Коммуникативные барьеры причины возникновения способы преодоления

12. Коммуникативные барьеры. Причины их возникновения и способы преодоления

Одной из причин неэффективности делового общения является наличие коммуникативных барьеров. Они возникают из-за: — Психологических особенностей партнеров (различий в интеллекте, темпераменте, мышлении и т.п.). — Социальных, политических, религиозных, национальных, образовательных различий. — Различий в словарном запасе и лексиконе. — Различного знания предмета обсуждения. Можно выделить следующие коммуникативные барьеры: Понятийный барьервозникает, прежде всего, из-за того, что люди в одно и то же слово, термин могут вкладывать различный смысл, в результате каждый говорит о своем, что затрудняет взаимопонимание.Барьер восприятия. Каждый из нас имеет свою картину мира, личный и социальный опыт, свои ценности, через призму которых воспринимает окружающий мир.Фонетический барьерсоздается из-за особенностей речи говорящего. Учет этого барьера имеет большое значение для эффективного общения. Коммуникативные барьеры можно преодолеть, если обучиться приемам активного слушания. Основные приемы активного слушания: -Прием «ПАРАФРАЗ». Воспроизведение сути высказываний клиента своими словами. При этом можно использовать такие вводные фразы, как: «Итак, вас интересует. », «Самыми важными критериями выбора являются. » — Прием «ЭХО». Дословное повторение продавцом основных положений, высказанных клиентом. Повторению высказывания клиента должны предшествовать вводные фразы типа: «Насколько я вас понял. », «Вы считаете, что. » — Прием ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДСТВИЕ. Продавец выводит логическое следствие из высказываний клиента. Например, менеджер говорит клиенту: «Если исходить из того, что Вы сказали, Вас интересуют. » -Прием «УТОЧНЕНИЕ». Вы просите уточнить отдельные положения высказываний клиента. Например, менеджер говорит клиенту: «Это очень интересно; не могли бы Вы уточнить. »

13. Логический барьер. Семантический барьер

Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи. Поэтому прежде чем произнести мнение, человек сначала «упаковывает» его во внутреннюю речь, а затем выражает словами, вербализирует. Тот, кто слушает, расшифровывает значения слов, постигая таким образом смысл вербального сообщения. Трудности возникают в связи с неадекватным пониманием информации. Основная проблема, которая заложена в непонимании, связанна с особенностями мышления реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации.

Зачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Например, у одного – абстрактно — логическое, а у другого — наглядно-образное. Логический барьер может возникать на уровне операционной мыслительной деятельности людей. Известно, что такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, используются людьми с разной степенью глубины. То есть пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ. В зависимости от того, какие формы мышления превалируют в интеллекте каждого из партнеров, они общаются на уровне понимания или непонимания, т.е. и здесь имеет место логический барьер. Конечно, логический барьер может возникнуть каждый раз, когда партнеры различаются особенностями мыслительной деятельности и не считают нужным учитывать специфику друг друга. Преодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия. Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации — тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей. Семантический барьер — это, во-первых, проблема в жаргоне и сленге; во-вторых, он вызывается ограниченным лексиконом у одного из собеседников; в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения. Т. Дридзе использует название «эффект смысловых ножниц» для обозначения семантического барьера и рассматривает коммуникативные ситуации, при которых этот эффект возникает: явное несоответствие между языковыми средствами, которые использует коммуникатор, и языковыми ресурсами реципиента; расхождение возникает еще раньше — на этапе перевода мысли в слова; взаимопониманию мешают определенные индивидуальные особенности реципиента, прежде способность оперировать языком как средством мышления. Вместе с тем, из того, что каждый человек имеет неповторимый опыт, образование, свой круг общения, а следовательно, и неповторимый тезаурус, совсем не обязательно делать вывод, что взаимопонимание невозможно. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику. При этом слова, которые имеют разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы принимаете то или иное слово. Необходимо также помнить о том, что языковые нормы, специфика вашего языка должны изменяться в зависимости от того, к кому направлено сообщение.

Читайте также:  Какие есть способы обработки продуктов питания

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Коммуникативные барьеры — классификация, способы и примеры преодоления

Особенности общения

Коммуникация при речевом взаимодействии адресована собеседнику, состоит в обмене мнениями и переживаниями, выражении желаний или призвана вызвать у партнера по диалогу изменения в представлениях о каком-либо предмете. Иначе говоря, общение всегда подразумевает процесс обмена информацией. При этом озвученные сведения не только передаются, но и формируются, уточняются, развиваются.

Коммуникации отличаются некоторыми особенностями:

  • Разнообразие. От обсуждения новой компьютерной игры школьниками до научной беседы между специалистами на симпозиуме.
  • Эффективность общения. Зависит от формы коммуникации (устная, письменная).
  • Значимость. Обмен сведениями происходит с определенными целями и служит удовлетворению потребности людей в получении нужной информации.
  • Влияние. Успешное коммуникационное влияние может изменить представление собеседника о предмете разговора.

Тем не менее в жизни нередки ситуации, когда общение затрудняется пониманием людьми друг друга. Коммуникативными барьерами в психологии называются преграды различного происхождения, которые могут возникать между партнерами по диалогу во время обмена адекватной информацией.

Они проявляют себя как психологическое противодействие со стороны того человека, который как бы защищается от активного преподнесения информации и препятствует этим обмену сведениями между собеседниками, вступившими в диалог. При получении информации из внешней среды могут появляться коммуникативные барьеры (КБ), связанные со множеством сведений, которы ежедневно получает каждый человек.

В процессе внешней коммуникации возможно возникновение информационной перегрузки, чувства дезориентации при выборе источника (пресса, телевидение, интернет), что приводит к обесцениванию полученных сведений. С другой стороны, умение правильно использовать информацию, например, эксклюзивную или известную ограниченному кругу лиц, позволяет оказывать воздействие на других людей и расширить свое влияние.

Причины возникновения

Отсутствие взаимопонимания между собеседниками может появиться по многим причинам. К ним относятся:

  • уровень интеллекта;
  • неодинаковое знание темы или предмета разговора;
  • различия в лексиконе и тезаурусе (совокупности понятий, соответствующих какой-либо области знаний);
  • отсутствие понимания партнерами ситуации общения;
  • разное мировоззрение, основанное на различиях социального, культурного, политического, религиозного, профессионального, национального характера.
Читайте также:  Способы измерения частоты сигнала

Преграды между собеседниками часто проявляются как индивидуальные особенности психологического свойства. Примеры коммуникативных барьеров такого рода:

  • излишняя откровенность одного человека и замкнутость другого;
  • обида, недоверие, подозрительность и другие негативные чувства, направленные на партнера;
  • интеллигентность в противовес напористости;
  • интуитивное неприятие чужой личности.

Эти фильтры могут подействовать таким образом, что правдивая информация будет восприниматься как ошибочная, а неверная станет приемлемой.

Формы и виды

Коммуникативные барьеры устанавливаются, когда реципиент (получатель сообщения) хочет защититься от неважной, нежелательной или даже опасной информации. В зависимости от межличностного уровня общения, от умения партнеров, участвующих в диалоге, выразить свои мысли словами, сконцентрировать внимание на собеседнике и выслушать его различают три формы прозрачности КБ. К ним относятся:

Избегание — наиболее непрозрачная форма КБ. Не воспринимать нежелательную информацию можно, избрав физический путь и избегая любых контактов с ее носителем, или психологическим способом — не вслушиваться в слова участников беседы, углубившись в собственные мысли. Самый прозрачный барьер — непонимание, при его возникновении сведения искажаются до неузнаваемости и низводятся до нейтрального смысла. Барьер авторитетного типа направлен на обесценивание информации путем субъективного снижения значимости и надежности ее источника.

Существует классификация психологических преград по формальным характеристикам содержания самого сообщения, приводящим к непониманию. По этому признаку КБ разделяют на фонетические, стилистические, семантические и логические.

Фонетические и семантические различия

Разбор причин появления таких барьеров показывает, что они обусловлены различием в акустических средствах передачи информации и непониманием значений слов. Фонетический барьер возникает в связи с физиологическими особенностями разговорной речи, которые присущи разным людям. К ним относятся:

  • плохая дикция и артикуляция;
  • неверная расстановка ударений;
  • слова-паразиты.

При этом диапазон непонимания довольно широк — незначительное относится к произношению отдельных слов, совершенное отражает полное незнание языка (иностранного или незнакомого). Частичный барьер возникает при быстром, невнятном выговоре, шепелявости, акценте. Но и замедленная речь, перемежающаяся ненужными звуками и словами-паразитами (э-э, м-м, ну, вот), вызывает у реципиента только раздражение.

Фонетическое непонимание проявляется и при неожиданном повышении голоса как следствие того, что повышенные тона блокируют восприятие речи. В таких случаях человек концентрирует внимание на отношении к нему собеседника вместо осмысления сообщения. Высокий или пониженный тембр голоса вызывают у реципиента защитную реакцию отключения внимания от слов говорящего.

Семантический барьер образуется при коммуникации между представителями разных субкультур и проявляется в непонимании лингвистического состава языка, относящегося к обычаям, нормам и ценностям, жаргонизмам, употребляемым в уличной или молодежной среде. Кроме того, имеет значение и многозначность избирательных слов, смысл которых зависит от предложенного контекста.

Стилистические препятствия

Возникают в случаях, когда стиль речи говорящего не соответствует ситуации или стилю речи реципиента, т. е. при неправильной организации сообщения. Например, критическое замечание не воспринимается таковым, если высказано в дружественной форме, так как выбранный стиль неуместный, не соответствует цели коммуникации и намерениям участника разговора.

Подсознательное или явное сопротивление у реципиента вызывают фразы, содержащие слова принуждения: должен, обязан, необходимо и т. п. В деловой сфере не всегда уместна и парадигма возможного и желательного без конкретики. Психологи советуют использовать такие приемы структурирования информации:

  • Правило рамки. Заключается в четком очерчивании начала и конца разговора, чтобы цели и намерения лучше закрепились в высказанном информационном ряду.
  • Правило цепи. Выражается в структурировании процесса коммуникации, когда сведения, необходимые для анализа задачи, образовывают цепь последовательных сообщений, объединенных в группы по определенным признакам.
Читайте также:  Самый простой способ высчитать проценты

Стилистический барьер появляется и в условиях, когда форма коммуникации не соответствует ее содержанию. Например, человек, пригласивший собеседника к диалогу, ведет односторонний монолог. Такой способ общения приводит не только к недовольству собеседника, но и вызывает непонимание и даже неприятие самой информации, вызванное негативными эмоциями, не позволяющими слушателю сосредоточиться и эффективно воспринять услышанное. Непонимание между партнерами возникает и при использовании стилей, уместных в письменной речи, но затрудненных для восприятия на слух.

Логические барьеры

Проявляют себя в ситуациях, когда партнеры не могут найти общий язык при коммуникации. Люди могут видеть суть обсуждаемой проблемы с разных точек зрения, которые не всегда совпадают с позицией другого участника разговора. Кроме того, собеседники могут придавать одним и тем же словам в различных ситуациях совершенно разный смысл, зависящий от индивидуально-личностных особенностей. Зародившись в сознании одного человека, он необязательно станет понятным слушателю, тем более что и сами мысли — это следствие различных потребностей индивида.

За каждой из них скрывается свой мотив как первичная составляющая в формировании словесных конструкций. Это выражается в том, что собеседник сначала формулирует свою внутреннюю речь и только после этого вербализует ее, слушателю же приходится сначала расшифровать послание, чтобы постигнуть смысл адресованного ему сообщения. Если реципиенту свойственны другие особенности мышления, то понимание информации будет неадекватным и непременно вызовет затруднения в коммуникации.

Зачастую такой барьер возникает, если у одного из партнеров абстрактно-логический вид мышления, а у второго — наглядно-образный: при этом логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других будут иметь разную направленность и глубину. Например, пока один человек пытается как можно глубже проанализировать проблему, другой останавливается на сборе поверхностной информации и быстро формулирует ответ. Логические барьеры наиболее заметны, когда партнеры с различиями в мыслительной деятельности не стремятся учитывать специфические черты друг друга.

Средства преодоления

Коммуникативные барьеры общения убираются с помощью психологических приемов, направленных на определение условий, ослабляющих их влияние на реципиента. Совокупность средств, помогающих процессу разблокировки коммуникационных каналов, называется фасцинацией. Термин произошел от английского слова fascination, что означает «очарование».

Средства фасцинации сопровождают подачу информации, увеличивают долю ее восприятия слушателем и повышают доверие к полученным знаниям. Обычно они выступают дополнительным фоном, например, для конструктивного диалога можно рекомендовать спокойную, доверительную обстановку, при общении через электронные носители — акцентированное музыкальное сопровождение.

Для преодоления фонетического барьера используются технические приемы по улучшению качества речи и соблюдению темпа диалога, наиболее подходящего для понимания смысла сообщения. Немаловажное значение имеет установка на верное произношение слов и правильные ударения. Фонетическое непонимание смягчают паузами, которые усиливают внимание и дают собеседнику передышку. Защититься от повышенного тона партнера можно только находясь в эмоциональном равновесии и обратившись к нему с просьбой соблюдать спокойствие во время беседы.

Оптимальная тональность и правильно расставленные акценты в сообщении также способствуют эффективной коммуникации. Для преодоления семантического барьера необходимы знания о культурных и религиозных обычаях разных народов, которые помогают понять особенности других людей и подобрать для разговора понятную им лексику. Оправдывает ожидание языковая вариабельность, когда меняется специфика сообщения в зависимости от того, кому оно предназначено.

Стилистические барьеры преодолеваются правильным построением разговора. Чтобы сообщение воспринималось лучше, его начинают с привлечения внимания и вызова заинтересованности у реципиента, далее переходят к основным положениям и вступают в дискуссию с возражениями и вопросами. Общение заканчивается выводами и подведением итогов диалога. Избежать логического барьера можно, если попытаться понять, каким образом собеседник строит умозаключения, выявить и постараться компенсировать различия.

Источник

Оцените статью
Разные способы