Комбинированные стратегии управления запасами
Комбинированная стратегия №1: Размер заказа переменный (Qзак = var). Заказ осуществляется в строго определенный момент времени (tз) при условии пересечения реализацией расхода минимального уровня Smin («точки заказа» (ROP)). Величина заказа рассчитывается таким образом, чтобы после поставки уровень запаса был как можно ближе к значению максимально желательного запаса (Smax). Для этого следует воспользоваться математическими методами прогнозирования и данными отдела маркетинга. Схема действия данной стратегии показана на рис. 9.13.
Рис. 9.13. Комбинированная стратегия №1
Данная стратегия подходит для ситуаций, когда строго регламентированы возможные моменты размещения заказов.
В точке (1) на рис. 9.13 в системе наступает момент возможного размещения заказа, но так как уровень запасов еще не опустился ниже Smin, заказ не размещается. В точке (2) происходит пересечение Smin, поэтому в точке (3) происходит размещение заказа, который поступает в момент времени (4).
В момент времени (6) осуществляется размещение заказа у поставщика, т.к. уже пересечен уровень Smin в момент времени (5). Поступление данного заказа отражено в момент времени (7).
В моменты времени (8) и (9) заказ не размещается, т.к. не достигнут уровень Smin.
Данная стратегия позволяет оптимизировать количество поставок для ситуаций когда возможно значительное снижение спроса.
Комбинированная стратегия №2: Размер заказа переменный (Qзак = var), заказ осуществляется и по достижении ранее определенных моментов времени (Тз – время заказа), и при условии пересечения реализацией расхода минимального уровня Smin («точки заказа» (ROP)). Величина заказа рассчитывается таким образом, чтобы после поставки уровень запаса был как можно ближе к значению максимально желательного запаса (Smax). Для этого следует воспользоваться математическими методами прогнозирования и данными отдела маркетинга. Схема действия стратегии показана на рис. 9.14.
Рис. 9.14. Комбинированная стратегия №2
В точке (1) на рис. 9.14 наступает плановый момент размещения заказа, который поступает в момент времени (2). В точке (3), в связи с резким увеличением спроса, происходит пересечение Smin, поэтому происходит размещение заказа, который поступает в момент времени (4). В точке (6) наступает плановый момент размещения заказа, который поступает в момент времени (7). В момент времени (8) осуществляется размещение заказа у поставщика, т.к. уже пересечен уровень Smin и наступил момент размещения заказа. Поступление данного заказа отражено в момент времени (9). В моменты времени (8) и (9) заказ не размещается, т.к. не достигнут уровень Smin.
Данная стратегия позволяет избежать дефицита для ситуаций, когда возможно значительное увеличение спроса.
Комбинированная стратегия №3: Размер заказа переменный (Qзак = var), заказ осуществляется либо по достижении ранее определенных моментов времени (tз – время заказа), либо при условии пересечения реализацией расхода минимального уровня Smin («точки заказа» (ROP)), т.е. в зависимости от того, что наступит раньше. Величина заказа рассчитывается таким образом, чтобы после поставки уровень запаса был как можно ближе к значению максимально желательного запаса (Smax). Для этого следует воспользоваться математическими методами прогнозирования и данными отдела маркетинга. Схема действия стратегии показана на рис. 9.15.
В точке (1) на рис. 9.15 наступает плановый момент размещения заказа, который поступает в момент времени (2). В точке (3), реализация расхода пересекает Smin, поэтому происходит размещение заказа, который поступает в момент времени (4). В точке (5) наступает плановый момент размещения заказа, который игнорируется, т.к. заказ уже размещен в момент времени (4). В точке (6), также реализация расхода пересекает Smin, поэтому происходит размещение заказа, который поступает в момент времени (7), поэтому плановый момент размещения заказа в точке (8) игнорируется. В точке (9) наступает очередной плановый момент размещения заказа, который поступает в момент времени (11). В момент пересечения Smin в точке (10) заказ уже не размещается.
Рис. 9.15. Комбинированная стратегия №3
Для выбора в пользу использования той или иной стратегии управления запасами целесообразно смоделировать работу каждой из них и произвести их сравнительную оценку, используя следующие показатели:
— средний уровень запаса;
— затраты, связанные с осуществлением данной стратегии.
Источник
Комбинированный способ управления запасами
Пусть, как и в предыдущих моделях, заданы Imin, Imax и Tпост, а партия и ритм поставки не зафиксированы. Тогда управление осуществляется комбинированным способом. При этом как и в первой модели, управляющим параметром является уровень (остаток) запаса на складе, а для управления используются резервный запас и точка заказа. Как и во второй модели, в момент заказа рассчитывается величина текущей партии поставки, обеспечивающая заполнение склада емкостью Нскл.Значения Hтз и Hpезрассчитываются по известным формулам, а расчет nтек отличается от предложенного в предыдущей модели и выполняется по формуле:
Емкость склада здесь фиксируется на необходимом или имеющемся уровне. При этом под контролем менеджера при заключении договора должно находиться выполнение условия ³ Нтзили Tпост£ Нскл/ Imax. В договоре с поставщиком могут быть указаны также ограничения на максимальный и минимальный размеры текущей партии. Если (nтек)mах ³ Нскл, то никаких изменений в управление это не вносит; если (nтек)mах
Интенсивность потребления сырья со склада предприятия изменяется в интервале от 8 до 13 т в день. По условиям поставщика партия поставки сырья может отклоняться от технологически оптимальных для него 206 т лишь на ±10%. Емкость склада предприятия не лимитирует поставки. Требуется определить максимально возможный, допустимый при заданных условиях срок поставки сырья (в днях), необходимую емкость склада, точку заказа и величину текущей партии поставки, если интенсивность потребления сырья прогнозируется на ближайшие дни на уровне 11 т в день.
Определимграницы изменения величины партии поставки:
Отсюда определяется предельная емкость склада:
Срок поставки рассчитаем из ограничения на нижнюю границу партии поставки, учитывая, что это должно быть целое число:
где [ ] — целая часть числа. Тогда
Проверим параметры управления для срока поставки, подвергшегося округлению:
что выше нижней границы — 185 т, т. е. допустимо. Рассчитаем размер текущей партии:
Источник
Комбинированный способ управления запасом
Пусть, как и в предыдущих моделях, заданы Imin , Imax ,Tпост , а партия и ритм поставки не зафиксированы. Тогда управление осуществляется комбинированным способом. При этом:
— как в первой модели, управляющим параметром является уровень (остаток) запаса на складе, а для управления используются резервный запас и точка заказа;
— как во второй модели, в момент заказа рассчитывается величина текущей партии поставки, обеспечивающая заполнение склада емкостью Нскл .
Значения Нтз и Нрез рассчитываются по известным формулам, а расчет nтек отличается от предложенного в предыдущей модели и выполняется по формуле
Емкость склада здесь фиксируется на необходимом или имеющемся уровне. При этом под контролем менеджера при заключении договора должно находиться выполнение условия Нскл ≥ Нтз или Тпост ≤ Нскл /Imax .
В договоре с поставщиком могут быть указаны также ограничения на максимальный и минимальный размеры текущей партии. Если (nтек)max Нскл , то никаких изменений в управление это не вносит; если (nтек)max = (Ппр х Нтр х Сич + Н3 х Кдоп) х Кц,
где Ппр — планируемая производственная программа по выпуску изделий, шт.; Нтр — нормативная трудоемкость изделия, час; Сич — средняя стоимость нормо-часа из расчета действующих на предприятии тарифных сеток и ставок, руб.; Н3 — нормативные затраты заработной платы на производственную программу (т. е. Ппр х Нтр х Снч), руб.; Кдоп — коэффициент дополнительной заработной платы; Кц — прогнозируемый предприятием коэффициент роста цен.
Фонд заработной платы вспомогательных рабочих-повременщиков, занятых на ненормируемых работах, определяются исходя из штатного расписания с учетом планируемого коэффициента дополнительной заработной платы, включающего в себя различные доплаты, надбавки.
Фонд заработной платы руководителей, специалистов, служащих производственных и функциональных подразделений предприятия определяется также исходя из штатного расписания, где содержится перечень наименований должностей и размеры их месячных окладов с учетом планируемого процента вознаграждения.
По структурным подразделениям заводской фонд заработной платы распределяется с учетом трудоемкости выполняемых работ, условий труда и его важности для производства.
Планирование себестоимости
Основной целью планирования себестоимости является определение оптимальной величины затрат на производство продукции при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выяснением причин, вызывающих затраты, не обусловленные нормальной организацией производства. Таким образом, при планировании себестоимости решаются следующие задачи:
• выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство;
• обосновывается плановая себестоимость единицы продукции и общая сумма затрат на производство;
• определяется размер снижения себестоимости в плановом периоде по сравнению с базисным (в процентах).
Следовательно, исходным моментом в планировании себестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения и обоснование этого снижения, разработка сметы затрат на производство, а также определение уровня себестоимости отдельных видов продукции, т. е. составление плановых калькуляций.
При планировании себестоимости используются различные показатели. К ним относятся следующие:
• Абсолютные показатели: сумма затрат на производство всей продукции; себестоимость проданных или реализо-1 ванных товаров, работ, услуг.
• Показатели, характеризующие уровень затрат на производство продукции: себестоимость единицы продукции и затраты на один рубль продукции.
• Показатели, характеризующие динамику затрат: изменение себестоимости единицы продукции (в процентах), изменение затрат на один рубль продукции (в процентах). По срокам различают следующие виды планирования себестоимости:
• перспективное — охватывает период более трех лет;
• среднесрочное — от двух до трех лет;
• краткосрочное (оперативное или текущее) — до одного года.
Краткосрочное планирование себестоимости за рубежом принято называть бюджетированием, или сметным планированием. Бюджет представляет собой финансовый план предприятия, т. е. план, содержащий, помимо натуральных, и стоимостные показатели. С его помощью определяются все основные показатели деятельности коммерческой организации, в том числе затраты на производство и реализацию продукции, а также финансовые результаты. Как правило, бюджет составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам, а при необходимости — и по неделям.
Известно несколько методов планирования себестоимости. Первым методом является нормативно-балансовый метод (метод прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.
Вторым методом планирования себестоимости является расчетно-аналитический (пофакторный) метод. Он предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических факторов на себестоимость продукции позволяют установить величину ее экономии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным. Таким образом, плановая сумма себестоимости может быть получена путем вычитания суммы экономии (прибавления величины перерасхода) из/к фактической себестоимости продукции базисного периода.
Следует отметить, что суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового и рас-четно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с тем, что в расчет принимаются нормы, действующие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде.
Важнейшим документом при планировании себестоимости является смета затрат на производство. Большую часть сметы затрат составляют расходы, связанные с выпуском готовой продукции. Здесь отражаются также затраты на оказание услуг другим предприятиям, включая услуги не промышленного характера, и услуги своему капитальному строительству. Кроме того, в смете затрат учитывается себестоимость изменения остатков незавершенного производства и затраты на освоение производства новых видов продукции.
В большинстве отраслей промышленности смета затрат на производство составляется, как правило, без внутризаводского оборота, т. е. в нее не включается стоимость продукции собственного производства, потребляемой внутри предприятия.
На основе сметы затрат определяются все важнейшие показатели по себестоимости продукции: сумма затрат на производство в целом и по отдельным элементам расходов себестоимость валовой, готовой и реализованной продукции, затраты на один рубль продукции, динамика этих за-j трат и структура себестоимости.
Смета позволяет выявить направление расходов, т. е. определить, какая часть связана с выпуском готовой продукции, увеличением незавершенного производства, освоением новых изделий, оказанием услуг непромышленного характера.
На основе сметы затрат на производство определяется прибыль от производства и реализации продукции, а также потребность в оборотных средствах.
При разработке сметы плановый объем затрат определяют по каждому элементу в соответствии с нормами и ценами, принятыми в плане. Затем суммируют эти затраты и получают общую сумму расходов по предприятию, необходимую для выпуска продукции в плановом периоде. Особенность сметы затрат на производство заключается в том что каждый ее элемент содержит все соответствующие затраты, независимо от того, где и как внутри предприятия они производятся.
Расчет сметы затрат на производство осуществляется в определенной последовательности. Сначала параллельно с расчетами материальных и трудовых затрат, а также амортизационных отчислений составляются сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции вспомогательных цехов. Это обусловлено тем, что вспомогательные цеха выполняют работы и оказывают услуги не только для основного производства, но и друг другу. Поэтому стоимость работ и услуг вспомогательных цехов находит отражение в сметах расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственных, общехозяйственных и других комплексных расходов. На втором этапе рассчитываются сметы комплексных статей расходов. В конце, исходя из затрат, определенных по экономическим элементам в основных и вспомогательных цехах и в сметах комплексных статей расходов, составляется сводная смета затрат на производство, или свод затрат на производство. Именно на основе свода затрат и заполняется смета затрат на производство.
Свод затрат на производство представляет собой контрольную ведомость, построенную в виде шахматной таблицы. С помощью этой таблицы можно проверить расчеты и увязать все затраты по экономическим элементам и статьям калькуляции, установить размер внутреннего оборота, расходы по каждому элементу, исключив из них размер этого оборота. Таким образом, свод затрат является не только контрольной, но и рабочей таблицей при формировании плана по статьям калькуляции. Размер готовой продукции, установленный по статьям, должен соответствовать общему размеру затрат, определенному калькулированием каждого вида изделий или работ, предусмотренному программой выпуска на плановый период.
При составлении свода затрат на производство по строкам таблицы приводятся затраты на плановый период по статьям расходов (в калькуляционном разрезе), а в графах даются затраты по экономическим элементам. Основой определения этих показателей являются ранее разработанные данные о затратах на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда с отчислениями на социальные нужды основных производственных рабочих, сметы всех комплексных статей расходов. При этом все комплексные статьи затрат распределяются по экономическим элементам.
В первом разделе свода затрат приводятся затраты планового периода по статьям калькуляции на производство готовой продукции, изменение остатков незавершенного производства и оснастки своего производства. Кроме того, приводятся аналогичные затраты на производство валовой продукции, изменение остатков расходов будущих периодов, работы и услуги, не входящие в валовую и готовую продукцию. Общий итог первого раздела представляет собой свод затрат на производство в калькуляционном разрезе.
Во втором разделе свода затрат на производство осуществляется раскрытие комплексных статей расходов.
Сумма затрат первого и второго разделов составляет валовый оборот, т. е. затраты на производство с внутренним оборотом. Валовый оборот отражается в третьем разделе.
В четвертом разделе выявляется сумма внутреннего оборота (она равняется сумме затрат по сметам комплексных статей расходов и затрат вспомогательных цехов).
После исключения внутреннего оборота в пятом разделе показывается сумма затрат на производство по элементам. Итог пятого раздела должен быть равен итогу первого раздела.
Составлением свода затрат на производство достигается полная увязка расчетов и устраняются возможные ошибки в расчетах при планировании себестоимости.
Данные о затратах по элементам показывают, какие виды ресурсов расходует предприятие, а по данным о себестоимости продукции в калькуляционном разрезе можно судить о том, куда направлены эти ресурсы и на что они будут израсходованы.
При разработке плана себестоимости продукции целесообразно выявить резервы снижения издержек производства за счет технических, организационных и других факторов. Их перечень можно объединить в четыре группы:
• повышение технического уровня производства;
• совершенствование управления, организации производства;
• изменение уровня и структуры производства;
• изменение условий хозяйствования.
Планирование снижения себестоимости продукции может производиться с помощью уточненных и укрупненных способов расчета. Уточненные расчеты основываются на сравнении показателей плановой и базовой себестоимости единицы продукции. В этом случае общая годовая экономия может быть найдена как разность отчетных и новых плановых значений себестоимости по всей номенклатуре выпуска продукции.
Планирование снижения себестоимости продукции на основе укрупненных расчетов, как правило, предполагает предварительное обоснование процента сокращения отдельных затрат за счет соответствующих факторов.
Планирование прибыли и рентабельности на предприятии
Показатель прибыли является обобщающей характеристикой всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он отражает их конечные финансовые результаты. От величины этого показателя зависят возможности развития производства, материальное положение работников, улучшение их социальной обеспеченности.
На прибыль влияют объемы реализации продукции, ее структура, эффективность использования предприятием наличных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли были оптимальным образом удовлетворены интересы государства, предприятия, работников:
• государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет;
• руководство предприятия стремится направить большую часть прибыли на расширенное воспроизводство;
• работники предприятия заинтересованы в повышении оплаты труда.
Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, это не стимулирует развитие производства, а наоборот, сокращается объем производства продукции и, следовательно, падает поступление средств в бюджет.
То же может произойти, если всю прибыль использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге будет способствовать снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же доля прибыли на материальное стимулирование труда уменьшается, то это приведет к снижению материальной заинтересованности работников и как следствие — к снижению эффективности производства. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Решение этой задачи во многом зависит от принятых методов планирования прибыли.
При переходе к рыночным отношениям размер прибьши и направления ее использования предприятия начали планировать самостоятельно. В этом плане НДС и акцизы не отражаются, так как они взыскиваются до образования прибыли. При ее планировании балансовая (общая) прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как сумма прибыли от реализации основной продукции, прибыли от прочей реализации и прибыли от внереализационной деятельности.
Полученная предприятием общая (валовая) прибыль распределяется в установленном законодательством порядке, что предполагает перечисления в государственный и муниципальный бюджеты и другие фонды по существующим видам и ставкам налогов; образование фондов развития, потребления, резервных и других на предприятии; создание фондов оплаты труда, выплату вознаграждений работникам и дивидендов по акциям и пр.
Чистая прибыль определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений в год. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, расходуется на оплату труда и образование финансовых фондов.
Среди факторов, влияющих на величину прибыли, заметное место, помимо снижения себестоимости продукции, занимает научно-технический прогресс, изменение объемов и структуры производства, изменение цен. Действие фактора научно-технического прогресса на увеличение прибыли проявляется, как правило, через снижение себестоимости продукции, рост производительности труда, повышение фондоотдачи.
Влияние показателя снижения себестоимости продукции на рост прибыли за счет уменьшения норм переменных расходов рассчитывается путем определения экономии расходов на одно изделие или на одну единицу стоимости продукции в рублях и умножения полученной величины на объем реализации этой продукции. Влияние роста производительности труда может быть определено на основе показателя, отражающего уменьшение величины заработной платы и отчислений на единый социальный налог, приходящихся на одну единицу стоимости продукции. Повышение фондоотдачи влияет на приращение прибыли за счет сокращения величины амортизации.
На основании данных о прибыли в процессе планирования рассчитывается рентабельность — один из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятия, а также показатель конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг.
Для отдельных видов и всей произведенной продукции рентабельность рассчитывается отношением прибыли от реализации произведенной продукции к ее себестоимости. Этот показатель за ряд лет характеризует динамику освоения отдельных видов продукции, показывает эффективность использования ресурсов для их производства, позволяет сравнивать различные варианты вложения средств.
При планировании прибыли также необходимо использовать показатель рентабельности производства, который рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
6.4. Основные задачи финансового планирования на предприятии
Финансовый план завершает производственно-хозяйственное планирование деятельности предприятия. Он тесно связан с планированием производственной программы, фонда заработной платы, материально-технического снабжения и сбыта, содержания машин и оборудования. Планирование финансовой деятельности предприятия связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых является прибыль.
Финансовый план — обобщенный плановый документ, содержащий расчеты поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (не менее одного года) периоды. Включает в себя составление операционных и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года.
Бюджет — оперативный финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. В практике применяют два вида бюджетов: текущий (оперативный) и капитальный.
Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов (например, платежный баланс на предстоящий период).
Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса).
Бюджетный контроль — текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.
Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
Значение внутрифирменного финансового планирования заключается в следующем:
1) намеченные стратегические цели предприятия преломляются в форме финансово-экономических показателей: объемов продаж, себестоимости, прибыли, инвестиций, денежных потоков и др.;
2) устанавливаются стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;
3) определяются приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;
4) оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общей финансовой стратегии предприятия.
Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников.
Данная глобальная цель может быть разделена на локальные цели:
• обеспечение производственного, научно-технического и социального развития предприятия прежде всего за счет собственных средств;
• увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;
• обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.
Назначение финансового плана — прогноз среднесрочной финансовой перспективы, а также определение текущих доходов и расходов.
Важнейшие объекты финансового планирования:
1) выручка от реализации продукции, работ и услуг;
2) прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
3) фонды специального назначения и их использование;
4) объем платежей в бюджет и в социальные фонды;
5) объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
6) плановая потребность в оборотных средствах;
7) объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.
Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники:
• результаты анализа бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4, 5) и выполнения финансового плана за предыдущий период;
• договоры (контракты) с потребителями и поставщиками;
• прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень продажных цен и другие данные рыночной конъюнктуры, включая поставки по бартеру и наличным расчетам; экономические нормативы; утвержденная учетная политика.
6.5. Принципы финансового планирования
К специфическим принципам финансового планирования относятся следующие.
1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») — получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
2. Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.
3. Принцип рентабельности капитальных вложений — для капиталовложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).
4. Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств чистой прибыли и амортизационных отчислений.
5. Принцип приспособления к потребностям рынка – для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.
6. Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную рентабельность
6.6. Методы финансового планирования
Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся расчетно-аналитический, нормативный, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.
Содержание расчетно-аналитического метода планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируется их величина на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, и взаимосвязь между по
Источник