Коллективный способ обучения принципы

Содержание
  1. Выступление на городской «Школе педагогического мастерства»
  2. Коллективный способ обучения
  3. контрольная работа коллективный способ обучения.docx
  4. Министерство образования и науки РФ
  5. ФГБОУ ВПО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
  6. Институт педагогики
  7. Кафедра педагогики начального обучения
  8. Тема: Коллективный способ обучения (В. К. Дьяченко)
  9. Контрольная работа по технологии профессионального образования
  10. Студентки 5 курса,гр.ДПЗ-51
  11. Факультета начального образования
  12. Заочной формы обучения
  13. Специальность «Дошкольная педагогика и психология»
  14. Кисельковой Оксаны
  15. Проверил: Тарасова Е.И.
  16. Калуга 2014
  17. Тема: Коллективный способ обучения (В. К. Дьяченко)
  18. Содержание
  19. Дьяченко Виталий Кузьмич(1923-2008 гг.) – Российский педагог и психолог. Кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член Международной Педагогической академии (с 1996 г.), современный теоретик коллективного способа обучения (КСО). Автор 13 монографий по дидактике и проблемам создания коллективного способа обучения.
  20. 1.Принципы коллективного способа обучения
  21. Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:
  22. 1.Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
  23. 2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
  24. 3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;
  25. 4.Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь:любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
  26. 5.Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
  27. 6.Разделение учебного труда:с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
  28. 7.Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
  29. 8.Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
  30. 2.Постулаты коллективного способа обучения
  31. Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4:индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
  32. Обучение – это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.
  33. Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь (газеты, журналы и т. д.) , когда люди не видят и не слышат друг друга).
  34. Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации учебной работы. Ученик выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.
  35. Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например 2 ученика совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек).
  36. Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди).

Выступление на городской «Школе педагогического мастерства»

Выступление на городской

«Школе педагогического мастерства»

«Технология коллективного способа обучения»

1. Понятие «технология коллективного способа обучения».

2. Принципы коллективного способа обучения

3. Основные преимущества технологии коллективного способа обучения (КСО)

4. Негативные стороны КСО.

5. Основные формы КСО

6. Методические приёмы, используемые на коллективных занятиях

7. Технологический процесс групповой работы

8. Анализ мониторинга учащихся, обучающихся по технологии КСО

I . Понятие «технология коллективного способа обучения».

Основоположниками этой теории являются: Ривин А.Г. (1877-1944 г.) русский, советский педагог новатор, Дьяченко В.К. (1923-2008 г.)

Технология коллективного способа обучения – это организация обучения путем общения в меняющихся парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по-своему овладевает учебным материалом.

В этой ситуации учащиеся:

Отмечают успехи друг друга;

Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;

Обсуждают изучаемый материал совместно;

Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы — свои слова, рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;

Стимулируются положительным опытом совместной работы;

Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

II . Принципы коллективного способа обучения

Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:

Читайте также:  Укажите юридические способы предупреждения конфликтов тест

1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;

3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;

4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;

7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;

8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

III . Основные преимущества технологии коллективного способа обучения (КСО)

Работая по технологии коллективного способа обучения, педагоги выделяют ряд приемуществ перед традиционным обучением:

1) в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логических мышления и понимания;

2) в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

3) Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная;

4) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

5) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

6) отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

7) формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

8) обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

IV . Негативные стороны КСО

Наряду с положительными сторонами коллективного способа обучения есть и негативные моменты.

Негативные последствия коллективного способа обучения:

вызывают шумовые помехи в процессе организационного диалога. Эти опасения в современном варианте технологии снимаются специальными тренингами по выработке оптимального режима общения, позволяющего учащимся слышать друг друга и не мешать другим. Кроме того, по закону Вебера-Фелнера длительное раздражение перестает ощущаться по истечении непродолжительного времени.

Коллективный способ обучения может не всегда применяться на каждом занятии. Частое применение приводит к большой утомляемости учащихся и потере интереса.

Технология коллективного способа обучения развивает идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей учащкгося, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму меняющихся пар, в которых ребенок выступает поочередно, то учеником, то учителем. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.

Парная работа используется, как правило, в трех видах:

статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» – «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

динамическая пара : выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля учащийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

VI . Для работы по технологии коллективного способа обучения используются м етодические приёмы: Слайд 8

Взаимные диктанты в парах сменного состава

методика работы по вопросникам. Устное письменное выполнение упражнений.

Решение задач и примеров.

взаимообмен заданиями (ВОЗ);

сотрудничество учащихся «по вертикали»;

педагогика сотрудничества и «погружение».

VII . Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: Слайд 9.

1. Подготовка к выполнению группового задания. Сюда входят:

Постановка познавательной задачи

Инструктаж о последовательности работы

Раздача дидактического материала по группам.

2. В групповой работе идёт

Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

Распределение заданий внутри группы

Индивидуальное выполнение задания.

Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

Подведение итогов группового задания.

3. В заключительной части.

Сообщается о результатах работы в группах.

Анализируются познавательные задачи.

4. На четвёртом этапе выносится общий вывод о групповой работе.

О достижении поставленной задачи.

Доводится дополнительная информация педагога по каждой группе.

VIII . Анализ мониторинга учащихся по технологии коллективного способа обучения показал, что у учащихся эффективно формируется: Слайд 10

Читайте также:  Показательные уравнения неравенства способы решения

— учебные организационные умения (понять учебное задание, проверить свою работу и партнера, вести контроль над своими действиями)

— учебные интеллектуальные умения (дают грамотное сравнение, анализ и обобщение материала)

— учебные коммуникативные умения (четко излучают свои мысли, учебный материал, умеют внимательно слушать собеседника, отсюда развита культура общения, умение самостоятельно планировать свою деятельность),

— учебные информационные умения (могут самостоятельно работать с источником знаний, вести практическую работу).

Вывод. Внедрение в практику КСО позволяет модернизировать традиционные способы обучения.

Такая «коллективно-распределительная мыследеятельность» даёт двойной результат:

помогает решить учебную задачу и существенно развивать умения учащихся формулировать вопросы и ответы;

искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком;

рефлектировать свои действия, а также способствует деловому общению.

1. Дьяченко В.К. Новая дидактика — М.: Народное образование, 2001. — 496 с.

2. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Изд-во Красноярского ун-та, 1994. — 182 с.

Источник

Коллективный способ обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

1. Принципы коллективного способа обучения
.2 Постулаты коллективного способа обучения
.3 Формы организации учебного процесса
.4 Методические приемы, используемые на коллективных занятиях
.5 Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием)

Файлы: 1 файл

контрольная работа коллективный способ обучения.docx

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Институт педагогики

Кафедра педагогики начального обучения

Тема: Коллективный способ обучения (В. К. Дьяченко)

Контрольная работа по технологии профессионального образования

Студентки 5 курса,гр.ДПЗ-51

Факультета начального образования

Заочной формы обучения

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

Кисельковой Оксаны

Проверил: Тарасова Е.И.

Калуга 2014

Тема: Коллективный способ обучения (В. К. Дьяченко)

Содержание

1. Принципы коллективного способа обучения

.2 Постулаты коллективного способа обучения

.3 Формы организации учебного процесса

.4 Методические приемы, используемые на коллективных занятиях

.5 Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием)

Дьяченко Виталий Кузьмич(1923-2008 гг.) – Российский педагог и психолог. Кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член Международной Педагогической академии (с 1996 г.), современный теоретик коллективного способа обучения (КСО). Автор 13 монографий по дидактике и проблемам создания коллективного способа обучения.

1.Принципы коллективного способа обучения

Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:

1.Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;

3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;

4.Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь:любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

5.Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

6.Разделение учебного труда:с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;

7.Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;

8.Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

2.Постулаты коллективного способа обучения

Первый. Каждый здоровый человек может освоить любой учебный материал.

Второй. Дети отличаются не своими возможностями усвоить тот или иной материал, а индивидуальными способами и средствами освоения этого материала.

Третий. Интерес ученика к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешностью действий ученика в процессе освоения этого материала.

1. Суть первого постулата заключается в том, что всё открыто человечеству, доступно для понимания каждому человеку.

Конечно, не каждый ребёнок станет великим математиком или физиком. Но всё, что известно в физике или математике и оформлено как учебный материал, может быть полностью освоено ребёнком.

Этот постулат запрещает ссылаться на несостоятельность детей освоить тот или иной учебный материал.

2. Все дети отличаются друг от друга. Их отличие проявляется не в том, что одни плохие – другие хорошие, или что одним доступно учиться хорошо, а другим это не доступно.

Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п. Однако эти отличия характеризуют их индивидуальность и относятся к внутренним средствам. Жизненные цели и задачи для разных детей могут быть одни и те же, но эти цели и задачи могут быть реализованы разными детьми за счёт разных внутренних средств.

Именно в вопросах средств, в выборе путей и способов реализации целей должны учитываться индивидуальные особенности детей, но не в обозначении образовательных целей, тем более не в определении общеобразовательных целей.

Читайте также:  Самый лучший способ извиниться перед девушкой

3. Достаточно распространено явление, когда заботливые преподаватели усердно улучшают содержание преподаваемого предмета, стараются включить в программу интересные, любопытные, полезные сведения с надеждой на то, что это вызовет интерес у учащихся, а проявленный интерес будет способствовать улучшению качества обучения. Можно ссылаться на многих авторитетных преподавателей и учёных, которые признались, что такой подход практически малоэффективен. Это не случайно.

Интерес, любопытство возникает и поддерживается тогда, когда изучаемый материал понятен и усвоен, а это обеспечивается успешностью действий учащегося. Когда у ученика какой-то шаг, какие-то действия получаются, то он готов совершить следующий шаг, следующие действия.

Третий постулат констатирует, что, с точки зрения результативности, определяющим является не то, что изучается, а то, как изучается.

3. Формы организации учебного процесса

Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4:индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Обучение – это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.

Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь (газеты, журналы и т. д.) , когда люди не видят и не слышат друг друга).

Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации учебной работы. Ученик выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.

Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например 2 ученика совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек).

Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди).

4.Методические приемы, используемые на коллективных занятиях

Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила.

1. Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом).

2. Другой ученик, (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.

4. Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом второй.

5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор ошибок.

6. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.

7. Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «проверял Петров, проверял Сидоров».

Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Т.е. над диктантом каждый ученик работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок.

Работа по вопросникам.

Устное письменное выполнение упражнений:

1.Ученики выучивают правило и выполняют по нему упражнение.

2.Один ученик из пары проверяет как другой усвоил правило (теорию) и предлагает выполнить упражнение.

3.Другой ученик из пары предлагает выполнить своему напарнику сое упражнение. Затем они расходятся для работы в следующей паре.

Решение задач и примеров.

Учитель предварительно обучает учащихся ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условия задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.

Ученик ведет себя как учитель: «Прочитай условия задачи. Скажи что известно в задаче. Что нужно найти? Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?

1.Раздаются карточки, на каждой карточке по одной задаче. У каждого задачи разные. Работают самостоятельно, не переговариваясь с товарищами.

3.Работа в парах. Обмениваются карточками (задачами).Один из пары становится учителем, другой – учеником. Учитель дает свою карточку ученику, предлагает прочесть задачу и затем ставит вопросы по содержанию задачи и ее решению. Когда решение закончено, карточка передается тому, кто по ней отвечал, т. е. ученику. Теперь ученик становится учителем и ставит вопросы своему «бывшему» учителю по своей карточке (задаче).

Партнеры обмениваются карточками и работают в других парах.

Источник

Оцените статью
Разные способы