Взаимодействие специалистов инклюзивного образования
Базовым компонентом формирования инклюзивной среды образовательного учреждения является организация командной работы специалистов на каждом этапе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа специалистов разного профиля в условиях командного (междисциплинарного) взаимодействия необходимо для разработки и реализации единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, организации помощи его семье.
Для организации подобной работы необходимо признание всеми её участниками основных принципов взаимодействия членов команды. К этим принципам относятся следующий.
· Признание инклюзии как наиболее эффективного пути реабилитации и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
· Использование личностно-ориентированных методов взаимодействия с детьми.
· Овладение специалистами знаниями, методиками смежных наук.
· Уважение ко всем членам команды, взаимопонимание, взаимопомощь.
· Равноправное участие всех членов команды в образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы.
· Определение роли каждого члена команды и соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.
Командная работа основана на принципах междисциплинарного подхода, важным аспектом которого является необходимость для всех членов команды учитывать и адекватно включать в собственную деятельность знания и представления смежных областей. В частности это относится к таким областям знания, как коррекционная педагогика, специальная психология, основы педиатрии, неврологии, медицинской генетики, психопатологии детского возраста, психотерапии и психологии семьи. Эти знания особенно важны в случае инклюзивного образования, т.е. тогда, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья оказывается в среде обычных сверстников.
Одним из важнейших содержательных аспектов работы междисциплинарной команды сопровождения можно считать задачу комплектации класса: какие дети, с какими проблемами и нозологиями, в каком количестве и соотношении могут быть интегрированы без риска для нарушения адаптации всех детей класса. Это задачи деятельности ПМПК.
Следующая содержательная задача – задача выбора оптимальной последовательности и объема помощи ребенку с ОВЗ. Понятно, что ребенку с синдромом Дауна, или ранним детским аутизмом необходима помощь и дефектолога, и психолога, и психиатра, и логопеда. Но не менее важным является определение последовательности помощи каждого конкретного специалиста и определение количества часов, подбор тех приемов и методов, с помощью которых поддержка может быть адекватна. Главное здесь — опора на приоритеты инклюзии.
Другая важная задача — методическая поддержка и повышение квалификации педагогов и других специалистов для деятельности в условиях инклюзивного обучения.
Отдельная методическая работа заключается в определении и адаптации образовательных программ и построении адекватной возможностям ребенка последовательности и объема подачи программного материала по каждому предмету, составление индивидуального плана в работе с детьми с ОВЗ.
Среди содержательных задач работы междисциплинарной команды сопровождения с участниками образовательного процесса – работа со школьниками по формированию толерантного самосознания. Эту работу может проводить психолог, социальный педагог и любой член команды специалистов, имеющий опыт командного тренинга.
Члены междисциплинарной команды сопровождениясоставляют психолого-педагогический консилиум инклюзивного образовательного учреждения.
Под консилиумом понимают постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении.
Основной задачей психолого-педагогического консилиума является определение программы сопровождения и индивидуализации (адаптации) учебных планов детей с ОВЗ, а также, определение мер и направлений для максимальной социальной адаптации ребенка.
Основные задачи консилиума можно свести к следующим:
· выделение детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи;
· анализ развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями;
· формирование рекомендаций для педагогов и для педагогического совета по необходимости организации помощи детям с особыми образовательными потребностями;
· оценка эффективности дополнительной специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.
Работа психолого-педагогического консилиума может начаться либо по запросу любого из участников образовательного процесса, в том числе и администрации образовательного учреждения, либо по запросу родителей.
Это предварительный этапработы консилиума. В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т.д., в которых указан перечень начальных сведений о ребенке и его семье, необходимых для первичного обследования.
Психолог, осуществляющий первичное консультирование ребенка с ОВЗ, собирает психологический анамнез о нем и его семье. Другие специалисты дополняют и уточняют полученные данные. В своих рекомендациях он определяет необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях приоритетность и последовательность проведения обследований специалистами разных профилей.
Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений специалистами консилиума. Затем специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов и программу сопровождения, вырабатывают единое представление о проблемах ребенка, особенностях его развития и определяют общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающе-коррекционных мероприятий. Обсуждается не только программа сопровождения, но и какие специалисты, где и в каком объеме могут оказать помощь ребенку (в образовательном учреждении или за его пределами – в реабилитационном центре, центре психолого-педагогической коррекции и т.д.).
Важным решением является определение образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом.
Междисциплинарный принцип деятельности специалистов психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения предусматривает выработку коллегиальных подходов и преломления мнения каждого их специалистов, в зависимости от трактовки полученных данных о ребенке другими специалистами. В заключении консилиума не должен превалировать медицинский диагноз, главным является определение дальнейшего образовательного маршрута, под которым могут пониматься самые различные мероприятия.
Итак, этапы обследования ребенка консилиумом можно представить в виде такой схемы:
· оценка запроса (жалоб) и их анализ;
· обследование и заключение психолога;
· оценка развития другими специалистами (учителем, логопедом, дефектологом, врачом, социальным педагогом);
· решение консилиума об изменении образовательного маршрута; адаптации учебного плана;
· определение коррекционно-развивающей программы, мер по социальной адаптации ребенка;
· прогноз дальнейшего развития и обучения;
· при необходимости — подключение специалистов других учреждений.
Психолого-педагогическим консилиумом составляется график динамического обследования ребенка после окончания определенного цикла развивающе-коррекционной работы и итоговоеобследование. Каждое из обследований отражается в соответствующем заключении соответствующего специалиста и предназначено для корректировки программы обучения и коррекционно-развивающей программы.
В ситуации запроса со стороны педагогов, родителей или воспитателей ГПД, продолжительной болезни, в результате которой ребенок отстал от всех детей в программе обучения, каких-либо «форс-мажорных» обстоятельств – консилиумная деятельность может быть инициирована и возобновлена, и ребенку будет оказана необходимая помощь. Таким образом можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах.
Деятельность каждого специалиста в условиях инклюзивного образования не может протекать изолированно от других специалистов. Эффективность работы каждого специалиста в огромной мере связана с характером взаимодействия специалистов между собой, в реализации междисциплинарного подхода. Это касается и учителя, как «главного» специалиста, взаимодействующего с ребенком в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое сопровождение — это значимый компонент психолого-педагогической помощи в целом. М.Р. Битянова отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического вития каждого ребенка в школьной среде. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Под сопровождением понимают метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора — множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Следует различать понятия: процесс сопровождения; метод сопровождения; служба сопровождения. Если исходить из того, что сопровождение — это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Если предположить, что сопровождение — это помощь, то под сопровождением понимается процесс — совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения — это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
В условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения:
— обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,
— обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей,
— педагогов, участвующих в инклюзивной практике.
К задачам психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования относятся следующие.
В отношении обучающихся с ОВЗ:
• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
• создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
• оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
• обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;
• организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учет
психических и физических возможностей обучающегося.
В отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развит обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
в отношении семей обучающихся
• систематическая психологическая помощь родителям и родственник, обучающихся;
• повышение уровня психолого-педагогической компетентное родителей;
• повышение уровня реабилитационной компетентности 2 родител обучающихся с ОВЗ;
• оказание помощи в осуществлении правильного выбо образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
• формирование психологической культуры.
В отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:
• повышение профессиональной компетентности;
• формирование навыков командной работы;
• формирование психологической культуры.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуете через следующие направления деятельности:
— определенный уровень знаний и умений родителей, необходимых для осуществлен поддерживающего взаимодействия с ребенком с ОВЗ профилактическое;
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения частников образовательного пространства являются:
• приоритет интересов сопровождаемого;
• комплексный подход к сопровождению;
• преемственность сопровождения на разных уровнях образования;
• принцип сетевого взаимодействия;
• рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПК.
Важной составляющей организации сопровождения ребенка с
проблемами в развитии и его родителей является психологическая
поддержка образовательного процесса. Психологическая поддержка
образовательного процесса — это целостная система деятельности
специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности участников образовательного процесса.
Отсутствие четких представлений о содержании деятельности в круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной, востребованной в образовательном пространстве школ системы психолого-педагогической работы.
Деятельность специалистов сопровождения может быть реализован, в двух направлениях. Первое направление – профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе. Второе направление — актуальное: конкретная помощь специалистов, в том числе коррекционная.
Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитие обучающихся с ОВЗ, проходит в тесной взаимосвязи с семьей ребенка и коллективом сверстников.
Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка в общеобразовательной школе Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации. Этапы психолого-педагогического сопровождения:
Цель — организация процесса психолого-педагогического сопровождения.
• определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка / детей;
• определение направлений психолого-педагогического сопровождения и определение последовательности процесса сопровождения подготовка документации составление графика /плана работы.
Цель — определение содержания (перспективного содержания) психолого-педагогического сопровождения.
• определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;
• обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;
• включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);
• информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.
3 этап: сопроводительный.
Цель — психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
• выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;
• выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;
• выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время урок других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведи учебного материала;
• освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности и выполние работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.);
• определение объема необходимой помощи ребенку;
• реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);
• коррекционно-педагогическая, психо-коррекционная деятельность по отношению к ребенку.
Однако существует и более детализированный вариант разработки стратегии сопровождения, в котором большое внимание уделяете всесторонней диагностике, позволяющей получать данные о специфик характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Данный вариант, на наш взгляд, оптимален для использования, когда в ходе обучения у ребенка были выявлены определенные проблемы, а не в случае целенаправленного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов учебной деятельности, школьной (психолого-педагогической) документации.
Второй этап — анализ полученной информации. На основе анализа определяется специфика психолого-педагогической помощи.
Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют на следующие группы учащихся:
• дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент;
• дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;
• дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;
• дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.
Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам.
Третий этап — совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого обучающегося с ОВЗ.
Четвертый этап — консультирование всех участников процесса
провождения о путях и способах решения проблем ребенка. 1
Пятый этап — деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой этап — анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.
Седьмой этап — дальнейший анализ развития ребенка; изменение образовательного маршрута ребенка.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
М.Р. Битянова описала алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации, которую на современном этапе можно представить следующим образом:
1. Первичная диагностика.
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
4. Разработка адаптированной образовательной программы.
5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
6. Динамическая диагностика.
7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды — это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ. Проистекает он в условиях командной работы всех специалистов образовательной организации.
Источник