- Командная и смешанная экономические системы
- ЕГЭ. Экономика. Тема 4. Экономические системы
- Факторы, влияющие на развитие экономических систем
- Типы экономических систем по господствующей форме хозяйствования
- Типы экономических систем по форме собственности
- Типы экономических систем по уровню государственного вмешательства в экономику
- Особенности традиционной экономической системы
- Особенности государственной (командно-административной) экономической системы
- Особенности рыночной экономической системы
- Особенности смешанной экономической системы
- Достоинства и недостатки типов экономических систем
- Основные черты переходной (постсоциалистической) экономики
- Инфраструктура
Командная и смешанная экономические системы
Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, еще в государстве древних инков, майя и в Древнем Египте. И все же расцвет командной экономической системы явился следствием исторической обстановки, возникшей в странах мира после Первой мировой войны. Итоги этой войны, широкое развитие свободных рыночных отношений без контроля со стороны государства привели к Великой депрессии 1929 г, которая затронула практически все страны мира. Единственный выход из «провалов» рынка виделся в изменении роли государства и создании централизованных органов управления экономикой.
Примером послужили успехи Советской России — страны с командной экономической системой — в управлении экономикой в годы гражданской войны и по выводу страны из кризиса после войны в 1921 — 1929 гг.
В итоге централизованные органы управления возникают во всех странах мира, в Германии, Италии и Испании переходят к частично плановому хозяйству («Четырехлетний план» в Германии, 1936 г.).
Понять деятельность командной системы в XX в. помогает взгляд на недавнюю историю нашей страны, где хозяйственная деятельность предприятий-производителей регулировалась следующим образом:
- Что производить — устанавливал Государственный плановый комитет;
- Как производить — определяло отраслевое министерство, диктовавшее технологию производства и дававшее деньги на покупку оборудования;
- Кому продавать — решал Государственный комитет по снабжению. Он же определял и у кого покупать все ресурсы, необходимые для нового цикла производства;
- По какой цене продавать — диктовал Государственный комитет по ценообразованию, утверждавший справочники цен, которые не менялись десятилетиями;
- Сколько платить рабочим — назначал Государственный комитет по труду и заработной плате;
- Как использовать полученные предприятиемдоходы — решало Министерство финансов;
- Что строить для развития производства — определял Государственный комитет по строительству;
- Сколько денег и на какие цели взять в банке — устанавливал один из отраслевых государственных банков;
- Что продать за рубеж или купить там — решало Министерство внешней торговли.
Надо сказать, что сама идея планирования в экономике вполне разумна. Она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы, т. е. там, где план:
- составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за правильность выбранных плановых показателей и за успех выполнения плана;
- реализуется на основе свободного выбора партнеров по сделке и установления с ними цены купли-продажи по обоюдному согласию;
- проверяется на разумность спросом покупателей;
- опирается на существенную экономическую информацию, которую собирают и осмысливают именно те, кто принимает решения и отвечает за них.
Планирование полезно и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора.
Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон ограничивает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.
Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:
а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага. Равным образом никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать, скажем, уродливый мебельный гарнитур или безумно громоздкий станок. У людей не имелось альтернативы — другой мебели не было, а приобретение такого станка прямо предписывалось предприятиям планом, и на это выделялись деньги;
б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывавшей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно было купить свободно.
Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.
Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.
Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:
- некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;
- оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).
Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.
В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые:
а) не получают от государства планов;
б) работают по рыночным законам;
в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.
В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 2-2). Основная идея такого вмешательства состоит в том, чтобы личный успех был всегда вознагражден без ограничений, а несправедливость, порождаемая рыночными механизмами, по возможности была минимизирована.
Рис. 2-2. Основные элементы смешанной экономической системы
(I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)
Воплотить эту идею на практике крайне сложно, и потому многие страны, стремясь построить у себя социально-регулируемый рынок (социальное рыночное хозяйство), тщательно обсуждают возможность реализовать его принципы, сформулированные двумя немецкими политиками — Конрадом Аденауэром (1876-1967), канцлером ФРГ с 1949 по 1963 г., и его министром экономики Людвигом Эрхардом. Эти принципы просты:
- «Я — гражданин — готов сам пробиваться в этой жизни, готов принять на себя ответственность за свою судьбу. Ты — государство — позаботься только о том, чтобы я был в состоянии это делать, имел свободу действий».
- «Свобода действий не может быть безграничной. Ее должны дополнять обязательствачеловека перед обществом, в котором он живет».
- «Цель общества — благосостояние для всех, способ достижения этой цели — достижение благосостояния через рыночную конкуренцию».
Это значит, что в основе такой системы лежит осознанная жизненная позиция каждого трудоспособного гражданина — «За свое благополучие я отвечаю сам!».
А какова же экономическая система современной России? Обдумывая ответ на этот вопрос, надо отметить, что:
- основы командной системы в нашей стране уже разрушены;
- механизмы рыночной системы еще только формируются;
- факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью.
В ближайшем будущем России неизбежно придется воссоздавать рыночные механизмы и строить на их основе смешанную экономическую систему. Другое дело, что нашей стране надо выбрать для себя конкретную национальную модель такой системы. Именно вокруг этого и идут сейчас споры ученых и политиков (подробнее об этом в заключительной главе).
Завершая разговор о типах экономических систем, их достоинствах и недостатках, мы можем сформулировать второй рецепт экономического благоразумия.
Необходимо избегать возникновения командной системы и допускать вмешательство государства в экономическую жизнь страны лишь для решения тех экономических задач, которые рынки решить не могут или решают неудачно.
Источник
ЕГЭ. Экономика. Тема 4. Экономические системы
Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни в стране, упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.
Факторы, влияющие на развитие экономических систем
- Хозяйственные — взаимодействие элементов хозяйственной деятельности по поводу использования ограниченных ресурсов, форма собственности.
- Административно-организационные– система мер по принятию хозяйственных решений, юридическая основа хозяйственной деятельности, механизмы побуждений людей к труду, постановки пред ними целей.
- Информационные– механизмы обеспечения информацией по поводу деятельности и координации ею.
Критерии экономических систем
Критерии — это те главные признаки, основные характеристики, которые позволяют относить ту или иную экономическую систему к определённому типу.
- Преобладающая форма хозяйствования (натуральная или товарная)
- Форма собственности на средства производства (кто ими владеет)
- Способ управления хозяйственной деятельностью (кто принимает решения)
- Ответы на основные вопросы экономики: что, как и для кого производить
- Роль государства в экономике
- Включённость экономики в международные связи, то есть степень открытости для международных отношений (открытая или закрытая)
Типы экономических систем по господствующей форме хозяйствования
- Натуральнаяформа хозяйствования (производство имеет целью удовлетворение собственных потребностей, не для продажи)
- Товарная форма хозяйствования (товары производят для обмена, для торговли).
Типы экономических систем по форме собственности
- Общинная
- Частнособственническая
- Кооперативно — общественная
- Смешанная
Типы экономических систем по уровню государственного вмешательства в экономику
- Свободная, либеральная
- Командно-административная
- Экономически регулируемая
- Смешанная
Наиболее распространённое деление экономических систем на следующие 4 типа.
Существует 4типа экономических систем
- Традиционная
- Командно-административная (государственная, плановая)
- Рыночная
- Смешанная
Особенности традиционной экономической системы
Свойственна экономически малоразвитым странам, самая примитивная.
- Вопрос «что, как и для кого производить» решается на основе традиций и обычаев, опыте предшествующих поколений.
- Ценится преемственность, поэтому система устойчивая.
- Натуральное хозяйство, то есть обслуживание себя за счёт собственных ресурсов.
- В основе — ручной труд, примитивные орудия труда.
- Отсталая технология производства, инновации вводятся очень медленно.
- Слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура.
- Замкнутый характер
- Многоукладность экономики, то есть разные формы хозяйствования: натурально — общинная, то есть общинно-коллективная, мелкотоварная — ремесленные и крестьянские хозяйства.
- Активная роль государства, его помощь беднейшим слоям населения.
Достоинства.
- Сохранение культуры.
- Стабильность.
- Высокое качество производимой продукции
Недостатки.
- Неспособность к прогрессу.
- Незащищенность перед любыми внешними изменениями.
- Ограниченность числа производимых благ.
- Слабый технический потенциал для увеличения объёма продукции.
- Неразвитая промышленная и социальная инфраструктура.
- Высока зависимость от климатических условий.
Примеры стран: Афганистан, Бангладеш, Пакистан и др.
Особенности государственной (командно-административной) экономической системы
- Господство общественной собственности
- Товарно-денежные отношения имеют формальный характер, так как всё управление экономикой находится в руках государства
- Государственная монополизация и бюрократизация экономики
- Централизованное планирование и установление цен.
- Отсутствие у производителей свободы выбора
- Отсутствие у производителей заинтересованности в эффективности труда.
Особенности рыночной экономической системы
- Основа — частная собственность
- Регулирование экономической деятельности происходит на основе действия рыночного механизма, основных его законов — спроса и предложения.
- Личная свобода и выгода всех участников деятельности.
- Свободная конкуренция
- Не решает социальные проблемы, ей чужды идеалы гуманизма, ради прибыли, денег предприниматели идут на всё.
- Минимальное вмешательство государства в экономику
Особенности смешанной экономической системы
- Наличие частного и государственного сектора экономики
- Сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования
- Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задами в экономике, то есть непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.
- Развитая инфраструктура.
- Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономки, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки,культуры и другие.
Виды смешанной экономики:
- Экономика развитых стран
- Экономика развивающихся стран
Достоинства и недостатки типов экономических систем
Достоинства | Недостатки |
Рыночная экономическая система | |
· Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде· Отторжение ненужного и неэффективного производства· Наличие больших прав у производителей и потребителей.· Не требуется большой аппарат управленцев |
· Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения — «невидимой руки рынка».
· Наличие конкуренции приводит к повышению качества продукции и услуг.
· Появление новых продуктов на рынке
· Широкое использование новых технологий производства
Примеры стран: в чистом виде нет примеров.
· Ориентированность производителя на платёжеспособного клиента
· Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения.
· Монополизация экономики, приводящая к снижению конкуренции
· Отсутствие проблем с трудоустройством, а значит, что нет безработицы
· Сосредоточение средств и иных ресурсов в наиболее приоритетных на данный момент направлениях
Примеры стран: Северная Корея, Куба. Вьетнам ( до 90-х годов- СССР и все страны Восточной Европы)
· Огромный бюрократический аппарат
· Инвестирование социальной сферы.
Примеры стран: Россия, Китай, Швеция, Япония, Великобритания, Франция США и другие.
Период перехода от одного типа экономической системы к другому называю переходной экономикой.
Основные черты переходной (постсоциалистической) экономики
- Сочетание форм командной экономики с формами, свойственными рыночному хозяйству.
- Создание частного сектора, создание условий для частного предпринимательства.
- Реформирование государственного сектора, аренда или приватизация государственной собственности.
- Формирование рыночной инфраструктуры.
- Реформирование систем ценообразования на основе рыночных механизмов.
Инфраструктура
Инфраструктура – это комплекс отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, которые обеспечивают условия для производства и жизнедеятельности людей.
Производственная инфраструктура – это отрасли, обеспечивающие эффективное развитие производства: транспорт, связь, электроэнергия, водоснабжение, предприятия общественного питания, мосты, дороги, складские помещения и др.
Социальная инфраструктура – это отрасли, обслуживающие социальную сферу: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, бытовое обслуживание, культурные и торговые центры и т.д.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник