- Как защитить коммерческую тайну компании
- Что такое коммерческая тайна
- Как оформить коммерческую тайну
- Как защитить коммерческую тайну
- Что можно прописать в соглашении или в положении:
- Ответственность за разглашение коммерческой тайны
- Насколько серьёзна утечка информации, определит суд или следствие, если вы подадите заявление в полицию.
- Короче
- —
- —
- —
- —
- Коммерческая тайна работодателя
- Что такое коммерческая тайна
- Что дает режим коммерческой тайны
- Кому подходит режим
- Если не оформить тайну
- Что считается тайной
- Как работать с тайной
- Как оформить тайну
- Что надо помнить
- Как оформить тайну
Как защитить коммерческую тайну компании
Чтобы обезопасить секретные сведения компании от разглашения, можно придать им статус коммерческой тайны. Рассказываем, как это сделать.
Что такое коммерческая тайна
Коммерческая тайна — это информация, которую компания не разглашает, чтобы увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить или улучшить своё положение на рынке либо получить любую другую коммерческую выгоду. Засекретить можно рецепт блюда или напитка, рыночную стратегию и тактику ведения бизнеса, списки клиентов и поставщиков, принципы ценообразования.
Коммерческой тайной, может быть всё, что вы считаете важным скрыть, за исключением:
- Информации, которая содержится в учредительных документах ИП или юрлица и государственных реестрах;
- Сведений о составе имущества государственного или унитарного предприятия и учреждения, об использовании ими средств госбюджетов;
- Кадровой информации: о численности и составе штата, об условиях и охране труда, наличии вакансий и т. д.;
- Сведений о задолженностях работодателей по зарплатам и социальным отчислениям;
- Информации о доходах и выплатах некоммерческих организаций, а также об их размере и структуре, использовании бесплатного труда граждан (волонтёров, например);
- Сведений о представителях предприятия, которые могут действовать без доверенности;
- Условий конкурсов и аукционов по приватизации государственного и муниципального имущества;
- Важных для общественности фактов: о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке, противопожарной безопасности, качестве продуктов питания и выявленных в них нарушениях требований безопасности и т. п.;
- Сведений о нарушениях предприятием или его руководством законодательства и привлечении за это к ответственности.
- Другой информации, которую по закону нельзя скрывать. Например, банки обязаны публиковать финотчетность.
Все указанные данные засекречивать нельзя.
Обладатель коммерческой тайны обязан раскрывать её полиции, суду и иным госорганам по требованию. Запрос властей должен быть официально оформлен и подписан руководителем структуры, содержать причину и сроки удовлетворения требования. Госорганы, в свою очередь, обеспечивают сохранность информации от конкурентов.
Обладатель коммерческой тайны — это лицо, которое на законном основании владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, и ограничивает доступ к этой информации. Только обладатель тайны вправе раскрывать её государству. Власти могут обязать рассекретить сведения руководителя предприятия или ИП, но не работников. Сотрудники не должны разглашать коммерческую тайну даже по официальному запросу.
Как оформить коммерческую тайну
- Составьте перечень сведений, которые хотите засекретить.
- Нанесите гриф «Коммерческая тайна» на все материальные носители, на которых они будут храниться, и укажите обладателя коммерческой тайны: Ф. И. О. и место жительства индивидуального предпринимателя или полное наименование и местонахождение компании.
- Установите порядок обращения с коммерческой тайной и зафиксируйте в локальных документах фирмы (приказе, рекомендации, должностной инструкции отдельных работников). Идеальный вариант: положение о коммерческой тайне — документ, определяющий права и обязанности сотрудников по обращению с тайной, а также санкции за нарушения.
- Определите круг лиц, которых допустите к скрытым сведениям, и ведите учёт этих людей. Вы можете завести специальный журнал учёта, а можете оформлять всё на компьютере и заносить сотрудников в базу данных, выдавать пароль под роспись.
- Заключите с работниками дополнительное соглашение о неразглашении коммерческой тайны или обяжите их подписать положение. Обязанность хранить тайну можно прописать также в гражданско-правовых договорах с контрагентами.
- Ознакомьте выбранных сотрудников с коммерческой тайной под расписку.
Как защитить коммерческую тайну
В трудовых договорах может фигурировать пункт «Охрана коммерческой тайны», но он не обезопасит ваши данные. Если сотрудник не ознакомлен под роспись с конкретной информацией, он просто не знает, что можно рассказывать о своей работе, а что — нет. Поэтому для надёжности подпишите дополнительное соглашение или положение.
Что можно прописать в соглашении или в положении:
Запрет передавать коммерческую тайну и раскрывать публично без согласия руководства организации;
Сотрудник может не понять, что значит «раскрывать публично». Во избежание недоразумений, напишите подробно, что именно он имеет право делать с полученными данными, тогда все остальные действия будут считаться разглашением. Или прямо укажите, что считается нарушением: ссылки на засекреченную информацию в текстах, обсуждение сведений где-либо, кроме переговорной комнаты, и с кем-либо, кроме установленного круга лиц.
Запрет использовать полученную информацию для другой деятельности, если это может нанести ущерб организации.
Например, сотрудник не может использовать производственный секрет компании, решив открыть своё дело, — даже после увольнения .
Обязанность работника обращаться в полицию и ставить в известность руководство при попытках шпионажа или шантажа с целью получить доступ к коммерческой тайне.
Вилли Вонка из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» закрыл фабрику из-за происков конкурентов, которые подсылали к нему шпионов и крали рецепты. Если бы самые верные работники, вроде дедушки Чарли, вовремя сообщали ему об этом, многолетнего перерыва можно было бы избежать.
Обязанность незамедлительно сообщать об утечке информации или утере носителей, на которых она хранится, возможных рисках разглашения и причинах, по которым сведения уже стали известны другим.
Если сотрудник, допущенный к коммерческой тайне, потерял флешку с секретной информацией, он должен сразу поставить в известность руководителя, чтобы тот успел предотвратить утечку данных .
Условия и сроки хранения коммерческой тайны после увольнения или выхода на пенсию.
Санкции за разглашение коммерческой тайны.
Ответственность за разглашение коммерческой тайны
Считается , что работник, который получил секретные сведения непосредственно от их обладателя, получил их легально. Однако, если вы нигде не зафиксировали, что он ознакомлен с коммерческой тайной, вы не сможете привлечь его к ответственности. Поэтому заключайте с работниками соглашения и берите расписки.
Для работы над проектом Пётр Семёнович привлекает Владимира и знакомит его с секретными данными, не заключая соглашений и не беря расписок. Владимир передаёт их конкурентам. Но наказывать его не за что, ведь причастность к секретным сведениям ничем не подтверждается. Без документов, обязывающих хранить коммерческую тайну, привлечь работника к ответственности практически невозможно.
Ответственность за раскрытие коммерческой тайны может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной.
Вы можете объявить проговорившемуся сотруднику выговор, оштрафовать или уволить — это дисциплинарное взыскание. Если работник оформлялся не трудовым договором, а ГПХ, то с него можно взыскивать убытки в рамках гражданского законодательства.
По гражданскому праву можно требовать возмещения убытков, полученных из-за разглашения коммерческой тайны, и с других лиц: компаний-партнёров, приглашённых специалистов, госучреждений. То есть вы можете предъявить к ним претензию или обратиться в суд и требовать денежных компенсаций.
Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:
- Кто-то умышленно пытается завладеть вашей коммерческой тайной незаконным путём: похищает документы, подкупает или шантажирует сотрудников и так далее. Наказание нарушителю — до 2 лет лишения свободы или штраф до 500 000 рублей.
- Банковскую, налоговую или коммерческую информацию разгласил сотрудник, который получил её легально. Наказание — до 3 лет лишения свободы или штраф до 1 000 000 рублей.
- Кто-то умышленно разгласил коммерческую тайну в корыстных целях, и это причинило крупный ущерб фирме — до 5 лет лишения свободы или штраф до 1 500 000 рублей.
Насколько серьёзна утечка информации, определит суд или следствие, если вы подадите заявление в полицию.
Специалистов, которым по долгу службы открыли коммерческую тайну, и они её разгласили, можно привлечь к административной ответственности и наложить взыскания, если тяжесть нарушения не подходит под уголовную статью. Штраф в таком случае составит: до 1 000 рублей — для граждан, до 5 000 рублей — для должностных лиц и адвокатов.
Если кто-то случайно или по ошибке получил доступ к коммерческой тайне и разгласил её, не подозревая о том, что нарушает закон, он не несёт ответственности за это. Однако вы можете после этого обязать его хранить информацию в секрете, и повторное разглашение не останется безнаказанным.
Короче
— 
Режим коммерческой тайны может ввести любая компания. Засекречивать можно что угодно, кроме тех сведений, которые по закону нельзя скрывать.
— 
Чтобы придать сведениям статус коммерческой тайны, нужно нанести на них гриф «Коммерческая тайна», указать правообладателя, прописать режим обращения с секретными данными и ознакомить с ними выбранных лиц. Всё это важно зафиксировать в документах компании и договорах с персоналом.
— 
Если госорганы направляют мотивированное требование раскрыть коммерческую тайну, её обладатель обязан это сделать.
— 
Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечёт за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Источник
Коммерческая тайна работодателя
Сотрудник слил секреты компании, а компании пришлось ему доплачивать.
Менеджер сбыта работал в одной компании и рассказывал ее секреты другой компании. Работодатель об этом узнал и уволил за разглашение коммерческой тайны.
Сотрудник не согласился с увольнением. Он пошел в суд, потребовал изменить причину увольнения в трудовой книжке, восстановить на работе, выплатить зарплату за месяцы, пока он считался уволенным, и еще за моральный вред.
Работодатель отбивался, но проиграл. Пришлось платить зарплату за простой, за моральный вред и менять запись в трудовой книжке.
Оказывается, всё дело в документах: работодатель неправильно оформил коммерческую тайну. Формально ее нет, значит, сотрудник ничего не нарушил. Это реальное судебное дело, можно посмотреть решение на сайте суда. Как не допустить такого, разбирается юрист Дарья Тимохина.
В статье рассказываем о коммерческой тайне для сотрудников.
Что такое коммерческая тайна
У компании может быть то, что она считает секретом и не хочет, чтобы знали все вокруг. Рецепт теста для пельменей, количество клиентов, код программы — что угодно.
Статья с шаблоном НДА
Компания вправе потребовать держать какие-то сведения в тайне. За нарушение — выплата компенсации и увольнение. Чтобы требование было законным, компания вводит режим коммерческой тайны. Коммерческой тайне посвящен целый закон, это 98 ФЗ.
Коммерческая тайна работает для сотрудников и партнеров, с которыми компания подписала договор. А если договора нет, можно подписать НДА.
Что дает режим коммерческой тайны
Режим тайны — не защита от осознанного воровства. Если конкурент платит сотруднику за базу клиентов, он всё равно ее может продать, не важно, есть коммерческая тайна или нет.
Режим коммерческой тайны помогает договориться, что из сведений о компании — секрет и как по ошибке его не слить. Кажется, это всё ерунда, но бывает по-разному:
- Сотрудник гордится проектом и пишет о нем на фейсбуках, а оказывается, компания не хочет светить проект. Выходит, сотрудник раскрыл секрет, хотя ничего плохого не хотел.
- А может не писать в соцсетях, а рассказать на дне рождения, причем сразу всем гостям, а их может быть пятьдесят человек. Кто-то дальше по цепочке расскажет, и рассказ может дойти до конкурента или еще кого-то, кто может помешать проекту.
- Если сотрудник знает, что считается секретом и что нельзя с ним сделать, он не сделает глупых ошибок.
Компания получает компенсацию, если сотрудник выдаст секрет. Вот что можно получить:
- возмещение ущерба, который появился из-за разглашения тайны;
- до миллиона рублей, зарплату или другой доход за два года, если сотрудник разгласил секрет для заработка, а не случайно.
Компания вправе только запросить сумму, а сколько получит после разбирательств — решает суд. Для этого компания обосновывает размер ущерба, а это не всегда просто. Считается только фактический ущерб. Если компания недополучила выгоду из-за разглашения, это упущенная выгода, ее не взыскивают. Может быть такая ситуация:
Кадровик разослала подругам на работе таблицу — кто сколько получает, и таблица разошлась по компании. Кто-то из сотрудников решил, что его зарплата незаслуженно маленькая, и уволился.
Компания потеряла на разглашении зарплаты, но доказать ущерб сложно. Сотрудник не принесет новые заказы, но это будущая выгода, а не ущерб сразу после увольнения.
Если бы из-за увольнения сорвался тендер и компания доказала бы связь между разглашением зарплаты и увольнением, получилось бы взять стоимость контракта как компенсацию.
Кроме компенсации, компания вправе уволить сотрудника, а сотрудник может получить срок.
Кому подходит режим
Режим коммерческой тайны может ввести любая компания, по закону ограничений нет. Единственное ограничение — ресурсы компании.
Ошибки в коммерческой тайне
Мало потребовать компенсацию за нарушение тайны. Скорее всего, нарушитель не захочет платить, поэтому придется подавать иск и доказывать правоту в суде.
Чтобы суд поддержал компанию с иском, она должна оформить тайну по всем правилам. Понадобится гора документов: положение о коммерческой тайне, список секретных сведений; описание, кто, в каком случае и когда может пользоваться этими сведениями. Это еще не всё.
При конфликте компания отстоит свою правоту только с доказательствами, поэтому придется многое контролировать. Например, что сотрудники пересылают на личную почту. Вдруг чертежи, а это запрещено. Или во сколько сотрудник заходит в рабочий компьютер и что копирует на флешку.
Суд признал увольнение за разглашение тайны законным, потому что компания собрала доказательства, судебное решение на Гаранте
Евразхолдинг уволил сотрудника за нарушение коммерческой тайны. Сотрудник подал иск за незаконное увольнение.
Суть спора: под учеткой сотрудника кто-то заходил в систему электронных торгов и изучал предложения по закупкам. Компьютер, с которого кто-то зашел, находился в Москве, а сотрудник был в другом городе.
Компания решила, что сотрудник дал логин и пароль от своей учетки кому-то еще. А это прямое нарушение коммерческой тайны.
Суд принял доказательства компании и подтвердил законность увольнения.
Собрать скриншоты с незаконной перепиской тоже недостаточно. Если речь о сотрудниках, надо провести служебное расследование, пригласить независимых экспертов и нотариуса и всем вместе составить акт. Можно обойтись скриншотами, но тогда есть риск проиграть дело.
Режим коммерческой тайны можно вводить, если у компании дорогие секреты, она готова к бюрократии и судебным спорам при конфликтах. Это отнимает время, деньги и хорошее настроение.
Если не оформить тайну
Бывает так: компания решила, что коммерческая тайна ей нужна, и начала оформлять документы. Но документов много, сотрудников много, и всё оформить не получилось. Один из сотрудников не подписал, что он знает о коммерческой тайне и обязуется ее хранить, в секретном списке нет последней версии ЦРМ.
Если документов не хватает или они составлены неточно, суд может решить, что у компании нет режима коммерческой тайны. А раз нет режима, значит, никто ничего не нарушал и компенсацию брать не за что.
Компания не смогла уволить кадровика, которая рассказала о зарплате, судебное дело на сайте Сыктывкарского городского суда
Кадровик «Сыктывкар такси» узнала, что в компании меняется система оплаты операторов. Получалось, чем больше смен, тем меньше зарплата.
О новой системе она рассказала оператору: сначала прислала таблицу с новой зарплатой, потом по телефону объяснила, как ее смотреть. Компания узнала об этом и уволила кадровика, а она подала в суд на незаконное увольнение.
Несмотря на свидетелей, компания проиграла иск. Оказалось, «Сыктывкар такси» неправильно оформила документы о коммерческой тайне:
- не написала, что размер зарплаты относится к коммерческой тайне;
- не получила подпись кадровика, что та согласна не разглашать коммерческую тайну и знает, что в нее входит.
Для суда это значит, что у компании нет режима коммерческой тайны и кадровик не знала, что нельзя раскрывать зарплату. Увольнять не за что.
«Сыктывкар такси» пришлось восстановить кадровика, отменить увольнение и выплатить зарплату за время, пока она не работала.
Оформлять коммерческую тайну надо не только для сотрудников, она еще понадобится для споров с партнерами: поставщиками, рекламными агентствами, дилерами. Как работает коммерческая тайна для партнеров — тема отдельной статьи. Главное — помнить, если тайны нет для сотрудников, считайте, ее нет и для партнеров.
Без режима коммерческой тайны для сотрудников партнер вправе рассказать, что угодно. Оспорить это право будет очень сложно или не получится вовсе.
Компания не смогла получить 10 млн рублей за разглашение тайны, судебное дело в Картотеке арбитражных дел
Геострой разрабатывал для Питергорпроект документацию для железобетонной конструкции склада дробленой руды и должен был получить четырнадцать миллионов рублей.
Подрядчик не получил всю сумму и подал иск с требованием оплатить задолженность и проценты за просрочку.
Питергорпроект подал встречный иск за разглашение коммерческой тайны. Его требование — десять миллионов рублей.
По мнению Питергорпроекта, подрядчик не ввел режим коммерческой тайны, не включил документацию в секретный список и никак не защитил документацию от посторонних.
Суд решил так: Питергорпроект должен заплатить за работу, а Геострой за нарушение тайны — нет. Заказчик сам не ввел режим коммерческой тайны для этой документации, поэтому формально Геострой ничего не нарушил.
Ввести коммерческую тайну и не оформить ее как следует — от такого мало пользы. Коммерческая тайна не защищает секреты, и без документов нельзя получить компенсацию. Либо оформлять как следует, либо ничего не делать.
Если нет времени на бюрократию и желания судиться, возможно, лучше потратить силы только на защиту секретов. Подключить ЦРМ, закрыть доступ для флешки, сделать памятку и рассказать, что является секретом и где нельзя об этом говорить.
Что считается тайной
Если компания решает ввести режим коммерческой тайны, первый шаг — составить список того, что к ней относится.
Описывать надо всё. Считаете, что размер бонуса продавца — секрет, об этом надо писать. Если такого пункта в списке нет, значит, это не коммерческая тайна. Сотрудник может говорить о зарплате кому хочет, этические нормы не в счет.
Секретом может быть почти всё что угодно. Главное, чтобы секрет отвечал условиям:
- секретные сведения не знают посторонние. Компания три года назад опубликовала рекламную статью с описанием тарифа. Описание тарифа не может стать коммерческой тайной;
- нет свободного доступа к коммерческой тайне. Компания не публикует код программы на Хабре и не выкидывает чертежи в урну у бизнес-центра;
- компания что-то сделала для защиты коммерческой тайны. Действиями считаются: положение о коммерческой тайне, закрытые порты для флешек, блокировка соцсетей на рабочих компьютерах. Призывная речь на квартальном собрании не в счет.
Исключения из коммерческой тайны тоже есть — это публичная информация. Вот о чем сотрудники могут говорить:
- о сведениях из учредительных документов;
- количестве сотрудников, задолженности по зарплате и соцвыплатам, открытых вакансиях. Компания не платит зарплату полгода — сотрудники вправе об этом говорить, кому хотят;
- правонарушениях и наказаниях. Если кого-то осудили, об этом можно писать на фейсбуках. Неважно, это уборщица или гендиректор;
- нарушениях, которые приводят к загрязнению окружающей среды, опасности для жизни и здоровья людей. Компания добавляет потенциально опасный ингредиент, сотрудник вправе об этом сказать;
- условиях приватизации госсобственности;
- обо всем, что компания обязана рассказывать по закону. Например, банки обязаны публиковать финотчетность. Если у банка дела плохи, нельзя заставить сотрудников молчать об отчете.
В интернетах много примеров списков, и компании часто их используют. Я не советую так делать: примеры можно посмотреть для вдохновения, но список составлять под себя. Может, для кого-то исследования СММ-щика — это ерунда, а для кого-то — самое ценное, поэтому надо включить в список.
Еще одна проблема примеров из интернета — общие формулировки. Например, «сведения по итогам переговоров». Это рискованная формулировка, потому что каждый может понять ее по-своему, и у компании нет аргументов в пользу своей трактовки.
Чем подробнее список, тем больше шансов доказать в суде правоту, потому что понятно, о чем речь. Сравните два списка:
Список с общими пунктами:
- условия контрактов;
- процессы, применяемые на производстве;
- планы по развитию компании;
- данные, связанные с переговорами с теми или иными лицами;
- финансирование.
Список с конкретными пунктами:
- итоги опросов, исследований, аналитических отчетов сотрудников и подрядчиков. Учитываются все отчеты, в том числе на ежемесячных встречах;
- оценка мнения клиентов о работе компании по методике NPS;
- итоги акций по каждой точке продаж, в том числе дневные;
- анкета клиента и понимание задачи после первой беседы с клиентом.
На конкретный список уходит больше времени, чем на общий. Чтобы дело шло быстрее, можно опросить сотрудников и узнать, что у них секретного.
После опроса у вас будет список, и останется его проверить. Например, в списке есть итоги исследования. Если конкурент получит итоги, он заработает на этом? Если да — включайте в коммерческую тайну.
Как работать с тайной
Следующий шаг после списка — решить, кто вправе владеть коммерческой тайной, в каком случае использовать секретные сведения и как.
В законе нет требований к описанию работы с тайной, пишите как угодно. Надежнее описывать конкретно, чтобы в случае суда было очевидно: этот сотрудник владел информацией, он мог ее использовать вот так, а так — нет. Если компания против, чтобы сотрудники отправляли документы с рабочей почты на личную, так и пишите:
«Всем сотрудникам с доступом к коммерческой тайне запрещено пересылать сведения на любую почту, кроме рабочей».
Или «запрещено передавать сведения людям без доступа к тайне. В том числе штатным сотрудникам компании».
Работа с тайной зависит от особенностей компании, поэтому нет универсального совета, как ее описывать. Но чтобы вы не забыли что-то важное, подсказываем, какие пункты стоит описать:
- у кого доступ и к какой информации. У финдиректора — полный доступ ко всей информации, у маркетолога — нет доступа к расчетам премий;
- что нельзя делать с коммерческой тайной всем сотрудникам. Например, распечатывать, пересылать на личный адрес или в корпоративный чат, копировать на флешку, забирать рабочие ноутбуки домой;
- что можно делать с коммерческой тайной некоторым сотрудникам. Финдиректор может записывать всё и всегда на флешку, маркетолог — только документы своего отдела, всё остальное — с письменного разрешения финдиректора;
- в каких случаях можно передать сведения и не нарушить правила. Менеджер вправе передать коммерческое предложение на станок с ценой и документацией, если клиент подпишет договор о неразглашении сведений. Передавать можно только после письменного разрешения генерального директора;
- как сотрудники защищают коммерческую тайну. Сотрудники блокируют компьютер, когда встают с рабочего места; не пересылают сведения с рабочей почты на личную; не копируют документы на флешки или диск, распечатанные документы хранят в тумбочке под ключом;
- сколько времени хранить тайну после увольнения. Работодатель вправе написать любой срок, может потребовать пять лет или десять. Если сотрудник подпишет, срок законен. Если срока нет в трудовом договоре или положении о коммерческой тайне, по закону сотрудник обязан хранить тайну три года.
Если сотрудников много и разные уровни доступа, может быть, удобнее сделать несколько вариантов. Например, для маркетологов и бухгалтеров или для подчиненных и руководителей. Таких описаний может быть хоть десять, никаких ограничений нет. В описании можно не указывать конкретного сотрудника, а оставить только должности.
Как оформить тайну
Последний шаг — оформить документы и сделать тайну официальной. Для этого вы собираете список секретных сведений и описание работы с тайной в один документ, даете на подпись сотрудникам, правите трудовой договор.
Приказ о том, что считается коммерческой тайной. В приказе пишете, кто его подписывает, и прикладываете список. Если список меняется, придется выпустить еще один приказ или приказ об изменении приказа. Чем больше бумаг, тем надежней.
Локальный нормативный акт или положение о коммерческой тайне. Цель документа — рассказать, как работает тайна, кто ее должен соблюдать и что считается тайной. В нем пишете секретный список и описываете работу.
Положение может занимать пять листов или двадцать пять и называться по-простому «Работа с коммерческой тайной в компании „Прялка“». В законе требований нет.
Положение вступает в силу только после приказа о вступлении в силу этого положения. Поэтому понадобится еще приказ.
Подпись сотрудника. Все сотрудники с доступом к тайне должны подтвердить, что знают о ее существовании, правила работы и готовы отвечать за ее сохранность. Для этого надо собрать подписи сотрудников. Надежнее получить заявление от каждого сотрудника. Текст может быть таким:
Я, Машкина Мария Марьевна, менеджер по закупкам в ООО «Прялка», прочитала «Положение о коммерческой тайне». Подтверждаю, что поняла, что считается коммерческой тайной, правила работы с ней, свои обязанности и ответственность.
Правки в трудовой договор. В трудовом договоре должна быть фраза о том, что сотрудники обязаны выполнять требования к коммерческой тайне. Текст может быть таким:
Работник обязан соблюдать правила работы с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной, не разглашать коммерческую тайну, которую узнал при выполнении должностных обязанностей.
Работник несет ответственность за разглашение коммерческой тайны в пределах закона.
Журнал учета. В него надо записывать, какой сотрудник, когда и зачем использовал что-то из коммерческой тайны. Журнал может вести один человек и записывать всех. Это может делать программа или каждый сотрудник записывает себя сам. Журнал не помогает компании работать быстрее или точнее, но он выручает при судебных спорах.
Журнал можно сделать самим или купить готовый:
Гриф «Коммерческая тайна» на все секретные документы, неважно, это распечатанный договор, файл на компьютере или записи в ЦРМ. Если пометки нет, суд может решить, что сотрудник не понял, что именно этот документ считался секретным.
Чтобы ввести режим коммерческой тайны, надо оформить документы, следить за сотрудниками и быть готовыми к суду. Если компания к такому не готова, может, не стоит затевать процесс, а потратить силы на защиту секретов. Как это сделать — узнаем у предпринимателей и расскажем вам.
Короче
Что надо помнить
Режим коммерческой тайны может ввести любая компания, ограничений нет
За нарушение коммерческой тайны компания вправе уволить сотрудника и потребовать компенсацию
Если в компании нет режима коммерческой тайны и партнер слил секрет, будет сложно его наказать
Как оформить тайну
Написать положение о коммерческой тайне
Собрать подписи сотрудников с доступом к тайне: они положение видели, со всем согласны, свою ответственность понимают
Усложнить допуск к секретам. Например, нет доступа к флешкам, нельзя пересылать рабочие документы на личную почту
Прописать в трудовом договоре, что в компании есть коммерческая тайна, сотрудник обязан соблюдать ее условия
Ставить гриф «Коммерческая тайна» на все секретные документы
Источник