«Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников»
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
«Коллекционирование как способ
развития познавательной активности
дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_murashova_-_kopiya.docx | 26.89 КБ |
111.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
На протяжении всей работы в детском саду я заинтересована в поиске новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком. Важным для личности образованием выступает, конечно же, познавательный интерес.
Для формирования познавательной активности дошкольников нас заинтересовало такое направление, как коллекционирование . Что же такое коллекционирование ?
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер- сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Всё это и ещё очень много интересного мы узнали, начав собирать коллекцию камней. А началось всё с того, что я заметила, как дети интересуются различными камешками, выискивая их на участке во время прогулки, сортируя и давая свои названия. В следующий раз, выйдя на прогулку, мы решили собрать большую коллекцию камней и рассмотреть их поближе, какие же они — камни? Собрав эту коллекцию, дети не ограничились данной информацией, у них возникло много вопросов: а какие камни существуют еще? Как они называются? А что такое минералы? А что такое кристаллы и как они выглядят? Здесь у нас и возникла идея организовать проект под названием «Волшебный мир камей и минералов». У нескольких детей имелись дома не большие коллекции «Самоцветов и минералов», которые они собирали с родителями на протяжении некоторого времени, рассмотрев эту коллекцию в группе, у нас появилась идея посетить «Бийский краеведческий музей имени Банки», где экскурсовод поближе познакомила нас с различными горными минералами и настоящими самоцветами. Экскурсия была очень интересная и завораживающая, такой красоты дети еще не видели. Вернувшись с экскурсии, дети решили создать альбом: «Подземные богатства» и принести на листе альбома понравившийся им камень или минерал, кто-то рисовал увлеченно его всей семьей, кто-то нашел в интернете и распечатал свой камушек и познакомил нас с ним, рассказав о названии, назначении и использовании такого камушка. У нас в коллекции было не так много камней и минералов и тогда мы решили оформить подписку в фирме «ДеАгостини», и начать коллекционировать камни самим, дети с таким нетерпением ждали приходу каждую новую посылку с журналами и экспонатами камней, безумно радовались новинкам и с большой внимательностью рассматривали новинки коллекции. Так у нас и собралась не большая коллекция «Минералы и подземные богатства», которую мы и по сей день продолжаем собирать. Каждый месяц нам приходит по 4 новых экспоната, которые радуют глаз не только детей, но и взрослых. Родители так же не остаются равнодушными к коллекционированию детей, участвуют в различных мероприятиях и занятиях.
Помимо коллекционирования камней у нас есть еще очень интересная коллекция под названием: «Кукла в народных костюмах». Идея коллекционирования по данной теме пришла к нам после проведения занятия по окружающему миру на тему «Русские традиции», дети очень быстро заинтересовались данной темой, мы вылепливали из соленого теста русских красавиц и расписывали наряды различными видами росписей, рисовали и моделировали наряды русского народа и изучали русские росписи, такие как Хохломская, Шенкурская, Пермогорская, Волховская, Борецкая, Мезенская и др., рассматривали альбомы и презентации о национальностях Российской федерации и у детей возникло столько интересующих их вопросов. Например, а сколько же стран еще кроме нашей России? А у них тоже есть свои национальные костюмы? А какие они? А как они украшены? И здесь на помощь пришла мама нашей воспитанницы, Анна Владимировна, она коллекционировала кукол в национальных костюмах, шила сама различные куклы и наряды для них, у нее было 10 кукол разных национальностей, придя к нам в группу она рассказала о своем хобби, каких национальностей костюмы она собрала. Детям очень сильно понравилась данная коллекция. С помощью аппликации мы создали свою мини коллекцию нарядов мира, изучали книги и энциклопедии по данной теме, раскрашивали раскраски, но детям так хотелось создать свою коллекцию, что бы поближе с ними познакомиться, рассмотреть и почувствовать на ощупь различие тканей, узоров и украшений. Мы решили начать выписывать коллекционные куклы в нарядах мира от фирмы «ДеАгостини», на протяжении полугода мы собрали уже 34 куклы разных национальностей, часть из них нам подарили родители деток, кто раньше активно занимался коллекционированием по данной теме. Создали дня них полку и разместили в музее «Театра и русско-народного творчества».
Так же в нашей группе есть еще третья коллекция под названием «Монеты и купюры мира». Данной темой заинтересовались дети нашей группы на занятиях по математике, где мы могли рассматривать монеты и изучать их номинал. У детей возникло много вопросов: а какие еще бывают монеты? А купюры? А в других странах они другие? А что на них изображено?
Услышав эти вопросы, на следующий день, несколько ребят нашей группы, побывавшие на отдыхе в других странах, принесли монеты стран Турции и Тайланда, детям очень понравилось их рассматривать. Бабушка нашей воспитанницы работала в одном из банков нашего города и принесла рассмотреть детям иностранную купюру в номинал 1 доллар. У детей появился большой интерес к данной теме, они начали создавать свой альбом монет и купюр, находить разные изображения в интернете, стали рисовать свои придуманные купюры, и так далее перешло все в большую интересную игру. Дети стали играть в игру «Магазин», разместив кассы и необходимые товары, приготовили коллекцию нарисованных денег, создали банк, где им разменивали деньги работники банка, и пригласили к себе покупателей. Но постепенно наша коллекция стала пополняться монетами Таиланда, Турции, США, Испании. Так у нас и возникла идея начать дальше пополнять нашу коллекцию и изучать монеты и купюры стран мира с помощью журналов «ДеАгостини», на протяжении года наша коллекция полностью собрана, у нас есть около 100 различных купюр и монет стран мира, дети очень часто ее рассматривают, обсуждают и делятся знаниями и эмоциями со своими родными, друзьями и знакомыми.
Коллекционирование создало неоценимое значение для развития познавательных способностей наших детей группы. Наша задача была — не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.
Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность — это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придали детям своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей сложилась полная картина, что такое монеты и купюры, каких номиналов они бывают, и какое отличие одних купюр разных стран от других, дети стали активнее считать, складывать и отнимать, в ознакомлении с окружающим миром дети расширили кругозор о странах мира, национальных костюмах, обычаях и традициях, узнали о добыче и коллекционировании камней и минералов, посетили Краеведческий музей им. Бианки и Эколого-туристический центр, приобщившись к культурным ценностям и традициям.
Во-вторых: В процессе коллекционирования у детей развилось внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширило кругозор детей, развило их познавательную активность, развило способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.
В-третьих: Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми были преодолены, так как мы нашли общее дело, позволяющее совместить интересы детей и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.
В четвертых: Коллекционирование украсило нашу жизнь, сделало ее полнее и разнообразнее.
Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствовала развитию таких важных качеств, как творческий потенциал, любознательность и познавательная активность. Поэтому можно сделать вывод, что именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим увлечением с детьми.
Источник
Детское коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста
Катя Зинина
Детское коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста
«Коллекционирование – это школа воли, рефлекс цели, имеющий огромное жизненное значение»–Академик И. П. Павлов.
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес». Коллекционирование является одним из первых увлечений человека – люди всегда собирали предметы различной формы, назначения, культуры.
Актуальность коллекционирования заключается в том, что это одно из доступных, понятных направлений особенно для детей дошкольного возраста. Дети имеют возможность собирать (а в последующем и коллекционировать, находить отличия по разным признакам (классифицировать) и дополнять постоянно свои коллекции.
Объект исследованияколлекционирование.
Предмет исследованияколлекционирование, как способ развития познавательных интересов детей дошкольного возраста
Целью исследованияявляется развитие познавательных интересов и способностей у детей дошкольного возраста посредством коллекционирования.
— Изучить научно-методическую литературу и основные виды коллекций;
— Изучить требования по работе с коллекциями;
— Изучить методы и технологии организации коллекционирования.
Методы исследования: метод сравнительно-исторического анализа, методы обработки и анализа исследовательских данных — методы качественного и количественного анализа собранных данных.
Курсовая работа состоит из введения, четырёх разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении определяется актуальность рассматриваемой проблемы, определятся научный аппарат курсовой работы. Первый раздел посвящен рассмотрению значения коллекционирования в развитии познавательных способностей ребенка. Во втором разделе мы изучаем виды коллекций. В третьем разделе рассматриваются требования к работе с коллекциями. Четвёртый раздел содержит описание методов и технологии работы с коллекциями. Заключение содержит выводы по рассматриваемой проблеме. Список использованных источников содержит 20 наименований книг, статей и интернет страниц по изученному вопросу. В приложении представлены 4 рисунка.
1 ЗНАЧЕНИЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых — не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима [2].
Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность — это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В человеке есть природное чувство и потребность к собирательству и коллекционированию. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций помогают придатьмногообразиеречевому, художественному и игровомутворчеству и одновременно активизируют фантазию и память[3].
Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются различные качества,такие как: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное, комбинировать. Метод коллекционирования позволяет расширить кругозор детей, развить их познавательную и творческую активность.
В-третьих: Коллекционирование позволяет объединить интересы людей разных возрастов (ребенок и взрослый). Одновременно это позволяет побороть застенчивость и неуверенность в себе.
В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее разнообразнее и полнее.
2 ВИДЫ КОЛЛЕКЦИЙ
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными.
Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Рисунок 1 –коллективная коллекция
Домашние — это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних — демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Рисунок 2- домашняя коллекция
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Воспитатели должны очень бережно относиться к той коллекции, которую принес ребенок (бережно к ней относится, не использовать часть коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.
Рисунок 3 – индивидуальная коллекция
Чаще всего в жизни дошкольника встречаются так называемые «Эмоциональные коллекции», их отличает активное начало и такое же активное угасание интереса к коллекции. Эмоциональные коллекции встречаются повсеместно и могут носить любой характер и любую природу.
Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Поощрение ребенка в это время играет огромное значение, задача родителя помочь ребенку перевести «эмоциональную» коллекцию из разряда временной, в разряд постоянной.
Рисунок 4 – эмоциональная коллекция
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Коллекции такого плана привлекают детей разного возраста, их легко собирать и хранить. Эти коллекции расширяют круг знаний ребенка в конкретном разделе естествознания («Многообразие ракушек», «Волшебные камни», «Подарки леса» и т. д.).
Рисунок 5 – познавательная коллекция
Далее следуют коллекции связанные с социальными потребностями, которые носят одноименное название «Социальные коллекции».
Эта коллекция позволит ребёнку любого возраста увеличить количество друзей, найти единомышленников по интересам. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами, тем самым укрепляя дружбу ребенка со сверстниками. При этом происходит взаимообогащение как познавательной сферы детей, так и социальной, что является не менее важным.
Рисунок 6 – социальная коллекция
Временные — это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Осень золотая», «Подарки Зимы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно — прикладного искусства[4].
Рисунок 7 – временная коллекция
Длительные. К длительным коллекциям относятся коллекции природного материала, тканей, открыток различных тематик, бумаги, фантиков, фотографий и многое другое. Составные части длительных коллекций обладают прочностными особенностями, позволяющие их трогать, рассматривать, играть или делать с ними поделки (картины, фигурки, ленточки, гирлянды и так далее).
Рисунок 8 – длительная коллекция
Особый интерес представляют коллекциилингвистической направленности: «Вежливые слова», «Зимние слова» (осенние, весенние, летние, «Горькие слова», «Фразеологические обороты» [6].
Педагог слова «Зимы» закрепляет на снежинках, снежках из ваты; слова осенние – на листьях; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова.
«Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками. Ребенок посредством коллекционирования может лучше узнать своих учителей и родителей (изучая их собственные коллекции). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним.
Рисунок 9 –коллекция «вежливые слова»
3 ТРЕБОВАНИЯ ПО РАБОТЕ С КОЛЛЕКЦИЯМИ
Рекомендации к сбору коллекций:
собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов;
образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т. д., каждый образец пронумеровать, приложить список;
Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:
выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Часто бывает, что началом коллекции могут послужить предметы имеющиеся в группе или дома;
доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
учет возрастных особенностей детей в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д. наибольшуюпедагогическую ценность имеют эпизодические коллекции – то есть коллекции предметов обихода (посуда, обувь, украшения и т. д.).
безопасность – все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
учет природоохранного аспекта — данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения, либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.) [6].
Рекомендации к размещению коллекций:
В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции;
целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а предметами, с которыми дети имеют возможность играть, подбирать группы по размеру, форме, цвету, экспериментировать, конструировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям;
коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид;
все объекты должны быть систематизированы по категориям.
Процесс и порядок педагогической работы и организации можно условно разделить на три этапа,а именно:
1. Этап подготовительный
На первом этапе необходимо накопить основные знания и представления у ребенка и родителя о будущей. Провести беседу с ребенком с елью выявления основных интересов и предпочтений по объекту коллекционирования.
2. Основной этап
Основной этап направлен на то, чтобы вызвать интерес у ребенка к получению информации о предмете коллекционирования, изучению книг или брошюр по предмету исследования, появлению энциклопедий и другой познавательной литературы в библиотеке ребенка, работа с ребенком по формированию навыков бережного отношения к коллекции и ее хранению.
3. Заключительный этап
Заключительный этап является этапом подведения итогов проведенной работы ребенка с коллекцией. На этом этапе как правило проходят выставки коллекций и творческих работ ребенка, презентуются отдельные экспонаты коллекции или ее лучшие образцы.
Коллекция это универсальное средство, целиком или частично она может использоваться в различных видах деятельности ребенка,а именно:
• Познавательной,направленной на:
развитие математических представлений ребенка– счетные операции, временные представления;
развитие познавательных процессов (сравнение, классификация и систематизация);
знакомство с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
• Продуктивной, которая является процессом реализации различных детских проектов (групповых,индивидуальных, опытно-экспериментальной деятельности ребенка, а также сюда относится индивидуальная творческая работа ребенка (оформление выставок коллекций);
• Игровой,которая включает различные виды игр: дидактические, сюжетные, игры-викторины, сюжетно-ролевые, театрализованные игры и другие;
• Коммуникативной, которая является одной из самых главных, так как включает тематические беседы, словарная активизация,составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, ,сочинительская и творческая функции, публичное представление коллекции, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
• Трудовой – при оформлении коллекции и размещении объектов, (ручной труд);
• Художественная — изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.). Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
Возможные формы работы с детьми:
Подгрупповая (небольшими группами по интересам);
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционированияможет осуществляться:
в режимные моменты (во время минут ожидания, в утренние и в вечернее время);
в ходе непосредственно образовательной деятельности (проекты, образовательные ситуации);
в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).
4 МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
В работе по организации коллекционированиянеобходимо руководствоваться следующими видами технологий:
— технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
— технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению;
— технологию личностно-ориентированного свободного воспитания;
-технологию развивающего обучения.
К основной задаче педагога относится составление перспективного плана работы, в соответствии с которым один раз в месяц будет создаваться коллекция на определенную тематику, учитывая план образовательной деятельности и время года.
Примером может служитьколлекция:«Собака друг человека», посредством этой коллекции дети узнают о породах собак, их особенностях, о их роли в жизни человека, привычках, характере, об условиях содержания и назначения собак. Дети вместе с родителями готовят книги о своих питомцах, приносят фотографии, игрушки собак.
Рисунок 10 –коллекция «Собака друг человека»
Во время непосредственной образовательной деятельности дети рисуют и лепят животных, сочиняюто них рассказы, обсуждают условия содержания и т. д. В организации этих видов деятельности помогают созданные коллекции. Формировать первичные представления о России как многонациональной, но единой стране одна из важнейших задач патриотического воспитания дошкольников. Воспитывать уважение к людям разных национальностей поможет коллекция «Куклы в национальных костюмах народов России» [12].
Рисунок 11- «Куклы в национальных костюмах народов России»
Используя эту коллекциюмы можем проводить огромное число дидактических игр: описательного, экспериментального (исследование качества ткани, фасона и т. д.) и другого характера. Изучив при этом песни, музыку и стихи разных народов мира.
Дети дошкольного возраста XXIвека с большим интересом относятся к телевизору- просмотр мультиков, программ о животных и т. д. Используя инновационные технологии, такие как проектор, мы можем вместе с детьми собрать коллекция любимых мультфильмов. Тематические дни посвященные любимым мульт-героям не оставят равнодушным ни детей ни их родителей. Данной коллекцией можно поделиться и с родителями- тем самым укрепляя семью ребенка. Обсуждение героев или конкретных моментов из того или иного мультфильма поможет развитию фантазии, ораторским способностям, речевым навыкам, навыкам выступления на публике перед другими детьми.
В первые дни осени так приятно вспомнить о летнем отдыхе и дети с большим интересом рассказывают и показывают те интересные вещи (ракушки, камушки, цветы, листья, шишки и т. д., которые они привезли из отпуска. Выставка «Коллекция лета» позволяет детям поделиться своей коллекцией с другими детьми, объяснить уникальность ракушки или другой интересной находкой. Составить композицию, разбить на классы по признакам и свойствам- вот то немногое, что позволяет коллекционирование.
При помощи коллекции поздравительных открыток, дети познакомятся с праздниками, отмечающимися в нашей стране и за рубежом; их назначении,историей создания открыток и различных способах изготовления. Во время непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству дошкольники создадут свои открытки, подарки родителям к Новому году [16].
При создании коллекции магнитов «Города России», дети познакомятся с географией, отмечая на карте города нашей страны; это повысит навыки ориентирования по сторонам света (север, юг, запад, восток, поможет лучше усвоить и определять климатические, природные и другие особенности разных городов нашей Родины и одновременно привить привычку коллекционирования каких-либо вещей или предметов.
Коллекция «Золотая осень» формирует представления детей о сезонных изменениях в природе. Дети коллекционируют фотографии осенних пейзажей, даров осени, при этом сопровождая все это составление книжек-малышек, семейных фотоальбомов. Огромный интерес вызовет коллекция «Камни»[8]. Играя с камушками, дошкольники имеют возможность пополнить знания о разнообразии и особенностях камней, закрепить количественный и порядковый счет. Коллекции дополнят художественная и научная литература, детские энциклопедии, альбомы и журналы, в которых находится познавательная информация об экспонатах коллекций.
Рисунок 12 – коллекция камни и минералы
Коллекционирование включает большой комплекс педагогических областей. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка и есть процесс коллекционирования. При сборе новых для ребенка дошкольного возраста вещей или предметов, он узнает столь много новой информации и знаний, которую можно дать ребенку дошкольного возраста только через процесс коллекционирования. Это эффективный, действенный, простой и увлекательный способ как для детей, так и для взрослых.
Во время создания коллекцийиспользуются различные виды деятельности: совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми, самостоятельная деятельность детей, обязательна интегрированная деятельность.Формы взаимодействия с воспитанниками: игровые упражнения, познавательная игра, проектная деятельность, беседы, наблюдения, экскурсии, игры с природным материалом,экспериментирование (простейшие опыты, дидактические, развивающие игры и т. д.
Содержание коллекционирования:
— Интерес ко всему предметному миру;
— Формирование восприятия и представлений о внешних свойствах предметов;
— Развитие специфических сенсорных способностей.
Взаимодействие с родителями при проведении работы по коллекционированию имеет огромное значение.
Для этого используют разнообразные методы сотрудничества:
Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности.
— Консультации родителей – проводятся с цельюсформировать положительное отношение родителей к коллекционированию.
— Встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада).
Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию.
— Посещение тематических выставок в краеведческом музеи города.
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире.
— Организация мини лаборатории в группе.
Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения.
— Чтение художественно — познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, презентаций.
Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации.
— Индивидуальные беседы с детьми по интересам.
Цель: поддержка и развитие детских интересов.
-Организация выставок коллекций детей в детском саду.
Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций.
Цель: создание экспонатов коллекций.
— Альбомы, летописи, информационные листы. Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность.
Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности [Коваленко].
Проводимая работа с детьми по коллекционированию должна способствовать развитию таких важных качеств как творческий потенциал, любознательность и познавательная активность. Следовательно именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, увлечением общим у детей и взрослых.
Таким образом, в заключении исследования,мы получили следующие выводы:
Анализируя литературные источники в таких областях знаний как психология, теория воспитания, дошкольная психология и психология в целом, мы видим, что коллекционирование не только расширяет кругозор, но и развивает познавательную деятельность ребенка. Ребенок заводит новых друзей, увеличивая свой круг общения.
Познавательный интерес это сложный процесс формирования у ребенка устойчивой черты к процессу познания. Развивая познавательный интерес у ребенка дошкольного возраста, мы обеспечиваем тем самым становление мотивации к интеллектуальной деятельности и стремлению к учебе.
Проведенные занятия с детьми дошкольного возраста по материалам данной работы подтверждают ее актуальность и правильность пути решения проблемы. Родители отметили значительный рост у детей к процессу коллекционирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги и учебные пособия
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. –
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2000 — 416 с.
3. Комарова Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. –
4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. –М: Линка– Пресс, 2007, 121 с.
5. Леонтьев А. Н. «О формировании способностей» / А. Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1996г – 304 с.
6. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/— М. : «Аркти», 2004г-64с
7. Савенков А. И.Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004 — 10.
8. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. —Екатеринбург: У — Фактория, 2004-12 с.
9. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей / Е. О. Смирнова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с
10. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. –Москва: 2013г
Составные части документов
Статья из книги или другого разового издания
11. Александровская М. Зачем ребёнку коллекции, или Как спасти способного дошкольника от школьных неудач? // Дошкольное образование. 2008. № 11
12. Коваленко О. А. Коллекционирование как средство развития исследовательских умений младших школьников / Начальная школа. — 2011. — № 3. — С. 16-19. — Библиогр. : с. 19
13. Журнал «Дошкольное воспитание»— «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения», N3,2007.
Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».
Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.
Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.
Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол — оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.
Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.
Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.
Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.
Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка — это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.
Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.
Источник