Коммуникативный способ общения это

Что такое коммуникативная сторона общения: определение понятия, описание и характеристика структуры

Процесс общения имеет большую важность в повседневной жизни современного человека. Благодаря ему происходит обмен мыслями, эмоциями и опытом между людьми. Именно совместная деятельность в процессе коммуникации сторон приводит к полноценному обмену информацией.

Коммуникативная сторона общения заключается в непосредственном обмене информацией между несколькими лицами. «Информация» в подобной структуре рассматривается в форме идей, настроений, интересов, установок, чувств и пр. Структура имеет большое разнообразие форм, и нуждается в более детальном и тщательном рассмотрении.

Общие сведения

Очевидно, что общение и коммуникация тесно взаимосвязаны друг с другом. Рассматривая этот вопрос, нужно учитывать тот факт, что коммуникативная сторона общения очень важна для каждого ее участника. В зависимости от того, какого характера при обмене информацией вы придерживайтесь и какую систему знаков используете, происходит то или иное влияние на взаимодействующую сторону.

Иначе говоря, при обмене информацией всегда будет затрагиваться эмоциональная и поведенческая составляющая собеседника. А в первую очередь на это будет влиять использование знаков, которые оказывают воздействие на каждого соучастника коммуникации. Знаки при общении имеют большое значение, подобно инструментарию при выполнении технических работ.

В целом, психология общения касается «расшифровки» невербального и вербального способа передачи сигналов. Исходя из мнения психологов, человек понимает около 10% информации, которую может воспринимать мозг. Исходя из этого, можно утверждать, что анализирование и расшифровку человек выполняет не столь сознательно, как бессознательно.

Обратите внимание, что коммуникативную сторону общения формируют также и сочетание специфических барьеров. Эти барьеры являются психологическими или социальными. Коммуникационный барьер зачастую возникает по причине недопонимания происходящих ситуационных процессов.

Список причин для этого может быть разным, в виду профессиональных, социальных и политических различий. Они формирую иную интерпретацию взглядов и терминов, которые затрагиваются в процессе общения, а также личностную концепцию мировоззрения, мировоззрения и мироощущения.

Что такое коммуникативная сторона общения?

Понятие «коммуникация» происходит от английского слова communicate, что переводится как «отправлять», «сообщать». Данный тип взаимодействия между индивидами нацелен на процесс обмена информацией, состоящей из:

По утверждению исследователя Гарольда Лассвелла, процесс общения состоит из 5 аспектов, которые способствуют донесению нужной информации к адресату:

  1. Роль коммуникатора — лицо или источник, который выполняет функцию передатчика сообщений.
  2. Голосовая или текстовая информация — то, что человеку необходимо усвоить, которому сообщение предназначено.
  3. Тип канала — как и через что происходим обмен.
  4. Наличие аудитории или получателя — кому адресована информация.
  5. Показатель эффективности — результат насколько хорошо усвоилось полученное сообщение.

Во многом коммуникативные стороны общения формирует субъективное информационное наполнение каждой отдельной личности. Другими словами характеристика людей, участвующих в общении, их осведомленность, эрудированность, компетентность в вопросах обсуждаемой темы.

Обратите внимание! Если у человека низкий уровень знаний, то высока вероятность возникновения недопониманий.

Обмениваться информацией люди могут посредством двух каналов:

  • невербальным — используя жесты, мимику, знаки;
  • вербальным — посредством голоса, звуков, речи (устной и письменной.

Как отмечается психолог Аллан Пиза, примерно до 70% от всей информации человек передает посредством коротких невербальных контактов.

Вербальные способы коммуникации

Как мы уже сказали, к вербальным средствам коммуникации относят письменную и устную речь. Существует мнение, что скорость речи, интонацию голоса и ряд других сопутствующих проявлений в том числе причисляют к вербальной коммуникации. Но, если учитывать, что такие факторы не только дополняют, но и сводят к нулю весь прямой смысл озвученного, то можно смело говорить, что к невербальным средствам относится, то что нельзя назвать «словом».

Невербальные способы коммуникации

Таким образом, к невербальным средствам общения можно отнести такие категории:

  • Околоречевой методы общения: формируется ритмом, темпом, интонацией, громкостью, тембром речи, дикцией и т.п.
  • Зона коммуникации: сюда относят дистанцию и расстояние от каждого участника общения друг до друга.
  • Кинетическое средство: походку, жестикуляцию, осанку тела, мимику, прикосновения к собеседнику и т. п.
  • Время и локация для общения.
  • Ароматы.
  • Место и время общения.

В заключение

В качестве вывода, стоит сказать, что коммуникативную сторону общения относят к психологической категории. Поскольку процесс общение является крайне важным условием жизни человека и одной из основных потребностей каждого индивида. Благодаря общению формируется система человеческих ценностей и взаимоотношений с окружающим миром. Уровень личной популярности в социуме, наш жизненный успех и прочее часто зависит от умения общаться. Каждому человеку необходимо умение правильного общения.

Читайте также:  Способы монтажа душевой кабины

Видео к материалу

Источник

Коммуникативная сторона общения: понятие, примеры из жизни, виды

Приветствую Вас, друзья!

В психологии рассматривается 3 стороны общения:

  • Перцептивная. Это эмоциональное восприятие людьми друг друга. Здесь имеют значение харизма, привлекательность, солидность, мимика и прочие особенности человека.
  • Коммуникативная. Это обмен знаниями, мнениями и указаниями с помощью вербальных и невербальных методов коммуникации.
  • Интерактивная. Это совместная деятельность людей, а также действия, которыми они влияют друг на друга.

Сегодня мы поговорим о коммуникативной стороне общения. Мы выясним, что она собой представляет, рассмотрим структуру коммуникации и разберём несколько примеров.

Что такое коммуникативная сторона общения?

Коммуникативная сторона общения – это совокупность всех аспектов взаимодействия, направленных на обмен полезной информацией (знаниями, указаниями, идеями, убеждениями, мнениями, взглядами и прочим). При этом существует 2 канала коммуникации:

  • Вербальный. Это все виды словесного общения (как устного, так и письменного). Вербальная коммуникация обеспечивает наибольшую скорость передачи информации, поэтому составляет основу межличностного взаимодействия.
  • Невербальный. Это передача информации с помощью жестов, мимики и знаков, но без использования слов. Невербальное общение позволяет быстро обмениваться небольшими порциями информации.

Таким образом, коммуникативная сторона общения не всегда связана с произнесёнными словами. К примеру, фразы «Здравствуйте!» или «Приятно познакомиться!» не передают информации, поэтому относятся к перцептивной стороне. В то же время обычный кивок в ответ на вопрос является частью коммуникативной стороны общения.

Функции коммуникативной стороны общения:

  • Обмен информацией. Это передача и получение знаний, разной степени ценности (научная дискуссия, распространение сплетен).
  • Влияние на взгляды и убеждения.«Правильная» подача информации позволяет целенаправленно влиять на субъективное мнение человека по любому вопросу.
  • Отдача приказов, предъявление требований. Армейский приказ, требование начальства, рекомендация врача, дружеское предложение – это всё также относится к коммуникативной стороне общения.

Примеры коммуникативной стороны общения

Чтобы лучше понять, что представляет собой коммуникативная сторона общения и как отделить её от перцептивной и интерактивной, рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни:

  • Свидание. При наличии романтического интереса все три аспекта проявляются в максимальной степени. И парень, и девушка стараются произвести друг на друга впечатление своим внешним видом, запахом и манерами – это перцептивная сторона их общения. Они рассказывают друг другу о себе, своих вкусах и интересах – это коммуникативная составляющая. Кроме того, они занимаются различными видами совместной деятельности: гуляют по парку, едят мороженое, катаются на роликах – это интерактивная сторона.
  • Общение в магазине. Подходя к прилавку, вы первым делом улыбаетесь продавцу и здороваетесь с ним – это перцептивная сторона. Потом вы говорите, что хотите купить, а продавец считает сумму и называет её вам – это коммуникативная сторона. Далее продавец передаёт вам покупки, а вы их оплачиваете – это интерактивная составляющая общения.
  • Рекламный ролик. Предположим, нам показывают чашку горячего «дымящегося» кофе и аппетитный чизкейк, политый сиропом. Визуальный ряд возбуждает аппетит – это перцептивный аспект (формирует доверие к заведению). Параллельно нам объясняют, как и где можно попробовать все эти вкусности – это коммуникативная составляющая рекламного сообщения.

В последнем примере нет интерактивной составляющей, поскольку общение является односторонним и не подразумевает взаимодействия. Но коммуникативная составляющая присутствует в полной мере и выполняет все свои функции: рассказывает зрителю о кафе, вызывает желание и призывает прийти в заведение в ближайшее время.

Структура коммуникации

Любая коммуникация подразумевает наличие 4 обязательных элементов:

  • сообщение (передаваемая информация);
  • отправитель сообщения (коммуникатор);
  • канал связи;
  • получатель сообщения (реципиент).

В случае межличностного общения присутствует также пятый элемент – обратная связь. Обратная связь – это реакция реципиента на сообщение, которую принимает к сведению коммуникатор. В рассмотренных выше примерах обратная связь присутствует между парнем и девушкой (они совместно решают, как провести вечер), а также между продавцом и покупателем. А вот в примере с рекламой обратной связи нет.

Этапы коммуникативного процесса

Психологи выделяют в этом процессе 5 этапов:

  • Представление. Отправитель ясно представляет себе мысль, которую хочет передать реципиенту.
  • Воплощение.Эту мысль он воплощает в виде набора слов, жестов или символов.
  • Передача. Информация передаётся реципиенту по выбранному каналу связи.
  • Интерпретация. Реципиент декодирует информацию, превращая её в свои мысли (не всегда такие, на какие рассчитывал отправитель)
  • Обратная связь. Реципиент реагирует на сообщение, а отправитель считывает эту реакцию.

Глядя на этот список, несложно догадаться, что на каждом из этапов коммуникативного процесса могут присутствовать помехи, из-за которых смысл информации будет искажён.

Средства передачи информации

Информация может передаваться двумя способами: вербально (словесно) и невербально. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Вербальное общение

Вербальными называют все формы передачи информации, в которых так или иначе задействованы слова. Это может быть устная речь, обычный печатный текст, рельефно-точечный текст, нанесённый шрифтом Брайля, звуковое сообщение, переданное с помощью кода Морзе, или визуальное сообщение с использованием семафорной азбуки.

Независимо от канала передачи информации, сообщение, которое можно перевести в речь (набор слов), является вербальным.

Существует 3 типа вербального общения:

  • формализованное – общение, подчиняющееся определённым правилам (конференции, совещания);
  • частично формализованное – общение, не подчиняющееся строгим правилам, но подразумевающее соблюдение норм (светские беседы, знакомство с новыми людьми);
  • неформализованное – повседневное общение, не подразумевающее конкретных правил (разговоры с друзьями, близкими).
Читайте также:  Аквалор софт способ применения взрослым

2. Невербальное общение

Невербальная коммуникация – это передача информации с помощью жестов, интонации, знаков и прочих символов. Её важность понимает каждый человек, пользующийся телефоном и знающий, насколько сложно бывает понять собеседника, не видя его жестов и мимики. Психологи, исследующие межличностные коммуникации, считают, что на невербальное общение приходится до 55% передаваемой информации.

Заключение

Невозможно переоценить важность общения, ведь вся наша жизнь фактически полностью состоит из него. При этом именно коммуникативная сторона общения определяет наш успех во всех сферах жизни. Коммуникация отвечает за знания, которые мы получаем, за работу, которую мы выполняем, а также за повседневную жизнь и за отношения, которые мы выстраиваем с близкими людьми.

Источник

Что такое коммуникативное общение?

Важной составляющей совместной деятельности является информационный обмен между субъектами.

Коммуникативное общение осуществляется при помощи различных средств и приемов.

Об этических принципах общения вы можете узнать из нашей статьи.

Основные понятия: кратко

Общение представляет собой сложный, многоуровневый процесс социального взаимодействия между людьми, группами.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в установлении взаимопонимания, взаимосвязи между субъектами совместной деятельности.

Процесс общения включает коммуникативную составляющую (обмен информацией), интеракцию (непосредственную деятельность), перцепцию (восприятие, познание оппонента).

Коммуникация , это активное взаимодействие, во время которого происходит обмен информацией.

Ее успешность зависит от того, насколько транслируемые одним собеседником сведения достоверно и объективно воспринимаются вторым собеседником.

Общение и коммуникация: сходства и различия

Чем общение отличается от коммуникации? Оба процесса являются формами взаимодействия между людьми, необходимыми для построения межличностных, деловых отношений.

При этом существует ряд отличий, которые не позволяют объединять понятия в один общий процесс:

Общение

Коммуникация

Взаимный обмен информацией между равноправными субъектами.

Направленность информации от субъекта (источника сведений) к объекту (слушателю).

Организация взаимодействия может происходить спонтанно, без наличия конкретной цели.

Всегда присутствует конкретная цель как минимум у одного из оппонентов.

Возникают сложные ответные реакции, эмоции, личные симпатии и антипатии.

Отсутствуют сложные эмоциональные реакции, личностные связи между людьми.

Что такое коммуникативное общение?

Общение как коммуникативный процесс представляет собой взаимодействие между людьми, обеспечивающее информационный обмен.

Оно состоит из пяти последовательных компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию:

  1. Источник сведений. Это субъект взаимодействия, который располагает информацией и готов ею поделиться.
  2. Передатчик. Он преобразует транслируемые данные в сигналы, передаваемые по каналу связи (как правило, это речь , устная или письменная).
  3. Канал связи. Путь, по которому информация доходит от субъекта к объекту (личный контакт, письмо, сообщение, газетная статья и т.д.).
  4. Приемник. Он декодирует сигналы и переводит их в сообщение (зрение, слух, мышление).
  5. Получатель. Индивид, которому предназначено сообщение.

Таким образом, коммуникативное общение возможно только при наличии определенных средств построения взаимодействия и готовности сторон участвовать в процессе отправки и приема информации.

Функция и аспекты

Функция заключается в передаче данных между людьми.

Общение как обмен информацией дает возможность делиться различными идеями, мыслями, открытиями, представлениями, чувствами и эмоциями.

В зависимости от открытости и готовности индивида принимать те сведения, которые поступают к нему от его собеседника, зависит эффективность коммуникации, ее продуктивность.

Так, информация может быть принята и понята лишь частично, поверхностно. Часто происходит полная потеря изначального смысла транслируемых сведений.

Это связано с тем, что у каждого человека есть своя система ценностей, взглядов и убеждений. Соответственно, одни и те же понятия вызывают разные ассоциации и представления.

Когда субъект и объект коммуникации находятся на разных уровнях развития (интеллектуального, духовного, эмоционального) рассчитывать на полноценный обмен информацией не следует.

Если же исходящие от субъекта сведения не только принимаются, но в полной мере осознаются и разделяются объектом, происходит полноценная коммуникация. Ключевые аспекты процесса:

  1. Выравнивание имеющихся у индивидов различий ввиду их разной информированности о предмете обсуждения.
  2. Передача и принятие значений. Происходит непосредственно процесс информирования, обучения и т.д.
  3. Стремление понять собеседника. Оппоненты прилагают усилия для того, чтобы уровень передачи информации был максимально высок. Субъект старается ее представить в ключе, понятном для объекта. А объект, в свою очередь, прилагает усилия для объективной оценки полученных сведений и их осмысления.
  4. Оценка полученных результатов. Судить о продуктивности коммуникации можно по тому, к каким результатам пришли стороны. Позитивные варианты , это компромисс, согласие, принятие. Негативное развитие событий подразумевает наличие непонимания, несогласия, отрицания.

Общение как коммуникативная деятельность требует определенных умений. Наибольшего успеха в обществе добиваются люди, умеющие грамотно общаться с окружающими.

В каждой социальной сфере, группе существуют свои правила общения и поведения. Более того, каждый человек требует индивидуального подхода в зависимости от его возраста, темперамента, статуса и т.д.

Эффективность коммуникативного общения напрямую зависит от личных качеств и имеющегося опыта.

Навыки ведения грамотного информационного обмена можно осваивать на практике и постоянно совершенствовать.

Читайте также:  Картографическая это математически определенный способ отображения поверхности эллипсоида

В чем это выражается? В повседневной жизни и в бизнесе наиболее актуальны следующие навыки коммуникации:

  • умение выражать заинтересованность темой разговора,
  • умение слушать собеседника, не перебивая его,
  • избегание ненужных споров, возражений, оценочных суждений,
  • стремление к обсуждению позитивных тем и игнорированию любых негативных аспектов в любом разговоре,
  • избегание категоричности (мягкость тона и готовность пересмотреть свою позицию),
  • обширный словарный запас,
  • деликатность и воспитанность,
  • лаконичность,
  • структурированность речи,
  • демонстрация интереса к мнению оппонента по обсуждаемой теме,
  • избегание упреков, обвинений, критики,
  • ненавязчивое использование комплиментов, благодарности, похвалы.

Стили коммуникативного общения:

  1. Ритуальный. Этот стиль напрямую зависит от той культурной среды, в которой люди существуют. Так, в западном обществе принято при встрече задавать ни к чему не обязывающий вопрос о состоянии дел в жизни (&#171,Как дела?&#187,) и получать ожидаемый поверхностный ответ (&#171,Все нормально&#187,). При этом реальное положение вещей никого не интересует. В нашей стране люди при встрече начинают подробно и красочно описывать все события последнего периода их жизни и в ответ с удовольствием слушают не менее эмоциональное повествование собеседника о его жизни. Соответственно, встретившиеся представители разных культур попросту не смогут принять и понять ритуалы друг друга.
  2. Императивный. Авторитарное взаимодействие, при котором занимающий главенствующее положение субъект оказывает влияние на объект, находящийся в состоянии подчинения. В качестве средств связи используются различные предписания, приказы, распоряжения.

Подобный стиль коммуникации распространен в армии, в организациях со строгой системой иерархии.

  • Манипулятивный. Цель субъекта коммуникации заключается в том, чтобы добиться подчинения объекта своей воле. Причем влияние оказывается завуалированно, чтобы человек не смог понять, что им в данный момент манипулируют. Такой стиль коммуникации губителен для обеих сторон, поскольку основной целью становится не обмен информацией, а преследование личных мотивов. Как правило, манипуляторы настолько вживаются в свою роль, что начинают проявлять подобное поведение во всех сферах своей жизни.
  • Гуманистический. Это наиболее эффективный стиль, при котором наблюдается полное взаимопонимание между сторонами. Субъект и объект обладают одинаковыми правами, в результате чего информация воспринимается максимально открыто и эффективно.
  • Сторона

    Что предполагает коммуникативная сторона общения?

    Коммуникация представляет собой не просто перемещение информации, а взаимный обмен.

    Общий смысл вырабатывается, когда сведения не только принимаются, но и осмысливаются.

    Соответственно, коммуникация становится возможной, когда источник сведений и их получатель обладают схожей системой кодирования и декодирования. Иными словами, они должны общаться на &#171,одном языке&#187,.

    Часто построить взаимодействие мешают коммуникативные барьеры. Например, взрослый человек не может объяснить двухлетнему ребенку вопрос, который находится за пределами понимания ребенка.

    Это объясняется наличием возрастного барьера, из-за которого у субъекта и объекта взаимодействия значительно отличаются уровни интеллектуального развития.

    Также ученый не сможет доступно донести информацию по научному вопросу до спортсмена, поскольку у них разные уровни знаний о предмете обсуждения.

    Средства

    Средства коммуникации в психологии делят на две основные группы:

    1. Вербальные. Знаковой системой, при помощи которой передается информация, является речь. Это универсальное средство коммуникации. Во время речевого общения смысл передаваемых от субъекта объекту сведений усваивается лучше всего. При помощи речи коммуникатор (говорящий) кодирует информацию, а реципиент (слушатель) ее декодирует.
    2. Невербальные. Часто значение слов, произнесенных говорящим человеком, варьируется в зависимости от его невербальных сигналов (жестикуляция, мимика, тональность голоса, взгляд, поза, паузы и т.д.). То есть, важно не то, что человек говорит, но и то, как он говорит.

    Функция речи

    Речь , форма общения людей между собой при помощи языковых конструкций, создаваемых по определенным правилам.

    Это основной способ взаимодействия, который позволяет максимально эффективно обмениваться мыслями, идеями, взглядами, знаниями.

    В речевом общении участвуют два субъекта , создающий речевое высказывание и принимающий его. Это активное, целенаправленное взаимодействие, обусловленное конкретной ситуацией.

    Виды речевой деятельности:

    Более эмоционально окрашенной является устная речь. Во время устного общения люди могут не только получать конкретную информацию, но и вступать в невербальный контакт с собеседником.

    Соответственно, появляется дополнительная возможность получения данных, субъективной оценки ситуации. Устная речь делится на монологическую, диалогическую и групповую.

    Монолог применятся в ситуациях, когда требуется целенаправленно передать информацию. В этом случае конкретное лицо при помощи связного повествования сообщает о каких-либо фактах, явлениях, событиях.

    Диалог представляет собой разговор двух или более человек, состоящий из отдельных реплик.

    Это могут быть чередующиеся обращения или беседа.

    Под групповой речью понимается коллективное взаимодействие, во время которого применяются монологи и диалоги. Активно используется при проведении общественных, культурно-массовых мероприятий.

    Письменная речь позволяет получить информацию, но не дает представления о реальном настроении и намерениях подготовившего сообщение субъекта.

    Во время чтения текста, человек непроизвольно рисует в воображении собственные образы и впечатления, которые ассоциируются у него с написанным.

    Тем не менее, при отсутствии возможности организации устной беседы именно переписка является единственным способом коммуникации.

    Таким образом, коммуникативное общение обеспечивает информационный обмен между людьми. Передача сведений происходит при помощи вербальных, невербальных средств коммуникации.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы