Комбинированный способ строительства спортивных сооружений

Спортивных сооружений

Методы, типы и стадии проектирования

Конструктивное проектирование. Проектирование спортив­ного сооружения начинают с выбора конструктивной схемы, т. е. с определения соотношения горизонтальных и вертикаль­ных элементов будущего сооружения, определяемых назначени­ем, объемом и планировкой объекта.

После выбора схемы производят технико-экономическую оценку конструктивного решения. Критерием ее является стои­мость одного квадратного, кубического или погонного метра. При расчете учитывают расход строительных материалов, за­траты труда, степень сборности и заводской готовности конст­рукций, их огнестойкость и т. п. От выбора конструктивного решения зависит метод возведения сооружения, выбор этого метода и его обоснование.

Конструктивное проектирование ведут с учетом закономер­ностей архитектурной композиции, определяемой функциональ­ными, технико-экономическими, эстетическими и конструктив­ными требованиями. При этом обязательно учитывают нормы проектирования. Конструктивное проектирование предполагает использование художественных приемов и композиционных средств, таких, как деление сооружения на плоскостные и объ­емные элементы, соблюдение масштабности, пропорций, ритма, контраста, соотношений целого и частного, гармонической согласованности и главное — соответствия функциональному назначению.

Различают типовое, экспериментальное и индивидуальное проектирование.

Типовым называют проект, утвержденный в установленном порядке и предназначенный для многократного использования. Долговечность применения того или иного типового проекта всегда зависит от множества факторов, главные из которых возникают в результате новых научно-технических достижений. Обновление технологии, применение новых конструктивных и архитектурно-эстетических принципов, появление новых мате­риалов, овладение новыми методами строительства, наконец, современные педагогические требования и расширение методи­ческих возможностей, новые формы организации учебного про­цесса — вот далеко не полный перечень факторов влияющих на жизненность типового проекта спортивного сооружения.

В нашей стране здания школ строят по типовым проектам, утвержденным Госстроем и Министерством образования. Типовое проектирование группы спортивных поме­щений при школах всегда идет в пределах утвержденных норм и требований СНиПа для школ и школ-интернатов. При школе (в зависимости от количества учащихся) предусматривают строительство типового, спортивного зала, определенного коли­чества спортивных площадок. Спортивные сооружения школ должны вводиться в строй одновременно со всеми группами школьных зданий. К 1 сентября сдаются все вновь строящие­ся школьные здания, а необходимые заделы для будущего года осуществляются с сентября по декабрь. Типовые проекты рас­считаны именно на такие сроки строительства.

Экспериментальное проектирование проводят с целью опре­деления наиболее рационального типа спортивного сооружения. После опытной проверки в эксплуатации экспериментального объекта и подтверждения эффективности его использования , такой проект утверждают как типовой.

Индивидуальный проект создают для строительства одного спортивного сооружения. Обычно необходимость индивидуаль­ного проекта диктуется особенностями местных условий либо специальными целями и назначением данного объекта. Пример: единый центр подготовки олимпийской сборной команды стра­ны по водным видам спорта, задуманный как Дворец водного спорта, в котором можно будет проводить соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, построен в Минске по индивидуальному проекту. В нем учитывают ранее соору­женные и реконструируемые объекты, а также вновь возводя­щиеся спортивные сооружения.

Техническую документацию, состоящую из чертежей, расчетно-пояснительной записки и сметы, называют проектом спортивного сооружения.

Чертежи дают представление об объемно-планировочном и конструктивном решении строительства. Сводные сметы, сметы на отдельные виды работ и объекты определяют стоимость всего спортивного сооружения.

Исходным документом для строительства является задание на проектирование, утвержденное финансирующей организаци­ей. Такое задание составляет основу будущего проекта. В его подготовке должен участвовать специалист по физическому воспитанию.

В задании на проектирование обосновывают: контингент и численность занимающихся; перечень сооружений и их про­пускную способность; ориентировочный расчет площади участ­ка для строительства (в том числе площади для озеленения, проездов, проходов и т. д.); экономические показатели стоимо­сти проектирования и строительства. Технико-экономическое обоснование особенно важно при подготовке задания на проек­тирование крупного спортивного сооружения. В нем должны быть рассмотрены вопросы рентабельности сооружения при эксплуатации.

Расчетно-пояснительная записка содержит описание архи­тектурно-планировочного и конструктивного решения, а также все необходимые расчеты и показатели.

Утвержденное задание является документом, по которому городской (районный) исполком по представлению роно (для школьных спортивных зон и зданий), Архитектурно-планиро­вочного управления (АПУ) города или главного архитектора поселка отводит участок для строительства. После этого АПУ выдает архитектурно-планировочное задание (АПЗ), в котором формулирует требования к объекту (этажность, отделка фаса­да, уровень благоустройства и т. д.).

Задание на проектирование и АПЗ после согласования с санинспекцией и Управлением пожарной охраны являются теми необходимыми документами, по которым проектные орга­низации определяют объем работы.

Заказчик и проектная организация заключают договор, устанавливающий финансовую и юридическую ответственность и определяющий сроки и стоимость проектирования по этапам.

После получения от заказчика задания на проектирование документация разрабатывается в два этапа: первый — разра­ботка технического проекта со сметной документацией, вто­рой — изготовление рабочих чертежей. Допускается создание сразу технорабочего проекта, но к этому прибегают только при проектировании небольших по объему спортивных сооружений (отдельные игровые площадки, простейшие помещения для занятий физическими упражнениями).

Различают общие чертежи, выполняемые в виде планов и разрезов, и деталировочные — с указанием всех деталей и элементов, их сопряжений, необходимой спецификации. На черте­жах технического проекта изображают планы этажей, разрезь: и фасады, генеральный план участка, а на рабочих чертежа дополнительно к этому дают планы фундаментов, сечения планы перекрытий и крыш, стен, чертежи нестандартных дета лен и узлов, планы сетей отопления, вентиляции, водоснабже­ния, канализации, электроосвещения, газификации, телефони­зации и радиофикации, а также расстановки всего устанавли­ваемого и закрепляемого учебного оборудования и спортивного инвентаря. Все детали и узлы указывают по действующим ка­талогам унифицированных элементов для строительства.

Источник

Реферат по физической культуре на тему: Организация строительства спортивных сооружений»

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

« Организация строительства спортивных сооружений »

Ниметуллаева Альфия Мухамовна

Симферополь, 2019 год

Содержание

Введение

В современном урбанизированном обществе уникальна роль физической культуры и спорта как компенсатора снижения физической активности, как деятельность, предлагающая систему реально полезных для каждого человека ценностей, дающих возможность изменить угнетающе монотонный образ жизни современного человека. Важнейшая роль физической культуры в развитых странах в настоящее время высоко оценена как правительствами, так и самим обществом.

Читайте также:  Логические способы организации данных

Разработаны масштабные программы по стимулированию развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Осуществляются также и программы создания физкультурно-спортивных сооружений для этих занятий.

С древних времен человечество делало особый упор на спорт. Долгое время это было направлено, скорее, на развитие боевых навыков, чем на непосредственно поддержание здоровья организма, однако результат был точно таким же. Сейчас спортивные сооружения используются повсеместно, и многие государства, включая Российскую Федерацию, выделяют серьезные средства ни их развитие. В основе современной доктрины большинства стран лежит забота о здоровье сограждан. Подоплека может быть совсем другой, но факт остается фактом: постройки такого типа постоянно возводятся.

Строительство спортивных сооружений — это отдельное направление в работе строительных компаний, которому сегодня оказывается особое внимание. Ведь каждое новое сооружение — это не просто стены и площадки, это отлично спроектированные здания, оснащенные всей самой современной техникой. Вот почему так важно сегодня проектирование спортивных сооружений.

Целью данной работы является изучение особенностей организации строительства спортивных сооружений.

1. Общая характеристика понятия «физкультурно-спортивные сооружения»

Разнообразию видов спорта и физкультурных занятий соответствуют объекты и сооружения различных типов, из которых складывается весьма развитая сеть физкультурно-спортивных сооружений.

Спортивное сооружение – это специально построенное и соответственно оборудованное сооружение крытого, полуоткрытого или открытого типа, обеспечивающее проведение занятий и соревнований по физической культуре и спорту [2, с. 10].

Спортивные сооружения как специализированные здания (или их аналоги) начали появляться еще в каменном веке. Разумеется, в то время все было крайне примитивно, и в лучшем случае использовался какой-то навес для защиты от солнца и сравнительно однотипные камни в роли спортивных снарядов. Чуть позже подобные постройки начали появляться в Америке. Индейцы активно использовали свои спортивные сооружения в качестве мест религиозного значения. У них непосредственно игра в мяч или диск была тесно связано с действующими верованиями, что придавало происходящему на «стадионе» особый смысл и собирало огромные толпы «болельщиков». На данный момент обнаружено уже более 1300 таких сооружений, и скорее всего, это далеко не предел. С точки зрения истории, следующими по счету идут Древние Рим и Греция. Там спорт был тесно переплетен с самой идеей существования общества и частично тоже с религией. Так что неудивительно, что Олимпийские игры были основаны именно в Древней Греции, а Римская империя стала известна, помимо всего прочего, также и своими величественными колизеями, на которых проводились разные состязания и сражались гладиаторы. После падения Рима спорт перестал быть централизованной, государственной структурой, и вплоть до эпохи Возрождения о нем практически не вспоминали [4].

С технической (конструктивной) точки зрения физкультурно-спортивные сооружения представляют специально оборудованные инженерно-строительные объекты, располагающиеся самостоятельно или входящие в комплексные сооружения и предназначенные для проведения учебно-тренировочных, физкультурно-оздоровительных занятий, спортивных соревнований и других физкультурно-массовых мероприятий. Исследуемые объекты являются составляющей инфраструктуры отдельно взятого вида спорта и включают как действующие сооружения, так и находящиеся на реконструкции и капитальном ремонте, отвечающие правилам соревнований по видам спорта, имеющие паспорта или учетные карточки (плоскостные спортивные сооружения), зарегистрированные в установленном порядке. Физкультурно-спортивные сооружения образуют единую систему, подразделяющуюся по функциональному назначению на шесть разделов:

1) обеспечивающие занятия по программам детских дошкольных учреждений и учебных заведений;

2) обеспечивающие занятия в процессе труда в режиме рабочего времени и послерабочего восстановления;

3) обеспечивающие подготовку к службе в Вооруженных Силах, процесс военной службы и поддержание физического уровня для выполнения специальных видов работ (гражданская авиация, монтаж оборудования, и т.п.);

4) обеспечивающие лечебно-профилактическую работу среди населения (ЛФК поликлиник, сооружения санаториев, домов отдыха, профилакториев);

5) обеспечивающие занятия физическими упражнениями в режиме отдыха;

6) обеспечивающие подготовку спортсменов высшего класса и проведение соревнований [5, с. 64].

Спортивные сооружения созданы для 160 видов спорта и активного досуга. Например, стадион с десятками тысяч зрителей и шахматный павильон, хоккейные площадки во дворе и велотрек, школьный спортзал и трамплин для прыжков на лыжах и т. д. Физкультурно-спортивные сооружения используются всеми возрастными и социальными группами населения, от ясельного до пенсионного возраста, от абсолютно здоровых спортсменов до инвалидов, от жителей сельской местности до населения крупнейших городов.

Физкультурно-спортивные сооружения отличаются многообразием форм собственности: они могут быть государственными, в том числе унитарными предприятиями, акционерными обществами, частными и др.

Сеть физкультурно-спортивных сооружений – самая емкая по территории: крупнейшие спортивные комплексы имеют участки, превышающие 100 га. Кроме того, она тесно связана с расселением, транспортным обслуживанием [3, с. 3].

Физкультурно-спортивные сооружения – это постоянно изменяющаяся система, неразрывно связанная с развитием общества. Социальные изменения, происходящие в обществе, вызывают к жизни новые виды и формы физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий.

В соответствии с данными изменениями возникают типологические особенности физкультурно-спортивных сооружений:

— изменяются спортивно-технологические параметры мест проведения занятий;

— увеличивается доля универсальных, многофункциональных помещений и сооружений, обеспечивающих возможность трансформации помещений;

— расширяются составы сооружений за счет помещений для физкультурно-оздоровительных, развлекательных и клубных видов деятельности;

— усиливаются взаимосвязи крытых и открытых сооружений при широком их использовании для новых нетрадиционных видов активного досуга;

— обеспечивается доступность физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов, в состав сооружений включаются специализированные залы и помещения для их занятий;

— развиваются специализированные спортивные центры: горнолыжные, парусные, конноспортивные и др.;

— возрастает комфортность сооружений, их интерьеров и внешней среды; все больше внимания уделяется привлекательности архитектурного облика физкультурно-спортивных сооружений;

— наблюдается рост строительства крытых сооружений взамен открытых бассейнов, стадионов, конькобежных дорожек [3, с. 3-4].

2. Классификация физкультурно-спортивных сооружений

Физкультурно-спортивные сооружения подразделяются на основные, предназначенные непосредственно для спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий, вспомогательные, предназначенные для занимающихся, хранения инвентаря и т.п., и для зрителей – в том числе трибуны и сопутствующие им сооружения.

Читайте также:  Метронидазол таблетки способ применения взрослым

Основные сооружения отличаются большим разнообразием форм и размеров, что связано, прежде всего, с конкретными видами физкультурно-спортивных занятий. На конструктивные и объемно-планировочные решения сооружений существенное влияние оказывают экономические и природные факторы. Все сооружения делятся на две группы: открытые (на воздухе) и крытые сооружения (помещения). Открытые сооружения – сезонные: летние и зимние.

К летним относятся спортядра для легкой атлетики и футбола; поля и площадки для подвижных и спортивных игр (баскетбола, волейбола, тенниса, футбола и др., специальной и общей физической подготовки (ОФП), отдельных видов легкой атлетики (прыжков, метаний, толкания ядра), конного спорта, катания на роликовых коньках, скейтборда; дорожки и трассы для бега, ходьбы, конного, велоспорта, легкоатлетических и велокроссов; оборудованные маршруты для пешего, конного, вело- и водного туризма; искусственные трассы для лыжного, горнолыжного спорта: трамплины для прыжков на лыжах с искусственным покрытием; велотреки; тиры и стрельбища для пулевой стрельбы и стрелково-охотничьи стенды; оборудованные участки существующих водоемов для спортивного и оздоровительного плавания и купания, различных видов гребли, парусного спорта, водного слалома, воднолыжного спорта и др.; открытые ванны с подогревом или без подогрева воды для спортивного и оздоровительного плавания и купания, водного поло, прыжков в воду и др.; искусственные каналы для гребли и водного слалома и др.

К зимним открытым сооружениям относятся поля и площадки с естественным или искусственным льдом для массового и фигурного катания на коньках, хоккея с мячом, керлинга и др.; дорожки с естественным или искусственным льдом для скоростного бега на коньках; трассы для лыжного, горнолыжного, санного спорта, биатлона и др.; трамплины для прыжков на лыжах; искусственные трассы для санного спорта и бобслея; оборудованные участки акваторий для буерного спорта; оборудованные маршруты для лыжного туризма и др. [1, с. 15-16].

Значительная часть открытых сооружений попеременно используется для различных видов занятий в зависимости от сезона, для чего требуется менять покрытия сооружений и их оборудование. Спортядра для легкой атлетики и футбола в зимний сезон переоборудуются в дорожки с естественным льдом для скоростного бега и поля для хоккея с шайбой; поля и площадки для подвижных и спортивных игр – в поля и площадки: естественным льдом для массового и фигурного катания на коньках, хоккея с шайбой, керлинга и др.; дорожки и трассы для бега, ходьбы, велоспорта, легкоатлетических и велокроссов, а также искусственные трассы для лыжного спорта – в трассы для лыжного спорта и биатлона; оборудованные маршруты для пешего, конного, вело- и водного туризма – в оборудованные маршруты для лыжного туризма; оборудованные из существующих водоемов для парусного спорта – в оборудованные участки акваторий для буерного спорта; трамплины для прыжков на лыжах – в трамплины с летним искусственным покрытием. Возможны и другие трансформации открытых сооружений в зависимости от сезона; появляются все новые их варианты.

Крытые сооружения: залы для спортивных игр, акробатики, спортивной, художественной и ритмической гимнастики, хореографии, ОФП, легкой и тяжелой атлетики, бокса, борьбы, различного вида тренажеров; ванны с подогревом воды для спортивного и оздоровительного плавания и купания, водного поло, прыжков в воду, а также ванны для гребного спорта; площадки, поля и дорожки с искусственным льдом для массового катания на коньках, хоккея, хоккея с мячом, скоростного бега на коньках, керлинга; велотреки; тиры для пулевой стрельбы; манежи для конного спорта и др.

Наряду с двумя традиционными группами сооружений, одна из которых работает преимущественно летом (открытые), а другая – преимущественно зимой (крытые), перспективны круглогодичные сооружения с трансформируемыми конструкциями ограждений (покрытий, стен). Это в основном наиболее технически сложные и дорогие сооружения. Однако с совершенствованием и удешевлением трансформируемых конструкций эта группа будет расширяться.

По признаку объемно-пространственной организации основные сооружения могут быть разделены на плоскостные и объемные. В группу объемных помимо всех входят также и некоторые открытые сооружения: открытые ванны с подогревом или без подогрева воды; искусственные каналы для гребли и водного слалома; искусственные трассы для горнолыжного спорта; тиры, стрельбища и стрелково-охотничьи стенды; трамплины для прыжков на лыжах; искусственные трассы для санного спорта [1, с. 17-19].

По признаку распространенности основные сооружения делятся на две группы: не зависящие от местных условий, повсеместно распространенные (спортивные залы, ванны бассейнов, поля и площадки) и сооружения, наличие которых зависит от местных условий – природных, экономических, спортивных традиций (сооружения для водных, горных, зимних видов спорта, конного спорта, велотреки и т.п., а также крупные демонстрационные сооружения.

По характеру использования основные сооружения делятся на специализированные, т.е. предназначенные исключительно для одного или нескольких родственных видов спорта, и универсальные – попеременно используемые в дневном и недельном цикле с помощью трансформации оборудования для занятий несколькими видами спорта. Термины «специализированные» и «универсальные» условны и всякий раз нуждаются в расшифровке. Чем выше спортивная квалификация занимающихся, тем выше степень специализации и качества сооружения.

По видам использования основные сооружения можно разделить на тренировочные и демонстрационные – спортивные, предназначенные преимущественно для соревнований [1, с. 20-21].

3. Особенности организации строительства спортивных сооружений

Строительство физкультурно-спортивных объектов (физкультурно-оздоровительных комплексов) достаточно дорогостоящий процесс. Вместе с тем мотивация к ведению здорового и активного образа жизни становится все более популярной, как среди взрослого населения страны, так в детско-юношеской и молодёжной среде [7, с. 10].

При строительстве спортивных объектов необходимо учитывать требования спортивной педагогики (спортивные сооружения, прежде всего, должны соответствовать учебному процессу, специфике двигательной деятельности, особенностям проведения занятий, правилам соревнований). Каждое спортивное сооружение должно иметь специальные системы вентиляции, отопления, освещения, акустики отдельных конструкций и частей зданий, спроектированные с учетом влияния свойств сооружений, конструкций и оборудования на людей в процессе занятий физическими упражнениями; облик спортивных сооружений должен быть выразительным, гармонично сочетающим в себе функциональные, архитектурные и конструктивные решения [2, с. 9].

Выделяют следующие основные этапы строительства спортивных сооружений:

Выбор участка и изучение территории. Строительство спортивных площадок на любых территориях РФ должно осуществляться с учётом имеющейся городской планировки и инфраструктуры.

Читайте также:  Способ оплаты pos что такое

Проектировочные работы. Специалистами проектировщиками разрабатывается концепция проекта, проводятся проектно-изыскательские работы, производится оптимизация задействованных площадей, разрабатывается трехмерная модель объекта с привязкой к местности. На данном этапе решается вопрос о том, будет площадка крытой или открытой, какие виды спорта она будет принимать.

Подготовительные работы. Земельный участок планируется, осуществляется подготовка котлована или иная рельефная подготовка, производится установка дренажной системы, а также монтаж инженерных сетей, закладных элементов, временного ограждения.

Возведение сооружения (для крытых площадок). Применяются различные отечественные и иностранные технологии, которые позволяют создать сооружение на основе металлического каркаса в сжатые сроки. Работа ведётся при любых погодных условиях, что значительно ускоряет процесс сдачи здания в эксплуатацию.

Наружная и внутренняя отделка сооружения (для крытых площадок). Для данной цели могут использоваться различные материалы, позволяющие придать крытой площадке прекрасный внешний вид.

Монтаж спортивных покрытий. Производится укладка профессиональных спортивных покрытий, согласно проекта и концепции данного спортивного объекта (открытого или крытого).

Установка спортивного оборудования. На завершающем этапе работы сооружение комплектуется необходимым инвентарём, который обеспечит целевое использование сооружения.

При проектировании спортивных сооружений любого вида и типа всегда присутствуют три основных элемента структуры, все вместе создающие общий вид строения.

— основные – главная часть, предназначенная непосредственно
для проведения занятий;

— вспомогательные – предназначенные для обслуживания
занимающихся (гардеробные, раздевальные, душевые, буфеты и т. п.), хранения и ремонта спортивного оборудования и инвентаря, а также обеспечения эксплуатации сооружений (административные, хозяйственные и технические помещения);

— для зрителей – трибуны, балконы и другие места для зрителей, а также помещения для их обслуживания – в составе сооружений, предназначенных для проведения соревновании [6, с. 4].

Помимо структуры, также следует учитывать следующие особенности, важные при проектировании сооружения:

— Высота зала в зависимости от его размеров и назначения должна быть не менее 7, но и не более 15 метров (при условии использования крытых помещений).

— Внутри закрытого помещения и на открытой территории спортивной площадки обязаны отсутствовать любые преграды, такие как колонны или столбы.

— Обязательным является требование равномерного освещения. Добиваться его можно как естественным, так и искусственным путем, но общее правило гласит, что непосредственно территория для состязаний обязана быть освещена лучше, чем зрительские трибуны, чтобы они не привлекали к себе большого внимания.

— В некоторых случаях (бокс, борьба, фехтование и так далее) обязательно наличие дополнительных направленных источников освещения.

— Вне зависимости от того, каким способом достигается нужный уровень освещения, обязательно следует исключить возможность ослепления соревнующихся.

— Стены постройки внутри должны быть гладкими. Не допускается наличие любых ниш или выступов. Фактура их должна быть светлой и легко смывающейся.

— При необходимости в зале могут быть предусмотрены специальные крепления для переносных спортивных снарядов, но они должны полностью закрываться и, пока не нужны, никак не мешать людям.

— Подоконники не могут располагаться ниже чем на высоте 2,2 метра, и только с одной стороны зала.

— Средняя температура внутри помещения не должна быть ниже 12 градусов, нежелательно поднимать ее выше 15 градусов.

Нормы спортивных сооружений на данный момент ориентированы исключительно на современные виды спорта. Однако в связи с постоянным развитием технологий уже в ближайшем будущем могут возникнуть новые требования к работе таких построек [4].

Заключение

Таким образом, спортивное сооружение – это специальная постройка (может быть как открытой, так и крытой), которая оснащена всем необходимым оборудованием для занятий спортом и/или проведением спортивных состязаний. В зависимости от особенностей той или иной площадки она может использоваться как для конкретных видов спорта, так и быть универсальной или многофункциональной.

Сеть физкультурно-спортивных сооружений считается самой сложной, обширной и многообразной среди всех остальных систем обслуживания населения. Она входит составной частью во все структурные элементы населенных мест, от самых начальных ступеней (простейшие придомовые площадки, помещения для оздоровительных занятий, встроенные в первые этажи жилых домов) до крупнейших общегородских и загородных сооружений, олимпийских комплексов.

Классификация спортивных сооружений позволяет разделять их на группы в зависимости от типа работы и особенностей. Для простых людей это не играет никакой роли, однако напрямую связано с возможностями государства по возведению новых сооружений. Четкое понимание того, где и какие именно типы построек присутствуют, а также данные об их загруженности помогают принимать решения о дальнейшем развитии этого направления.

Каждое спортивное сооружение должно иметь специальные системы вентиляции, отопления, освещения, акустики отдельных конструкций и частей зданий, спроектированные с учетом влияния свойств сооружений, конструкций и оборудования на людей в процессе занятий физическими упражнениями; облик спортивных сооружений должен быть выразительным, гармонично сочетающим в себе функциональные, архитектурные и конструктивные решения.

Список литературы

Аристова Л.В. Физкультурно-спортивные сооружения / Л.В. Аристова, Г.И. Быкова, А.П. Голубинский и др.; Под общ. ред. Л.В. Аристовой. – М.: Изд-во «Спорт-Академ-Пресс», 1999. – 536 с.

Гудилин П.К. Учебно-методический комплекс «Спортивные сооружения» / П.К. Гудилин. – Витебск 2012. – 81 с.

Знаменщиков А.Ф. Спортивные сооружения: Методические рекомендации для студентов очной и заочной формы обучения института водных видов спорта. / А.Ф. Знаменщиков, А.П. Кудымов. – Владивосток: МГУ, 2008. – 19 с.

Козырев А. Спортивные сооружения: виды, особенности, проектирование [Электронный ресурс] / А. Козырев. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/334267/sportivnyie-soorujeniya-vidyi-osobennosti-proektirovanie

Лавриненко А.Р. Экономический анализ физкультурно-спортивных сооружений: проблемы и направления развития / А.Р. Лавриненко // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2012. – №6. – С. 63-72.

Пособие по проектированию сети физкультурно-спортивных сооружений городов различной величины / Центр, н.-и. и проект, ин-т типового и эксперим. проектирования зрелищ., спорт, и адм. здании и сооружений им. Б. С. Мезенцева. – М : Стройиздат, 1980. – 111 с.

Рекомендации по развитию спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций с использованием технологий быстровозводимых конструкций. – Москва, 2014. – 51 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы