- Организация перевозок грузов
- Почему перевозку стоит доверить компании «АТА»?
- Особенности классификации продукции при перевозке грузов
- Способы транспортировки груза
- Способы транспортировки груза
- Энциклопедия решений. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении
- Комбинированная перевозка грузов
- Международные смешанные перевозки: понятия, правовое регулирование
- Понятие смешанной перевозки
- Виды смешанных перевозок
- Документ смешанной перевозки
- Ответственность ОСП
Организация перевозок грузов
По своей сути организация перевозок грузов представляет собой сложный комплекс мероприятий, который включает в себя несколько основных этапов. К ним относится, в первую очередь, подбор транспортного средства, составление маршрута и определение модальности грузоперевозки. Непосредственно процесс транспортировки состоит из следующих стадий:
- погрузки товара у грузоотправителя;
- доставки груза на склад и консолидации;
- погрузки в транспортное средство;
- таможенного оформления (касается международных отправок);
- грузоперевозки одним или несколькими видами транспорта;
- растаможки груза при доставке;
- разгрузке в пункте назначения;
- вспомогательных услуг — упаковки в тару, страховании, хранении, информационном сопровождении груза и пр.
Организация перевозок грузов может производиться различными способами. Существует несколько категорий, по которым можно классифицировать грузоперевозки:
- Вид транспорта . Он может быть сухопутным (автомобильным или железнодорожным), водным (морским или речным) и авиационным. Во многих случаях применяется комбинированный способ доставки, когда используется несколько видов транспорта.
- Модальность . Существуют унимодальные, мультимодальные и интермодальные грузоперевозки. В первом случае транспортировка выполняется одним видом транспорта, а во втором и третьем — несколькими. Разница между мультимодальными и интермодальными заключается в особенностях организации перевозки груза. Первая предусматривает работу по договору только с одним перевозчиком, а последняя — с разными компаниями.
- Региональность . Различают городские, пригородные, региональные, междугородние и международные грузоперевозки.
Организация перевозки грузов — это сложный процесс, который требует определенных ресурсозатрат, опыта и знаний, а также выдержки и терпения. Именно поэтому лучше всего обратиться в профессиональную логистическую компанию и не переживать за целостность и сохранность груза.
Почему перевозку стоит доверить компании «АТА»?
Предприятие предлагает прозрачные условия сотрудничества. Гарантируются:
- надежность и безопасность транспортных операций;
- своевременная подача транспорта;
- индивидуальный подход к каждому заказу;
- организация перевозок любых грузов на профессиональном уровне;
- оперативная обработка заказов.
При организации перевозок грузов важно правильно выбрать вид транспорта. Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками:
- железнодорожный . Позволяет перевозить большой объем грузов различных типов на дальние расстояния вне зависимости от погодных условий. Недостатком является жесткая привязка к сети железных дорог;
- автомобильный . Организация перевозок груза в этом случае отличается удобством, так как часто позволяет обойтись без промежуточных перегрузов на протяжении всего маршрута от отправителя к получателю. Также этот вариант характеризуется высокой скоростью транспортировки. К недостаткам можно отнести сравнительно небольшую грузоподъемность и потребность в дорогом топливе;
- морской . Наиболее дешевый транспорт, который позволяет перевозить тысячи тонн груза. Он отличается низкой скоростью движения и требует наличия выхода к морю с портовой инфраструктурой;
- авиационный . Организация перевозок грузов этим видом транспорта позволяет максимально сократить время доставки. Кроме того, существуют регионы, транспортировка в которые возможна только по воздуху. Главный недостаток этого варианта — высокая стоимость и наличие ограничений по габаритам и массе груза.
Широкое распространение в последние годы получили контейнерные перевозки. Они предусматривают использование стандартных контейнеров, которые позволяют осуществлять бесперегрузочную мультимодальную доставку. Это позволяет ускорить и удешевить процесс транспортировки.
Особенности классификации продукции при перевозке грузов
При организации перевозки грузов большое значение имеют транспортные характеристики продукции. Именно от них во многом зависит способ доставки и вид выбираемого транспорта. Классификация грузов производится по нескольким параметрам:
- Способу погрузки-выгрузки . Бывают штучные, навалочные и наливные грузы.
- Габаритам . По этому признаку грузы делятся на габаритные и негабаритные. К первым относятся те, размеры которых не превышают допустимых значений, принятых для определенного вида транспорта.
- Массе . Организация перевозок подразумевает разделение грузов на легковесные, обычные и тяжеловесные.
- Степени опасности . Существует несколько классов опасных грузов, к которым относятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся, токсичные и другие вещества.
- Условиям хранения . Грузы делятся на те, которые не подвержены атмосферному воздействию, а также те, которые требуют специальных условий транспортировки.
Помимо указанных особенностей, существует еще большое количество других факторов, которые необходимо учитывать при организации перевозок грузов. Поэтому эту работу должны выполнять квалифицированные специалисты с большим объемом знаний и опыта.
Источник
Способы транспортировки груза
Способы транспортировки груза
По типу транспортного средства (далее — ТС) можно выделить несколько способов перевозки груза:
- автомобильный;
- железнодорожный;
- водный;
- авиационный;
- смешанный.
На выбор одного из типов ТС могут влиять следующие факторы:
- характер груза (опасный / скоропортящийся / негабаритный / живой / длинномерный)
- габариты и количество грузовых мест (вес, объем, вид упаковки)
- количество отправляемых партий;
- степень срочности доставки товара клиенту;
- место отправления и место назначения;
- степень надежности доставки и сохранности груза.
- стоимость самой перевозки;
В таблице будет удобнее рассмотреть все преимущества и недостатки каждого способа транспортировки:
Смешанные или, так называемые, мультимодальные грузоперевозки применяются в случае отправки товара на дальние расстояния при невозможности доставить товар «от двери до двери» одним транспортным средством. При этом есть возможность произвести консолидацию логистических посредников в лице одного оператора, которым может выступать транспортно-экспедиционная компания. Она полностью курирует перевозку груза от начальной до конечной точки назначения, самостоятельно заключая договоры с другими транспортными фирмами (в зависимости от типа ТС). Такие перевозки осуществляются по одному перевозочному документу и по единой ставке с данным оператором.
Источник
Энциклопедия решений. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении
Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении
Под прямым смешанным сообщением понимается перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Взаимоотношения транспортных организаций при таких перевозках и порядок организации перевозок должны определяться соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).
Однако закон о таких перевозках в настоящее время не принят. Поэтому порядок организации взаимодействия между транспортными организациями при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении регулируется положениями законодательства о перевозках отдельными видами транспорта.
Перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении посвящены глава XIV Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ) и глава V Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ).
Единым транспортным документом, на основании которого осуществляется перевозка грузов в прямом смешанном сообщении, является транспортная накладная, оформляемая на весь маршрут следования грузов (п. 1 ст. 104 КВВТ РФ, ст. 65 УЖТ). Накладная составляется по установленной форме (приложение 5 к Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденным МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24.04.1956, далее — Правила перевозок) отправителем при сдаче груза к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (до погрузки груза в вагон или судно) (п. 24 Правил перевозок).
Перевалка грузов (перегрузка их с одного вида транспорта на другой) при перевозках в прямом смешанном сообщении обеспечивается:
— организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах, при перегрузке грузов с судов и со складов портов в вагоны, а также из вагонов на суда и склады портов;
— перевозчиками при перегрузке грузов из вагонов и со складов железнодорожных станций на автомобили, а также из автомобилей в вагоны и на склады железнодорожных станций (ст. 73 УЖТ, п. 1 ст. 112 КВВТ РФ).
Порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется соответствующими узловыми соглашениями, заключенными сроком на пять лет (п. 2 ст. 112 КВВТ РФ).
Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их различными видами транспорта и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов (п. 1 ст. 109 КВВТ РФ, ст. 75 УЖТ).
При этом сроки доставки грузов железнодорожным транспортом, исчисляемые исходя из норм суточного пробега, определяются с учетом периода времени, предназначенного для передачи грузов на другой вид транспорта, их приема с другого вида транспорта. Этот период составляет 1 сутки. При расчете срока доставки грузов в этом случае учитывается также время задержки грузов в порту перевалки, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом, если такая задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика (пп. 5.4 п. 5, пп. 6.10 п. 6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245).
В случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов, а также в случае нарушения общего срока доставки грузов ответственность несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. При утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов перевозчик несет ответственность перед грузополучателем. В случае просрочки доставки соответствующую претензию перевозчику вправе предъявить грузополучатель или грузоотправитель. В свою очередь, перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущены утрата, недостача, повреждение (порча) грузов или просрочка доставки груза (ст.ст. 75, 79, 120 УЖТ).
Источник
Комбинированная перевозка грузов
Что представляет собой «комбинированная перевозка грузов» и каковы ее признаки?
Такие перевозки представляют собой особый вид смешанных перевозок — комбинированные. Комбинированная перевозка — это перевозка грузов в одной и той же грузовой единице, транспортном оборудовании, к которым относятся крупнотоннажные контейнеры, съемные кузова, полуприцепы и автодорожный состав (автофургоны), с использованием нескольких видов транспорта. Признаки комбинированных перевозок:
1. Грузы перевозятся укрупненными местами.
2. Перевозки осуществляются без перегрузки — от склада грузоотправителя до склада грузополучателя («от двери до двери»).
3. Для всех видов транспорта, участвующих в перевозке, устанавливается общий правовой статус.
4. На все виды транспорта, участвующие в перевозке, устанавливается единый транспортный документ.
5. На всю перевозку устанавливается общий тариф.
Прямая комбинированная перевозка — это перевозка одного груженого средства транспорта на другом (например, перевозка контейнера на автомобиле «от двери до двери»). Смешанная (непрямая) комбинированная перевозка — это последовательная перевозка одного груженого средства транспорта на двух и более других видах транспорта (перевозка контейнера сначала на автомобиле, затем на железнодорожной платформе и затем — на автомобиле до склада получателя).
Организация комбинированных перевозок предполагает операции не с грузом вообще, а с его определенной массой, размещенной в грузовом модуле — укрупненной грузовой единице (Unit Load Device). В перевозочном процессе используются нескольких видов транспорта, а перевозка «грузового места» (груза в грузовом модуле) выполняется под ответственностью одного лица (оператора, перевозчика), по единому документу и единой сквозной ставке, «от двери до двери» и «точно в срок». Любая комбинированная перевозка всегда является смешанной перевозкой, но далеко не все смешанные перевозки можно отнести к разряду комбинированных.
Источник
Международные смешанные перевозки: понятия, правовое регулирование
Международные перевозки осуществляются с участием нескольких видов транспорта. Они получили название международных смешанных перевозок. В операциях по внешней торговле участвуют два или более видов транспорта. Для этого необходимо выстроить согласованную мировую транспортную систему. За счет функционирования системы подобного рода решаются экономические проблемы транзитных стран, увеличивается экспорт транспортных услуг.
При организации международных смешанных перевозок грузов необходимо решить множество вопросов технического и правового характера. Следует определить статус перевозчиков, какие правоотношения установить между ними, правовой режим смешанной транспортировки, ответственность перевозчиков перед грузовладельцем.
Понятие смешанной перевозки
В доктрине права нет единого определения этого вида транспортировки. Если обратиться к экономическим источникам, то определение звучит следующим образом:
Международная смешанная перевозка – это грузовая перевозка несколькими видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из одной страны, места поступления груза в ведение оператора, в другую страну, являющуюся местом доставки.
Экономисты предлагают и несколько иное определение:
Перевозка груза в смешанном сообщении – доставка груза от отправителя к получателю двумя или более видами транспорта, выполненная в течение всего маршрута под ответственностью одного перевозчика по единому транспортному документу, который подтверждает заключение договора перевозки, и оплачивается по единой сквозной тарифной сетке.
Юридические источники трактуют международную смешанную перевозку так:
Международная смешанная перевозка – перевозка, при которой грузы следуют по территории нескольких государств, заключивших между собой специальные соглашения.
Признаком международной перевозки является наличие транспортной конвенции и осуществление перевозок согласно ее условий. Если межгосударственные соглашения отсутствуют, перевозка грузов не получает статуса международной.
Виды смешанных перевозок
Часто происходит отождествление смешанных перевозок с комбинированными, мультимодальными, интермодальными. Нельзя сказать, что это отождествление корректно.
Смешанная перевозка – это использование двух или более видов транспорта в грузовом или пассажирском сообщении международного типа.
Смешанные перевозки бывают прямыми и непрямыми.
Непрямая перевозка осуществляется на основе нескольких договоров, этапы перевозки имеют разный правовой режим, организует транспортировку груза экспедитор. Прямая перевозка имеет сквозной документ, которому подчинены все этапы транспортировки и все задействованные виды транспорта.
Главная особенность прямой перевозки – наличие лица, которое является ответственным за сохранность груза на всем протяжении маршрута, то есть выполняет функцию единого перевозчика.
Преимущества смешанных перевозок очевидны, они позволяют распределить передвижение груза более рационально, максимально используя провозные способности каждого вида транспорта. Кроме этого обеспечивается экономия затрат на транспортировку. У смешанных перевозок есть и недостатки. Прежде всего это необходимые стивидорные работы при смене видов транспорта. Исключает данные работы введение комбинированных перевозок. Грузы транспортируются в контейнерах, лихтерах, роллтрейлерах, кузовах, то есть в специальных транспортных единицах. Либо перевозки осуществляются при помощи технических средств одного вида транспорта на другом. Например, транспортировка груженого автомобиля на пароме.
Комбинированная перевозка – это транспортировка груза в одной и той же грузовой единице с использованием нескольких видов транспорта.
Комбинированную перевозку можно отличить от остальных по нескольким признакам:
- укрупненное место груза;
- отсутствует перегрузка;
- общий правовой статус для всех видов транспорта;
- единый транспортный документ на все виды транспорта;
- общий тариф.
Комбинированные перевозки бывают прямыми и непрямыми. Прямая перевозка подразумевает транспортировку одного груженого транспортного средства на другом (контейнер на автомобиле от места отправки до места доставки). Непрямая перевозка подразумевает попеременную транспортировку груженой единицы на нескольких видах транспорта (контейнер перевозится сначала на автомобиле, затем на ж/д платформе, затем снова на автомобиле).
Комбинированные перевозки – это операции с грузовыми модулями. Любая перевозка такого вида всегда будет смешанной, но не все смешанные перевозки можно назвать комбинированными.
Рассмотрим интермодальную перевозку, это смешанная комбинированная перевозка с логистической организацией, имеющая схему взаимодействия участников транспортировки и высокую степень их интеграции.
Как только стала практиковаться перевозка груза в контейнерах, возникла необходимость создания транспортного документа в соответствии с новыми условиями перевозок интермодального типа. Документ должен быть сквозным, оборотным, дающим право на распоряжение грузом и следующим вместе с контейнером при его передаче с одного вида транспорта на другой. Ответственность за перевозку по этому документу должен брать на себя оператор.
Документ смешанной перевозки
По условиям КДПГ/ЦМР груз, не снятый с автотранспорта, продолжает подчиняться правилам КДПГ. Если груз снимается, а контейнер убирается с шасси, перевозчик несет ответственность по договору дорожной перевозки по международной автотранспортной накладной ЦМР. Данное положение отражено в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г).
На конференции в Токио были приняты «Токийские правила», где впервые получила признание конвенция оператора перевозки грузов в смешанном сообщении.
ОСП является юрлицом, заключающим договор с отправителем и несущим перед ним ответственность за утрату или повреждение груза. Подобные договорные документы заключаются с фактическими перевозчиками, которые несут ответственность уже перед оператором.
В 1973 году Международной торговой палатой были опубликованы Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа. На их основании была выпущена рамочная проформа «Комбидок». Международная федерация экспедиторских ассоциаций усовершенствовала мультимодальный коносамент, используя проформу ФИАТА 1992 г.
В 1980 г. была принята Конвенция ООН о международных смешанных перевозках и формулярах документа, где была закреплена концепция товарораспорядительного мультимодального коносамента. Конвенция дала определения следующих понятий:
Международная смешанная перевозка – перевозка грузов двумя или более видами транспорта на основании договора при помощи оператора из пункта в одной стране до обусловленного пункта в другой.
Оператор смешанной перевозки – лицо, которое заключает договор, выступает как сторона договора и является ответственным за его исполнение.
Договор смешанной перевозки – договор, на основании которого ОСП за уплату провозных платежей обязуется осуществить перевозку.
Документ смешанной перевозки – документ, который удостоверяет договор, принятие груза ОСП в свое ведение и его обязательство доставки груза в соответствии с условиями договора.
Груз – контейнер, поддон или другое приспособление для транспортировки и упаковки содержимого.
Нормы Конвенции императивны и применяются ко всем договорам при условии того, что государства должны быть участниками Конвенции, и место отправки и доставки должно находится в этих государствах. Государства могут осуществлять контроль любых операций по смешанным перевозкам на национальном уровне.
Принимая груз, ОСП выдает документ оборотной или необоротной формы, по выбору грузоотправителя. Если документ является оборотным:
- составляется на предъявителя или в виде ордера;
- ордер передается через передаточную надпись;
- документ на предъявителя передается без передаточной надписи;
- на документе должно быть проставлено число оригиналов;
- на каждой копии проставляется надпись: «необоротная копия».
Ответственность ОСП
Ответственность ОСП наступает с момента принятия груза, продолжается весь период транспортировки и заканчивается выдачей груза. Груз принимается ОСП от грузоотправителя или уполномоченного лица, либо от органа или третьего лица, которому по закону или по правилам надлежит передать груз для перевозки. Груз выдается ОСП грузополучателю в соответствии с договором, законом или обычаем данной торговой отрасли в месте выдачи груза. Груз может быть передан органу или третьему лицу, которому по закону или по правилам надлежит принять его.
Ущерб, который явился результатом утраты или порчи груза, задержки в доставке находятся в зоне ответственности оператора. ОСП освобождается от ответственности, если будет доказано, что приняты все меры, требующиеся для избежания и предотвращения вредных последствий.
Бывает, что утрата груза происходит на этапе, где конвенция или императивная норма государства предусматривает более высокую ответственность оператора. ОСП не может ограничить ответственность при доказанных обстоятельствах, связанных с халатностью, упущениями оператора.
В коносамент должна быть включена Гималайская оговорка, тогда фактические перевозчики будут иметь право на ограничение ответственности. Такая оговорка включается в договор между оператором и фактическим перевозчиком. Разногласия урегулируются в претензионном порядке. Если судебное разбирательство не начато в течение двух лет, иск на основании Конвенции погашается сроком давности. Срок давности может быть продлен.
Истец предъявляет иск, связанный с перевозкой, в суд того государства в пределах юрисдикции которого находятся следующие места:
- место нахождения предприятия или место жительства ответчика;
- место заключения договора;
- место принятия и выдачи груза;
- другое место, указанное в договоре.
Любые спорные отношения могут разрешиться в арбитражном суде. Место арбитражного разбирательства выбирает заявляющее требование лицо. Это может быть государство, где был принят или куда доставлен груз или другое место, указанное в арбитражной оговорке или соглашении.
Арбитражный суд должен применять положения Конвенции, которые являют собой часть арбитражной оговорки. Любое условие, которое несовместимо с положениями Конвенции, признается не действующим.
Форма документа смешанной перевозки не определена Конвенцией. Оператор принимает на себя обязательства по заключенному договору, базируясь на документах, которые он передает грузоотправителю. Правовые нормы в этой области унифицированы в МТП и представляют собой неофициальную кодификацию. ФИАТА разработала Стандартные условия оборотного коносамента в 1992 году. Условия применимы при выдаче мультимодального транспортного коносамента, который доказывает заключение договора. Коносамент обязывает оператора исполнить сквозную перевозку от места принятия до места выдачи груза.
Коносамент выдается в форме ордера, то есть является оборотным и товарораспорядительным документом. Он определяет право собственности на груз, и его держатель вправе получить или передать груз путем внесения передаточной надписи. Оператор отвечает за потерю в результате задержки в доставке, если отправитель груза заявил о своей заинтересованности в своевременной доставке, и это заявление было принято к исполнению оператором, о чем была сделана отметка в коносаменте.
Разногласия между оператором и владельцем груза урегулируются в претензионном порядке. Срок исковой давности по искам к оператору составляет 9 месяцев со дня выдачи груза или со дня утраты груза. Иски к оператору предъявляются по месту его нахождения и рассматриваются по законам той страны, где находится оператор.
По условиям ФИАТА устанавливаются:
- более низкий предел ответственности оператора за утрату и повреждение груза, который соответствует Гималайской поправке;
- более короткий срок давности по иску;
- применимое право и страну, где пребывает оператор как единственная возможную территория судебного разбирательства.
По Конвенции юрисдикция в отношении пророгационного соглашения конкурентна, возможность передачи спора на разрешение в арбитраж осуществляется на основании письменного арбитражного соглашения. Арбитражные суды руководствуются нормами Конвенции как применимым материальным правом.
Принятие Унифицированных правил повысило статус транспортного документа, который был отнесен к категории документов для международных расчетов в аккредитивной форме.
В 1995 году были опубликованы Правила ЮНКТАД/МТП, которые касались документов смешанных перевозок. Это синтез норм и правил, сложившихся на практике. Они являются основным регулятором интермодальных грузовых сообщений сегодня. Международное банковское сообщество признало эти Правила, так как они полностью совместимы с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов.
Правила ЮНКТАД/МТП касаются только части договора смешанной перевозки. Правила имеют факультативный характер и не применяются, если на них не ссылаются в документе. На Правила можно ссылаться даже в тех случаях, когда перевозка осуществляется одним видом транспорта. Стороны должны дать согласие на то, что Правила будут главенствующими по отношению к другим документам.
Договор смешанной перевозки определен Правилами как договор на перевозку грузов двумя и более различными транспортными средствами. Лицо, заключившее такой договор, называют оператором. Это может быть экспедитор, подтвердивший свой договор выдачей коносамента ФБЛ, или морской перевозчик, подписавший коносамент «Мультидок-95».
Согласно Правилам документ может быть выдан как оборотный и как необоротный. Правила ЮНКТАД/МТП и Правила МКК являются правовой основой транспортных накладных, согласно условиям, принятым БИМКО, и экспедиторской накладной проформы ФИАТА.
Современные условия требуют лояльных процедур транзита на таможне. При МСП грузы, как правило, не досматриваются. Таможням рекомендовано ограничиваться проверкой таможенных пломб и избегать дополнительных формальностей.
Конкуренция в перевозках между различными видами транспорта растет, это нивелирует правовые режимы перевозки. Унификация МТП является стратегической целью, комбинированные перевозки способствуют такой унификации. Сегодня имеются все возможности для доставки грузов своевременно и безопасно, складываются предпосылки экономического характера для формирования целостного унифицированного правового режима. Регулирование с точки зрения права комбинированных перевозок – первый шаг к правовой унификации.
Источник