Комбинированный способ управления запасами

Комбинированные стратегии управления запасами

Комбинированная стратегия №1: Размер заказа переменный (Qзак = var). Заказ осуществляется в строго определенный момент времени (tз) при условии пересечения реализацией расхода минимального уровня Smin («точки заказа» (ROP)). Величина заказа рассчитывается таким образом, чтобы после поставки уровень запаса был как можно ближе к значению максимально желательного запаса (Smax). Для этого следует воспользоваться математическими методами прогнозирования и данными отдела маркетинга. Схема действия данной стратегии показана на рис. 9.13.

Рис. 9.13. Комбинированная стратегия №1

Данная стратегия подходит для ситуаций, когда строго регламентированы возможные моменты размещения заказов.

В точке (1) на рис. 9.13 в системе наступает момент возможного размещения заказа, но так как уровень запасов еще не опустился ниже Smin, заказ не размещается. В точке (2) происходит пересечение Smin, поэтому в точке (3) происходит размещение заказа, который поступает в момент времени (4).

В момент времени (6) осуществляется размещение заказа у поставщика, т.к. уже пересечен уровень Smin в момент времени (5). Поступление данного заказа отражено в момент времени (7).

В моменты времени (8) и (9) заказ не размещается, т.к. не достигнут уровень Smin.

Данная стратегия позволяет оптимизировать количество поставок для ситуаций когда возможно значительное снижение спроса.

Комбинированная стратегия №2: Размер заказа переменный (Qзак = var), заказ осуществляется и по достижении ранее определенных моментов времени (Тз – время заказа), и при условии пересечения реализацией расхода минимального уровня Smin («точки заказа» (ROP)). Величина заказа рассчитывается таким образом, чтобы после поставки уровень запаса был как можно ближе к значению максимально желательного запаса (Smax). Для этого следует воспользоваться математическими методами прогнозирования и данными отдела маркетинга. Схема действия стратегии показана на рис. 9.14.

Рис. 9.14. Комбинированная стратегия №2

В точке (1) на рис. 9.14 наступает плановый момент размещения заказа, который поступает в момент времени (2). В точке (3), в связи с резким увеличением спроса, происходит пересечение Smin, поэтому происходит размещение заказа, который поступает в момент времени (4). В точке (6) наступает плановый момент размещения заказа, который поступает в момент времени (7). В момент времени (8) осуществляется размещение заказа у поставщика, т.к. уже пересечен уровень Smin и наступил момент размещения заказа. Поступление данного заказа отражено в момент времени (9). В моменты времени (8) и (9) заказ не размещается, т.к. не достигнут уровень Smin.

Данная стратегия позволяет избежать дефицита для ситуаций, когда возможно значительное увеличение спроса.

Комбинированная стратегия №3: Размер заказа переменный (Qзак = var), заказ осуществляется либо по достижении ранее определенных моментов времени (tз – время заказа), либо при условии пересечения реализацией расхода минимального уровня Smin («точки заказа» (ROP)), т.е. в зависимости от того, что наступит раньше. Величина заказа рассчитывается таким образом, чтобы после поставки уровень запаса был как можно ближе к значению максимально желательного запаса (Smax). Для этого следует воспользоваться математическими методами прогнозирования и данными отдела маркетинга. Схема действия стратегии показана на рис. 9.15.

В точке (1) на рис. 9.15 наступает плановый момент размещения заказа, который поступает в момент времени (2). В точке (3), реализация расхода пересекает Smin, поэтому происходит размещение заказа, который поступает в момент времени (4). В точке (5) наступает плановый момент размещения заказа, который игнорируется, т.к. заказ уже размещен в момент времени (4). В точке (6), также реализация расхода пересекает Smin, поэтому происходит размещение заказа, который поступает в момент времени (7), поэтому плановый момент размещения заказа в точке (8) игнорируется. В точке (9) наступает очередной плановый момент размещения заказа, который поступает в момент времени (11). В момент пересечения Smin в точке (10) заказ уже не размещается.

Рис. 9.15. Комбинированная стратегия №3

Для выбора в пользу использования той или иной стратегии управления запасами целесообразно смоделировать работу каждой из них и произвести их сравнительную оценку, используя следующие показатели:

— средний уровень запаса;

— затраты, связанные с осуществлением данной стратегии.

Источник

Комбинированный способ управления запасами

Пусть, как и в предыдущих моделях, заданы Imin, Imax и Tпост, а партия и ритм поставки не зафиксированы. Тогда управление осуществляется комбинированным способом. При этом как и в первой модели, управляющим параметром является уровень (остаток) запаса на складе, а для управления используются резервный запас и точка заказа. Как и во второй модели, в момент заказа рассчитывается величина текущей партии поставки, обеспечивающая заполнение склада емкостью Нскл.Значения Hтз и Hpезрассчитываются по известным формулам, а расчет nтек отличается от предложенного в предыдущей модели и выполняется по формуле:

Емкость склада здесь фиксируется на необходимом или имеющемся уровне. При этом под контролем менеджера при заключении договора должно находиться выполнение условия ³ Нтзили Tпост£ Нскл/ Imax. В договоре с поставщиком могут быть указаны также ограничения на максимальный и минимальный размеры текущей партии. Если (nтек)mах ³ Нскл, то никаких изменений в управление это не вносит; если (nтек)mах

Интенсивность потребления сырья со склада предприятия изменяется в интервале от 8 до 13 т в день. По условиям поставщика партия поставки сырья может отклоняться от технологически оптимальных для него 206 т лишь на ±10%. Емкость склада предприятия не лимитирует поставки. Требуется определить максимально возможный, допустимый при заданных условиях срок поставки сырья (в днях), необходимую емкость склада, точку заказа и величину текущей партии поставки, если интенсивность потребления сырья прогнозируется на ближайшие дни на уровне 11 т в день.

Определимграницы изменения величины партии поставки:

Отсюда определяется предельная емкость склада:

Срок поставки рассчитаем из ограничения на нижнюю границу партии поставки, учитывая, что это должно быть целое число:

где [ ] — целая часть числа. Тогда

Проверим параметры управления для срока поставки, подвергшегося округлению:

что выше нижней границы — 185 т, т. е. допустимо. Рассчитаем размер текущей партии:

Источник

Комбинированный способ управления запасом

Пусть, как и в предыдущих моделях, заданы Imin , Imax ,Tпост , а партия и ритм поставки не зафиксированы. Тогда управление осуществляется комбинированным способом. При этом:

— как в первой модели, управляющим параметром является уровень (остаток) запаса на складе, а для управления используются резервный запас и точка заказа;

Читайте также:  Способы замеса брожение обминка методы определения готовности теста

— как во второй модели, в момент заказа рассчитывается величина текущей партии поставки, обеспечивающая заполнение склада емкостью Нскл .

Значения Нтз и Нрез рассчитываются по известным формулам, а расчет nтек отличается от предложенного в предыдущей модели и выполняется по формуле

Емкость склада здесь фиксируется на необходимом или имеющемся уровне. При этом под контролем менеджера при заключении договора должно находиться выполнение условия НсклНтз или ТпостНскл /Imax .

В договоре с поставщиком могут быть указаны также ограничения на максимальный и минимальный размеры текущей партии. Если (nтек)max Нскл , то никаких изменений в управление это не вносит; если (nтек)max = (Ппр х Нтр х Сич + Н3 х Кдоп) х Кц,

где Ппр — планируемая производственная программа по выпуску изделий, шт.; Нтр — нормативная трудоемкость изделия, час; Сич — средняя стои­мость нормо-часа из расчета действующих на предприятии тарифных се­ток и ставок, руб.; Н3 — нормативные затраты заработной платы на произ­водственную программу (т. е. Ппр х Нтр х Снч), руб.; Кдоп — коэффициент до­полнительной заработной платы; Кц — прогнозируемый предприятием коэффициент роста цен.

Фонд заработной платы вспомогательных рабочих-повременщиков, занятых на ненормируемых работах, определяются исходя из штатного расписания с учетом планируемого коэффициента дополнительной заработной платы, включающего в себя различные доплаты, надбавки.

Фонд заработной платы руководителей, специалистов, служащих производственных и функциональных подразде­лений предприятия определяется также исходя из штатного расписания, где содержится перечень наименований должностей и размеры их месячных окладов с учетом планируемого процента вознаграждения.

По структурным подразделениям заводской фонд зара­ботной платы распределяется с учетом трудоемкости выполняемых работ, условий труда и его важности для производства.

Планирование себестоимости

Основной целью планирования себестоимости является определение оптимальной величины затрат на производст­во продукции при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выяснением причин, вызывающих затраты, не обусловлен­ные нормальной организацией производства. Таким обра­зом, при планировании себестоимости решаются следующие задачи:

• выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство;

• обосновывается плановая себестоимость единицы про­дукции и общая сумма затрат на производство;

• определяется размер снижения себестоимости в плано­вом периоде по сравнению с базисным (в процентах).

Следовательно, исходным моментом в планировании се­бестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения и обоснование этого снижения, разработка сме­ты затрат на производство, а также определение уровня се­бестоимости отдельных видов продукции, т. е. составление плановых калькуляций.

При планировании себестоимости используются раз­личные показатели. К ним относятся следующие:

• Абсолютные показатели: сумма затрат на производство всей продукции; себестоимость проданных или реализо-1 ванных товаров, работ, услуг.

• Показатели, характеризующие уровень затрат на произ­водство продукции: себестоимость единицы продукции и затраты на один рубль продукции.

• Показатели, характеризующие динамику затрат: измене­ние себестоимости единицы продукции (в процентах), изменение затрат на один рубль продукции (в процентах). По срокам различают следующие виды планирования себестоимости:

• перспективное — охватывает период более трех лет;

• среднесрочное — от двух до трех лет;

• краткосрочное (оперативное или текущее) — до одного года.

Краткосрочное планирование себестоимости за рубежом принято называть бюджетированием, или сметным плани­рованием. Бюджет представляет собой финансовый план предприятия, т. е. план, содержащий, помимо натуральных, и стоимостные показатели. С его помощью определяются все основные показатели деятельности коммерческой орга­низации, в том числе затраты на производство и реализацию продукции, а также финансовые результаты. Как правило, бюджет составляется на год с разбивкой по кварталам и ме­сяцам, а при необходимости — и по неделям.

Известно несколько методов планирования себестоимо­сти. Первым методом является нормативно-балансовый ме­тод (метод прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составле­нии балансов потребности и распределения по направлени­ям хозяйственной деятельности предприятия материаль­ных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.

Вторым методом планирования себестоимости является расчетно-аналитический (пофакторный) метод. Он преду­сматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических факторов на себестои­мость продукции позволяют установить величину ее эконо­мии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным. Таким образом, плановая сумма себестоимости может быть получена путем вычитания суммы экономии (прибавления величины перерасхода) из/к фактической се­бестоимости продукции базисного периода.

Следует отметить, что суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового и рас-четно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с тем, что в расчет принимаются нормы, действую­щие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде.

Важнейшим документом при планировании себестоимо­сти является смета затрат на производство. Большую часть сметы затрат составляют расходы, связанные с выпуском готовой продукции. Здесь отражаются также затраты на оказание услуг другим предприятиям, включая услуги не промышленного характера, и услуги своему капитальному строительству. Кроме того, в смете затрат учитывается себе­стоимость изменения остатков незавершенного производства и затраты на освоение производства новых видов про­дукции.

В большинстве отраслей промышленности смета затрат на производство составляется, как правило, без внутриза­водского оборота, т. е. в нее не включается стоимость продукции собственного производства, потребляемой внутри предприятия.

На основе сметы затрат определяются все важнейшие показатели по себестоимости продукции: сумма затрат на производство в целом и по отдельным элементам расходов себестоимость валовой, готовой и реализованной продукции, затраты на один рубль продукции, динамика этих за-j трат и структура себестоимости.

Смета позволяет выявить направление расходов, т. е. оп­ределить, какая часть связана с выпуском готовой продукции, увеличением незавершенного производства, освоением новых изделий, оказанием услуг непромышленного характера.

На основе сметы затрат на производство определяется прибыль от производства и реализации продукции, а также потребность в оборотных средствах.

При разработке сметы плановый объем затрат опреде­ляют по каждому элементу в соответствии с нормами и це­нами, принятыми в плане. Затем суммируют эти затраты и получают общую сумму расходов по предприятию, необхо­димую для выпуска продукции в плановом периоде. Особенность сметы затрат на производство заключается в том что каждый ее элемент содержит все соответствующие затраты, независимо от того, где и как внутри предприятия они производятся.

Читайте также:  Способ образования чисел первой сотни

Расчет сметы затрат на производство осуществляется в определенной последовательности. Сначала параллельно с расчетами материальных и трудовых затрат, а также амор­тизационных отчислений составляются сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции вспомогательных цехов. Это обусловлено тем, что вспомогательные цеха вы­полняют работы и оказывают услуги не только для основно­го производства, но и друг другу. Поэтому стоимость работ и услуг вспомогательных цехов находит отражение в сметах расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудо­вания, общепроизводственных, общехозяйственных и дру­гих комплексных расходов. На втором этапе рассчитывают­ся сметы комплексных статей расходов. В конце, исходя из затрат, определенных по экономическим элементам в основ­ных и вспомогательных цехах и в сметах комплексных ста­тей расходов, составляется сводная смета затрат на произ­водство, или свод затрат на производство. Именно на основе свода затрат и заполняется смета затрат на производство.

Свод затрат на производство представляет собой кон­трольную ведомость, построенную в виде шахматной табли­цы. С помощью этой таблицы можно проверить расчеты и увязать все затраты по экономическим элементам и статьям калькуляции, установить размер внутреннего оборота, рас­ходы по каждому элементу, исключив из них размер этого оборота. Таким образом, свод затрат является не только контрольной, но и рабочей таблицей при формировании плана по статьям калькуляции. Размер готовой продукции, установленный по статьям, должен соответствовать общему размеру затрат, определенному калькулированием каждого вида изделий или работ, предусмотренному программой выпуска на плановый период.

При составлении свода затрат на производство по строкам таблицы приводятся затраты на плановый период по статьям расходов (в калькуляционном разрезе), а в графах даются за­траты по экономическим элементам. Основой определения этих показателей являются ранее разработанные данные о за­тратах на сырье, материалы, топливо и энергию на технологи­ческие цели, оплату труда с отчислениями на социальные ну­жды основных производственных рабочих, сметы всех ком­плексных статей расходов. При этом все комплексные статьи затрат распределяются по экономическим элементам.

В первом разделе свода затрат приводятся затраты пла­нового периода по статьям калькуляции на производство готовой продукции, изменение остатков незавершенного производства и оснастки своего производства. Кроме того, приводятся аналогичные затраты на производство валовой продукции, изменение остатков расходов будущих перио­дов, работы и услуги, не входящие в валовую и готовую про­дукцию. Общий итог первого раздела представляет собой свод затрат на производство в калькуляционном разрезе.

Во втором разделе свода затрат на производство осуще­ствляется раскрытие комплексных статей расходов.

Сумма затрат первого и второго разделов составляет ва­ловый оборот, т. е. затраты на производство с внутренним оборотом. Валовый оборот отражается в третьем разделе.

В четвертом разделе выявляется сумма внутреннего обо­рота (она равняется сумме затрат по сметам комплексных статей расходов и затрат вспомогательных цехов).

После исключения внутреннего оборота в пятом разделе показывается сумма затрат на производство по элементам. Итог пятого раздела должен быть равен итогу первого раз­дела.

Составлением свода затрат на производство достигается полная увязка расчетов и устраняются возможные ошибки в расчетах при планировании себестоимости.

Данные о затратах по элементам показывают, какие ви­ды ресурсов расходует предприятие, а по данным о себе­стоимости продукции в калькуляционном разрезе можно судить о том, куда направлены эти ресурсы и на что они бу­дут израсходованы.

При разработке плана себестоимости продукции целесо­образно выявить резервы снижения издержек производства за счет технических, организационных и других факторов. Их перечень можно объединить в четыре группы:

• повышение технического уровня производства;

• совершенствование управления, организации производ­ства;

• изменение уровня и структуры производства;

• изменение условий хозяйствования.

Планирование снижения себестоимости продукции мо­жет производиться с помощью уточненных и укрупненных способов расчета. Уточненные расчеты основываются на сравнении показателей плановой и базовой себестоимости единицы продукции. В этом случае общая годовая экономия может быть найдена как разность отчетных и новых плановых значений себестоимости по всей номенклатуре выпуска продукции.

Планирование снижения себестоимости продукции на основе укрупненных расчетов, как правило, предполагает предварительное обоснование процента сокращения от­дельных затрат за счет соответствующих факторов.

Планирование прибыли и рентабельности на предприятии

Показатель прибыли является обобщающей характери­стикой всех сторон производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия. Он отражает их конечные финансовые результаты. От величины этого показателя зависят возмож­ности развития производства, материальное положение ра­ботников, улучшение их социальной обеспеченности.

На прибыль влияют объемы реализации продукции, ее структура, эффективность использования предприятием на­личных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли были оптималь­ным образом удовлетворены интересы государства, пред­приятия, работников:

• государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет;

• руководство предприятия стремится направить боль­шую часть прибыли на расширенное воспроизводство;

• работники предприятия заинтересованы в повышении оплаты труда.

Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, это не стимулирует развитие производ­ства, а наоборот, сокращается объем производства продук­ции и, следовательно, падает поступление средств в бюджет.

То же может произойти, если всю прибыль использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство про­дукции, так как не будут обновляться основные производст­венные фонды, сократится собственный оборотный капи­тал, что в конечном итоге будет способствовать снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же доля прибыли на материальное стимулирование труда уменьшается, то это приведет к снижению материаль­ной заинтересованности работников и как следствие — к сни­жению эффективности производства. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Решение этой задачи во многом за­висит от принятых методов планирования прибыли.

При переходе к рыночным отношениям размер прибьши и направления ее использования предприятия начали пла­нировать самостоятельно. В этом плане НДС и акцизы не отражаются, так как они взыскиваются до образования при­были. При ее планировании балансовая (общая) прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) опреде­ляется как сумма прибыли от реализации основной продук­ции, прибыли от прочей реализации и прибыли от внереа­лизационной деятельности.

Полученная предприятием общая (валовая) прибыль распределяется в установленном законодательством поряд­ке, что предполагает перечисления в государственный и му­ниципальный бюджеты и другие фонды по существующим видам и ставкам налогов; образование фондов развития, по­требления, резервных и других на предприятии; создание фондов оплаты труда, выплату вознаграждений работникам и дивидендов по акциям и пр.

Чистая прибыль определяется как раз­ность между балансовой прибылью и общей суммой налого­вых отчислений в год. Чистая прибыль, остающаяся в рас­поряжении предприятия, расходуется на оплату труда и об­разование финансовых фондов.

Читайте также:  Что такое правовые способы обеспечения исполнения обязательств

Среди факторов, влияющих на величину прибыли, замет­ное место, помимо снижения себестоимости продукции, за­нимает научно-технический прогресс, изменение объемов и структуры производства, изменение цен. Действие фактора научно-технического прогресса на увеличение прибыли про­является, как правило, через снижение себестоимости про­дукции, рост производительности труда, повышение фондо­отдачи.

Влияние показателя снижения себестоимости продук­ции на рост прибыли за счет уменьшения норм переменных расходов рассчитывается путем определения экономии рас­ходов на одно изделие или на одну единицу стоимости про­дукции в рублях и умножения полученной величины на объем реализации этой продукции. Влияние роста произво­дительности труда может быть определено на основе пока­зателя, отражающего уменьшение величины заработной платы и отчислений на единый социальный налог, приходя­щихся на одну единицу стоимости продукции. Повышение фондоотдачи влияет на приращение прибыли за счет сокра­щения величины амортизации.

На основании данных о прибыли в процессе планирова­ния рассчитывается рентабельность — один из важнейших показателей эффективности конечной деятельности пред­приятия, а также показатель конкурентоспособности и до­ходности производства товаров и услуг.

Для отдельных видов и всей произведенной продукции рентабельность рассчитывается отношением прибыли от реализации произведенной продукции к ее себестои­мости. Этот показатель за ряд лет характеризует динамику ос­воения отдельных видов продукции, показывает эффектив­ность использования ресурсов для их производства, позво­ляет сравнивать различные варианты вложения средств.

При планировании прибыли также необходимо исполь­зовать показатель рентабельности производства, который рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных производ­ственных фондов и нормируемых оборотных средств.

6.4. Основные задачи финансового планирования на предприятии

Финансовый план завершает производственно-хозяйст­венное планирование деятельности предприятия. Он тесно связан с планированием производственной программы, фон­да заработной платы, материально-технического снабжения и сбыта, содержания машин и оборудования. Планирование финансовой деятельности предприятия связано с конечны­ми результатами производства, важнейшим из которых яв­ляется прибыль.

Финансовый план — обобщенный плановый документ, содержащий расчеты поступления и расходования денеж­ных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (не менее одного года) периоды. Включает в себя составле­ние операционных и капитальных бюджетов, а также про­гнозы финансовых ресурсов на два-три года.

Бюджет — оперативный финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестици­онной и финансовой деятельности. В практике применяют два вида бюджетов: текущий (оперативный) и капитальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюд­жетов (например, платежный баланс на предстоящий период).

Бюджетирование капитала — процесс разработки кон­кретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса).

Бюджетный контроль — текущий контроль за исполне­нием отдельных показателей доходов и расходов, опреде­ленных плановым бюджетом.

Смета — форма планового расчета, определяющая потреб­ности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий пе­риод и последовательность действий по исчислению пока­зателей.

Значение внутрифирменного финансового планирова­ния заключается в следующем:

1) намеченные стратегические цели предприятия пре­ломляются в форме финансово-экономических показате­лей: объемов продаж, себестоимости, прибыли, инвестиций, денежных потоков и др.;

2) устанавливаются стандарты для поступления финан­совой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;

3) определяются приемлемые границы финансовых ре­сурсов, необходимых для реализации долгосрочных и опе­ративных планов предприятия;

4) оперативные финансовые планы (на месяц, квар­тал) предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общей финансовой стратегии предприятия.

Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, ка­питала и резервов на основе прогнозирования величины де­нежных потоков, формируемых за счет собственных, заем­ных и привлеченных с фондового рынка источников.

Данная глобальная цель может быть разделена на локаль­ные цели:

• обеспечение производственного, научно-технического и социального развития предприятия прежде всего за счет собственных средств;

• увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и об­ращения;

• обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, особенно в период реализации крупномас­штабных инвестиционных проектов.

Назначение финансового плана — прогноз среднесроч­ной финансовой перспективы, а также определение теку­щих доходов и расходов.

Важнейшие объекты финансового планирования:

1) выручка от реализации продукции, работ и услуг;

2) прибыль и ее распределение по соответствующим на­правлениям;

3) фонды специального назначения и их использование;

4) объем платежей в бюджет и в социальные фонды;

5) объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

6) плановая потребность в оборотных средствах;

7) объем капитальных вложений и источники их финан­сирования и др.

Для составления финансовых планов используются сле­дующие информационные источники:

• результаты анализа бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4, 5) и выполнения финансового плана за преды­дущий период;

• договоры (контракты) с потребителями и поставщика­ми;

• прогнозные расчеты по реализации продукции потреби­телям или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень продажных цен и другие данные рыноч­ной конъюнктуры, включая поставки по бартеру и на­личным расчетам; экономические нормативы; утвержденная учетная политика.

6.5. Принципы финансового планирования

К специфическим принципам финансового планирова­ния относятся следующие.

1. Принцип финансового соотношения сроков («золо­тое банковское правило») — получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемо­сти целесообразно финансировать за счет долгосрочных за­емных средств.

2. Принцип платежеспособности — планирование де­нежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у пред­приятия должно быть достаточно ликвидных средств, что­бы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.

3. Принцип рентабельности капитальных вложений — для капиталовложений необходимо выбирать самые деше­вые способы финансирования (финансовый лизинг, инве­стиционный селенг и др.). Заемный капитал выгодно при­влекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).

4. Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финан­сировать за счет собственных средств чистой прибыли и амортизационных отчислений.

5. Принцип приспособления к потребностям рынка – для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

6. Принцип предельной рентабельности — целесообраз­но выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную рентабельность

6.6. Методы финансового планирования

Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых по­казателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся расчетно-аналитический, нормативный, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.

Содержание расчетно-аналитического метода планиро­вания заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируется их ве­личина на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, и взаимосвязь между по

Источник

Оцените статью
Разные способы