Коммерческий шпионаж его способы

Коммерческий шпионаж

Одним из наиболее опасных для нормального осуществления предпринимательства видов незаконной деятельности является коммерческий шпионаж.

Коммерческий шпионажэто действия лиц, направленные на незаконное получение коммерческой информации, находящейся под защитой.

Коммерческий шпионаж включает в себя промышленный шпионаж, производственный, научно-технический и т.п.

Объектом коммерческого шпионажа является информация, составляющая коммерческую тайну (информация деловая, научно-техническая, производственная, организационно-управленческая, маркетинговая, финансовая, о персонале фирмы; программное обеспечение). Утечка этой информации может привести к реальным потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде или к обоим последствиям сразу.

Чаще всего коммерческий шпионаж осуществляется:

  • конкурентами,
  • криминальными структурами,
  • лицами, стремящимися получить доход от перепродажи полученных незаконным путем сведений.

Конкуренты, получив информацию о секретах производства (“ноу-хау”), новейших научных разработках, планах других фирм, могут использовать ее для получения преимуществ в конкурентной борьбе, выпуска аналогичной продукции, либо для непосредственного воздействия на успех деятельности своих “противников” (срыв сделок, недопущение объединения конкурентов и пр.). Криминальные структуры чаще всего используют информацию для шантажа в целях получения незаконных доходов.

В условиях острой конкурентной борьбы каждая фирма, действующая на рынке, неизбежно сталкивается с необходимостью решения двух проблем.

Первая связана с получением информации о деятельности конкурентов, причем как можно более полной, точной и своевременной. Без наличия такой информации невозможно строить производственную, научно-техническую, финансовую, рыночную стратегии и тактику поведения фирмы. Особенно важна информация, составляющая коммерческую тайну. Зачастую получение такой информации позволяет фирме экономить огромные суммы на научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках. Если способы получения информации выходят за разрешенные законом рамки (например, с помощью подкупа сотрудников, незаконного доступа к компьютерной системе), то эта деятельность может считаться коммерческим шпионажем.

Вторая проблема – защита конфиденциальной информации. Как сама фирма стремится узнать секреты других, так и ее конкуренты делают то же самое. Следовательно, каждая фирма может являться одновременно как объектом, так и субъектом коммерческого шпионажа, или, если использовать более “мягкий” термин – экономической разведки.

Субъектом коммерческого шпионажа в развитых странах все чаще становятся не сами фирмы-конкуренты, а специализированные коммерческие организации, основной целью деятельности которых как раз и является изъятие или защита конфиденциальной информации. В этих странах даже государственные спецслужбы вынуждены обеспечивать защиту наиболее важной коммерческой информации частных фирм от международного экономического шпионажа, поскольку потери от утраты информации такого рода достигают сотен миллиардов долларов.

Объектом преступных посягательств являются люди (персонал фирмы), документы, технические средства. Непосредственным носителем информации могут быть бумажные документы, планы, отчеты, финансовые документы, чертежи, техническая документация, дискеты, кассеты.

К техническим средствам коммерческого шпионажа относятся:

ü направленные микрофоны, минирадиозакладки (“жучки”),

ü звукозаписывающая аппаратура,

ü специальные системы наблюдения,

ü приборы для съема информации с телефонных аппаратов,

ü приборы для съема информации через стекло здания.

Борьба с угрозами данного вида может быть эффективной, как правило, на основе:

1. соблюдения общих требований режима безопасности;

2. создания собственной службы безопасности;

3. обращения предпринимателей в соответствующие специализированные фирмы;

4. агентства, оказывающие услуги по охране информации,

5. своевременного информирования правоохранительных органов.

Дата добавления: 2015-08-11 ; просмотров: 1226 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Промышленный шпионаж

Что такое промышленный шпионаж?

Термин промышленный шпионаж относится к незаконному и неэтичному хищению коммерческой коммерческой тайны для использования конкурентом для достижения конкурентного преимущества. Эта деятельность является скрытой практикой, часто выполняемой инсайдером или сотрудником, который устраивается на работу с явной целью – слежка и кража информации в интересах конкурента. Промышленный шпионаж осуществляется компаниями в коммерческих целях, а не правительствами в целях национальной безопасности.

Ключевые выводы

  • Промышленный шпионаж – это незаконная и неэтичная кража коммерческой коммерческой тайны для использования конкурентом для достижения конкурентного преимущества.
  • Часто это делается инсайдером или сотрудником, который устраивается на работу специально для шпионажа и кражи информации в интересах конкурента.
  • Промышленный шпионаж вырос с помощью Интернета и слабой практики кибербезопасности.

Понимание промышленного шпионажа

Промышленный шпионаж описывает серию тайных действий в корпоративном мире, таких как кража коммерческой тайны путем удаления, копирования или записи конфиденциальной или ценной информации в компании. Полученная информация предназначена для использования конкурентом. Промышленный шпионаж также может включать подкуп, шантаж и технологическое наблюдение.

Читайте также:  Способы определения состава газа

Промышленный шпионаж, также называемый корпоративным шпионажем, шпионажем или экономическим шпионажем, чаще всего ассоциируется с высокотехнологичными отраслями промышленности, особенно с компьютерным, биотехнологическим, аэрокосмическим, химическим, энергетическим и автомобильным секторами, в которых тратятся значительные суммы денег. исследования и разработки (R&D).

Крупнейшие в мире специалисты по промышленному шпионажу соответствуют компаниям в странах с крупнейшей экономикой. Одна из причин, по которой корпорации занимаются промышленным шпионажем, – это экономия времени, а также огромные суммы денег. В конце концов, для вывода продуктов и услуг на рынок могут потребоваться годы, а затраты могут возрасти.

В последние годы промышленный шпионаж вырос с помощью Интернета и небрежных методов кибербезопасности, хотя такие действия стало легче обнаруживать. Социальные сети – это новый рубеж промышленного шпионажа, и его влияние и полезность все еще оцениваются. Штрафы за промышленный шпионаж могут быть значительными, как это было в 1993 году, когда Volkswagen украл коммерческую тайну у General Motors, что привело к штрафу в 100 миллионов долларов.

Особые соображения

Промышленный шпионаж, как правило, вовлекает внутренние рабочие места, на которых сотрудники крадут секреты с целью получения финансовой выгоды или нанесения вреда целевым компаниям. В определенных – и более маловероятных – случаях люди могут проникнуть на территорию компании, чтобы украсть документы, компьютерные файлы или перерыть корзину компании в поисках ценной информации. Однако есть большая вероятность, что промышленный шпион воспользуется Интернетом для взлома сети компании, чтобы получить доступ к коммерческим секретам на рабочих компьютерах и серверах. Он также может проводиться правительствами, поскольку они преследуют экономические или финансовые цели.

Относительно новая область промышленного шпионажа включает в себя отказ конкурентам в использовании их информации, услуг или средств с помощью компьютерного вредоносного ПО, шпионского ПО или распределенной атаки типа «отказ в обслуживании» (DDoS). Такие инструменты промышленного шпионажа полезны при эксплуатации уязвимых систем.

Виды промышленного шпионажа

Промышленный шпионаж можно разделить на два вида. Первый и самый распространенный – активно пытается собрать информацию о компании или организации. Это может включать кражу интеллектуальной собственности, такой как производственные процессы, химические формулы, рецепты, методы или идеи. Промышленный шпионаж также может повлечь за собой сокрытие или отказ в доступе к ключевой информации, связанной с ценообразованием, торгами, планированием, исследованиями и т. Д. Такая практика призвана создать конкурентное преимущество для стороны, располагающей информацией.

Промышленный шпионаж против конкурентной разведки

Промышленный шпионаж следует отличать от конкурентной разведки. Последний, также называемый корпоративной разведкой, представляет собой законный сбор общедоступной информации путем изучения корпоративных публикаций, веб-сайтов и патентных заявок с целью определения деятельности корпорации. В отличие от промышленного шпионажа, конкурентная разведка – это этическая практика, при которой информация может собираться из одного или нескольких источников. Это помогает корпорациям понять конкурентную среду, а также любые проблемы, которые она может создать.

Источник

Конкурентная разведка или промышленный шпионаж

Есть известное выражение: кто владеет информацией — тот владеет миром. Иметь достоверные сведенья о партнере, конкуренте, о грядущих изменениях на рынке крайне важно для любого бизнеса, именно поэтому владельцы бизнес структур создают конкурентную разведку

Сущность и функции конкурентной разведки

Конкурентная (коммерческая, бизнес) разведка (англ. Competitive Intelligence, сокр. CI) — проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм сбор и обработка данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, Также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции.

По мнению независимого эксперта Генриха Лемке, службу конкурентной разведки нужно четко отделять от службы безопасности предприятия, так как сферой деятельности и объектами разведывательной разработки коммерческой разведки компании являются исключительно внешние риски, возможности и угрозы, влияющие на возможности достижения компанией намеченных ею стратегических целей. Риски и возможности, исследуемые системой коммерческой разведки организации, имеют исключительно рыночный характер и в большей мере относятся к будущей конъюнктуре рынка и рыночным условиям, которые должны сложиться в будущем, то есть на момент временного горизонта (будущих) запланированных целей бизнеса компании и отсроченных от текущего состояния на какой-то временной отрезок. В тоже время сферой деятельности и объектами исследований службы безопасности, как правило, являются внешние и внутренние риски и угрозы текущей деятельности компании, имеющие криминальный характер и нарушающие нормальную повседневную деятельность компании. Еще одной сферой активной разработки службы безопасности является активность конкурентного окружения, связанная с недобросовестной конкуренцией и прямо посягающая на нормальную деятельность компании, а также лояльность и добросовестность партнеров, сотрудников и прочих участников, влияющих на деловую активность компании.

Читайте также:  Рядовой способ посева озимой ржи

Можно выделить следующие функции конкурентной разведки:

– изучение деятельности конкурентов и конкурентной среды;
– проверка надежности деловых партнеров;
– сбор информации в сети Интернет и мониторинг СМИ;
– исследование и оценка рынков или целых регионов (совместно с другими отделами, например, маркетинговым);
– прогнозирование изменения ситуации на рынке и действий конкурентов;
– выявление новых или потенциальных конкурентов;
– оказания помощи руководству в процессе перенимания положительного опыта других компаний;
– оказание помощи специалистам других отделов в оценке перспектив приобретения или открытия нового бизнеса;
– получение информации законным путем и анализ новых технологий, продуктов или процессов которые могут существенно повлиять на бизнес компании;
– выявление слабых сторон конкурентов;
– совместно со службой безопасности выявлять потенциальные источники утечки конфиденциальной информации внутри компании.

В чем главная цель такого вида деятельности как конкурентная разведка

помогает разобраться Дмитрий Золотухин, независимый эксперт по вопросам бизнес-разведки: «По моему мнению, цели конкурентной разведки разняться от направления применения усилий — менеджмент, маркетинг, PR, HR и т.д. Мое понимание стратегического предназначения конкурентной разведки заключается в необходимости обеспечивать постоянное соответствие между стратегией компании на данный момент (зачастую принятой раз и навсегда), действиями, с помощью которых она реализуется, и состоянием постоянно меняющегося внешнего мира. Это означает, что лица, принимающие решение в компании, должны в любой момент времени быть обеспечены актуальными, достоверными и своевременными данными о положении компании по отношению к внешней среде».

Итак, сущность конкурентной разведки заключается в сборе и анализе информации, которая является полезной для бизнеса компании, на которую работает данная служба коммерческой разведки. По сути, у бизнес-разведки такие же задачи, как и у государственной спецслужбы — выявить опасность или наоборот перспективу, оценить информацию и известить руководство о результатах или самим принять меры, если есть такая возможность.

Бизнес-разведка и промышленный шпионаж

Хотя по мнению многих людей, конкурентная разведка и промышленный шпионаж тождественны, на самом деле это не так. Ведь, несмотря на то, что цели этих видов деятельности часто совпадают (добыча максимально полной и достоверной информации о деятельности конкурентов), их методы разнятся.

Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды. То есть в основе промышленного шпионажа как вида деятельности лежит добывание и последующее использование коммерческой или служебной тайны. Вот в этом и заключается отличие конкурентной разведки от промышленного шпионажа: конкурентная разведка — это деятельность в рамках правового поля, а промышленные шпионы «работают» за рамками этого поля. Как и подтверждает в своей книге «Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей», Евгений Ющук: «В реальной жизни грань между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем зависит от искусства того, кто ее проводит, не вступать в противоречие с уголовным кодексом. »

Специалисты в области промышленного шпионажа в основном пользуются такими методами, как: подкуп или шантаж лиц, имеющих доступ к секретной информации; кража различных носителей с интересующими сведеньями; внедрение агента в конкурирующую фирму с целью получить информацию, которая является коммерческой или банковской тайной; осуществление незаконного доступа к коммерчески значимой информации с помощью использования технических средств (прослушивание телефонных линий, незаконное проникновение в компьютерные сети и т.п.). Эти деяния нарушают огромное количество статей уголовного кодекса, прежде всего статью 231 «Незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну».

Если говорить несколько упрощенно, то противоправное деяние «промышленный шпионаж» направлено против объекта «коммерческая тайна» (главное добыть нужную информацию), при этом могут нарушаться различные права и интересы физических и юридических лиц, такие как: право на безопасность (угрозы), право на личную жизнь (шантаж), авторские права, право на конфиденциальность информации. В свете этого нужно определиться с понятием «коммерческая тайна», но есть небольшая сложность: в различных законодательных актах даются формулировки, которые отличаются друг от друга. Владимир Иващенко в своей статье «Основи методики розслідування незаконного збирання та розголошення комерційної таємниці» проанализировал их и сделал такие выводы: коммерческая тайна характеризуется такой совокупностью признаков: информация является секретной, является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которой она относится; в связи с тем, что является секретной, она имеет коммерческую ценность. Он дает такое понятие коммерческой тайны — это информация, которая является полезной и не является общеизвестной обществу. Она имеет действительную или коммерческую ценность, с которой можно иметь прибыль и для защиты которой владелец принимает меры во всех сферах жизни и деятельности». Таким образом, можно сказать, что деятельность промышленного шпионажа направлена на добычу информации, которая не является общедоступной и охраняется законом.

Читайте также:  Назовите основные способы устранения неисправностей при разрушении фасадов

Между тем, в отличие от адептов промышленного шпионажа, сотрудники служб бизнес-разведок пользуются преимущественно открытыми источниками информации из СМИ, Интернета , анализом рейтинговых агентств и т.п. На Западе те, кто занимаются коммерческой разведкой, давно поняли, что единственный способ работать долго и эффективно — «дружить с законом». Грубо говоря, коммерческие разведчики могут использовать все методы и способы сбора и обработки информации, которые не противоречат законодательству. Главное оружие конкурентной разведки — качественный сбор, систематизация и, главное, анализ информации, а не слежка, подкупы и незаконные хакерские взломы. И в этом нет ничего удивительного: даже для государственных спецслужб, на современном этапе сбор информации из открытых источников является первостепенным. К примеру, в конце ХХ века ЦРУ США обнародовало данные, в соответствии с которыми 85% всей информации об СССР в Лэнгли получили из открытых и вполне легальных источников — советских газет и журналов, атласов и справочников, анализа выступлений советских руководителей по радио и телевидению, документов конференций, симпозиумов, пленумов и съездов. Последние советское правительство само переводило на 100 языков мира и тиражировало для общественного внимания миллионами экземпляров. Для анализа всего этого «моря» информации в ЦРУ работали тысячи аналитиков вполне мирных профессий: экономисты, географы, социологи, психологи, лингвисты, этнографы, статистики, кибернетики и даже геронтологи. А ведь тогда не было Интернета.

Чтобы более точно разобраться с ролью открытых источников в коммерческой разведке, мы вновь обратились за комментарием к Дмитрию Золотухину: «По мнению большинства экспертов информационно-аналитической сферы, часть информации, которую можно получить при использовании лишь открытых источников, составляет 90–95%. Под «открытыми источниками» специалисты конкурентной разведки подразумевают абсолютно все возможности добыть необходимые сведения, не требующие совершения действий, прямо нарушающих закон, или общепринятые этические нормы ведения бизнеса (последнее обычно чревато репутационными рисками, которые будут намного ощутимее, чем полученный информационный результат). На мой личный взгляд, ситуация осложняется тем, что, зачастую, оставшиеся 5% и содержат ту самую изюминку, которая составляет конкурентное преимущество компании на рынке. Поэтому методики конкурентной разведки используются вначале сбора этих 95% информации, чтобы затем воспользоваться нередко единственной возможностью задать тот вопрос, ответ на который и «завершит мозаику».

Казалось бы, если 90% информации можно «добыть» используя открытые источники, значит, в конкурентной разведке первостепенен анализ. Эксперт уточняет: «Наверное, можно сказать и так, ибо количество имеющихся и доступных данных возрастает с каждым днем и необходимо владеть эффективными алгоритмами работы для того, чтобы управлять масштабными информационными потоками, очищать их от «информационного мусора» и находить «золотые крупицы» стратегически важных сведений.

Однако, с другой стороны, это все равно, что спросить: «А у машины главное — колеса?». Конечно, ведь без них она не сможет ехать. Но она также не сможет нормально передвигаться и без двигателя или руля. Скорее всего, речь нужно вести о комплексном подходе. Тем более, что в нынешних условиях ограниченных ресурсов, конкурентный разведчик должен быть «…и швец, и жнец, и на дуде игрец.»

По поводу использования новых методов в разведке Дмитрий Золотухин отметил, что в бизнес-разведке уже достаточно сложно придумать что-то новое. Комплект методов и приемов только дотачивается, в условиях требования нового времени . В данный момент он совместно с коллегой пишет книгу о выведывании информации при общении. Раньше об этом никто не писал, хотя идея далеко не новая.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: с учетом развития информационной составляющей общества, аналитики все больше будут вытеснять «Джеймсов Бондов» в государственных разведках, а в коммерческих — и подавно. Сама же конкурентная разведка (впрочем, как, к сожалению, и промышленный шпионаж) будет существовать столько, сколько будет существовать предпринимательская деятельность, ведь как сказал Сэмюэл Батлер «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее». А конкурентная разведка – служба, которая призвана предвидеть будущее.

Источник

Оцените статью
Разные способы