Тот же принцип работает и с новыми словами. Везде следует только их многократное практическое применение. Обсуждается интересная тема, в процессе которой идет применение новой конструкции или лексики на практике, а именно – в процессе разговора. Пять-десять предложений из новой темы дают возможность, что называется «прочувствовать» конструкцию на себе. Студенты очень быстро усваивают главные принципы применения этой конструкции. Фактически, грамматика и лексика не будут являться основным объектов при освоении нового материала, а они используются в качестве вспомогательного материала. Так, усвоение происходит в автоматическом режиме.
В‑шестых, система преподавания подходит тем, кто мечтает читать современные тексты в оригинале, включая книги, относящиеся к художественной литературе, а также газеты и журналы, выходящие на английском. И действительно, многие ценители литературных произведений считают, что стиль автора, характер каждого героя и общее настроение гораздо лучше прочитываются именно в оригинальном тексте. Если существует острое желание насладиться произведениями любимого автора максимально полноценно, рекомендуется посещать именно описываемые курсы. Поскольку система, как уже было сказано выше, предполагает использование только аутентичных текстов, возможность читать в оригинале приходит достаточно быстро.
К тому же читать книги и журналы будет очень просто, так как лексика и разнообразные обороты не будут незнакомы. Из учебных текстов легко подчерпнуть разнообразные клише, которые могут использоваться не только в процессе общения, но и при чтении литературы. И, конечно, нельзя отрицать, что система определенно поможет научиться писать грамотно и даже красиво.
В‑седьмых, коммуникативный метод способен помочь тем, кто стремится улучшить собственное произношение. Частое использование речи позволяет в по-настоящему короткие сроки научиться правильно произносить различные иностранные слова. Так вырабатывается максимально корректное произношение. Занятия подразумевают много разговоров, и студенты начинают точнее использовать в речи различные звуки, пока звучание не станет полностью правильным. Некоторые занятия включают в себя упражнения на отработку определенных звуков.
В‑восьмых, система отлично подойдет тем, кто стремиться освоить материал, не скучая ни на одном занятии. На курсах, преподаваемых по данной технологии, при всем желании не получится заскучать. И совершенно точно не захочется. Современные учебные пособия предлагают самые разнообразные темы для обсуждения – всегда разные для каждого урока. И каждая тема абсолютно точно впоследствии пригодится в жизни при посещении разнообразных стран или при общении с иностранцами. Плюс ко всему на каждом уроке имеются интересные вспомогательные материалы, которые позволяют сделать занятие увлекательным.
Сегодня без знания иностранных языков тяжело найти перспективную высокооплачиваемую работу, знание языков – это ваш шанс, шанс на достойную жизнь. И коммуникативный метод здорово помогает в этом. Дополнительно также можно использовать метод чтения Ильи Франка, что поможет значительно прокачать словарный запас.
Источник